Попытки примирения язычества и христианства в католицизме



 

А.Ф. Лосев считал, что все же попытки примирения язычества и христианства, но уже в недрах духа, произошли в католицизме. Если для паламитов самостоятельным бытием является неизреченная Божественная сущность, являющая и выражающая Себя в световых энергиях, в слове, в благодати, то варлаамиты признавали в принципе самостоятельность неизреченной Божественной сущности, фактически же самостоятельной считали тварь. Проявление, энергия уже не есть сам Бог, но - тварь, утверждали они, поэтому Бог, оставаясь неявленным, превращается в абстрактное понятие. У паламитов (в строгом византизме) Бог есть абсолютно непостижимая бездна, являющая себя в энергии, у варлаамитов (на возрожденческом Западе) Бог есть принципиально абстрактное понятие, фактически же нет никакого Бога, а есть безбожная тварь. Но можно объединить то и другое, то есть в христианский опыт бесконечной личностной стихии внести безбожно-тварный момент, а безбожную тварь понимать как божественную духовно-индивидуальную стихию. Чистого язычества тут нет, ибо язычество не знает опыта личности, но и чистого византийско-московского Православия также не может быть ввиду явной и принципиальной прельщенности тварью. Получается католическое христианство.

Основой латинского платонизма (аристотелизма), по мнению А.Ф. Лосева, послужило Filioque. Мы не будем приводить его аргументацию, ее легко можно найти в работах Лосева, но он делает вывод, что католицизм и есть язычество в христианстве, языческий платонизм в Православии, христианский аристотелизм. Что языческий платонизм проделывает с идеей и материей вообще, то католицизм проделывает с идеей и материей в духовно-личностном бытии.18

Как совершенную очевидность А.Ф. Лосев признавал онтологизм Востока и психологизм Запада, особенно ярко проявляющиеся в молитвенной практике. Восточному монаху не важен он сам, потому так мало описаний внутренних состояний подвижника. Западному же подвижнику, кроме Бога, важен и он сам, поэтому так подробны описания экстатических, истерических, а порою и просто эротических состояний в «откровениях» святых, почитаемых в католицизме. Византийский монах на высоте умной молитвы сидит спокойно, погрузившись в себя, причем плоть как бы перестает действовать и ничто не шелохнется ни в нем, ни вокруг него. Подвижник отсутствует сам для себя, он существует только для славы Божией. В католицизме выражается соблазненность и прельщенность плотью, что часто приводит к галлюцинациям и лжемолитвенным состояниям. Но поразительно, что этот эффектный субъективизм и психологизм, соединенный с формалистической строгостью дисциплины, всегда был очень привлекателен для русской интеллигенции.19

 

 

Литература

 

1. Деяния Вселенских Соборов. - Казань, 1875. - С. 463. Цит. по Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: «Мысль», 1993. - С. 861.

 

2. Там же. - С. 507-508. Цит. по Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: «Мысль», 1993. - С. 862.

 

3. Там же. - С. 377. Цит. по Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: «Мысль», 1993. - С. 862.

 

4. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: «Мысль», 1993. - С. 862-864.

 

5. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Православие и современный мир: Лекции и статьи. - Минск: «Лучи Софии», 1995. - С. 82-83.

 

6. Там же. - С. 85.

 

7. Лосский В.Н. Боговидение. - М.: Свято-Владимирское братство, 1995. - С. 111.

 

8. Иоанн (Экономцев), игумен. Православие. Византия. Россия: Сб. ст. - М.: «Христианская литература», 1992. - С. 175.

 

9. Лосский В.Н. По образу и подобию. - М.: Свято-Владимирское братство, 1995. - С. 57.

 

10. Там же. - С. 57.

 

11. Там же. - С. 59.

 

12. Лосский В.Н. Боговидение. - М.: Свято-Владимирское братство, 1995. - С. 114.

 

13. Там же. - С. 116

 

14. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Православие и современный мир: Лекции и статьи. - Минск: «Лучи Софии», 1995. - С. 84.

 

15. Лосский В.Н. По образу и подобию. - М.: Свято-Владимирское братство, 1995. - С. 67-68

 

16. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: «Мысль», 1993. - С. 867-868.

 

17. Там же. ­- С. 865-873.

 

18. Там же. ­- С. 873-875.

 

19. Там же. ­- С. 891.

 

 

Приложение 2

 

Борьба нацистов против язычников

 

Дорогие друзья, в прошлых публикация мы не раз упоминали о том, что национал-социалистическое движение Адольфа Гитлера вело непримиримую борьбу против язычества, оккультизма, сатанизма и прочих «нетрадиционных религиозных ориентаций», которые по меткому выражению Юлиуса Штрейхера, «тянут вместе с еврейством за одну веревочку». Настал момент написать об этом подробнее, попытаться в меру своих сил систематизировать известную нам объективную информацию по данной теме, отбросив в сторону культур-марксистские и паганистические фальсификации сего важнейшего вопроса.

Вместо того, чтобы все скидывать в одну кучу и выдавать очередную солянку из фактов, нам представляется куда умнее разбить информацию ниже в соответствии с историческим контекстом того, что имело место быть в Великогерманском государстве в 1933-1945 гг., и непосредственно, в партии немецких национал-социалистов. Поэтому дадим сначала описание обстоятельств места и времени, в котором пришлось действовать НСДАП в «период борьбы», внутрипартийную обстановку и разберем три волны наступления нацистов против паганистов и оккультистов после прихода Гитлера к власти.

 

Исторический контекст

 

К началу XX века в Германии существовало множество различных оккультных и неоязыческих кругов, которые чаще всего классифицировали себя как часть Völkische Bewegung, т.е «народнического движения». Основным контингентом «народников» выступала нигилистически настроенная к современности маргинальная интеллигенция, которая черпала жизненные соки для своего ума в якобинском шовинизме, модернистском синкретизме и «нетрадиционных религиозных ориентациях». Многие исследователи относят к народникам и довольно здравых мыслителей, действовавших в соответствии германской Традицией и христианской мистикой, как например Йорг Ланц фон Либенфельс, однако достойные люди подобного рода составляли лишь незначительное меньшинство, которое никак не связано основным вектором фёлькише.

В одной только Германии на начало 20хх годов насчитывалось более 200 различных паганистических формаций и оккультных кружков, которые выпускали газеты, журналы и устраивали различные культурно-политические мероприятия.

Некоторая часть языческих организаций вообще не представляла из себя какой-либо реальной силы. Так пресловутое «Общество Туле», которое, оговоримся сразу, никак не было связано с ранней историей НСДАП, по меткому замечанию Кристофа Линденберга «по предметам их «исследований» вполне однозначно характеризуется как типичная безобидная группа любителей пофантазировать на патриотические темы».

Иные оккультно-языческие группировки же имели довольно большое количество политизированных последователей. Естественно, данные элементы активно интегрировались в различные политические течения послевоенного немецкого государства, и движение немецких национал-социалистов не стало исключением. Так Фюрер Адольф Гитлер, в своей известной на весь мир книге, прямо называл наплыв язычников в свое движение «Карой Божьей».

На фоне этого необходимо сразу сказать, что ошибочно говорить о якобы исключительно правом характере народнического движения, ибо целый ряд фёлькиш-формаций более чем лояльно относилось и к коммунистической партии.

 

Позиция НСДАП

 

Задолго до начала акций прямых репрессий нацистов против неоязычников, последние находились в оппозиции генеральной линии Адольфа Гитлера. Их присутствие в партии объяснялось тем, что в ранней НСДАП существовал ряд альтернативных течений и групп не до конца разделяющих воззрения верховных руководителей по частным вопросам. Партия национал-социалистов в «эпоху борьбы» старалась не заострять внимание на религиозных вопросах и, «по-иезуитски», пользовалась всеми доступными рычагами ради политической борьбы для достижения места у штурвала корабля немецкой нации.

Несмотря на это, сам Адольф Гитлер имел ясное мнение насчет всех этих оккультно-паганистических элементов и различных деятелей фёлькиш, которое он отразил в «Mein Kampf». Приводим сию цитату:

«Большинство же [язычников] пробиралось в наши ряды для того, чтобы продолжать тянуть свою собственную волынку и получить возможность проповедовать свои прежние старинные идеи. Ну, а что это были за идеи, это даже трудно пером описать.

Самым характерным для этих натур является то, что у них всегда на устах примеры из эпохи старогерманского героизма, что они постоянно болтают о седой старине, о мечах и панцирях, каменных топорах и т. п., а на деле являются самыми отъявленными трусами, каких только можно себе представить. Размахивая в воздухе зазубренными жестяными мечами, натягивая на себя страшную шкуру медведя и напяливая на голову самый страшный головной убор, они для текущего дня проповедуют борьбу посредством так называемого "духовного оружия" и разбегаются как зайцы при появлении первой же группки коммунистов с резиновыми палками в руках. Будущие поколения никак не смогут увековечить образа этих людей в новом героическом эпосе.

Я слишком хорошо изучил этих господ, чтобы испытывать к их фокусничеству что-либо другое, кроме чувства презрения. В народной массе они вызывали только смех. Появление таких "вождей" было только на руку евреям. Для евреев это были подходящие защитники идеи нового германского государства. К тому же претензии этих господ совершенно чрезмерны. Они считают себя умнее всех, несмотря на то, что все их прошлое красноречиво опровергает такую претензию. Наплыв подобных людей становится настоящей карой божией для честных прямодушных борцов, которые не любят болтать о героизме прошлых веков, а хотят в наш нынешний грешный век на деле выказать хоть немножко собственного практического героизма.»

Будущий Фюрер Великогермании высказался весьма недвусмысленно, и нет решительно никакой необходимости как-то иначе истолковывать его слова. Многие паганисты примкнули к «штрассеринкому течению» или впали в откровенный антифашизм на почве своих ультра-шовинистических и якобинских воззрений.

Показателен пример язычника-генерала Людендорфа, который вначале поддержал нацистов, но потом в конце 20-ых - начале 30-ых сильно поссорился с Гитлером на почве религии, резко порвал с национал-социалистами, вышел из НСДАП, громко хлопнув дверью. Генерал был пламенным адептом возрождения «немецкой веры», пытаясь продвигать свои религиозные взгляды через оккультный «Союза Танненберга» (Tannenbergbund). Данное общество, в 1930 году, издало книгу в двух томах под названием "Римский Иуда", в которой обрушило шквал критики на НСДАП и, непосредственно Адольфа Гитлера с позиций неоязычества. Все нападки сводилась к тому, что нацисты со своим Фюрером являются «национальными предателями, христианскими фанатиками, прихвостнями римского Папы и…жидов». Весьма забавно оглавление второго тома сей писанины:

 

1.Диктатура в Германии.

2. Гитлеровский "святой отец" и мировая война.

3. Христианство или Немецкая Вера.

4. Борьба католика Гитлера за римского Иуду против Людендорфа. 9 ноября 1923.

5. Зачем нужен этот выбор?

6. Обман немецкого народа. Жид Ротемир Штерн - друг национал-социализма.

7. Конечная цель римского Иуды: Уничтожение Германии в мировой войне на немецкой почве.

 

Сразу после выхода, «Римский Иуда» (напрашивается ассоциация с одиозным трудом «гения славянской мысли» - «Ударом русских богов») стал настольной книгой фёлькиш-паганистов накануне прихода НСДАП к власти, а потому их судьба в будущем была незавидна. Необходимо так же понимать, что 24 пункт программы НСДАП, в котором декларировалось то, что партия «стоит на основе позитивного христианства» был незыблемым, что приводило в бешенство народников. Они понимали, что, по мнению нацистов, язычество и оккультизм «выступают против нравственных и моральных чувств немецкой (арийской) расы», а потому открытая война с ними – лишь вопрос времени.

 

Приход нацистов к власти.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 575; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!