Конфликт и его сценическое воплощение



Конфликт– борьба идей в действии, направленная на достижении цели

Конфликт – борьба мировоззрений

Конфликт многослоен:

1 слой – внешнее столкновение (не видим нравственного начала, убеждений и тд.)

Слой – нравственное начало

3 слой – социальное столкновение (воспитание, биография и т.д.)

4 слой – религиозность, отклонение от нормы, национальность и т. д.

Конфликт есть тогда, когда есть проблема. Конфликт развивается через цепь событий.

Конфликт:

1. Имеет временные рамки

2. Изменяет происходящее (заметнее)

3. Достигает цели

Тема – конфликт – событийный ряд – действие

2 вида борьбы:

1. физическое

2. словестно – психическое

Типы конфликтов:

1. Локальный – конфликт казусов, замкнутый в едином сценическом пространстве: комедия

Субстанциональный – конфликт задается на сценической площадке, но он не решается: трагедия. Разлад между личностью и обществом

Метод действенного анализа в творчестве режиссера

Метод действенного анализа – застойный репетиционный период. Перенесение литературного материала на сцену средствами театра

1 этап – чтение самого произведение

2 этап – определение ПО

3 этап – определение сюжета

4 этап – событийный ряд

5 этап – определение конфликта

6 этап – тема и идея

Замысел = четкое определение конфликта и выстраивание событийного ряда

«Лишь вооруженный своим понима-

нием произведения в цепом и своего

места в нем, актер имеет право пере-

ходить к авторскому тексту, - дополня-

ет своего учителя М.О.Кнебель и сооб-

 

 

Метод физических действий в творчестве режиссера

Актер – выразительное средство режиссера

1 этап - репетиция – выгородка ( условное обозначение декораций)

2 этап – репетиция + элементы костюма, реквизита и т.д.

3 этап – репетиция в сценическом пространстве

4 этап – декорации, свет, звук, и т.д. (без актера)

5 этап – сводная репетиция

6 этап – полный антураж + ген прогон

Тема, идея, сверхзадача и их роль в формировании режиссуры как профессии

Тема – круг жизненных явлений, отображаемых автором на жизненном материале. Круг вопросов, которые автор задает себе. Всегда объективна

Идея – главная режиссерская мысль. Субъективный взгляд режиссера на проблему

Сверхзадача – призыв к зрителю

14. Элементы внутренней техники актера: внимание, фантазия и воображение, мышечная свобода, чувство веры и правды, сценическое отношение, оценка факта

 

Элементы внешней техники актера:актерская наблюдательность, характер и характерность, жест, мимика, поза, сценическая выразительность

 Теперь не по билетам, а все, что есть у меня в конспекте

В. И. Немирович – Данченко

Три волны:

Прежде чем ставить, режиссеру нужно поймать три волны:

1. Социальная волна – волна времени. Современность – какие идеи витают в воздухе? Что волнует людей?

2. Объективная реальность – социальные проблемы легли на жизненную почву. Должно волновать зрителя: интриги, страсти, конфликт и т.д. Любая жизненная ситуация должна воплощаться по законам театра

3. Театральность

Фальши не должно быть в театре. Ужас «театральной лжи» - в отсутствии актерской подлинности, подлог истинной жизни красотой позы, декламации, поддельным темпераментом.

Режиссер имеет свои функции: толкователь, организатор, зеркало

В основе режиссерского спектакля лежит зерно. Зерно – предчувствие. Зерно пьесы необходимо определить прежде, чем приступишь к работе. Зерно произведения ни есть сквозное действие произведения, но есть устремление идейное.

2 план – подтекст. Слово должно быть действенным! Эмоция должна быть выплеснута через слово

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВАХТАНГОВСКОЙ ШКОЛЫ

Вахтангов строил театр по принципу коллектива, понимаемого им как одна большая семья, в которой творчество каждого неразрывно связано с его жизнью и за стенами театра. Сознание неотделимости нашей личной жизни от жизни всего театрального коллектива воспитывалось в нас постоянно.УСАДЬБА ЛАНИНЫХ

Первым спектаклем, который поставил Вахтангов в Студии МХТ, был «Праздник мира» Гауптмана. Премьера была в 1913 году

Евгений Багратионович Вахтангов (1883 – 1922) – российский и советский актер, театральный режиссер.

ТВОРИТЬ НАДО ВМЕСТЕ С НАРОДОМ НЕ ДЛЯ НЕ ВО ИМЯ

Основатель студенческой студии, впоследствии - Вахтанговская студия, 3 студия МХТ, Театр им. Вахтангова.

Театр – праздник – зритель должен удивиться!

Огромное значение учения Станиславского и реалистической школы худ.театра.

После октябрьской революции – новый зритель (рабочий люд, советский народ)

Каков должен быть репертуар, какова форма и подача.

Вахтангов – экспериментатор. Время требовало особого чувства нового. Вахтангова волновали вопросы социального переустройства жизни, общественно-политические идеи, рожденные революцией. Сверхзадача искусства – утверждение этих идей.

Не допускал узкопрофессионального отношения к театру. Театр – дело жизни, через театр служил обществу, человеку.

Обращал внимание на каждую мелочь повседневного театра (дежурные за кулисами, нужная атмосфера). Моральный облик актера не менее важен, чем талант.

Режиссер должен знать все, что связано с театром (закулисное хоз-во, постановочная часть, костюмерные, реквизит и тд.)

Режиссер должен быть всесторонне развит во всех сферах жизни. Режиссер несет идейную, художественную, этическую ответственность перед народом.

Полной системы не создал, но наметились принципы.

1. Идейно-творческая активность искусства (режиссера)

-Искусство - есть отражение окружающей действительности. Искусство идет в ногу со временем (зритель меняется, меняется политическое устройство) - нужны новые формы.

- МХАТ отстал от времени – протест натурализму! (театр не активен, просто воспроизводит жизнь).

- Необходима активность – отношение, оценка. Активность в познании, проблематики материала.

- Нужно идти с идеями в народ, не для народа, а вместе с народом. Чувствовать время.

- Познание - анализ-оценка (Давать нравственную, моральную, эстетическую, философскую оценку).

- Театр должен волновать.

- Предназначение театра - давать оценку через художественный материал, а не изображать жизнь.

- Новый зритель – на сцене чувства, узнаваемые характеры.

2. «Фантастический реализм»

– реализм (содержание)

- фантазийность (форма)

! Содержание первично. Форма (вторична) нафантазирована режиссером (форма спектакля, форма существования актера). Содержание определяет форму. !

Не жизнеподобие, а человеческое бытие, облеченное в форму.

4 фактора определяющих форму:

1. Содержание (театр начинается с драматургии). Главное понять содержание.

2. Время (современность, общественно-политические условия, современность проблемы). Что волнует зрителя. Современность заключается в проблематике.

3. Режиссер - познаватель жизни. (для того, чтобы быть современным, надо быть режиссером: глубокое знание жизни, знание своего мастерства). Режиссер должен создавать формы.

4. Коллектив (атмосфера, возраст, возможности). Режиссер должен учитывать возможности всех.

! Форма должна «прийти». Чувство формы: сценически, образ актера, декорации, ход.

3. Синтез искусства переживания и искусства представления.

- В каждом искусстве есть чувство. Любое чувство должно быть представлено формой.

- Чувство возникает, когда есть действие.

- Каждое представление должно сопровождаться переживанием.

- Переживание (содержание) + представление (форма подачи). Нужно найти форму подачи переживаний. Одни и те же чувства (переживания) в разных жанрах приобретают свою форму.

Чувство (переживание) + яркая форма проявления чувства (представление).

«Нельзя представить правдиво ничего не переживая, нельзя переживать выразительно ничего не представляя».

4. Каждый спектакль – праздник. (для зрителя).

-зрителя нужно встретить

-зритель должен радоваться, волноваться (переживать что показывают и как показывают)

-знать, что театр – это игра

-праздник – в удивлении (удивляется в театральности), театр – волшебство. Праздничное состояние + зрелищная форма

- актер должен заряжать зрителя

- для актера каждый спектакль, как новый.

Творчество режиссера – вечный поиск. Театр волнует темой, проблемой, ситуацией в яркой форме. Средства выразительности должны быть театральными. Взаимодействие чувства правды и чувства формы. Синтез переживания и представления, синтез внутренней и внешней технике актера.

 

«Нельзя представить правдиво ничего не переживая, нельзя переживать выразительно ничего не представляя».

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1421; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!