Приказ одобряемого и запрет порицаемого, является обязательным



Говорит имам Аль Барбахари: «А призывать к одобряемому и запрещать порицаемое является обязательным, кроме как если ты боишься меча или боишься палки».

 

Если запрещает тебе запрещать порицаемое или приказывать одобряемое правитель, т.е. угрожает тебе физической расправой, тогда ты уже не обязан порицать порицаемое и призывать к одобряемому своим языком и своими руками. Но сердцем все равно обязан, т.е. никто не может заставить твое сердце, ни правитель никто либо иной, ни палка ни меч. И в этом случае ты будешь иметь оправдание перед Всевышним Аллахом Субхану уа Тааля.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». Муслим 49.

 

Аль-Къуртуби говорит, приводя пример тому, каким образом любой мусульманин обязан изменять порицаемое рукой: “Если скажем, Зайд увидел ‘Умара, который желает захватить имущество Бакра, то ему становится обязательным защищать его, если хозяин имущества не в состоянии защитить себя и не доволен этим покушением”. См. "Тафсир аль-Къуртуби" 4/49.

 

Имена приведены в качестве примера.

 

Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “Поистине, повелевает и запрещает тот, кто является знающим в отношении того, что велит и запрещает. А если речь идет о явных вещах, как молитва, пост, прелюбодеяние, употребление вина и тому подобное, то каждый мусульманин является ученым в этом. Если же речь идет о тонких вопросах из числа слов и дел, связанных с вопросами иджтихада, то простолюд не влезает в это и не проявляет в этом порицание. Это уже для ученых”. См. “Шарх аль-арба’ин” 88.

 

Когда шейха Мукъбиля спросили про изменение порицаемого рукой, он ответил: “Если человек в состоянии исправить порицаемое при помощи руки, то он должен это сделать, но при условии, чтобы это не повлекло еще большего порицания. Если же он не в состоянии сделать это при помощи руки, то переходит на язык, а если не в состоянии и на это, то переходит на сердце, и Аллах не возлагает на душу сверх того, что ей под силу. Однако, мы не распределяем хадис про изменение порицаемого так, как распределяют его некоторые современники и некоторые суфии, говоря: Изменение порицаемого при помощи руки – это для правителя; при помощи языка – для ученых; при помощи сердца – для простолюда. Нет! Слова: «Кто увидел порицаемое» из числа обобщенных выражений, включающие в себя всех”. См. “Гъаррат аль-ашрита” 2/210.

 

Спросили шейха Ибн База: «Является ли призыв к одобряемому и запрещение порицаемого в частности при помощи руки обязанностью каждого или же это право, которое обусловлено правителем мусульман или тем, кого назначил правитель?»


Шейх Ибн Баз ответил: Изменение порицаемого касается всех в соответствии с возможностью. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». Муслим 49.

Однако изменение порицаемого при помощи руки обязательно должно быть обусловлено наличием силы и чтобы это не повлекло большего вреда и зла! Поэтому пусть исправляет порицаемое рукой в своем доме в отношении детей, жены, слуги. Или работник в организации, у кого есть полномочия, пусть изменяет рукой. А если у него нет полномочий, то пусть не исправляет рукой, а иначе изменение порицаемого рукой может повлечь много зла, большой вред между ним и людьми, между ним и государством. Однако пусть исправляет порицаемое языком, говоря: «Побойся Аллаха, о такой-то! Это нельзя!», «Это харам тебе!», «Ты обязан делать это!» Пусть приводит шариатские доказательства языком. А что касается исправления рукой, то пусть будет в том, в чем у него есть возможность, в его доме, кто находится под его властью, кому дано полномочие со стороны правителя, как организации призыва к одобряемому и запрещения порицаемого”. См. “Фатауа Ибн Баз” 8/208.

 

Со слов ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Оберегающих границы Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы занять места на корабле, в результате чего одним досталась верхняя часть корабля, а другим – нижняя. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им приходилось проходить через разместившихся на палубе, и тогда они сказали: “А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через нее, не беспокоя тех, кто находится наверху?” И если находящиеся на палубе предоставят их самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все. А если они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех». аль-Бухари 2493.


Однажды Абу Бакр ас-Сыддыкъ (да будет доволен им Аллах), после того, как восхвалил Аллаха, обратился к людям: “О люди, поистине, вы читаете этот аят, но понимаете его неправильно: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение» (аль-Маида 5: 105). Мы слышали, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Воистину, если люди увидят несправедливого и не схватят его за руки, то они будут близки к тому, что Аллах накажет всех их за это!» В другой версии этого хадиса есть важное дополнение: «Если они будут в состоянии изменить это порицаемое и их будет больше, чем совершающих грехи». Ахмад 1, ат-Тирмизи 2168, 3057, Абу Дауд 4338, Ибн Маджах 4005. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, ан-Науауи, Ибн Муфлих, Ахмад Шакир и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахридж аль-Муснад” 1, “Рияд ас-салихин” 197, “аль-Адаб аль-муфрад” 1/193, «Сахих аль-джами’» 1973.

 

Шейх Салих Али Шейх сказал: “Если изменение порицаемого человеком причинит вред и другим, то нельзя ему делать этого, кроме как с согласия остальных. Однако, если вред испытает только он сам по причине исправления порицаемого, как тот, кто предстанет перед несправедливым правителем и станет ему велеть благое и запрещать плохое, а тот его убьет, то мы скажем: Нет в этом проблем, если ты избрал для себя это, и такой человек будет наилучшим из шахидов, как об этом сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Однако, если исправление им порицания станет причинением вреда другим людям, попирание их прав и распространение беды, то поистине, нельзя в таком случае изменять порицаемое по единогласному мнению ученых!” См. “Шарх аль-арба’ин” 473.

 

Сказал один человек имаму Ахмаду: “Как-то я зашел в дом к человеку, а он оставил меня одного и вышел. Я увидел рядом с собой бутылку, открыв которую я обнаружил финиковое вино. Но я не смог сказать ему ничего”. На это имам Ахмад сказал: “Тебе следовало бросить туда соль или что-либо иное, что испортило бы его!” аль-Халляль в “аль-Амр биль-ма’руф” 115.

 

аль-Къуртуби сказал: “Мусульмане единогласны, как это передал Ибн ‘Абдуль-Барр, что порицаемое является обязательным изменять для каждого, кто в состоянии это сделать. И если изменение порицаемого повлечет только упрек, который не перейдет в причинение ему вреда, то с него не снимается обязанность изменения порицаемого. И если он не сможет изменить этого (рукой), тогда делает это своим языком. А если не сможет и языком, тогда своим сердцем, и он не обязан большим”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 4/48.


Имам Ибн аль-Муляккъин сказал: “Единогласное мнение указывает на обязательность изменение порицаемого рукой. И на обязательность призыва к одобряемому и запрещения порицаемого указали Коран, Сунна и иджма’. И это также из числа насыха (благого наставления), которое является частью религии. И никто не противоречил в этом вопросе, кроме некоторых рафидитов, чьи мнения не берутся в счет. И это является обязательным исходя из велений шариата, а не разума, в отличие от заявления му’тазилитов”. См. “аль-Му’ин ‘аля тафаххум аль-арба’ин” 288.


Имам ас-Синди в отношении слов: «пусть изменит это рукой», сказал: “Было сказано, что это веление носит обязательный характер по единогласному мнению общины. И это является обязанностью кифая”. См. “Хашия ас-Синди” 2/100.

 

Имам Ибн Муфлих сказал: “Сообщил аль-Маруази: “Как-то я спросил Ахмада: “Как следует призывать к одобряемому и запрещать порицаемое?” Он ответил: “При помощи руки, языка и сердца, и последнее является наименьшим проявлением имана”. Я спросил: “А как изменять это посредством руки?” Он сказал: “Разделить между ними (порицаемым и совершающим порицаемое)”. И я видел, когда Абу ‘Абдуллах (Ахмад) проходил мимо детей, которые дрались между собой, он их разделял”. А в версии от Салиха сказано, что он (Ахмад) сказал: “Исправление порицаемого при помощи рук – это не означает при помощи меча и оружия!” Сказал аль-Къады (Абу Я’ля): “Внешне это указывает на дозволенность изменения порицаемого при помощи руки, если это не повлечет убийства и сражения”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/185.

 

Къады ‘Ийяд сказал: “Изменять порицаемое следует всеми возможными упомянутыми способами (рукой, словом, сердцем). Если у него есть большая вероятность, что будет польза от изменения им порицаемого делом или словом. Порицаемое изменяется (рукой), как ломание музыкальных инструментов, выливание одурманивающего самому, или сообщить тому, кто имеет на это власть, спасение притесненного из рук притеснителей своими руками или велеть другим схватить их. Но все это в том случае, когда у него есть возможность это сделать”. См. “аль-Икмаль” 1/290.


Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Порицание порицаемого сердцем является обязанностью каждого мусульманина в любом положении, а что касается порицания при помощи руки и языка, то это связано со способностью (къудра)”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 281.


Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Нет ответственности (гарантии) за сжигание и порчу книг, содержащих в себе заблуждение! Сказал аль-Маррузи: “Я сказал Ахмаду: “Я взял взаймы книгу, в которой есть плохие вещи, ты считаешь, что я должен сжечь ее?” Он сказал: “Да, сожги ее!” Суть в том, что является необходимым уничтожать различные книги, содержащие в себе ложь и нововведения. Более того, это делать важнее, чем ломать музыкальные инструменты и сосуды с вином. Ведь поистине, вред от таких книг куда хуже, чем вред этих вещей. И нет никакой ответственности за уничтожение таких книг, как и за поломку музыкальных инструментов и сосудов с вином”. См. “Турукъ аль-хукмия” 322.


Сказал имам ас-Саффарини: “Остерегайся оставлять высшую степень изменения порицаемого – при помощи руки, переходя сразу к средней степени – при помощи языка, кроме как если ты будешь не в состоянии изменить рукой. Затем, не дозволено тебе оставлять изменение порицаемого при помощи языка и переходить к порицанию сердцем, если ты имеешь возможность изменить это языком. И если ты не в состоянии исправить порицаемое ни при помощи руки, ни при помощи языка, тогда ты переходишь к порицанию сердцем, и это самое слабое проявление имана, поэтому остерегайся его уменьшения”. См. “Ляуами’ аль-ануар” 2/428.

 

Ибн Таймия рассказывал: “Однажды, когда татаро-монголы напали на Дамаск, я проходил со своими сторонниками мимо группы из их числа, которые распивали вино. И один из моих спутников решил высказать им порицание, но я запретил ему это, сказав: “Поистине, Аллах запретил вино, потому что оно удерживает от поминания Аллаха и молитвы, а этих вино удерживает от убийства людей, от пленения детей и захвата имущества. Поэтому оставь их”. См. “аль-Истикъама” 2/165.

 

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, говоря про примеры исправления порицаемого рукой, сказал: “Т.е. следует разделить между порицаемой вещью и совершающим ее, забрать ее у него или отдалив его от нее. Если же это будет невозможно сделать, кроме как с применением сражения и оружия, тогда пусть оставит изменение порицаемого, поскольку в таком случае это возвращается к правителю, ибо поднятие оружия среди людей может привести к смуте”. См. “Ахкам аль-Къуран” 1/293.


Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Никто не имеет права исправлять порицаемое с помощью того, в чем больше будет порицаемого! Как, например, кто-то из людей желает отрезать руку вору, побить пьющего вино, или применять наказания (худуд), поскольку если он совершит это, то подобное приведет к смуте и нечестию, так как каждый потом начнет бить другого и заявлять о том, что тот заслуживал этого! Необходимо, чтобы подобным занимался именно правитель мусульман!” См. “Мухтасар аль-фатауа аль-Мисрия” 579.


Комментируя хадис: «А если не может изменить порицаемое…», Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что если кто-то боится убийства или избиения, то с него снимается обязанность исправления порицаемого. И это является мазхабом исследователей из числа саляфов и халяфов. Однако группа из числа впавших в крайность сказала, что обязанность исправления порицаемого не спадает с человека, даже если он опасается этого (убийства и избиения)”. См. “Шарх аль-арба’ин” 90.

 

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Запрещение порицаемого имеет четыре степени:
Первая: Удаление порицаемого и замена этого одобряемым.
Вторая: Уменьшить порицаемое, даже если не избавиться от него полностью.
Третья: Заменить это порицаемое тем, что равнозначно будет этому из порицаемого.
Четвертая: Заменить порицаемое тем, что будет хуже этого порицаемого.
Первые две степени являются узаконенными, третья является вопросом иджтихада, а четвертая степень является запретной”
. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/54.


Имам ас-Сан’ани сказал: “Ученые всех групп единогласны в том, что если изменение порицаемого приведет к еще большему порицанию, тогда нельзя его изменять”. См. “аль-Иша’а” 52.


Историк Ибн Хальдун говорил: “Таково положение простого люда и некоторых факъихов, восстающих для изменения порицаемого. Поистине, многие люди, связанные с поклонением и религией, отправляются к несправедливым правителям, призывая к изменению порицаемого и призыву к одобряемому, желая за это награды от Аллаха. И последователей таких людей становится много из числа невежественной толпы, и они подвергают себя гибели. Многие из них гибнут на этом пути, неся ответственность за это, а не получив награду, поскольку Аллах Всевышний не повелевал им этого!” См. “Мукаддима Ибн Хальдун” 1/280.

 

Так же слушайте разъяснение Руслана по книге:

«Основы и правила, на которых строится вынесение постановления о нововведении относительно определенной личности. А также: о необходимости достижения должного уровня знаний для вынесения постановлений о нововведении».

 

Автор книги: шейх Са'ид ибн Да'ас аль-Яфи'и (да помилует его Аллах и примет у Себя шахидом).

 

24Неотложное разъяснение положения заблудших людей и их заблуждений - чаще всего несет за собой превышающую пользу.

http://www.youtube.com/watch?v=8Yh3ENGmXh8

 

25Необходимость отложить разъяснение положения заблудшего - если от этого разъяснения последует превышающий вред.

http://www.youtube.com/watch?v=hYPLyYTPAKo

[Конец примечания].

 

Давать Салам мусульманам.

Говорит имам Аль Барбахари: "А также из нашей религии является то, что ты должен давать салям всем рабам Аллаха".

 

Однако кафирам и нововведенцам салям не дается исходя из нашей религии.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!