Говорит имам Аль Барбахари: «А что такое уважительная причина, как например человек болен, так что неспособен выходить в мечеть или боится несправедливого правителя»



 

Т.е. если правитель его увидит, то поймает и посадит в тюрьму и тому подобное, то есть, он находится в розыске (несправедливо, как например сам имам Барбахари был в таком положении из-за того что придерживался истины, вернитесь к первому уроку где упоминается его биография).

 

Говорит имам Аль Барбахари: «А другие причины не являются уважительными причинами».

 

И есть еще другие уважительные причины, мы проходили их где, в «булуг уль маарам», а это:

Сильный ветер, дождь, сильный мороз. И это отличается от страны к стране, если в Йемене будет ноль градусов это сильный мороз, от которого люди здесь помереть могут, потому что никогда не видели таких морозов. А у нас (в России) минус двадцать градусов не считается за сильный мороз, а если будет 30-35 градус, то это сильный мороз, человек может не идти на джамаа (коллективную молитву) или на джума.

Сильная грязь после дождя, скользко и ты весь замараешься пока дойдешь до мечети, то у тебя это уважительная причина не выходить в мечеть.

 

От Абу Къатады и Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто оставит три пятничные молитвы подряд без причины, того сердце Аллах запечатает!» (Ахмад, аль-Хаким, аль-Байхакъи, Ибн Маджах. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6140).

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Положение (хукм) пятничной молитвы.

 

Имам Ибн аль-Мунзир, хафиз Абу Бакр ибн аль-‘Араби и имам Ибн Къудама сказали:

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то поспешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (аль-Джуму’а 62: 9).

 

Сообщается от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара, что они слышали, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), стоя на своем деревянном минбаре, сказал: «Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных (отвлеченных)». Муслим 2/136.

 

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих

«Совершение пятничной молитвы является обязательным по единогласному мнению (аль-иджма’)!» См. «аль-Иджма’» 8, «Аридатуль-ахуази» 1/483, «аль-Мугъни» 2/295.

Каким должен быть человек, чтобы джума для него стала обязательной.

1 Мужчина.

2 Свободный.

3 Местный, «мукым».

4 Здоровый. (Способный идти, т.е не больной. Также освобождается тот, кто вынужден остаться и ухаживать за больным, если больному требуется уход.)

5 Совершеннолетний.

6 Разумный.

7 Мусульманин (Ислам).

 

Категории людей, которые освобождены от посещения джума.

1 Раб (все виды рабов, даже те, которые выкупают себя)

2 Женщины.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что пятничная молитва не обязательна для женщин, и что они совершают ее как обеденную молитву в 4 рак’ата”. См. «аль-Иджма’» 26.

3 Несовершеннолетний. Ибн Хаджар привёл иджма в «аль-Фатх аль-Бари» на то, что ему не фард.

4 Больной. (Тот, кому трудно идти, или он может идти, но это будет доставлять ему неудобства или ему будет невыносимо, неприятно и больно).

Джумхур на том, что любое определение слова «болезнь» освобождает от джума.

Женщинам и детям лучше идти, но им это не обязательно. Этим людям необходимо делать зухр вместо джума, если они не пойдут в мечеть на джума, ибо джума делается в мечети вместе с имамом.

 

Передается от Тарикъа ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы, является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребенка и больного». Абу Дауд, аль-Хаким. Абу Дауд, отметил, что Тарик никогда не слышал речей самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Однако аль-Хаким передал другую версию этого хадиса, в которой сообщается, что Тарик передал слова, услышанные от Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен ими Всевышний Аллах. (См. «Булюг аль-Марам №459»).

 

*Комментарий к слову «болезнь» — это не значит, что если у человека насморк или лёгкий кашель и тому подобные проявления, то ему можно не идти, напротив шейх говорит, что такой человек обязан идти. Каждый человек сам смотрит на своё состояние, оценивая свою болезнь и определяет то, насколько ему плохо.

 

5Сильный снег, дождь, мороз, ветер, или слякоть (грязь).

Дозволено пропускать пятничную молитву и другие молитвы, совершаемые коллективно в мечети, по причине сильного дождя, холодного ветра или снега, которые осложняют посещение пятничной молитвы. Доказательством служит хадис, приведенный аль-Бухари (901) и Муслимом (699), в котором передается, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) в один из дождливых дней сказал муаззину: «После того, как произнесешь слова «Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах», не говори: «Хайя ‘аля-ссаля» (спешите на молитву), а скажи: «Саллю фи буютикум» (совершите молитву в своих домах)”. Когда же ему показалось, что люди не одобряют его поступок, он сказал: “Так поступил тот, кто был лучше меня (пророк). Поистине пятничная молитва обязательна, но я не хотел вас обременять, так как вам пришлось бы ходить по грязи и слякоти».

 

Сказал ан-Навави в «Шарх Муслим», что арабские слова «дахд», «заляль», «заляк» и др. имеют одинаковое значение «слякоть», «грязь». Он также сказал: «Этот хадис показывает, что можно оставить пятничную молитву по причине дождя и т.п. Это наше мнение и мнение других. Нечто отличное было передано от Малика (да смилуется над ним Аллах). И только Аллах знает, какое мнение является верным».

 

Ханбалиты считали снежную погоду оправданием для пропуска коллективной пятничной молитвы.

 

Сказано в «Кашшаф аль-Кына» (1/495): «Можно оставить посещение пятничной молитвы или других коллективных молитв в мечети по причине дождя, грязи, снега, льда или холодного ветра в темную ночь, о чем свидетельствует хадис, что однажды Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) возвестил призыв на молитву в Даджнане, а потом сказал:«Совершите молитву в своих жилищах».Затем он поведал нам, что во время путешествий посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в морозные и дождливые дни повелевал муаззину в конце призыва на молитву говорить: «Совершите молитву в жилищах». Хадис согласован. Этот хадис с достоверным иснадом также передал Ибн Маджа, но без слов «во время путешествий». В обоих «Сахихах» также передается хадис от Ибн Аббаса, который мы уже упомянули выше, в котором говорится о молитве в дождливую погоду. Муслим добавил, что это было в пятницу. То же самое относится к снегу, льду и холоду. Это подтверждает, что холодный ветер в темную ночь является оправданием для оставления коллективной молитвы, потому что скорее всего, такая погода будет сопровождаться дождем».

 

Ни для кого не секрет, что для многих людей снег не является препятствием для похода на работу или выхода на улицу по другим нуждам. Для таких людей снег не является поводом для пропуска пятничной коллективной молитвы в мечети. Но если снег мешает им и сильно затрудняет дорогу к мечети, то тогда он является уважительной причиной.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!