Н-Д о сущности режиссера и актера



 

17. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ ВАХТАНГОВА

 

 

18СИНТЕЗ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

«Станиславский явился тогда, когда подлинная театральность умерла. Он начал строить живого человека, у которого билось живое сердце и была настоящая кровь. Этот человек стал жить жизнью и ушел из театра, потому что театр стал жизнью. Теперь настало время возвращать Театр в театр»,— провозгласил Евгений Вахтангов в 1922 году[1].

Именно Вахтангову на новом историческом этапе удалось сочетать безусловность актерского исполнения с условностью театральной постановки. Именно он органически воссоединил опыт Художественного театра и сценической практики условного направления. Поэтому-то ему удалось достичь динамического равновесия, синтеза двух начал театрального искусства. «Фантастический реа-

30

лизм» Вахтангова — идеальная модель сочетания, слияния безусловного времени и условного пространства в советском театре 20—30-х годов.Синтез «искусства переживания» и « искусства представления» в творчестве актера (Е.Б. Вахтангов)

 Говоря о синтезе, необходимо подчеркнуть, что мы имеем в виду не механическое соединение, а органическое слияние обоих течений с удержанием всего положительного в каждом из них. Ведущей противоположностью в этом двустороннем единстве является несомненно «переживание». Оно — содержание актерского искусства, его смысл и основа. «Представление» — это форма. В синтезе «представления» и «переживания» находит свое выражение применительно к актерскому искусству общий закон всех искусств: нерасторжимое единство содержания и формы при ведущей роли содержания.

- В каждом искусстве есть чувство. Любое чувство должно быть представлено формой.

- Чувство возникает, когда есть действие.

- Каждое представление должно сопровождаться переживанием.

- Переживание (содержание) + представление (форма подачи). Нужно найти форму подачи переживаний. Одни и те же чувства (переживания) в разных жанрах приобретают свою форму.

Чувство (переживание) + яркая форма проявления чувства (представление).

Условный театр

Фундаментальная разработка «условного театра» связана с именем В.Э. Мейерхольда.

Отправной точкой формирования данной концепции стали эстетические разногласия и творческий разрыв Мейерхольда с К.С. Станиславским, к этому времени уже приобретшим мировую известность в качестве режиссера реалистического направления. Мейерхольд обрушился на метод сценического реализма, которому ранее отдал несколько лет своей работы во МХТе.

Концепция «условного театра» создавалась Мейерхольдом в противовес «реалистическому» театру Станиславского, основывающегося на психологизме. В рамках его концепции условного театра произошла «депсихологизация» актерской игры, и, как следствие, – превращение актера в марионетку, не имеющую ничего внутреннего и обладающую чисто внешней выразительностью. Основой игры актера Мейерхольд считал рефлекторную возбудимость – сведение до минимума процесса осознания задания

Условный театр Мейерхольда означал появление новой театральной эстетики. Был провозглашен принцип условности сценического пространства. Отношение к другому слагаемому театрального спектакля — правде актерского исполнения — было поначалу нейтральным, а потом и отрицательным. Закон безусловности времени был сознательно преступлен, условность пространства тщилась породниться с условностью актерского исполнения.

Разумные сочетания театральности и правды были нарушены. «И как жестоко мы были разочарованы, увидев... что мы снова пришли к тупику, иному, но столь же мучительному и безнадежному»,— свидетельствует тот же А. Таиров.

Эволюция режис. Взглядов Мейерхольда

Спектакль свершается только при встрече со зрителем. Мейерхольд писал: «Условный метод полагает в театре четвертого творца – после автора, актера и режиссера; это – зритель. Условный театр создает такую инсценировку, где зрителю своим воображением, творчески приходится дорисовывать данные сценой намеки».

Всеволод Мейерхольд сыграл выдающуюся роль в становлении театра нового типа – условного театра.

Вот основные его принципы и приемы:

1. Принцип карнавализации. Использование приемов площадного балагана, цирка, пантомимы с их буффонадой, фарсом, сатирой, иронией и эксцентричным эпатажем; Разделение персонажей на положительных и отрицательных; Острая характерность образов; Прием метафоры, гротеска как средства выразительности. Прием использования натуралистических деталей, сближающих деталей, сближающих театр с жизнью (подлинные материалы в декорациях, пиротехнические эффекты, натуральность и нагота приемов игры с натуральными вещами).

2. Принцип злободневности, актуальности. (Прием приспособления текста к текущему дню, включение в режиссуру представления событий жизни и хроники дня. Действие в разговоре).

3. Принцип активизации зрительского зала. (Призывы, лозунги, брошенные в зал с целью воздействия на зрителя).

Прием разжигания зрительного зала с помощью актеров – зажигалок, направляющих реакцию зала и превращающее их в соучастника спектакля. Прием перенесения сценического действия в зрительный зал для активного вовлечения в него аудитории (митинг, игра). Прием исполнения зонгов/песен. Отсутствие оформления сцены для сосредоточения. Зрелище для народа – есть зрелище самого народа. Ритмика монологов.

4. Принцип поляризации жанров. (нет чистых жанров, есть жанр авторов, жанр режиссера, жанр актера). Прием восприятия коллектива, как части массы.

5. Принцип эпизодного построения Мейерхольд употреблял спектакль концерту (Прием применения экрана с ремарками в виде лозунгов, названий эпизодов с целью нарушения механического восприятия событий). Ассоциативный и параллельный монтаж.

6. Принцип поэтичного преобразования действительности (гипербола в подтексте, применение кинопроекции, прием подачи реплик отдельных персонажей и вещей хором). Парадоксальность в трактовке сцен и образа для разрушения, сложившегося стереотипа восприятия. Прием контраста музыки с действием, усиливающий эмоциональное воздействие. Применение музыкальныйх лейтмотивов.

Особенности актерского существования в представлениях Мейерхольда.

1. Большая мера обобщения.

2. Импровизационность.

3. Передача актерам не образа, а своего отношения к образу.

4. Прием предигры. Движение рождает слово.

5. актер должен зеркалить, слышать и видеть себя со стороны.

6. Синтетичность актера.

7. Создание социального образа маски.

8. Действие актера строилось по цепочке: намерение – осуществление – реакция.

Мейерхольд всегда стремился к демократизации искусства, театрализованных представлений и искал новые формы. Он предложил такие зрелищные формы: спектакль – митинг, спектакль обозрение, памфлет, оратория, реквием, спектакль агитацию, агит скетч и др. Творческое наследие Мейерхольда вызывает интерес и сейчас как в нашей стране, так и за рубежом.

Эволюция режиссерских взглядов Мейерхольда.

Творчество актера и режиссера в условном театре.

В условном театре представляем со своим отношением.

- в основе лежит стилизация

-движет всем мысль

-выражается через актера (инструмент в руках режиссера, чтобы выразить его мысль)

I. Актер:

-Носитель идеи

-речь не бытовая

-Типаж маска

-Творчество пластических форм в пространстве

-мысль выражается через маску, пластику (мизансцена «образа»- я в пространстве).

-музыкально-ритмическая составляющая очень важна для актера

Биомеханика - метод воспитания актера ( мысль-движения-эмоция-слово)

II. Функция режиссера:

- рождение мысли

-режиссера - творец реализма, музыкального

- режиссер должен знать музыкальный материал

III. Сценография (это наверное не надо, но пусть будет)

-вытекает из замысла режиссера

-предмет, деталь

- сценография работает на мысль режиссера

-используется высотность - станок

- пространство 3-х измерений (разрушил 4 стену, на сцене в зрительном зале)

- мысль режиссер воплощает через выразительные, изобразительные и иносказательные средства (театрализацию).

Режиссер – Актер (импровизация в своем «квадрате») – Зритель (участвует).

Освоение сценического пространства в творчестве Мейерхольда.

Символизм влиял на творчество Мейерхольда в целом. Символизм плюс техническая реконструкция театра — вот начало оригинального искусства Мейерхольда, определение его индивидуального художнического стиля, представлений о человеке.

Мейерхольд стал гениальным художником - революционером, сумевший порвать все связи со старым театром и заложивший прочный фундамент нового театра, театра улиц и площадей. Создание макета - станка предопределило появление нового сценического пространственного решения.

- Станок ничего не изображает, но функционально отвечает условиям игры, вступает в диалог и игру с актером и выполняет живописно - выразительные свойства.

-Станок, для действия актера, помогающий ощутить себя в пространстве и времени.

- Станок легко трансформируется, его составные подвижные детали изменяются с действием.

-Станок снимает контраст между трехмерностью тела актера и двухмерностью, плоскостью полотна декораций.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 803; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!