ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИХОТОМИИ ЧЕЛОВЕКА 7 страница



познавать, понимать, схватывать суть, вступать в отношения с вещами путем

постижения их. Он проникает вглубь вещей, чтобы раскрыть их сущность, их

скрытые связи и не лежащие на поверхности значения, их "смысл". Он не

двумерен, а, так сказать, "перспективен", по выражению Ницше; то есть, он

схватывает все возможные перспективы и измерения, а не только практически

уместные. Иметь дело с сущностью вещей -- значит иметь дело не с чем-то "за"

вещами, а с существенным, родовым и всеобщим, с наиболее общими и

распространенными чертами явлений, освобожденными от всего поверхностного и

случайного (не поддающегося логическому учету).

Теперь мы можем приступить к рассмотрению некоторых более специфических

свойств плодотворного мышления. При плодотворном мышлении субъект не

безразличен к предмету, а находится под его воздействием и заинтересован в

нем. Предмет не воспринимается как что-то мертвое и отчужденное от тебя и

твоей жизни, как что-то, о чем ты думаешь только отстраненно; напротив,

субъект глубоко заинтересован в своем предмете, и чем теснее они связаны,

тем плодотворнее работает мышление субъекта. Именно взаимосвязь между

субъектом и объектом стимулирует мышление сильнее всего. Для субъекта

человек или любое явление становятся объектом мышления потому, что они ему

интересны, с точки зрения его индивидуальной жизни или с точки зрения его

человеческого существования. Прекрасной иллюстрацией этому служит история о

том, как Будда открыл "четыре истины". Он увидел мертвеца, больного человека

и старика. Он, юноша, был глубоко поражен неотвратимостью человеческой

судьбы, и его реакция на это наблюдение оказалась стимулом для размышления,

в результате которого Будда создал свою теорию природы жизни и путей

спасения человека. Такая реакция не была единственно возможной. Современный

врач в такой же ситуации начинает думать о том, как бороться со смертью,

болезнью и старостью, но его мышление также задано его общей реакцией на

предмет.

В процессе плодотворного мышления думающий мотивирован своим интересом

к объекту; он захвачен им и взаимодействует с ним; он заботится о нем и

отвечает за него. Но плодотворное мышление характеризуется еще и

объективностью, уважением думающего к своему объекту, способностью видеть

объект таким, каков он в действительности, а не таким, каким хотелось бы

думающему. Эта полярность между объективностью и субъективностью характерна

для плодотворного мышления, как и для плодотворности вообще.

Быть объективным можно, только если мы уважаем вещи, которые наблюдаем;

т. е., если мы способны видеть их в их уникальности и взаимосвязи. Такое

уважение по существу не отличается от уважения, которое мы рассматривали в

связи с любовью; в той мере, в какой я хочу понять нечто, я должен уметь

видеть его таким, каково оно по своей природе; хотя это верно в отношении

всех объектов мысли, это особенно важно при исследовании человеческой

природы.

Другой аспект объективности дает о себе знать, когда плодотворное

мышление имеет дело с живыми и неживыми объектами: речь идет о видении

целостности феномена. Если наблюдатель изолированно рассматривает один

аспект объекта, не видя целого, он не сумеет надлежащим образом понять даже

один этот аспект. На это, как на наиболее важный элемент плодотворного

мышления, указал Вертхеймер. "Природа плодотворных процессов,-- пишет он,--

часто такова: сбор данных и исследование начинается с желания достичь

действительного понимания. Определенная область в зоне рассмотрения

становится решающей, на ней сосредотачивается внимание; но она не

изолируется от других областей. Развивается новый, углубленный структурный

подход к ситуации, включающий изменение значения функций, классификацию

данных и т. д. Руководствуясь тем, чего требует структура ситуации в

решающей области, разум вырабатывает приемлемый прогноз, который -- как и

другие части структуры -- нуждается в прямой или непрямой верификации. Имеют

место два направления: получение логичной картины целого и уяснение того,

какие требования структура целого предъявляет к его частям"[52].

Объективность требует не только видеть объект таким, каков он есть, но

и видеть себя, каков ты есть, т. е. осознавать, каким образом ты, как

изучающий, связан с объектом своего изучения. Плодотворное мышление,

следовательно, определяется природой объекта и природой субъекта,

вступающего во взаимоотношения с объектом в процессе мышления. Эта двойная

детерминация и составляет объективность, в отличие от ложной субъективности,

когда мыслящий не контролирует себя соотнесенностью с объектом, и в

результате мышление вырождается в предвзятое мнение, в принятие желаемого за

должное, в фантазию. Но объективность не является, как это часто

подразумевается в связи с ложной идеей "научной" объективности, синонимом

абстрактности, отсутствия интереса и заботы. Как можно проникнуть сквозь

поверхностную оболочку вещей в. их причины и взаимосвязи, не имея живого и

достаточно сильного интереса к такой трудной задаче? Как могут цели

исследования формулироваться без учета интересов человека? Объективность

означает не отстраненность, а уважение, т. е. способность не искажать и не

фальсифицировать вещи, людей, себя. Но не субъективный ли подход

наблюдателя, не его ли интересы служат причиной искажения мышления во имя

получения желаемых результатов? Разве не отсутствие личного интереса служит

условием научного исследования? Идея, что отсутствие заинтересованности

является условием достижения истины, это ложная идея[53]. Вряд ли найдется какое-либо

значительное открытие или изобретение, на которое мыслителя не вдохновил его

интерес. В самом деле, без заинтересованности мышление становится бесплодным

и бессодержательным. Дело здесь даже не в том, имеет место интерес или нет,

а в том, какого он сорта и какова его связь с истиной. Всякое плодотворное

мышление стимулируется интересом изучающего. Не интерес сам по себе

извращает идеи, а лишь те интересы, которые несовместимы с истиной, с

раскрытием природы объекта в результате изучения.

Утверждение, что плодотворность -- это внутренне присущая человеку

способность, вступает в противоречие с идеей, что человек от природы ленив,

и к активности его нужно понуждать. Это старая мысль. Когда Моисей просил

фараона позволить евреям уйти, чтоб они могли "в пустыне принести жертву

Господу", фараон ответил: "Вы праздны, всего лишь праздны". По мысли

фараона, рабский труд -- это дело; а поклонение Богу -- безделье. Ту же идею

поддерживали все, кто хотел получать прибыль от активности других людей и не

видели пользы в плодотворности, которую они не могли бы эксплуатировать.

Наша культура, кажется, дает наглядный пример прямо противоположного. В

течение последних столетий человек Запада был одержим идеей труда,

потребностью в постоянной деятельности. Он почти не способен оставаться без

дела хоть на короткое время. Однако это лишь видимость. Лень и вынужденная

активность являются не противоположностями, а двумя симптомами нарушения

правильного функционирования человека. У невротика мы часто обнаруживаем в

качестве основного симптома неспособность выполнять работу; а у так

называемого заорганизованного человека -- неспособность наслаждаться досугом

и покоем. Вынужденная активность не противоположна лени, а является ее

дополнением, и обе противоположны плодотворности.

Если плодотворная активность парализована, это ведет к неактивности и

сверхактивности. Голод и принуждение никогда не бывают условиями

плодотворной деятельности. И напротив, свобода, материальная обеспеченность

и организация общества, в котором труд может быть полным смысла проявлением

способностей человека, составляют факторы, способствующие проявлению

естественного человеческого стремления плодотворно употребить свои силы.

Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и

покоя. Плодотворный труд, любовь и мышление возможны, только если человек

может, когда необходимо, оставаться в покое и наедине с самим собой.

Возможность прислушаться к самому себе -- это предпосылка возможности

услышать других; быть в мире с самим собой -- это необходимое условие

взаимоотношений с другими людьми.

    

Ориентация в

Процессе социализации

 

Как отмечалось в начале данной главы, жизненный процесс предполагает

два вида отношений с внешним миром -- ассимиляцию и социализацию. Первая

была подробно рассмотрена в данной главе,[54]  а о второй речь шла в "Бегстве от

свободы", и потому я ограничусь здесь лишь кратким резюме.

Мы можем выделить следующие виды межличностных отношений:

симбиотический союз, отстраненность-деструктивность; любовь.

В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает или

никогда не обретает своей независимости; он убегает от опасности

одиночества, становясь частью другого человека, "поглощаясь" этим человеком,

или "поглощая" его сам. Первый случай описывается в клинической практике как

мазохизм. Мазохизм -- это попытка человека избавиться от своего

индивидуального Я, убежать от свободы и обрести безопасность, привязывая

себя к другому человеку. Формы, какие принимает такая зависимость,

многочисленны. Она может рационализироваться, как жертва, долг или любовь,

особенно когда система культуры узаконивает такой вид рационализации. Иногда

мазохистские устремления так сильно конфликтуют с теми частями личности,

которые устремляются к независимости и свободе, что последние воспринимаются

как причиняющие боль и мучения.

Стремление поглотить других, садизм, активная форма симбиотической

зависимости, выступает во всех видах рационализаций как любовь,

сверхпокровительство, "оправданное" превосходство, "оправданная" месть и т.

д.; она также выступает в соединении с сексуальными влечениями как

сексуальный садизм. Все формы садистского побуждения восходят к стремлению

обрести полное господство над другим человеком, "поглотить" его и сделать

беспомощным объектом чужой воли. Полное господство над бессильным человеком

-- это сущность активного симбиотического союза. Человек, над которым

властвуют, воспринимается и рассматривается как вещь для использования и

эксплуатации, а не как человеческое существо, являющееся целью само по себе.

Чем более эта жажда господства соединена с деструктивностью, тем более она

жестока; но и благосклонное господство, часто выступающее под маской

"любви",-- это тоже проявление садизма. Хотя благосклонный садист хочет,

чтоб его объект был богатым, сильным, преуспевающим, есть одна вещь, которой

он всеми силами старается помешать: чтобы его объект стал свободным и

независимым и, следовательно, перестал принадлежать садисту.

Бальзак в "Утраченных иллюзиях" дает поразительный пример

благосклонного садиста. Он описывает взаимоотношения между юным Люсьеном и

каторжником Ветреном, который выступает под личиной аббата. Вскоре после

знакомства с молодым человеком, который только что пытался совершить

самоубийство, аббат говорит: "Я подобрал тебя, я дал тебе жизнь, и ты

принадлежишь мне, как творение принадлежит творцу, как -- в сказках Востока

-- ифрит принадлежит духу, как тело принадлежит душе. Властной рукой я

поведу тебя по пути к власти; и тем не менее, я обещаю тебе жизнь, полную

удовольствий, почестей, нескончаемых праздников. Ты никогда не будешь

нуждаться в деньгах, ты будешь сверкать, ты будешь блистать; тогда как я,

опустившись до низости покровительства, буду охранять здание твоего успеха.

Я люблю власть ради власти! Я всегда буду наслаждаться твоими наслаждениями,

хотя я должен буду отказаться от них. Итак, я и ты будем одним существом...

Я хочу любить свое творение, создать его по образу и подобию своему, короче

-- любить его, как отец любит сына. Я буду мысленно разъезжать в твоем

тильбюри, мой мальчик, буду радоваться твоим успехам у женщин, буду

говорить: "Этот молодой красавец -- я сам".

В то время как симбиотические отношения демонстрируют тесную связь и

близость с объектом, хотя и за счет свободы и целостности, отношения второго

вида основаны на дистанции, отстраненности и деструктивности. Чувство

индивидуального бессилия может быть преодолено посредством отстраненности от

других людей, воспринимаемых как угроза. В известной мере отстраненность

является частью нормального ритма во всех отношениях человека с миром, она

необходима для сосредоточения, для умственной работы, для обработки

материалов, мыслей, установок. Но в описанном здесь феномене отстраненность

становится главной формой связи с другими людьми, так сказать, отрицающей

связью. Ее эмоциональный эквивалент -- чувство безразличия к другим, часто

сопровождающееся компенсаторным чувством непомерного самомнения.

Отстраненность и безразличие могут быть, но не обязательно бывают,

осознанными; как правило, в нашей культуре они в большинстве случаев

скрываются за поверхностным интересом и общительностью.

Деструктивность -- это активная форма отстраненности; импульс к

разрушению других проистекает из страха быть разрушенным ими. Поскольку

отстраненность и деструктивность соответственно представляют пассивную и

активную формы одного и того же отношения, они часто в различных пропорциях

смешаны вместе. Однако различия между ними больше, чем между активной и

пассивной формами симбиотического союза. Деструктивность является

результатом более интенсивной и более полной блокировки плодотворности, чем

отстраненность. Это извращение жизненного импульса, энергия неизжитой жизни,

трансформированная в энергию, направленную на разрушение жизни.

Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к

самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а

также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление

близости между двумя человеческими существами при условии сохранения

целостности каждым из них.

Как явствует из вышеизложенного, должно существовать определенное

сродство между различными формами ориентаций соответственно в процессах

ассимиляции и социализации. Предложенная схема представляет картину

рассмотренных ориентаций и сродства между ними.[55]

 

 

Ассимиляция  Социализация

 

     I. Неплодотворная ориентация:

а) Рецептивная  Мазохистская \

   (берущая)    (преданность) |

                                      | Симбиоз

б) Эксплуататорская Садистская  |

   (овладевающая) (авторитет) /

 

в) Стяжательская Деструктивная \

   (сберегающая) (настойчивость) |

                                      | Отстраненность

г) Рыночная     Безразличная |

   (обменивающая) (честность)   /

 

    II. Плодотворная ориентация:

Деятельная      Любящая       Разумная

 

 

Ограничусь кратким комментарием. Рецептивная и эксплуататорская

установки по виду межличностных связей отличаются от стяжательской. И

рецептивная и эксплуататорская установки предполагают определенный вид

близости и тесного контакта с людьми, от которых надеются получить нужное

или мирным путем, или агрессивно. При рецептивной установке доминирующее

отношение -- подчиненность, мазохистское отношение: если я подчиняюсь более

сильному человеку, он дает мне все, что мне нужно. Другой человек

воспринимается как податель всех благ, и в симбиотическом союзе один

получает все необходимое от другого. Эксплуататорская же установка

подразумевает обычно садистский тип отношений: если я силой отбираю у

другого человека то, что нужно мне, я должен управлять им и сделать его

бессильным объектом моей власти.

В отличие от обеих этих установок стяжательское отношение предполагает

отстраненность от других людей. Оно основывается не на ожидании получить

вещи из внешнего источника всех благ, а на ожидании, что их можно накопить,

не расходуя. Любой тесный контакт с внешним миром представляет угрозу для

этого вида самодостаточной системы безопасности. Стяжательский характер

будет склонен разрешать проблему взаимоотношений с другими путем

отстраненности или -- если внешний мир кажется слитком огромным и грозным --

путем разрушения.

Рыночная ориентация также основывается на отдаленности от других людей,

но в отличие от стяжательской ориентации, отдаленность здесь принимает

скорее дружественную, а не деструктивную форму. Сам принцип рыночной

ориентации предполагает легкость контактов, поверхностность связей, а

отдаленность от других существует лишь в более глубокой эмоциональной сфере.

    

Сочетание различных

Ориентаций

 

Описывая различные виды неплодотворных ориентаций и плодотворную

ориентацию, я подходил к ним как к обособленным явлениям ради того, чтоб

яснее указать на их отличие друг от друга. Такая трактовка представляется

необходимой из дидактических соображений, поскольку нам надо понять природу

каждой ориентации, прежде чем мы сможем приступить к пониманию их сочетаний,

ведь характер никогда не являет какую-нибудь одну из неплодотворных

ориентаций или исключительно плодотворную ориентацию.

=стр. 112=

Среди комбинаций различных ориентаций нам нужно ввести разграничение

между сочетанием неплодотворных ориентаций между собой и сочетанием

неплодотворной ориентации с плодотворной. Некоторые из первых имеют

определенное сродство друг с другом; например, рецептивная чаще соединяется

с эксплуататорской, чем со стяжательской. Рецептивную и эксплуататорскую

ориентации объединяет тесный контакт с объектом, в то время как

стяжательской ориентации свойственна отстраненность от объекта. Тем не

менее, часто вступают в сочетание и менее сходные ориентации. Если мы хотим

охарактеризовать человека, нужно, как правило, определить, какая ориентация

у него доминирует.

Сочетание неплодотворной и плодотворной ориентаций требует более


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!