Сон в красном тереме. Т. 2. Гл. XLI – LXXX. 120 страница



51

 

Ватную шубу, // Радея за воина, шьет…

– Танский император Сюань-цзун (847—860) неоднократно выражал беспокойство о воинах, несших тяжелую службу в суровом, холодном приграничном крае; по его распоряжению придворные наложницы и служанки должны были шить для воинов теплые одежды. Один из воинов-пограничников обнаружил в кармане одежды, присланной ему, стихотворение:

 

Средь равнины песчаной

Жизнь в походе тревоги полна,

Терпит тяготы воин, —

В морозную ночь не до сна.

Я своими руками

Скроила одежду на вате,

Будет впору кому-то

И согреет кого-то она.

Мысль одна: чтобы тонкой

И прочной была моя нить,

Ваты больше в подкладку —

Надо больше ее утеплить.

Я скажу о себе:

Радость жизни уже за спиною,

Но осталась надежда,

Что стану по-новому жить!

 

Воин передал стихотворение своему начальнику, а тот переслал самому государю Сюань-цзуну. После расследования обнаружилось, что стихотворение сочинила одна из дворцовых наложниц. Сюань-цзун приказал ей покинуть дворец и выйти замуж за воина, к которому случайно попало это стихотворение. (Эпизод описан в книге «Танская поэзия и отражение в ней действительных фактов» – «Танши цзиши».)

 

52

 

Ямы, холмы – // Осторожнее будь, человек!

– Здесь – продолжение темы о сильном снегопаде и, в связи с этим, о бездорожье.

53

 

Зря о сосне // Как о друге зимы говорят.

– Согласно некоторым китайским комментариям, прославление сосны как спутницы зимних холодов несет на себе налет даосской философии. По другой версии, строки обращены к поэту Тао Юаньмину, избравшему образ жизни отшельника и в зимние дни находившего покой под одинокой сосной.

54

 

Ладья. Рыбу удить пора… // В гуще лесной // Прекращается стук топора.

– Строки о рыбаке и о лесорубе в некоторых изданиях романа (например, в издании Чэн И) включают иные образы («лебедь», «отпечатки лап»). По мнению литературоведа Цай Ицзяня, эти строки перекликаются со строками танского поэта Ли Шанъиня:

 

Одинокая лодка.

Старик в тростниковом плаще.

 

Он рыбачит.

Вода холодна в снегопад.

55

 

Пусть снегопад // Государя развеет печаль.

– См. т. I, коммент. 48.

56

 

Окоченевшего // Разве у дома найдут?

– Согласно сборнику притчей «Луи чжуань» – «Сказания о разном», однажды – это было при династии Хань – выпал снег. Его слой на земле превышал целый чжан (3,2 м). Людям было трудно выйти из домов. Юань Ань не мог добраться до дверей – все тропы засыпало снегом. Кто-то предположил: раз его нет – он, наверно, умер. Один человек, увидев Юань Аня лежащим на снегу, спросил: «Почему вы не входите в дом?» «Слишком много снега, – ответствовал Юань Ань, – трудно рассчитывать на помощь людей…»

57

 

Путник в мороз // Рад, когда предлагают приют…

– Ван Юаньбао, живший при Танской династии, во время сильных снегопадов приглашал путников, оказавшихся в бедственном положении, помочь ему расчистить снег возле дома и проложить тропу к дверям. Потом Ван Юаньбао угощал помощников в доме вкусной едой и вином. Его гостеприимство получило в народе известность как «встреча, согревающая в мороз».

58

 

В ткацком станке…

– Имеется в виду ткацкий станок небесной Ткачихи (см. т. I, коммент. 293). Нить в станке представляется в виде падающего на землю снега.

59

 

Слезы-жемчужины // В море легко потерять…

– См. коммент. 223.

60

 

И для вина // Нелегко разжигать огонек…

– В зимние дни было принято пить подогретое вино.

61

 

И прослезился // При песне «О белых снегах».

– Согласно легенде, горный монах Юн Мэньчжоу однажды с лютней-цином в руке отправился навестить знатного человека Мэн Чанцзюня. Мэн Чанцзюнь спросил: «А может ли господин своей игрой на цине вызвать в моей душе печаль?» – «Вы сейчас пребываете в довольстве, – ответил Юн Мэньчжоу, – и цину будет трудно растрогать вас. Однако я полагаю, что и вас кое-что может опечалить». И он привел множество примеров в подтверждение мысли о том, что «небесный путь не всегда сулит процветание». И добавил: «Пройдут тысячи осеней, десять тысяч лет, могилы зарастут колючим бурьяном, лисы и зайцы упрячутся в норы, – лишь сын дровосека, отрок-подпасок, будет блуждать по свету». И вопросил с грустью: «Что думаете вы об этом, знатный и богатый господин Мэн Чанцзюнь?» Услышав вопрос, Мэн Чанцзюнь зарыдал. Юн Мэньчжоу снова заиграл на цине, а Мэн Чанцзюнь продолжал рыдать. (Притча из книги ханьского автора Хуань Тая «Новые беседы. О чудодейственном цине».)

62

 

Дымка лазури // Блеснула на красной стене…

– Красная стена – название горы в провинции Чжэцзян (север уезда Тяньтай).

63

 

Снег с мэйхуа // Я глотаю…

– Согласно преданию («История цветов», «Хуа ши»), в Сунскую эпоху был известен «даос с железными ступнями», который любил ходить босиком по снегу, набивая рот цветами мэйхуа пополам со снегом и глотая их.

64

 

Снег и бамбук, // Опьяненный, видеть я рад!

– Фраза заимствована из произведения сунского писателя и поэта Ван Юйчэна «Записи в Бамбуковом тереме на Желтом холме». Смысл фразы: опьяневший как будто слышит, как падает снег на ветки бамбука.

65

 

Утку и селезня // Узы роднят…

– См. т. I, коммент. 241.

66

 

Яо и Шуня // В стихах мы хотели воспеть!

– См. т. I, коммент. 32.

67

 

Она ж, восточным ветрам улыбаясь…

– Цветы мэйхуа распускаются первыми, поэтому считаются вестниками весны. Восточный ветер – дыхание весны, символ расцвета природы и человека.

68

 

Хотя душа зовет ее к Юйлину…

– Юйлин – название гор, где, по преданию, мэйхуа цветет круглый год: то на южном склоне, то на северном.

69

 

…бледна, прозрачна, – // Украсила в Лофу Шисюна сны…

– В книге «Хроника города Лунчэн» – «Лунчэнлу» – есть рассказ о том, как Чжао Шисюн, живший при династии Суй (589 – 619}, после прогулки в горах Лофу заснул и ему приснилась красавица в изящном одеянии бледно-розового цвета, вместе с которой он веселился, пел и танцевал. Речь здесь идет о ранних цветах мэйхуа, которые окрашиваются бледным румянцем. Поэт хочет утвердить мысль о том, что этим цветам не всегда присущ ярко-красный цвет.

70

 

Она – свеча. Богиня в алом платье… Святая в белом одеянье, // Что невзначай зарделась от вина…

– Поэт говорит о мэйхуа в разные периоды ее цветения, сравнивая ее с феями-небожительницами (фея Э, Богиня в алом платье, Святая в белом платье). Но при полном расцвете она вспыхивает ярким пламенем, как свеча.

71

 

Таинственное зелье проглотив, // Свой облик изменила…

– Цветы мэйхуа, согласно поверью, первоначально были белыми, но, проглотив случайно чудодейственный эликсир, покраснели.

72

 

…персиком лазурным ей не быть,// Как прежде, возле Яшмового пруда.

– Согласно одной из легенд, мэйхуа когда-то росла в небесном саду персиков долголетия и имела облик лазурного персика; затем, похитив «красную пыль» из сада, изменила облик и стала красным цветком.

73

 

Она – та темно-красная река, // Что в мир святой велела плыть плоту…

– Смысл иносказания: аромат мэйхуа может так одурманить человека, что он представит себя в мире святых небожителей. Согласно легенде, один человек, погрузив на плот зерно и еду, доплыл по Млечному Пути до обиталища святых – Пастуха и Ткачихи.

74

 

Яотай

– см. т. I, коммент. 177.

75

 

Пэнлай

– см. т. I, коммент. 175.

76

 

Месяц ла

– первый месяц года по лунному календарю.

77

 

Обитель Чан Э

– то есть лунный дворец феи Чан Э – Гуаньхань.

78

 

Но коль дарят во храме святом мэйхуа…

– Буддийский храм здесь трактуется как земное обиталище святых; если мэйхуа дарят в храме и кто-то разломил подаренную ветку – это означало, что он «вошел» в «грешный мир», в «мирскую суету», где царят зло и страдания.

79

 

Я ушел, но буддийской обители мох…

– В этих и предыдущих строках Баоюй говорит о своей решимости начать монашескую жизнь, ибо среди мирской суеты люди его не поняли. «Буддийской обители мох» – как бы постоянное напоминание об обязанности следовать заветам Будды.

80

 

Шань Тао

– крупный государственный деятель III – IV вв.

81

 

Луэр

– кличка стремительного жеребца государя династии Чжоу – Му-вана (X в. до н.э.).

82

 

Как Черепахам трех священных гор…

– Согласно канону «Лецзы». к востоку от Бохайского моря есть три большие горы – Пэнлай, Фанчжан и Янчжоу; Небесный Император, опасаясь, что волны могут сдвинуть их на запал,, приказал пятнадцати гигантским морским черепахам удерживать их на своих панцирях. В древности в честь Черепах – хранителей гор – в пятнадцатую ночь первого месяца чжан в столице зажигали тысячи фонарей, воздвигали из огней пирамиду, символизировавшую черепах, несущих на панцирях священные горы.

83

 

Красные стены

(Чиби) – Название гор на северо-востоке уезда Цзяюйсянь провинции Хубэй. Здесь в 208 г. на реке Янцзы полководец царства У – Чжоу Юй сжег флот Цао Цао, гегемона царства Вэй.

84

 

Сверкали зря на флагах имена…

– На флагах боевых кораблей Цао Цао были начертаны фамильные знаки (иероглифы) отличившихся в боях и походах полководцев.

85

 

И ветер дул – безжалостный и злой…

– Чтобы ветер не унес корабли в разные стороны, Цао Цао приказал связать их одним канатом. Чжоу Юй, воспользовавшись опрометчивостью противника, приказал поджечь один из кораблей. Связанные один с другим, корабли флота Цао Цао сгорели все до одного.

86

 

Бессчетное число отважных душ // Скитается уныло под водой.

– Согласно древним поверьям, души утопленников обречены на вечные скитания.

87

 

Цзяочжи

– местность на севере нынешнего Вьетнама.

88

 

Встряхнувший мир в глухие времена…

– Эти хвалебные слова адресованы полководцу Ма Юаню, который в сорок три года покорил Цзяочжи и в честь своей победы, подражая императору Цинь Шихуану, велел отлить большие медные колокола. Цинь Шихуан повелел отлить колокола и изваяния человеческих фигур после победы над соперничавшими шестью царствами и провозглашения первой империи Цинь (246—207 гг. до н.э.).

89

 

…И жун, и цян…

– В 48 г. Ма Юань возглавил поход за западные границы и покорил обитавшие там племена жун и цян.

90

 

Пусть Песнь железной флейты скажет вам // О том, что он второй герой Чжан Лян. —

С именем полководца Чжан Ляна, прославившего себя при основателе Ханьской династии, императоре Гао-цзу (206—194 гг. до н.э.), связаны отмеченные историей подвиги. В словах же о Ма Юане как бы оспаривается это утверждение доводом, что последний имел не меньше боевых подвигов и заслуг.

91

 

Чжуншань

(Чжунфу, Цзыцзиньшань) – горы к северо-востоку от города Нанкина.

92

 

…а ведь ты лицедей!

– Речь идет о Чжоу Юне, родом из Ци, поселившемся на западном склоне горы Чжуншань и выдававшем себя за убежденного отшельника. Однако эта «убежденность» оказалась недолгой, и он ушел в Нанкин, прельстившись возможностью занять высокий чиновничий пост.

93

 

Хуайинь

– название уездного города Циньской империи; ныне его местоположением считается юго-восточная окраина города Цинцзян в провинции Цзянсу.

94

 

…Славный Муж да от злых собак // Не потерпит грубых обид.

– В молодости Хань Син, известный полководец в армии первого ханьского императора Гао-цзу, был беден и подвергался унижениям и оскорблениям со стороны злых людей.

95

 

Он в Трех Ци себя утвердил…

– После падения династии Цинь сановник Сян Юй разделил район Ци на три части – Цзяодун, Ци и Цзибэй. Через некоторое время Хань Сину был пожалован титул князя (вана) земли Ци.

96

 

Он убогой прачки еду // Не забыл до последнего дня.

– В молодые годы, когда Хань Син бедствовал, его, голодного, однажды накормила крестьянка-прачка. Впоследствии, будучи уже знаменитым военачальником, он разыскал эту добрую женщину и щедро ее наградил. Этот поступок остался в памяти людей как благородное деяние.

97

 

Гуанлин

– название древнего уезда, в районе нынешнего города Янчжоу провинции Цзянсу. Здесь сунский император Ян-ди (605 – 611) в первом году своего правления соорудил канал и величественную дамбу, окруженную садами, павильонами, дворцами. На это строительство были мобилизованы многие тысячи крестьян, что вызвало ропот в народе. Оценка деяний Ян-ди разными комментаторами была неоднозначной: отрицательное отношение к праздной жизни императора не исключало признания его заслуг в сооружении канала.

98

 

Таоеду

– название места слияния рек Циньхуайхэ и Циней (город Нанкин). Тао Е – имя наложницы сановника Ван Сяньчжи (династия Цзинь). Она ушла от него, перебравшись на противоположный берег реки. После этого Ван Сяньчжи написал «Песнь о Тао Е». В ответ она написала «Песнь о круглом веере». Место переправы Тао Е через реку потомки, помня эту печальную историю, назвали Таоеду, то есть «Переправа Тао Е».

99

 

Грустна судьба лючаоских господ…

– Лючао – «Шесть династий» – название исторического периода (229—589). В летописях этого времени имеется немало историй о неудачной любви аристократов.

100

 

Ведь толку нет от лика на стене…

– В летописи «Цзиньшу» (раздел «Ван Сяньчжи чжуань») упоминается, что Ван Сяньчжи начертал на стене своего дома имя Тао Е и ее портрет.

101

 

Темная обитель

(«Цинцзя») – название места захоронения Ван Чжаоцзюнь (Ван Цян) (см. т. I, коммент. 55). Захоронение находилось в районе нынешней окраины Хух-Хото – главного города Внутренней Монголии. Сун Лао, писатель Цинской династии (1644—1911), так описывает ее: «Возле могилы ни травы, ни деревьев; с далекого расстояния можно видеть ее; мрак и туман, все кажется черным, поэтому и название дали могиле „Темная обитель“.

102

 

Черная река

(Хэйхэ) – протекает к югу от Хух-Хото. Согласно летописи «Циньи тунчжи», «когда Чжаоцзюнь умерла, берег реки почернел, над могилой нависли черные тучи, поплыли печальные туманы… Река, застонав и задохнувшись, прекратила течение».

103

 

Струны превратились в лед…

– На родине лютня Чжаоцзюнь звучала нежно и радостно; на чужбине струны ее словно оледенели.

104

 

Десять тысяч лет не смыть подлости позор.

– См. т. I, коммент. 55.

105

 

Гора Мавэй

(Мавэйцзе, Мавэйпо) – горная местность в ста ли западнее танской столицы Чанъань на территории нынешнего уезда Сыпинсянь провинции Шэньси.

106

 

Безжизненно лицо. На нем лишь пудры след…

– Здесь и далее речь идет о Ян-гуйфэй – наложнице танского императора Сюаньцзуна (см. т. I, коммент. 52). Душа Ян-гуйфэй вознеслась в небеса, обретя облик небесной феи Тайчжэнь.

107

 

Храм Пудунсы

– место, где, согласно пьесе «Западный флигель», девушка Инъин, благодаря помощи служанки Хуннян, встречалась с возлюбленным Чжан Гуаном.

108

 

…И правил в ней порок один…

– Автор говорит о «пороке» с иронией, следующей фразой подтверждая ханжество феодальной морали.

109

 

Обитель цветов мзйхуа

(«Мэйхуа гуань») описана в пьесе Тан Сяньчжу (1550—1617) «Пионовая беседка». Именно около этой обители (храма) Лю Мэнмэй встретился с душою Ду Линян.

110

 

…Той девушки – воистину красивой…

– Ду Линян перед смертью нарисовала свой портрет и сделала рядом стихотворную надпись:

 

Пройдут года. Придет сюда

Скиталец Лунного дворца.

И то, что ищет, он найдет

Под ивой, возле мэйхуа.

 

В последней строке два иероглифа – «лю» (ива) и «мэй» (цветок мэйхуа) совпадают с двумя иероглифами имени героя пьесы – Лю Мэнмэй.

 

111

 

Чуньсян

– имя служанки, которая помогла Лю Мэнмэю найти могилу Ду Линян.

112

 

Западных ветров… о разлуке стон…

– Лю Мэнмэй горевал при мысли о смерти Ду Линян. Западные ветры символизируют уход из жизни. Но сила любви победила смерть, и Ду Линян возвратилась к жизни.

113

 

Хуаньхай

– мифический остров в открытом море.

114

 

Ивы ствол и весну в Ханьнани.

– Ханьнань – местность к югу от реки Ханьшуй. «Ивы ствол и весна…» – в подтексте скоротечность цветенья ивы весной. Общий смысл фразы: все в жизни быстротечно.

115

 

Хуа… Цао.

– Хуа по-китайски цветок, цао – трава.

116

 

Застольный приказ

– ведал устройством пиров и угощений при дворе.

117

 

Дань

– мера веса, равная 59,6 кг.

118

 

Ху

– мера объема, равная 51,7 л.

119

 

Духи – хранители ворот

– так называли полководцев Танской эпохи Цинь Шубао и Ху Цзиндэ, изображения которых вывешивались на воротах, чтобы отогнать нечистую силу.

120

 

…заклинательные доски из персикового дерева

– две доски с именами Шэнь Ту и Юй Лэя, считавшимися повелителями демонов. Такие доски на Новый год вывешивались по обе стороны от ворот дома, чтобы отгонять нечистую силу.

121

 

Бог домашнего очага,

по старым китайским поверьям, перед Новым годом отправлялся на небо докладывать Яшмовому владыке о добрых и злых делах каждой семьи. Накануне Нового года устраивались встречи и проводы бога очага, которого люди хотели задобрить угощениями, чтобы он не рассказывал владыке о дурных делах и поступках.

122

 

Кулачок красавицы

– приспособление в виде полусогнутой человеческой ладони на длинной ручке, служившее для чесания пяток и спины.

123

 

Цзиньхуа

– богиня, помогающая женщинам при родах.

124

 

«Феникс стремится к луаню»

– игра слов. Слог «фэн» из имени Ван Сифэн означает феникса, а слог «луань» из имени Чулуань означает сказочную птицу луань.

125

 

…угодила бы носом в золу

– образное выражение со значением оконфузиться, опростоволоситься.

126

 

Линь Сянжу

– сановник правителя княжества Чжао – Хуэй-вана. Однажды Хуэй-ван приобрел драгоценную яшму, и правитель княжества Цинь предложил ему в обмен на нее пятнадцать городов. Линь Сянжу вызвался отвезти яшму циньскому правителю. Но, получив яшму, циньский правитель отказался выполнить свое обещание. Тогда Линь Сянжу выманил у него яшму и в целости возвратил своему правителю.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!