Содержание тем первого года обучения



Nbsp;  

Пояснительная записка.

 

 Театр- это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре познает мир театрального искусство, знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, хореографии и других видов искусства. Успешное раскрытие и использование творческих способностей ребят, конкретные видимые результаты их творчества - все это создает благотворную атмосферу радости, удовлетворение, вызывает желание дальнейшего театрального совершенствования.

Тренинги и упражнения, проводимые в  игровой форме,  способствуют развитию детской психофизики, включающей в себя такие факторы как развитие внимание, памяти, фантазии, воображения, памяти физических действий (снятие мышечных зажимов), тем самым способствуя развитию  всех видов детского творчества, а в точности актерского, речевого, музыкально - игрового, танцевального и движенческого.

Театр – прекрасное место для общения ребят всех возрастов. Здесь бывает интересно абсолютно всем—подросткам и ученикам младших классов. Занятия в театральном коллективе укрепляют дружбу, между его участниками и дают повод для внешкольных встреч, во время которых происходит разучивание ролей, репетиции и обсуждение костюмов и организационной подготовке к творческой постановке, тем самым развивая коммуникабельность.  Театральное образование воспитывает основы зрительской культуры  у воспитанников, развивает навыки театрально – исполнительской деятельности, дает знание о театре.

Современный ребенок смотрит много кинофильмов, играет в компьютерные игры, мало читает, что формирует у подростка клиповое восприятие окружающего мира, это влияет на воображение, фантазию, на формирование внутреннего экрана. Он перестает мечтать, воображать, представлять картинку, что пагубно влияет на его развитие в целом. Он уже не может научиться обобщению, ему сложно применять то же правило в разных условиях, но кроме того, он теряет внутренний мир, глубину переживания жизни, а потому не может духовно развиваться.

Актуальность программы:

Формирование у ребенка позитивного мышления к жизни, через занятия театральным искусством.

Педагогическая целесообразность:Благодаря педагогическому воздействию через формы занятий (индивидуально – групповые), методы: проблемный, частично – поисковый, личностно-ориентированному подходу технологии коллективно-творческой деятельности мы выявляем способности детей, развиваем их до самореализации.

Принципы организации учебно-воспитательного процесса

Приросообразности предполагает, что процесс художественного творчества обучающихся должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Культуросообразности предполагает, что художественное творчество обучающихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и обучающихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей.

Особенность программы:В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью, творить, и развить эти способности именно в раннем возрасте и является первоочередной задачей данной программы. Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить эти способности.

Цель программы Создание условий для раскрытия творческих способностей детей через приобщение к миру искусства.

Обучающие задачи:

- Знакомство детей с элементами театрального искусства;

-Обучение первоначальной театральной подготовке через различные разделы театрального искусства; (сценической речи, сценического движения).

- Ориентация в сценическом пространстве.

Развивающие задачи:

- Включение психофизических функций;

- развитие  основных двигательных качеств, навыков и возможностей человеческого тела, свободу владениями в действии.

Воспитательные задачи:

- Воспитания стойкого интереса и потребностей к занятиям театральной культуры;

- Воспитание системы отношений к себе, учителю, занятию, развитие личностных качеств, вежливости и трудолюбия.

- Воспитание через искусство активного творческого отношения к жизни, самостоятельности, инициативности.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр-тренингов, упражнений  и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления ребенка к окружающей среде.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

Для того чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.

В течение учебного года в каждой группе ставится минимум два спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. В старших группах ребята сами выбирают роли.

На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.

Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится тренингам и упражнениям, которые проводится с учетом возрастных особенностей детей.

Задача тренинга и упражнений  - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.

Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения, и охватывает три возрастных группы:

Форма занятий: групповая, мелкогрупповая, индивидуальная.

Продолжительность занятий: 30-45 минут (1 час)

 

 

1 Средняя группа   8 -9лет 2час.х 3раза   45 мин
2 Средняя группа 8-9 лет 2час.х3 раза 45 мин
3 Старшая группа   10-12лет 2час.х 3 раза 45 мин  

 

Структура занятий:

Й час занятий.

Сценическая речь

-упражнения на дыхание – 10 мин.

- артикуляционная гимнастика- 5 мин.

- упражнения на дикцию - 5 мин.

Сценическое движение

-разминка для разогрева мышц  10 мин.

- игры - тренинги – 15 мин.

Й час занятий.

-Репетиция спектакля- 40 мин.

-Подведение итогов – 5 мин.

В образовательном процессе используются различные методы обучения:

- Словесный метод:

- актерский тренинг;

- игры и упражнения на развития актерского самочувствия;

- речевые упражнения (стихи, пословицы, скороговорки);
- беседы, рассказы,

- объяснения,

- показы.
- Проблемно – поисковый метод:

применяется для работы над образом сказочных персонажей в самостоятельной работе учащихся;

-Практический и игровой методы:

являются ведущими для раскрытия природных способностей ребёнка.

-Репетиционные занятия, выступления, творческая работа.

Формы подведения итогов и контроля.
Для реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
 промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы.

итоговый– открытые занятия, спектакли, фестивали.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля над развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление

 

 

.
Ожидаемые результаты.

В ожидаемых результатах дети приобщаются к театральному искусству, развивают творческие способности, выявляют идеи, определение сверхзадачи (во имя чего ставить и играть данный спектакль) определяют главные и второстепенные события, характер героев. Анализируют поступки и поведения действующих лиц. Слушают и понимают партнера, оценивают его действия. Свободно двигаться по сцене сочетая словесные действия с физическими действиями. В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками мероприятий, конкурсов, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.

Педагогу дополнительного образования в конце каждого года обучения необходимо проводить анализ своей работы диагностики детей, контрольному показу и достижениям, что является результатом реализации образовательной программы.

Содержание программы.

 

1 раздел: « Основы театральной культуры» - Познакомить учащихся с театром как видом искусства, через игру- тренинг. Ввести в мир искусства.

Он включает в себя: игры – тренинги, развивающие психотехнику, участие детей в театрализованных  представлениях.

2 раздел: «Сценическое движение» - ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3 раздел «Сценическая речь» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающая речь, творческая фантазия, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

4 раздел «Подготовка спектакля»- является результатом работы первых 3-х разделов  и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.

 

 

Тематический план на первый год обучения.

 

Наименование темы Всего часов Теоретическая часть Практическая часть Формы аттестации, контроля
1 Вводная беседа. 2 2   Игры - тренинг
2 Сценическая речь 32   32 Контрольное занятие
3 Игры- тренинги 24   24 Контрольное занятие
4 Актерское мастерство 72 4 68 Контрольное занятие
5 Итоговая работа театрального кружка 14   14 Коллективная постановка спектакля.  
    144 6 138  

Содержание тем первого года обучения.

Тема №1: Беседа о театре.

Теоретическая часть:Знакомство с кружковцами. Выявление их возможностей для распределения ролей: (голос, дикция, память, воображение, внешние данные). Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Значение театра его отличие от других видов искусства.

· Что такое театр?

· Театральный грим?

· Театральные костюмы?

· Театральные декорации (занавес, сценическая коробка, сценические задники, подиум).

Практическая часть: Упражнения на внимание, фантазию, воображение (игры в образе того или иного героя). Упражнения на дикцию: (стихи, разговорная речь).

Итог: Игры - тренинг.

Уровневая дифференциация:

Стартовый уровень: Введение в мир театра, его историю, а так же театрально - игровую деятельность.

Базовый уровень: Овладение знаниями в области театрального искусства, знакомство с актёрской грамотой.

Тема №2 Сценическая речь.

Теоретическая часть: Сценическая речь – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения, интонации. Практическое овладение техникой речи дает возможность человеку выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом, способным привлечь внимание слушателей, воздействовать не только на их сознание, но и на чувства, воображение, волю.

Практическая часть: Дыхательные упражнения

«Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем ручки» (из упражнений Е.Ласковой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Разброс» (из упражнений М. Гансовской). На вдохе прыжком широко расставляются ноги и в разные стороны раскидываются руки. На 4, 8 или 12 счетов выдыхается воздух и собирается все тело вместе.

«Комарик». Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьется со звуком «з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй насосик. В начале «мячик» сдут, то есть ребенок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибаясь в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик» выдергивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш-ш-ш» сдувается . Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребенок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

«Проколотый мяч» Представьте себе, что у вас проколотый мяч, если его нажимать, слышно как выходит воздух «сссссссс….».Нажимать на мяч ладонями.

Артикуляционная гимнастика:

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, я добавляю хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью верх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать тоже самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

«Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-у-о-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше. Для достижения этой цели я применяю такое приспособление. Ухожу в конец зала и притворяюсь глухим. При нечетном звуке ору через весь зал: «Не слышу!» Ребенок старается говорить громче. Я ему: «Не понимаю! Посылай звук в меня! Плюйся гласными!» В меня летит все более и более точный посыл.

Участники становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руки к груди, а затем, выбрасывая ее вперед с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.

«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно четкое и одновременно быстрое произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т. д. За занятие я успеваю проговорить 5 – 6 буквосочетаний. Цепочка буквосочетаний такова: «ба-ба-ба-ба-бо-бо-бо-бо-бу-бу-бу-бу-бэ-бэ-бэ-бэ-бы-бы-бы-бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно. В артикуляции вся работа построена только на одинарных звуках, а сдвоенные не используются, потому что по сути повторяют одинарные (Е=Й+Э; Ё=Й+О; Ю=Й+У; Я=Й+А).

для губ, языка.

Поговорки:

· Наш Полкан попал в капкан.

· Идет с косой козой косой козел.

· Ткачи ткали ткани на платье Тане.

· Забыл Понкрат дома домкрат.

· Курочка черна, пестра, уточка с носка плоска.

 Итог:контрольное занятие.

Уровневая дифференциация:

Стартовый уровень: Является подготовительным. Знакомство с предметом «сценическая речь». Овладеть чёткостью движения артикуляторов, умение контролировать мышечный тонус и правильное речевое дыхание – основа свободного звуко и слогопроизнесения.

Базовый уровень:Владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

Продвинутый уровень: Освоение полученных навыков, теоретических знаний, первые практические опыты публичных выступлений. Применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в

самостоятельной работе над ролью.

Тема №3 Игры – тренинги:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 590; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!