Сценическое действие основное выразительное средство зрелищного искусства. Законы его организации



Режиссура как вид художественного творчества. Функции режиссуры. Режиссура (режиссер) – управляющий игрой актеров, назначающий что делать или ставить, раздающий роли. От ЛАТ. слова «управляю», ФРАН. – «дающий направление». Когда режиссер воплощает драматургию на сцене, он создает новый вид художественного творчества Это Искусство – отображение жизни через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств. вид художественного творчества, заключающийся в создании единого, гармонически целого художественного произведения с помощью творческой организации всех элементов сценического искусства. Режиссер объединяет в едином замысле творческие усилия исполнителей, художника, композитора и других участников постановки. Он является организатором всех работ, связанных с созданием сценического произведения. Режиссура как профессия прошла множество этапов своего становления. И только чуть более 100 лет назад она приобрела то назначение и те функции, которые характеризуют сегодня эту профессию. Организацией спектаклей занимались и актеры (Щепкин, Мочалов, Каратыгин), и драматурги (Островский, А.Толстой, Н. Гоголь).   Сначала скоморохо, потом 17 век придворный театрАлексей федорович «Комедийная хоромина» спект 10 часов, актеры иностранцы. +школьный театр семен полоцкого- часть придворного церемониала. 1756 год директор сумароков, пом. Актеры Дмитриевский и Волков, реж админ Сер. 18 века классический театр- пышные декор., амплуа актеров, вывереные жесты твечал Шаховской, — что у нас до сих пор режиссера не было и нет. Я вот такого мнения об режиссере: режиссер, по-моему, должен быть человек образованный, с полными сценическими сведениями и глубоко изучивший вкус зрителей и те тайные пути, которыми он посредством театральных представлений, как необходимою потребностью народа, должен вести его к изощрению вкуса малый театр Щепкин принцип ансамбля 1830 императорский театр красивые декорации, но нет худ целостного образа спекта +суфлер его партитура много значила, без него никак, но это ужасно для зрителя С. В Владимиров об истоках и пред возн.режиссуры Режиссер – автор спектакля, как профессия зародилась в 20 веке. Драматург - режиссер - актер – зритель Немирович-Данченко сформировал функции (Режиссера):   1. ТОЛКОВАТЕЛЬ: • Освоение текста • Социальная среда – время. • Образование, опыт, мировоззрение режиссера • Возможности 2. РЕЖИССЕР – ЭТО ЗЕРКАЛО АКТЕРА. Режиссер должен настолько отразиться в актере, чтобы его не было видно. (Немирович) Процесс воплощения. 3. РЕЖИССЕР-ОРГАНИЗАТОР ВСЕГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Цель праздника – спонтанное общение. Режиссер должен создать зрелище. Режиссура – особый вид художественного творчества. Режиссер – носитель идеи, разбирает пьесу, находит в ней определенную идею, и готовит пьесу к постановке на сцене. Переводит пьесу в сценическое пространство, тем самым, создавая новое произведение искусства. Режиссер массовых праздников – работает не с пьесой, а со сценарием, и реализует свой сценарий не обязательно на сцене, а на площади, или под открытым небом. У работы Режиссера праздников, есть специфические отличия от режиссера в театре. 1. В основе ТП и П – сценарий. В театре - пьесса, где все изначально заложено драматургом (предполагаемые обстоятельства, герои, диалоги и т.д) 2. В сценарии, как правило, использованы документальные и художественные материалы, и его режиссер пишет самостоятельно. 3. В режиссуре праздников – репетиционный процесс занимает достаточное количество времени, режиссер на прямую, не работает с актером, он распеределяет куски и задачи и дает задания. 4. Праздник нельзя целиком прорепетировать! Мы не сможем предугадать, как будет себя вести зритель, но мы можем с планировать и настроить зрителя.     Ленских смена амплуа, длительный репет. Процесс, понятие макет, жизненная правда     Волков 1950 год  

Система Станиславского. Три части системы.

(1863- 1938) Система Станиславского - условное наименование сценической теории, метода и артистической техники, это практическое учение об органических, природных законах творчества.

Принадлежит органической природе - как уховной, так и физической. Законы искусства основаны на законах природы».

 Станиславским «решающее открытие»: «Органические, природные законы творчества подвластны сознательному освоению. Творческий процесс может и должен бытьуправляем».

К.С Станиславский вел свой экспериментальный поиск в течение всей сознательной творческой жизни. Его система прошла в своем разви- тии :? основных этапа. Как и всякая классификация, эта - тоже довольно усло вна, но в основе своей, думается, достаточно достоверна. Первый этап «Театр настроений». —Стремление определить: «Что я чувствую?» И постараться выявить, поймать и зафиксировать нужное чувство. Второй этап. «Театр нолевой». - Выявление: «Чего я хочу?» Определение целенаправленности «хотений», «волевых» посылов.

Третий этап. «Театр действия». - Основой поисков сталс выявле- ние «действия»: «Что я делаю?» Определение поступков, умение дейст- вовать словом. «Психофизическое» и «словесное» действие. В этот период и возникло 2 метода: 1. Метод физических действий. 2.Метод д анализа

3 части: сценическая теория, актерская техника и метод.

1. Сценическая теория. (Взгляды Станиславского, идейное содержание искусства, предназначение театра как соц.- культ. института, положение о драматургии)

• Этика актера (Правила поведения, взаимоотношения, отношения актеру к своему делу,)Ст. Дисциплина в театре должна быть солдатской. Т. К.от работы и поведения каждого зависит работа и настрой всех.Этика основа эстетики

• Эстетика (В разных проявлениях: эстетика актера, внешне, аккуратность и т.д. и т.п.), эстетика на сцене, за кулисами, эстетика для зрителей).

• Учение о сверхзадаче и сквозном действии. (Всем движет мысль).

Учение Станиславского о творчестве актера.К.С.Станиславский выделял три направления в актерской игре. Это искусство переживания, искусство представления и сценическое ремесло.
Сам Станиславский был приверженцем искусства переживания. Оно связано прежде всего с внутренней стороной роли. Актер этого направления создает на сцене «жизнь человеческого духа». Процесс переживания для этих актеров является главным моментом творчества. Искусство переживания — это способность актера при каждом исполнении роли переживать чувства и мысли изображаемого персонажа, как свои собственные. Станиславский утверждал, что если актер на основе текста драматурга в предлагаемых пьесой обстоятельствах будет «логично, последовательно, по-человечески» мыслить и действовать на сцене, он неизбежно начнет жить чувствами своего героя. Актер этого направления стремиться создать внутреннюю жизнь изображаемого лица и на репетиции, и на каждом спектакле.

Работа актера над собой в творческом процессе переживания.

-воображение – задача актера превратить вымышленные пьесы в художественную сценическую быль. Вымысел воображения должен быть последователен и логичен.

-действие – активность – то на чем держится драматическое искусство актера. Действовать нужно обоснованно целесообразно, продуманно. Для того, что бы сцен.действие выглядело подлинно, нужно использовать прием магического «если бы».

-внимание – сосредоточение на объекте. Малый круг – все, что охватывает взгляд, средний – я-партнер, большой – зрительный зал и далее.

-приспособление – ухищрения, с помощью которых актер действует на сцене.

-освобождение от зажима – на сцене не должно быть необоснованных поз.

-чувство правды и веры – на сцене правдой называется то, чего нет в действительности, но могло бы быть.

-общение – важно, что бы во взгляде, глазах зритель видел и чувствовал переживания героя, содержание его души. Процесс общения между героями необходим, для того, чтобы зритель понимал все происходящее. Задача артиста – не терять сверхзадачу.

-предлагаемые обстоятельства (режиссер)

-предполагаемые обстоятельства (драматург)

 

Работа актера над собой в процессе воплощения.

Обаяние, речь, внешность, тренинг и муштра.

МЕТОД ФИЗ, ДЕЙСТВИЙ Станиславский выявил прием психотехники – «от жизни человеческого тела к жизни человеческого духа», то есть любое физическое действие при своем реальном

.Действуя по схеме физических действий и задач, познанных при анализе, создавая «жизнь человеческого тела», актер рефлекгорно, благодаря связи физического и психического, создает невольно и «жизнь человеческого духа», выявленную также в процессе действенного анализа. Это и было удивительным открытием К.С.Станиславского, которое позволяло творить по законам органического творчества самой природы-

1. Простейшее физическое действие порождает внутреннее волне- ние! (Удар кулаком вызывает чувство и ответное действие). 2. Физическое легко поддается тренировке, репетиции - повтору, что нельзя сказать о чувстве, эмоции, волевом посыле. 3. Надо идти от внешнего к внутреннему. 4. Строить физическую жизнь тела, исходя из особенностей собст- венного организма. 5. Актер должен жить простыми физическими действиями и задача- ми, а они порождают - духовные. Необходимо создавать партитуру физических действий. 6 В основе человеческого поведения лежит двигательная память, как наиболее древний вид памяти. 7 Однако, ни физическое, ни психологическое не бывает в кристаль- но чистом виде в природе. Они постоянно - в соединении, в единстве. Отсюда - название «психофизическое действие». 8. Но всегда, и течении всякого действия, следует искать его физиче- скую основу (например, - действие: «утешить»; надо добиться, чтобы партнер перестал «лить слезы», всхлипывать и, в конце концов - улыб- нулся бы!).

МЕТОДОМ ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА:

1. Анализ действия - «Застольный период»:

- «разведка умом»» (изучения литературного, авторского материала).

- «роман жизни» (пересказ артистами литературного материала по линии действий своих персонажей, но «через себя», от своего имени, приближая тем самым материал к себе, себя - к материалу).

2. Анализ действиЕМ - «Этюдный метод» (практическое освоение «застольного периода»: работа на площадке, «на ногах»).

Сценическое действие основное выразительное средство зрелищного искусства. Законы его организации

Одним из основных открытий К.С.Станиславского в системе органи- ческого творчества актера является «закон действия».

1. Определение сценического действия. Действие - это единый психофизический процесс, направленный на достижение определенной цели, имеющий причину, протекающий в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами, в условиях вымысла, осуще- ствляемый средствами воображения. Дейсгвие - не самоцель, а ю\юч для подманивания, выуживания орга- нического чувства. Ибо цель всякого искусства - воспроизведение подлинного человеческого чувства. 2. Качества действия. Всякое действие на сцене должно обладать следующими основными качествами: 1) целенаправленность. Для чего? Зачем? совершается. Наличие определенной цели; 2) непрерывность. Каждый элемент связан с предыдущим и последующим. Без разрывов;

3) последовательность. Элементы следуют один за другим, не опе- режая, не отставая; 4) логичность. Каждая часть процесса должна соответствовать дру- гим составляющим и не противоречить им; 5) продуктивность. Весь процесс со всеми его качествами должен стремиться к достижению поставленной цели. Ц

. 3. Процесс действия. 1) Ориентировка в пространстве и времени. 2) Выбор объекта. 3) Восприятие объекта. 4) Отношение к объекту. 5) Оценка. 6) Возникновение цели действия. 7) Выбор средств действия (приспособлений). 8) Принятие решения действовать. 9) Собственно действие. 10) Проверка результативности действия - изменения объекта. (Про- дуктивность действия. Продукт есть, если был процесс действия) Далее процесс повторяется, в зависимости от достижения цели и из- мнения объекта, и процесс действия движется дальше

2) Действие m сцене всегда происходит в условиях вымысла и правдопо- добия. СКхтоягельства на сцене вымышлены и предложены сознательно. Из жизненных обстоятельств необходимо перейти в область вымыс- ла. "Этот процесс происходит посредством введения и магического «если бы...» (Открытие и термин К.С.Станиславского). Для овладения этим процессом необходима постоянная тренировка органов чувств и всего психофизического аппарата творящего артиста. 6. Этапы овладения органическим процессом сценического действия. 1) Преодоление неблагоприятных условий публичности творчества. Необходим поис:к приемов, отвлекающих внимание актера от зрителя (рассматривание предметов, улавливание звуков и т. д.). Осуществляется процесс вовлечения актера в зону «публичного оди- ночества (по Станиславскому), или «публичного существования» (по Л.Ф.Макарьеву). Второе определение - «публичное существование» — мне ближе и, думается, оно точнее отражает то сложное «психофизическое» самочув- ствие, в котором акгер находится на сценической площадке в момент действия. 2) Существование в условиях первичного вымысла - импровизацион- ное действие, пробное (без повтора). 3) ВоспроизЕедение первичной логики поведения в условиях вы- мышленных обстоятельств (наличие повторности - процесс репетиций). Овладение вымыслом требует обязательной повторности, постоянной выработки новых условных рефлексов. Сцена заставляет заново учиться всему: ходить, слышать, видеть, го- ворить, общаться и т. д. Материалом этого процесса являются органические действия, кото- рые, соединяясь, создают поступки, а поступки образуют линию поведе- ния. Действие - поступок - линия поведения - вот этапы развития орга- югаеского действия на сцене. 7. Элементы действия. (Элементы школы актерского мастерства). Элементы «систем bD> Станиславского, «системы» органического творче- ства актера - эволюция понятия. Сюда входят: ]) Внимание. 2) Воображение. 3) Мышечная свобода. 4) 3;1жим. 5) Эмоциональная память. 6) Предлагаемые обстоятельства. 7) «Если бы...»

 

 

4. сценическое общение. Общение в условиях праздника.

Сценическое общение – взаимодействие. Его задача – повлиять. Через приспособления. Приспособление – внутреннее и внешнее ухищрение при общении, помогают воздействовать на объект. Один из важных приемов всякого общения. Приспособления дополняют слова. Приспособление – то, как я буду вести себя, какие краски использую при акте общения. Субъект à воздействие à Объект Общение: -с залом -с группой -с напарником -с предметом Общение есть - 1.Принятие информации 2.Анализ 3.Принятие решения 4.Поиск приспособлений (ухищрений, с помощью которых актеры примеряются друг к другу при общении) 5.Действие Общение: -физическое -словесное Необходимо держать линию общения, избегая отвлечений. 1.Самообщение – разговор с самим собой. Возмущение, втолкование какой-то трудноусвояемой мысли, высказывание мучащего чувства, зубрежка. Редко в жизни, часто на сцене. В этот момент Головной центр (сознание) + Нервный центр (подсознание) – ум общается с чувством. 2.Общение между действующими лицами должно происходить постоянно, даже при отсутствии слов. На уровне чувств, эмоций. Разговор глаз при молчании. 3.Общение с воображаемым объектом – объект не видит ни артист, ни зритель. Общение происходит всегда, для этого необязательно иметь партнера, это может быть воображаемый объект. Не представлять объект, а поставить его на место «если бы».

4.Общение с коллективным объектом – общение со зрительным залом. Косвенное общение с залом необходимо. При процессе общения между актерами зритель косвенно участвует в акте общения. Зритель отдает свои эмоции, смех, слезы, аплодисменты, волнение. Зритель воспринимает наши живые эмоции и возвращает обратно, как резонатор. 5.Разширенное общение – общение в народных сценах с коллективным героем. Коллективность расширяет темперамент каждого в отдельности и всех вместе. Общение должно быть направлено в зрительный зал, через партнера. Общение: Внешнее. Для этого вида общения необходимо задействовать все органы общения: глаза, лицо с мимикой, голос, речь, интонация, тело. Внутреннее. Более важный вид. Невидимое, душевное общение. Ощущение исходящего волевого тока. Лучеиспускание и лучевосприятие. Общение из души в душу без мышечного напряжения. Ряд логических, связанных между собой переживаний и чувствований вырастает до наибольшей силы общения – хватка. Хватка – большое активное внутреннее действие. При общении необходимо внимание. Необходимо увлечься тем, что происходит на сцене. Внимание + действие = крепкая связь с объектом. Внимание: внешнее (сосредоточение на объекте) внутреннее (сосредоточение на себе) Объекты внимания: Партнер, Я, Зритель Три круга внимания: -малый круг (публичное одиночество) -средний круг (объекты на сцене) -большой круг (зрительный зал)

 

 

5. Событие – действенный, конфликтный факт, меняющий линию развития действия/линию развития роли. Каждое событие имеет причину и начинается от того, что получилось в предыдущем событии. Действие развивается через событийный ряд, следовательно – создаются причинно-следственные связи, которые формируют цепь событий — а это путь к постановочному решению представления.

Виды:

1. Исходное событие — своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля или представления, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.

2. Основное событие — здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.

3. Центральное событие — это в спектакле высший пик борьбы по сквозному действию.

4. В финальном событии — кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.

5. Главное событие — самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства — мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.

Изучая события, логику и последовательность поступков и действий персонажей, режиссер и актер начинают постепенно оценивать их, начинают осознавать мотивы поступков героев.

Всегда одни действующие лица стремятся к одному, другие — к другому. У одних одна цель, у других — другая. Вследствие этого происходят столкновения, происходит борьба.

Определить причины этих столкновений, понять цели и мотивы поведения тех и других персонажей пьесы — значит определить идею произведения.

Основная задача первоначального периода — понять основные события, понять, в чем действие и контрдействие, то есть определить на основе глубокого анализа драматургический конфликт.

 

 

Это, прежде всего - процесс. Непрерывный процесс взаимного воздействия. Друг на друга. И обя- зательно - для партнера. Процесс, обладающий всеми свойствами дейст- вия. Психофизический процесс передачи своих мыслей, действий, пере- живаний чувств, видений другому. Необходимо уметь их передавать. Тогда заразишь ими партнера. Не только передача своих качеств и умений, но и взаимное «ощупы- вание» друг друга. Внутренняя сцепка, схватка. Умение что-то взять от объекта общения. Смотреть и видеть, улав- ливать качества и свойства партнера. Непрерывно «цепляться» друг за друга: «Ты - Mire крючочек, я - те- бе - петельку; ты - мне - петельку, я - тебе - крючочек,» - как говорила О.О.Садовская - великая актриса Малого театра

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 4911; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!