Тема№5 Итоговая работа театрального кружка



Практическая часть: Театральный конкурс является основной и конечной формой творческой самореализации учащегося. Выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого успеха и признания зрителей.

Итог: Коллективная постановка спектакля.

Уровневые дифференциации:

Стартовый уровень:Этап знакомства обучающихся непосредственно с постановочной работой (анализ драматургического материала, плановая работа над спектаклем, создание сценического образа).

Базовый уровень: Вся работа театрального  коллектива сосредоточена на постановке спектаклей, именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как обучающихся, так и педагога. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке. На этом этапе происходит более глубокое изучение особенностей актерской профессии.

Продвинутый уровень: Обучающиеся должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку; знать простейшие театральные слова; уметь сочинять не сложные по сюжету сказки; выразительно читать стихи; уметь выполнять коллективные упражнения на согласованность действий.

К концу первого года каждый  обучающийся должен:

Знать:

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусства

3. Какие виды театров существуют

4. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

Иметь понятия:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

Уметь:

1. Направлять свою фантазию по заданному руслу

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретать навыки:

 

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5. Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности (от сценического зажима), боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Тематический план на второй год обучения.

 

Наименование темы Всего часов Теорит. часть Практич. часть Формы аттестации, контроля
1 История театра   1 1   творческие викторины
2 Сценическая речь. 40   40 контрольное занятие
3 Сценическое движение. 30   30 творческая работа
4 Репетиционно - постановочная работа. -работа над спектаклем -работа актера над ролью. 121 6 115 педагогическое наблюдение
5 Итоговая работа театрального кружка 24   24 Коллективная постановка спектакля
  Всего: 216 7 209  

Содержание тем второго года обучения.

Тема №1 История театра:

Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре.

Теоретическая часть:Продолжение знакомства с театром. Жанры. (комедия, трагедия, драма, мелодрама). Элементы драмы, шутки, сатирические куплеты, веселые диалоги.

Итог: Творческие викторины.

Уровневая дифференциация:

Стартовый уровень: Ознакомить обучающихся с историей театра различных эпох, а также нацио­нальными особенностями и своеобразием развития драматургической, режиссёрской и исполнительской деятельности

Базовый уровень: Овладение знаний обучающихся в области театрального искусства, знакомство с актёрской грамотой.

Тема №2  Сценическая речь.

Теоретическая часть: Сценическая речь – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения, интонации. Практическое овладение техникой речи дает возможность человеку выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом, способным привлечь внимание слушателей, воздействовать не только на их сознание, но и на чувства, воображение, волю.

Практическая часть:

Дыхательные упражнения

«Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем ручки» (из упражнений Е.Ласковой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Разброс» (из упражнений М. Гансовской). На вдохе прыжком широко расставляются ноги и в разные стороны раскидываются руки. На 4, 8 или 12 счетов выдыхается воздух и собирается все тело вместе.

«Снайпер». То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

«Упрямая свечка». То же, что и «свечка», но воздух выдыхается в несколько приемов без дополнительного добора дыхания.

«Комарик». Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьется со звуком «з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй насосик. В начале «мячик» сдут, то есть ребенок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибаясь в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик» выдергивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш-ш-ш» сдувается . Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребенок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

«Проколотый мяч» Представьте себе, что у вас проколотый мяч, если его нажимать, слышно как выходит воздух «сссссссс….».Нажимать на мяч ладонями.

Восточная методика на дыхании, вдохи и выдохи 8 раз с наклонами, говорим без голосовых связок. Наша Таня громко плачет.

Артикуляционная гимнастика:

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, я добавляю хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью верх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать тоже самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

«Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-у-о-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше. Для достижения этой цели я применяю такое приспособление. Ухожу в конец зала и притворяюсь глухим. При нечетном звуке ору через весь зал: «Не слышу!» Ребенок старается говорить громче. Я ему: «Не понимаю! Посылай звук в меня! Плюйся гласными!» В меня летит все более и более точный посыл.

Участники становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руки к груди, а затем, выбрасывая ее вперед с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.

«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно четкое и одновременно быстрое произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т. д. За занятие я успеваю проговорить 5 – 6 буквосочетаний. Цепочка буквосочетаний такова: «ба-ба-ба-ба-бо-бо-бо-бо-бу-бу-бу-бу-бэ-бэ-бэ-бэ-бы-бы-бы-бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно. В артикуляции вся работа построена только на одинарных звуках, а сдвоенные не используются, потому что по сути повторяют одинарные (Е=Й+Э; Ё=Й+О; Ю=Й+У; Я=Й+А).

для губ, языка.

Развитие масочного звука

«Идиотики». Участники стоят в полукруге. Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык широкий, вываливается. Упражнение выполняется 7 – 8 раз. Вы можете столкнуться с тем, что ребята будут стесняться делать это упражнение. Во-первых, не больно-то эстетичное название, а во-вторых, сам вид упражнения не очень-то приятен. Я в этом случае предлагаю ребятам отвернуться друг от друга. Само это отворачивание начинает работать как упражнение на приспособление. Участникам надо спрятаться в комнате, полной людей. Постарайтесь также и в других случаях использовать неудобную ситуацию для своих целей.

«Коровка» и «Коровка бодается». Эти два упражнения я провожу обычно как одно, потому, что первое подготавливает второе, а второе естественным образом вытекает из первого. Упражнения состоят в следующем. На правильном дыхании и на удобной средней ноте берется звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок и все они примерно равны по силе звука, руководитель отходит в другой конец зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить в него. Когда и это выполнено, руководитель дает команду: «По моей руке – «идиотики»». Рука быстро идет вниз-вверх и так же работает нижняя челюсть. В результате должен получится звук на подобие «м-м-мам-м-м». Обязательно напомните детям, чтобы, выполняя это упражнение, они следили за тем, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.

«Баня» (из упражнений Е.Ласкавой). Это упражнение выполняется в двух позициях. Первая такова. Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, потом по коленям, потом по голеням, потом по бедрам. Похлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по

 

другой. Одновременно с похлопыванием произносится нонсерный звук «м» на удобной ноте. Вторая позиция – стоя, и при этом тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, груд. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.

Для закрепления масочного звука хороши следующие упражнения.

«Темная ночь». На удобной ноте почти пропевается фраза «темная ночь». Особенно педалируются звуки «мн» и «н». Во время выполнения упражнения надо следить, чтобы хотя бы звуки «мн» и «н» произносились в соответствии с правилами произнесения масочного звука.

«Мама милу мыла мылом, Мила мыло не любила». Это упражнение идентично предыдущему. Единственное, что изменено, - это фраза. В процессе выполнения упражнения надо проследить, что бы оно начиналось и заканчивалось звуком «м». То есть, произносится «не любилам-м-м», а «не любила».

Во время выполнения упражнения следитъ за тем, чтобы дети держали масочный звук, и текст летел как можно дальше в зал.

«Самолетик». Это упражнение я всегда делаю в конце. На нем удобно проверять, каких результатов достигли ребята. Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа – это один «мотор» «самолета». Руководитель поочередно включает каждый «мотор». «Моторы» «работают» на звуке «а» и очень тихо. Когда все «моторы» «включены», руководитель начинает медленно поднимать руки, увеличивая «мощность» «мотора» до самой высшей точки звучания, потом звук резко снимаетсяНа уроках сценической речи отрабатывается: голос, дикция, дыхание, развитие произвольного слухового, зрительного внимания.

Скороговорки

Чистоговорки

Итог:Контрольное занятие.

Уровневая дифференциация:

Стартовый уровень направлен на освобождение ребенка от психоло­гической напряженности, на физическое раскрепощение. В основном опираемся на развивающие игры и упраж­нения. Дети учатся создавать сказочные обра­зы. Они вовлекаются в мир фантазии и воображения, выполняя несложные и понятные задания.

Базовый уровеньпостроен на индивидуальных и групповых занятиях, стимули­рующих изобретательность, творческую активность, технический тренинг участников. На этом этапе ставятся более сложные задачи в области осмысления действий на сцене. Здесь необходимо больше уделять времени развитию выразительной речи, упражнениям на развитие вообра­жения, фантазии и общения, выработке естественности поведения на сцене.

Продвинутый уровень:Освоение полученных навыков, теоретических знаний, практические опыты публичных выступлений. Применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью.

Тема №3  Сценическое движение.

Теоретическая часть: Сценическое движение – это важнейший элемент актерской выучки. Главная его задача – сделать мышцы ребенка-актера пластичными, а тело научить подчиняться воле исполнителя.  Как основы сценического творчества.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1522; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!