СИСТЕМНОСТЬ ЖИЗНИ. КОНЦЕПЦИЯ СМЫСЛА И АДЕКВАТНОСТИ
Душа всё время ищет судью, который бы вынес нам оправдательный либо обвинительный приговор в зависимости от нашего стремления жить.
25.1. Когда мы говорим о Жизни, то, прежде всего, подразумеваем некий стержень, дух, нечто присущее только ей.
25.2. Кто-то может говорить об ошибке в системном традиционном подходе, который заключается в принципе: вали в кучу всё, раз это система. Но я, в который раз, кричу: «Где критерии?».
25.3. Медицина, философия, психология, кибернетика и другое – это всё соединяется системным подходом совсем просто, главное – найти критерии соединения.
25.4. Мне давно кажется, что и искать их особенно не придётся. Адекватность поведения Человека подтверждает это.
25.5. Соответствие его поведения Среде обитания, миру и внешнему, и внутреннему, в котором он существует, поразительна.
25.6. Адекватность в норме сознанию не видна. Такое положение характерно для всего живого в целом: наше сознание проявляет, в основном, лишь отклонения от нормы, задаваемой Природой.
25.7. Практически под нормой как раз и понимается некое узкое пространство состояний и параметров, в которых адекватность внешним и внутренним процессам не отвлекает человеческое сознание.
25.8. Однако, указать чётко это пространство невозможно, ибо не о самой адекватности нужно говорить, а лишь о той или иной степени адекватности.
25.9. Пространство адекватности – это пространство с размытыми границами.
|
|
25.10. Максимальная степень адекватности соответствует минимуму шума в целостной системе Человек-Среда.
25.11. Другими словами при этом Человек производит минимум энтропии информационной и энтропии термодинамической.
25.12. Человек вносит в окружающее его пространство шум, или, по-другому, хаос, и определённость, или по-другому, смысл.
25.13. Хаос – это энтропия в физике и в информатике. Это понятие, которое условно оттеняет противоположность смысла, то есть потерю энергии связи, её выделение в открытое пространство существования и разъединение логических цепочек.
25.14. Смысл – понятие, характеризующее единство, суть, соединение элементов, негэнтропию как потребление энергии связи из окружающего пространства и из логической цепочки любой природы.
25.15. Максимальная степень адекватности позволяет осуществить и максимальную скорость в процессах восхождения по смыслам.
25.16. Там, где степень адекватности низка, происходит переход адекватности к ненорме, которая так же характеризуется степенью удаления от слабых состояний ненормы к ненорме в большой степени.
25.17. Если при невысоких степенях отклонения от нормы организм Человека ещё может восстанавливать свою целостность самостоятельно, то при высоких степенях отклонения можно говорить лишь о его выживаемости и жизнеспособности.
|
|
25.18. Большая степень ненормы приводит к катастрофическим изменениям, то есть к таким, при которых функционирование организма в целостном прежнем варианте уже невозможно.
25.19. При катастрофах, как правило, происходит утеря важных функций, таких, что их отсутствие делает самостоятельное восстановление организма невозможным.
25.20. Любой живой организм, если следовать представлениям и моделям термодинамики, есть неравновесная система, в которой постоянно происходит нарушение условий существования.
25.21. При этом решается дуальная задача: исследуется пространство возможных отклонений и восстанавливается норма.
25.22. Теорема И. Пригожина гласит, что для термодинамических неравновесных процессов при внешних условиях, препятствующих достижению равновесного состояния, стационарное состояние системы соответствует минимальному производству энтропии.
25.23. Если мы будем искать аналогию неравновесным системам в живых организмах, то скажем, что минимизация энтропии, хаоса, в последних автоматически приближает их к максимизации производства смысла.
|
|
25.24. Минимум энтропии отражает максимум адекватности для живых систем.
25.25. Для живых систем это означает, что работа, совершённая в соответствии со смыслами системы, увеличивает её смысл ещё больше. Таким образом осуществляется Восхождение по Смыслам.
25.26. Внешние условия существования живых организмов, с одной стороны, оказывают на них своё воздействие, заставляя адаптироваться, а с другой стороны, вынуждают организмы, как открытые системы, изменять эти условия.
25.27. Поэтому можно сказать, что и свобода выбора человека есть всего лишь данная ему Природой возможность отклоняться от нормы.
25.28. Слишком большая степень свободы – это уже ненорма.
25.29. То есть Человек как поисковая экстремальная система всегда заякорен своим критерием на норму, на максимальную степень адекватности как на глобальный максимум.
25.30. Законы Природы оговаривают некие пределы отклонения Человеком и для Человека внешних и внутренних условий и воздействий.
25.31. Смыслы Человека характеризуют степень расширения пределов этих отклонений. По накоплению смыслов можно проследить расширение возможностей Человека.
25.32. Сознание развилось благодаря отклонениям в пространстве состояний Человека от нормы, благодаря ненорме.
|
|
25.33. Благодаря тому, что оно выполняло вначале функцию датчика отклонений, потом функцию самонастройки и, далее, самоорганизации.
25.34. Если адекватность из понятия психологии перевести в философскую категорию, то нужно заявить, что адекватность как категория есть соответствие человеческого пространства состояний пространству состояний Природы.
25.35. Другими словами, адекватность как категория означает, прежде всего, соответствие законов и критериев Человека и Природы.
25.36. Такое определение важно потому, что Критерии Природы являются независимыми от нас, от нашего человеческого сознания.
25.37. А Человек в силу своей творческой особенности способен генерировать и синтезировать критерии самостоятельно.
25.38. Значит, легче всего, лучше всего соответствие, или адекватность, Человека Природе передаётся через критериальные поля.
25.39. Фактически адекватность отражает соответствие критериев личности и Природы.
25.40. Несоответствие критериев гипнолога и больного может привести к необратимым или даже катастрофическим последствиям, к смерти больного, что не так уж редко и случается при кодировании больных алкоголизмом.
25.41. О какой системности Жизни мы можем говорить с вами? Думаю, что о такой, которая отражала бы естественное наше, то есть всего живого, вхождение, вписывание, встраивание в структуру Природы вообще.
25.42. Мы говорим о самых общих законах, на которых стоит мир и Жизнь. И тем не менее, мы должны отметить существование трёх видов адекватности: животной, разумной и духовной.
25.43. Животная адекватность – инстинктивная. Разумная – прогнозирующая. Духовная – концентрирующая силу веры. Нарушения каждого вида адекватности проявляются соответственно: 1) в рефлекторной и инстинктивной психике, 2) в логике рассуждений и действий, 3) в отсутствии сознательного контакта с Логосом, Высшим Сознанием, Богом.
25.44. Все заповеди Духовных Учений и сами Духовные Учения воспитывают адекватность как 1) соответствие Логосу, или Высшему Разуму, Богу, 2) соответствие Жизненному Потоку, человечеству, обществу и семье и 3) соответствие другим людям и материальному миру вещей.
25.45. Самая высшая степень адекватности – это когда человек использует каждую ошибку как сверхценную информацию для следующего своего шага или следующей мысли. Человек для себя – исследователь мира. Для Жизненного Потока он – капля. Для Природы – самоорганизующийся регулятор и преобразователь. Для Бога человек – творец и помощник.
25.46. Адекватность разума – это рациональное поведение с прогнозированием положительного исхода от предполагаемого действия.
25.47. Если идти на поводу животной части, то многое становится наркотиком из-за превращения удовлетворения инстинктов и рефлексов в неуправляемое удовольствие.
25.48. Если инстинктам потакать, то они порабощают разум.
25.49. Разум же пока что не может подчинить инстинкты из-за своей слабости, хотя с помощью веры, однозначного императива, как при гипнозе, в организме могут развиться силы, значительно ослабляющие инстинкты и позволяющие управлять некоторыми функциями сознательно.
25.50. Боль – это не просто признак болезни, это проявление неадекватности как на уровне законов поведения, так и на уровне законов самой Природы, реализованных в человеке. Можно даже сказать, что естественная смерть от старости есть неадекватность законов, по которым живёт человек, и законов Природы, наступающая в определенном возрасте.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!