Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж



«Всё, что написал Кавирадж Госвами, – всё правда. Он написал то, что услышал от Шри Рагхунатхи даса Госвами, а тот прочитал в дневнике Сварупы Дамодара Госвами. И ещё он писал по дневнику Мурари Гупты» («Чакху дан дило джей», часть 9).

«Сукрити происходит из садханы, из бхаджана. Так, в какой-то момент происходит встреча с садху. Как, например, Рагхунатха дас Госвами в самом начале, в детстве, оказал служение Харидасу Тхакуру. Все они нитья-сиддхи, вечные спутники Махапрабху, но и они показывают, как важна милость садху и гуру» («Чакху дан дило джей», часть 5).

«Скорбь Рагхунатхи даса по Шриле Рупе Госвами была столь велика, что плавились камни. Без Рупы весь Врадж казался ему пустыней, Говардхан – огромным питоном, а Радха-кунда – разинутой пастью тигра. Рагхунатхе дасу казалось, что жизнь покинула его. Способны ли мы, простые смертные, испытывать то же чувство разлуки, которое испытывают вечные спутники Господа?» (Статья, опубликованная в 2002 году в журнале «Rays of The Harmonist»).

«Когда пришла пратиштха, презрение к вайшнаву и оскорбление вайшнава неизбежны. Поэтому так говорит в первом же стихе „Манах-шикши“ Шрила Рагхунатха дас Госвами Прабху:

сада дамбхам хитва куру ратим апурввам атитарам

Сада дамбхам хитва – дамбха, гордость, – это то, от чего надо спасаться каждую минуту. Иначе падение неотвратимо и достичь бхакти, премы, будет невозможно:

пратиштхаша дхришта швапача-рамани ме хриди натет
катхам садхух према спришати шучир этан нану манах
сада твам севасва прабху-дайита-самантам атулам
йатха там нишкашйа тваритам иха там вешайати сах

(«Манах-Шикша», 7)

Шрила Рагхунатха дас Госвами Прабху говорит, что в нашем сердце танцует бесстыжая женщина-чандалка. Эта женщина – наша жажда уважения, поклонения и так далее. Святые будут всегда обходить стороной места, где проходят непристойные танцы.

Наша сварупа – это быть пылинкой на лотосных стопах Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, – эти слова означают, что кроме следования примеру того служения, что было явлено ими, нам нет никакой нужды делать что бы то ни было ещё. Это единственное, чему мы должны себя посвятить».

«Возвышенная раса-лила-катха должна быть предназначена только для тех, кто имеет адхикару (квалификацию) обсуждать такие темы. Прежде чем осмеливаться свободно обсуждать интимные лилы Кришны с гопи, мы должны оценить состояние своего ума. Полностью ли мы внимательны к святому имени Господа? Или когда попугай взлетает на дерево, в то время как мы повторяем джапу, наш ум тотчас взлетает на дерево вместе с ним? Если это происходит, то адхикары у нас нет. Если мы видим красивую женщину, возникает ли в нашем уме привлечённость ею? Если да, то адхикары у нас нет. Когда мы слышим о том, как Кришна возлагает Свою руку на грудь гопи, какого рода интерес у нас возникает при этих описаниях? Если даже хоть небольшое вожделение, хоть малейший намёк на вожделение, присутствует в нас, это означает, что адхикары у нас нет».

 

 

Ади-кешава дас

(Доктор О. Б. Л. Капур, ученик Шрилы Бхактисиддханты

Сарасвати Тхакура)

Саптаграм был в Бенгалии самым важным портом для морских судов. Император Гауды сдал в аренду город с прилегающими деревнями двум влиятельным вождям каястхам – Хиранье и Говардхану. Было поставлено условие, что они должны были платить дань в размере двенадцати лакхов рупий в год. Хиранья и Говардхан снабжали множество брахманов, живших в районе Надии, средствами к существованию. Двор этих двоих братьев был лучшим местом времяпровождения выдающихся учёных.

Рагхунатха был сыном Говардхана. Он отправил его учиться к Балараме Ачарье – их семейному жрецу, который жил в Чандапуре. Баларам Ачарья был святой личностью, и его дом был обычным местом для других мудрецов. Харидас Тхакур тоже приходил к нему каждый день за бхикшей. Рагхунатха почтительно кланялся ему и принимал его благословения. Шри Рагхунатха часто приходил к дому Харидаса, обходил вокруг его кутира и, слушая его экстатическую киртану, сам впадал в экстаз.

Будучи мальчиком, Рагхунатха часто слышал от своих слуг, служанок, родственников и выдающихся людей, посещавших двор его отца, о необыкновенных качествах и бхаве Шри Чайтаньи. Таким образом Его облик был уже чётко отпечатан в сознании Рагхунатха. Но картина ожила, когда в результате благословений и общества Харидаса новый поток бхава-бхакти заструился в его сердце. Он с беспокойством начал желать получить даршан Махапрабху. Как-то раз из Навадвипы пришла весть о том, что Нимай Пандит получил санньясу от Кешава Бхарати в Катве и отправился неизвестно куда. Новость, подобная неожиданному удару молнии, парализовала весь Саптагрм. Рагхунатха решил, что теперь ему никогда не удастся получить Его даршан, и от этой мысли он упал без чувств на землю.

Через три дня пришла другая новость, что Шри Чайтанья отправился в дом Адвайты Ачарьи в Шантипуре и остановился там. Рагхунатха сразу обратился к своему отцу и дяде с просьбой встретиться с Махапрабху. Они разрешили ему отправиться в Шантипур в обществе нескольких брахманов и друзей, а также дали им охрану. Толпы людей шли к дому Адвайты. Придя туда, он припал к стопам Махапрабху. Махапрабху с любовью возложил Свою стопу ему на голову, а потом поднял и обнял. Оба они обнялись и омыли друг друга своими слезами. Адвайта Ачарья сделал необходимые распоряжения, чтобы Рагхунатха остановился в его доме. Рагхунатха счастливо прожил там около недели, наслаждаясь обществом Махапрабху. В течение этого времени Он пленил душу и сердце Рагхунатхи Своим общением, Своей любовью и Своим маха-прасадом, а затем приказал ему уйти. Рагхунатха не мог вынести разлуки. Он вернулся домой, рыдая и плача. Слёзы, которые потекли тогда, уже не останавливались всю его жизнь.

С сердцем, полным страдания, Рагхунатха сказал своим родителям и дяде: «Вы мои защитники, мои благожелатели. Если Вы хотите мне добра, то, пожалуйста, разрешите мне отправиться в Нилачалу и предаться стопам Махапрабху, иначе моя душа улетит в Нилачалу, а тело останется здесь».

Слова Рагхунатхи для них были подобны удару грома. Они тут же в один голос сказали: «О чём ты говоришь? Это же безумие! Никогда больше не говори подобного!»

Как-то раз он провёл всю ночь, плача и восклицая: «Ха Гаура! Ха Гаура!» Видя его в таком состоянии, сами стражники начали плакать и пытались его утешить.

Позже, по милости Нитьянанды Прабху и Самого Шри Чайтаньи, Рагхунатха убежал из дома и пришёл пешком в Пури. Там он стал жить на подаяния. Вайрагья Рагхунатхи не была шушка- (сухой) вайрагьей, или вайрагьей ради самой себя, которую всегда порицал Махапрабху. Она не была натянутой, но являлась естественным результатом его кришна-премы. Поэтому Махапрабху был доволен им и любил от всего сердца.

Когда Махапрабху и Сварупа Дамодара ушли в апракат-лилу, Шри Рагхунатха отправился во Вриндаван, чтобы покончить жизнь самоубийством. Там он встретил Рупу, Санатану и других госвами. Когда они узнали о решении Рагхунатха, то сказали ему: «Рагхунатх! Твоё решение противоречит желанию Махапрабху. Дав тебе шилу и гунджа-малу, Он тем самым раскрыл Своё желание того, чтобы ты жил во Вриндаване и практиковал враджа-раса-садхану. Кроме этого, ты единственный непосредственный свидетель и хранитель лилы Махапрабху в состоянии махабхавы в его последние дни на Земле. Мы хотим, чтобы ты рассказал нам об этой лиле. Если ты покончишь с собой, мы будем лишены возможности знать, что там происходило».

Рагхунатхе пришлось оставить мысль о самоубийстве.

Многие люди приходили к кутиру Рагхунатхи даса Госвами во Вриндаване, чтобы услышать его рассказы о нилачала-лиле Махапрабху. В силу того, что он был особым любимцем Шри Чайтаньи и единственным живым свидетелем Его лилы в Его последние дни, а также благодаря беспримерной вайрагье и страстной преданности, его стали называть Госвами и считать одним из лучших шести Госвами Вриндавана.

Во Вриндаване Рагхунатха был близок с Рупой Госвами больше, чем кто-либо ещё. Теперь в его жизни он занял место Сварупы Дамодара. Рагхунатха слушал от Рупы Госвами эзотерическую мадхура-лилу Радха-Кришны точно так же, как он слушал её от Сварупы Дамодары.

Спустя некоторое время, Рагхунатха дас попросил Рупу Госвами отправиться на Радха-кунду и провести остаток своей жизни в глубокой медитации на мадхура-лилу Радхи и Кришны. Рупа разрешил, но сказал: «Возьми с собой Кришнадаса Кавираджа, так как ты, будучи постоянно погруженным в лилу, будешь лишён внешнего сознания. Там должен быть кто-то, кто заботился бы о тебе».

Рагхунатха дас отправился на Радха-кунду вместе с Кришнадасом Кавираджем. У подножия Говардхана есть место, называемое Упавешана-гхат, где Махапрабху сидел и рассказывал о славе Радха-кунды и Шьяма-кунды. Рагхунатха принял прибежище под деревом рядом с Упавешана-гхатом.

Место, где был построен кутир Рагхунатхи даса, называлось Аришта-грамом. Это имя было дано ему потому, что демон Аришта, который однажды пришёл во Врадж в облике быка и напал на жителей Враджа, был убит Кришной именно там.

Рагхунатха дас совершал свою манаси-севу при помощи анташчинтита-манджари деха (духовной формы манджари, которую он воссоздавал в своём уме). В этом типе садханы, он был сиддхой – совершенным. Когда садхака достигает высокой ступени према-садханы, он живёт в бхава-джагат (мире бхавы). Очень трудно понять его поведение. Иногда даже внешне незначительная вещь может вызвать такую бурную реакцию у него, что свидетель будет находиться в полном недоумении.

Наступило время, когда Шри Рупа Госвами и Шри Санатана Госвами ушли в духовный мир. Рагхунатха дас Госвами был в полном замешательстве от таких событий и постоянно рыдал в разлуке с ними. Но даже в таком состоянии Господь хранил Рагхунатху даса в живых ещё в течение многих лет как идеал для садхаков. Очень сложно установить точную дату, когда он покинул своё тело. Скорее всего это случилось примерно в 1595 году. Такое предположение возникло на основании того, что написание «Чайтанья-чаритамриты» было начато в 1592 году, а она была написана в его присутствии на основании материала, который он давал.

В старости он ослеп, и его «Данакели-чинтамани» была написана, когда он уже потерял зрение. Об этом сказано во «Враджа-виласа-ставе».

Кроме вайрагьи Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, которая вошла в вайшнавской традиции в поговорку, самой важной чертой его характера было смирение. Оно явствует из того, как он скорбно описывает свою недостойность милости Махапрабху и Джахнави Ма, жены Нитьянанды Прабху, когда она пришла во Вриндаван. Он сказал: «Ма! Я самое падшее живое существо на свете. Я родился в доме людей с мирскими наклонностями, занятых только достижением мирских целей. Хотя у меня была возможность жить в непосредственной близости от Шри Чайтаньи Махарабху, я совсем не служил Ему. И всё же я жажду Его милости. Каким качеством я обладаю, чтобы считать себя достойным Его милости? Я в стыде склоняю свою голову, когда мне приходится думать об этом, и я боюсь, что Он может не принять меня. Я провёл всю свою жизнь без бхаджана. А какой бхаджаной я могу заниматься сейчас? Я только молюсь о том, чтобы всегда помнить о Нём и никогда не забывать Его лотосные стопы даже на мгновение» (отрывок из «Према-виласы»).

Шрила Рагхунатха дас был большим знатоком санскрита и также хорошим поэтом. Он написал «Стававали», «Данакели-чинтамани» и «Мукта-чариту».

О «Стававали» можно сказать следующее. Рагхунатха дас был обычно погружён в лила-смарану. Когда он возвращался во внешнее сознание, и созерцание лилы останавливалось, он пытался облегчить своё горе написанием стотр, отражавших его чувства. «Стававали» является собранием 29 таких стотр.

«Данакели-чинтамани» подобна «Дана-кели каумуди» Шрилы Рупы Госвами. В этой работе Радха и Её сакхи идут к арене жертвоприношения, где Бхагури совершает ягью для Васудева: для этого и нужны кувшины, полные свежего гхи. Кришна, выступая в роли сборщика налогов, сидит на вершине Говардхана с несколькими другими гопами. Он останавливает Радху и других гопи, требуя с них налог. Гопи не признают его права на сбор налогов. За этим следует притворная любовная ссора между Кришной и гопи, включающая в себя добродушные насмешки, остроумные ответы, свойственные молодости поддразнивания и кажущиеся эротическими претензии со стороны Кришны. В конце концов на сцене появляется Нандимукхи, которая старше их. Она выступает в качестве судьи и по-доброму улаживает спор, устраивая увеселительную встречу у Манаси Ганги, на которой гопи должны будут отплатить причитающееся с них Кришне.

«Мукта-чарита» написана больше в прозе, чем в стихах. Её тема интересна. По случаю Дипавали Кришна хочет украсить Своих двух коров Ханси и Харини жемчугом. Он просит гопи дать Ему несколько жемчужин из своих украшений. Они отказывают Ему. После этого Он идёт к Своей матери и говорит:

– Ма, дай Мне несколько жемчужин. Я посею их и выращу жемчужное растение.

Мать пытается отговорить Его, объясняя, что жемчуг не растёт на деревьях, но Он не слушает. Она вынуждена дать Ему несколько жемчужин. После этого Он идёт к гопи и говорит:

– Каждый день поливайте молоком поле, на котором Я посеял жемчуг. Когда он вырастит, Я возьму вас в долю.

Гопи высмеивают и Его, и Его просьбу. Но непостижимой силой йога-майи, лила-шакти Господа, которая всегда поддерживает лилу и приводит её к удовлетворительному завершению, жемчужины прорастают в течении трёх дней и превращаются в лианы, на которых растёт жемчуг.

Гопи удивлены и завидуют Кришне. Они решают вырастить тоже жемчужное растение, ещё лучше, чем то, которое выросло у Кришны. Они приносят жемчужины из своих собственных украшений и, не говоря ничего родителям, сеют их и удобряют землю маслом.

Ночью тайком приходит Кришна с друзьями, выкапывает жемчужные растения и заменяет их на побеги колючек. Разочарованию гопи нет предела, когда они видят, как в поле вместо жемчуга растут колючки. Они боятся, что родители начнут ругать их за то, что они по глупости своей испортили украшения. Они решают купить жемчуг у Кришны, чтобы избежать наказания, и приходят к Нему с предложением обменять их золото на жемчуг. Кришна же просит от каждой из них такую оплату, на которую ни одна не соглашается. Начинается долгий спор с обменом колкостями и остроумными ответами. Любовная ссора продолжается до тех пор, пока Нандимукхи не приходит и не улаживает спор, давая поручительство за оплату.

Согласно Шриле Кришнадасу Кавираджу, Рагхунатха дас Госвами также написал биографический очерк, кадачу, о Шри Чайтанье Махапрабху.

(Из книги «Госвами Вриндавана», с сокращениями).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!