О «добродетельных язычниках» в храмах



 

 

После того, как на фронте теории, у апологетов «элинизированного» христианства не остается аргументов в защиту сопряжения Евангелия с древней философией, в качестве последней зацепки, часто приводятся явления исторической жизни Церкви. Наиболее популярным тезисом является указание на явления материальной культуры имевшие место быть, как в Западной так и в Восточной Церквях, напрямую связанные с «языческими мудрецами».

Здесь, как уже можно было догадаться, речь идет о так называемых «добродетельных язычниках», которые, якобы, в отрыве от иудейской традиции, предсказали Пришествие Христа. Но и тут все довольно ясно при ближайшем рассмотрение – в католической догматике сии персонажи помещаются в лимб, тот же ад только без вечных мук (отсутствие единения со Христом после смерти, пожалуй, жутчайшее наказание, и тут нужно говорить о деструктивном мудровствовании схоластики), и не наследуют Царствия Божия ни в веке сем, ни в будущем. Православное учение вообще не имеет каких-либо догматических указаний на их счет кроме как посрамлений, в течение веков закрепленных в литургической традиции Церкви. Не лишним будет напомнить, что Тропарь 9-й песни канона на утрени в четверг 3-й седмицы Великого Поста звучит так: «Петр витийствует, и Платон умолче. Учит Павел, и Пифагор постыдеся. Та же (Богородица) апостольский богословяй собор эллинское мертвое вещание погребает и совоставляет мир ко служению Христову». Один из акафистов Пресвятой Богородицы звучит так: «Радуйся, афинейская плетения растерзающая!». Небезынтересно отметить, что именно от церковно-славянской фразы «афинейская плетения», обозначающей греческую философию, происходит русское слово «ахинея».

Впрочем, хватит указывать на теорию, ибо, как было сказано выше, нас интересует в данный момент материальный фактор церковной истории связанный с языческими философами в данном отношении. Здесь речь идет прежде всего о нескольких фресках храмов Европы, где мы можем лицезреть некоторое количество эллинских мудрецов, якобы предвещающих явлений Христа. Оставляя в покое католицизм с его схоластикой, которая стала катализатором таких явлений на Западе, обратимся к нашему православному наследию. Казалось бы, приведенные канонические элементы церковный жизни, процитированные выше, не оставляют даже и мысли об изображении адептов «греческой ахинеи» в храмах, но не все так просто.​

Когда мы обращаемся к подобным памятникам церковного искусства, то на поверку это оказываются совсем не памятники, а типичный еретический новодел, который мы даже и не видим смысла анализировать. Однако настоящий интерес представляют фрески Благовещенского собора Московского Кремля, где есть подобные изображения Аристотеля, Платона, Сократа, Вергилия и других деятелей античной культуры. Сделаем небольшую ремарку – эти изображения не находятся в соборе, а имеются лишь на его паперти, т.е в зоне перед внутренним притвором храма. Но это так, к слову, самое интересное впереди - итальянский специалист по вопросам церковного искусства Rosa Giorgi анализировал ряд схожих проявлений изобразительных моментов западных и восточных церквей, затронув вопрос и о наличии в них язычников. Из заключения специалиста следует, что без «внешнего сдвига» подобное вряд ли когда-либо могло появиться в русском храме, однако есть прямые ключи к ответу на этот вопрос.

Дело в том, что период строительства Благовещенского собора Кремля приходится на момент резкого усиления ереси жидовствующих (одной из самых опасных ересей еврейского влияния, с которой пришлось когда-либо столкнуться Церкви). Собор был завершен в 1489 году, а уже в следующем 1490 году русскую кафедру возглавил жидовствующий митрополит-еретик Зосима, который и дал регламенты первых росписей новопостроенных храмов. Тогда и начали, приходит к выводу специалист, появляться «языческие мудрецы» на поперти собора, а окончательно они были завершены вскоре при Василии III. Не будем удаляться в разбор жидовской ереси, ибо это сделали и без нас множество исследователей, однако считаем не лишним будет привести слова преподобного Иосифа Волоцкого о митрополите Зосиме, с чьей подачи была выдвинута идея изображения «добродетельных язычников»: «Осквернил он святительский престол, одних уча жидовству, других содомски скверня — Сын погибели, он Сына Божия попрал, похулил Пречистую Богородицу и всех святых унизил; икону Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери и иконы всех святых называет болванами… Зосима говорит: А что то царство небесное, а что то второе пришествие, а что то воскресение мертвых? А ничего того несть — умер кто, то и умер, по та места и был!»

Вот собственно и суть – восхваления «вечной философии» и эллинских мудрецов, при закутывании всего этого дела в христианскую обертку, есть ничто иное как латентное проявление жидовской ереси, и не важно даже под каким соусом это подается.

В целях дальнейшего раскрытия означенной выше темы настоятельно рекомендуем всем интересующимся ознакомиться с работой сергианского «архимандрита» Георгия (Шестуна), во многом базирующейся на трудах двух зарубежных (протоиерей Иоанн Мейендорф и профессор Владимир Николаевич Лосский) и одного катакомбного (профессор Алексей Федорович Лосев, в иночестве Андроник) богословов. См. приложение 1.

 

 

Спекулятивная теология:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!