Почувствуй свое тело как пустоту 27 страница



Я отвечаю им: «Сходите и спросите у Кришнамурти, и если он пожелает, я приду. Но что произойдет там? Что мы будем делать? О чем мы будем говорить? Мы можем так и промолчать всю встречу. Зачем это нужно?»

Но они говорят: «Было бы хорошо, если бы вы встретились. Для нас было бы хорошо. Мы были бы счастливы послушать, о чем вы будете говорить».

Я рассказываю им одну историю. Раз случилось так, что путешествовал один мусульманский мистик Фарид. Когда он и сопровождавшие его приблизились к деревне Кабира, другой мистик, последователь Фарида, сказал, что было бы хорошо, если бы он и Кабир встретились друг с другом. И когда об этом стало известно ученикам Кабира, они тоже стали настойчиво говорить о том, что раз уж Фарид проходит в этих краях, нужно пригласить его. Тогда Кабир сказал: «Хорошо». Фарид тоже сказал: «Хорошо. Мы пойдем, но когда я войду в хижину Кабира, не говорите ничего, храните полное молчание».

В течение двух дней Фарид оставался в хижине Кабира. Была полнейшая тишина. Они сидели тихо на протяжении всех двух дней, и потом Кабир проводил Фарида до края деревни -так в безмолвии они и расстались. Как только они расстались, последователи и того и другого пустились в расспросы. Последователи Кабира спросили его: «Что это было? Какая скука. Вы сидели в безмолвии два дня, не произнесли ни единого слова, а мы-то так страстно желали услышать что-нибудь».

Последователи Фарида также сказали: «Что это было? Это было непонятно. Два дня подряд мы наблюдали и ждали, что что-нибудь произойдет в результате этой встречи. Но из нее ничего не вышло».

Говорят, что Фарид ответил: «Что вы имеете в виду? Двое, которые знают, говорить не могут; двое, которые не знают, говорят очень много, но это бесполезно, даже вредно. Возможно только одно: тот, кто знает, разговаривает с тем, кто не знает».

И Кабир сказал: «Тот, кто произнес хотя бы слово, показал бы, что он не знает».

Вы все время спрашиваете совета, вы продолжаете искать опору. Хорошо осознайте то, что если вы не можете оставаться без опоры, то лучше осознанно найти эту опору, найти наставника. Если вы думаете, что необходимости в этом нет, что вы достаточны сами по себе, тогда прекращайте искать Кришнамурти или кого-нибудь другого. Прекращайте искать и оставайтесь одни.

Это случалось и с теми, кто оставался один, но это явление очень редкое. Иногда это случается с одним из миллиона - и то не во всяком случае. Тот человек, может быть, уже искал многие жизни; он, может быть, уже нашел многие опоры, многих учителей, многих наставников, и вот наступил момент, когда он может быть один. Только тогда это случается. Но когда с человеком случается так, что он достигает предельного один, тогда он начинает говорить, что так может случиться и с вами. Это естественно.

Поскольку это случилось с Кришнамурти, то он и говорит, что это же может случиться и с вами. Это не может случиться с вами! Вы ищете поддержки, опоры, а это показывает, что вы не можете быть одни. Так что не обманывайте самих себя! Может быть, ваше эго чувствует себя хорошо: «Мне не нужна никакая поддержка!» Эго всегда так думает: «Я достаточен один», - но это эго не поможет вам. Оно может стать огромным препятствием.

He-техника - это техника, но только для очень особенных людей; для тех, кто уже боролся многие жизни и сейчас подошел к той точке, где можно быть одному; для таких людей это -техника. И если вы человек этого типа, вы хорошо знаете, что здесь вас не будет. Я не беспокоюсь о таком человеке, его нет здесь. Он не может быть здесь. Не только здесь, в любом месте с любым учителем, он не может слушать, искать, упражняться. Его не найдешь нигде. Так что оставим его, нам не нужно его обсуждать.

Эти техники для вас. Вот к такому выводу я прихожу. Кришнамурти говорит для человека, которого не может быть там, а я говорю для людей, которые здесь. Все, что говорит Кришнамурти, абсолютно правильно, но люди, для которых он говорит, абсолютно неправильные. Человек, который может быть один, без всякого метода, без всякой поддержки, без всякого священного писания, без всякого гуру, который может достичь сам, не станет слушать Кришнамурти, поскольку в этом нет необходимости, в этом нет смысла. А те, кто будет слушать, люди не того типа, они попадут в очень трудное положение - они уже попали. Им нужна поддержка, опора, а их ум все время полагает, что не нужна никакая опора. Им нужен гуру, а их ум все время говорит им, что гуру - это препятствие. Им нужны техники, а они с помощью логики приходят к выводу, что техники им не помогут. У них большая проблема, но эту проблему они создали себе сами.

Перед тем, как начать делать что-то, вы должны попытаться понять, какого типа ваш ум, поскольку в конце концов гуру не важен, в конце концов важен ваш ум. Окончательное решение придет через ваш ум, предназначение исполнится через ваш ум, - поймите это без всякого эго, смущающего вас. Просто поймите, нуждаетесь ли вы в поддержке, наставлении, техниках, методах для работы. Если они нужны вам, найдите их. Если они вам не нужны, тогда нет вопроса: будьте одни, не цепляясь ни за что, двигайтесь в одиночку, не цепляясь ни за что. Обоими путями вы придете к тому же итогу. «Да» и «нет» - две противоположности, и вы должны определить, какой путь ваш.

Последний вопрос:

Вы сказали, что Шива не создает системы и вокруг его техник не может быть никаких сект. Но люди, подобные Будде, Махавире, Иисусу, Гурджиеву представляются великими создателями систем. Почему они должны были стать создателями систем? Пожалуйста, выскажитесь «за» и «против» создания систем. Являетесь ли Вы создателем мультисистемы?

Есть две возможности: можно создавать систему, для того чтобы помочь людям, создавать мультисистемы, чтобы помочь людям, и, напротив, можно пытаться разрушать системы, чтобы помочь людям. Снова «да» и «нет». Снова полярные противоположности. Людям можно помогать обоими путями.

Бодхидхарма - это разрушитель системы, Кришнамурти -разрушитель системы, вся традиция дзэна - это разрушение системы. Махавира, Мухаммед, Иисус, Гурджиев - великие создатели систем. Постоянная проблема заключается в том, что мы не в состоянии понять эти две противоречивые вещи одновременно, вместе; мы считаем, что правы могут быть только одни, а те и другие вместе правы быть не могут. Если правы создатели систем, то наш ум говорит, что разрушители систем должны быть неправы. Или, если правы разрушители систем, должны быть неправы создатели систем. Нет, правы и те и другие.

Система - это шаблон, которому надлежит следовать, ясно начертанная карта для следования по ней, благодаря ей нет сомнений, нет нерешительности, вы можете следовать ей с абсолютной верой. Запомните это: система создается для того, чтобы создать веру, создать доверие. Если все ясно, тогда легче верить. Если на все ваши вопросы есть математически точные ответы, тогда у вас не будет сомнения, вы можете продвигаться вперед. Поэтому иногда Махавира отвечает и на ваши абсурдные вопросы. Это напрасные, бессмысленные вопросы, но он ответит и на них. И ответит так, что это поможет вам обрести доверие, ведь именно такого свойства доверие вам необходимо.

Когда кто-то пытается проникнуть в неизвестное, нужно глубокое доверие; в противном случае двигаться будет невозможно. Будет так опасно, что вы испугаетесь. Темно, неясен путь, все в хаосе, каждый шаг ведет вас ко все большей и большей небезопасности. Отсюда и необходимость создания систем, чтобы все было спланировано: вы все знаете о небесах и об аде, и о предельной мокше, и откуда вы будете двигаться, откуда вы придете. Каждый дюйм нанесен на план. Это дает вам чувство безопасности, ощущение того, что все в порядке. До вас там были люди, и вы не направляетесь к необитаемой земле, вы не движетесь в неизвестное. Система делает все таким, как будто оно известно. Это делается для того, чтобы помочь вам, чтобы дать вам поддержку. Если вы сомневаетесь, вы будете напрасно расходовать энергию и движение станет трудным.

Создатели систем пытались ответить на все типы вопросов и создали точную и ясную карту. С' этой картой в руках вы чувствуете, что все в порядке, вы можете продвигаться вперед. Но я говорю вам, что всякая система искусственна. Каждая система предназначена просто для того, чтобы помочь вам. Она не является истиной. Никакая система не может быть истиной. Это лишь инструмент, приспособление. Но она помогает, поскольку все ваше существо настолько неистинно, что даже неистинные приспособления помогают. Вы живете во лжи и не можете понять истины. Система означает меньшее количество лжи, и благодаря этому меньшему количеству лжи, мало-помалу, мало-помалу вы все ближе и ближе подходите к истине. Когда истина откроется вам, система станет бессмысленной, она просто отпадет.

Когда Сарипутта стал просветленным, достиг конечной цели, он посмотрел назад с этой точки и увидел, что вся система исчезла. Всего, чему учили его, больше не было. Поэтому он сказал Будде: «Вся система, которой учили меня, исчезла».

Будда сказал ему: «Храни молчание, не говори другим! Она исчезла, она должна исчезнуть, поскольку ее никогда и не было, она предназначалась для создания веры, но она помогла тебе прийти к этой точке. Не говори ничего тем, кто еще не добрался, ведь если они узнают, что знания нет там, куда они стремятся, они остановятся. Они не могут двигаться в неизвестное незащищенными, они не могут двигаться одни».

Так случалось много раз. Это мое собственное переживание, когда люди приходят ко мне и говорят: «Вот сейчас медитация углубляется, но мы боимся». Когда вы чувствуете страх «умирания», как будто смерть приближается к вам, обязательно возникнет ощущение предельного. Когда медитация подходит к своей вершине, она подобна смерти. Я говорю этим людям: «Не беспокойтесь, я с вами». И тогда они чувствуют, что все в порядке. Но я не могу быть там - это невозможно. Никто не может быть там. Это неправда, если вам кто-то скажет, что он может. Никто не может быть там, вы будете там одни. Это точка полной уединенности. Но когда я говорю: «Я буду там, не беспокойтесь, я иду впереди», они чувствуют, что все в порядке, и идут. Если бы я сказал: «Вы будете одни, там никого не может быть», они отступили бы. Наступил момент, когда обязательно должен быть страх. Вот пропасть, и в нее можно упасть - я должен помочь им упасть. Поэтому-то я и говорю, что я там, просто прыгайте. И они прыгают! После прыжка они узнают, что там никого не было, но теперь, теперь все кончено. Они не могут вернуться назад. Это инструмент.

Все системы - это инструменты помощи: помощи людям, которые полны сомнения, помощи людям, лишенным доверия, помощи людям, лишенным уверенности. Системы создаются, чтобы помочь людям двигаться в неизвестное без страха. В этих системах все подобно мифу, вот почему так много систем. Махавира создает свою собственную систему — эта система создается в соответствии с потребностями его последователей. Он создает систему. Это миф, но очень полезный, поскольку множество людей с его помощью движется и достигает истины. А когда они достигают, то узнают, что система была ложной, -но она сработала.

Будда определяет истину как то, что работает. Его определение: истина - это то, что работает, - если может работать ложь, то это истина, и если истина не может работать, то это ложь.

Имеется множество систем, и каждая система помогает. Но каждая система не может помочь каждому. Вот почему старые религии настаивают на том, что человек не должен обращаться в новую религию, поскольку, хотя ум и может через некоторое время сформироваться и измениться в соответствии с правилами системы, в глубине вы никогда не меняетесь, и новая система никогда не станет для вас полезной. Индус может стать христианином, христианин может стать индусом, но после семилетнего возраста ум почти полностью фиксируется, обуславливается. Поэтому, если индус становится христианином, он останется в глубине индусом, и христианская система не поможет ему. И он потеряет контакт со своей собственной системой, которая могла бы работать.

Индусы и иудеи всегда были против обращения. Не только против обращения - они будут сопротивляться, если кто-то попытается войти в их религию добровольно. Они скажут: «Нет, следуйте своему собственному пути». Поскольку система - это глубоко подсознательное явление, она должна проникнуть глубоко в подсознание, только тогда она будет работать. В противном случае она не помогает, тогда она - лишь искусственная вещь. Она все равно как язык. На любом языке вы не можете говорить так, как вы говорите на своем родном языке, это невозможно. Здесь ничего нельзя сделать. Насколько эффективными бы вы ни стали в чужом языке, он все равно останется поверхностным. В глубине ваш родной язык будет постоянно влиять на него. Вы будете видеть сны на родном языке; подсознание будет действовать на природном языке. На него и сверх него может быть навязано многое, но заместить его нельзя.

Религиозные системы подобны языку, они и есть язык. Но если они проникают глубоко, они помогают, потому что вы начинаете чувствовать уверенность. Система - это не важно, важна уверенность. Вы чувствуете доверие и поэтому движетесь уверенным шагом - вы знаете где вы. И это знание помогает.

Но есть и разрушители систем, они также помогают. Есть ритмический цикл, подобный смене дня и ночи - снова приходит день, снова приходит ночь. Они помогают, потому что иногда случается так, что когда систем слишком много, люди запутываются, они уже не могут двигаться с картами, карты стали такими тяжелыми, их невозможно нести. Так случается всегда.

Например, традиция, очень долгая традиция, полезна, потому что за счет своей продолжительности она дает уверенность. Но из-за этой же продолжительности она тяжела, стала мертвым грузом. И поэтому вместо того, чтобы получить от нее помощь в движении, вы скорее именно из-за нее и не сможете двигаться. Вам нужно сбросить этот груз. Поэтому-то и есть разрушители систем, которые уничтожают систему в вашем уме, разгружают вас, помогают вам двигаться. Помогают и те и другие, но это зависит от ситуации. Это зависит от времени, это зависит от человека, которому нужно помочь.

В наше время системы стали очень тяжелыми и запутанными. По многим причинам в них потерян весь смысл. Раньше каждая система жила в своем собственном мире: джайн рождался джайном, жил джайном, умирал джайном. Он не читал индусских священных книг, это было запрещено. Он не ходил в мечеть или в церковь, это был грех. Он жил в стенах своей системы. Ничто чуждое не проникало в его ум, и поэтому не было путаницы.

Но все это разрушено, и каждый может познакомиться с чем угодно. Индусы читают Коран, а мусульмане читают Гиту. Христиане движутся на Восток, а Восток движется на Запад. Все перепуталось. Уверенности, которая, бывало, исходила от системы, больше нет. В ваш ум проникло все, и все перемешалось. Больше нет одного Иисуса, в вас проникли Кришна и Мухаммед.

И внутри вас каждый из них противоречит другому. Сейчас нет ничего определенного.

Библия говорит одно, Гита говорит в точности противоположное. Мухаммед говорит это, Махавира прямо противоположное. Они противоречат друг другу. Поэтому-то вас больше нигде нет. Вы больше ничему не принадлежите. Вы просто стоите посреди всего этого совершенно запутанные. Ни один из путей не ваш. В таком состоянии ума разрушение систем полезно. Отсюда и глубокая привлекательность Кришнамурти для Запада. Он не так привлекателен для Востока, поскольку Восток не настолько запутан, как Запад, ведь Восток еще не так хорошо знает другие системы. Запад обуян стремлением к узнаванию других систем. Они знают слишком много. Сейчас ни одна система не является реальной, люди знают, что все предназначено лишь для создания веры, а раз вы знаете это, система не работает.

Кришнамурти привлекателен для людей с Запада, поскольку он говорит, что нужно оставить все системы. Если вы сможете покинуть все системы, вы больше не будете запутанными, - но это зависит от вас. Может так случиться, как это и случается почти всегда, что все системы останутся и, кроме того, войдет еще и эта новая система разрушения всех систем. Одной болезнью становится больше.

Продолжает говорить Иисус, продолжает говорить Кришна, продолжает говорить Мухаммед - и тут еще входит Кришнамурти. Ваш ум становится вавилонской башней - так много языков, и вы не понимаете, что случилось. Вы просто чувствуете, что сходите с ума.

Если вы можете верить в какую-нибудь систему, это хорошо; если вы не можете верить ни в какую систему, отбросьте их все. Будьте полностью очищенными, сбросьте груз. Но не оставайтесь прямо посредине этих двух альтернатив. А похоже на то, что каждый находится как раз посредине. Иногда вы сдвигаетесь вправо, иногда влево, потом снова вправо и снова влево - совсем как маятник часов. Вы качаетесь с одной стороны на другую и обратно. Это движение может показаться вам как бы продвижением вперед. Но вы не продвигаетесь никуда.

Каждый новый шаг перечеркивает предыдущий, поскольку, когда вы движетесь сначала вправо, а потом влево, вы все время противоречите сами себе. В конце концов вы запутаны, озадачены, вы в хаосе.

Или разгрузите себя полностью - это поможет. Вы будете чистыми, невинными, как ребенок, вы сможете летать, — или, если такое понимание кажется вам слишком опасным, если вы боитесь сбросить груз, поскольку это уведет вас в вакуум, в пустоту, если это сбрасывание груза кажется вам опасным и вы боитесь его, - тогда выбирайте систему. Но есть много таких людей, которые постоянно говорят вам, что все это одно и то же - одно и то же говорит Коран, одно и то же говорит Библия, одно и то же говорит Гита, все их откровения одинаковы. Эти люди великие путаники. Коран, Библия, Гита, они не говорят одно и то же, это различные системы, ясно очерченные системы. Не только различные, но иногда противоречащие друг другу, противоположные.

Например, Махавира говорит, что ключом должно быть ненасилие. Если вы насильственны, насильственны даже очень немного, то дверь к предельной реальности закрыта для вас. Это техника. Чтобы стать совершенно ненасильственными, требуется полная очистка вашего ума и тела - и того и другого. Вы должны полностью очиститься, только тогда вы станете ненасильственными. Этот процесс становления ненасильственности будет очищать вас столь полно, что сам этот процесс станет конечной целью.

Откровение Кришны прямо противоположно. Он говорит Арджуне: «Не бойся убивать, поскольку душа не может быть убита. Ты можешь убить только тело, но не можешь убить душу. Так чего бояться? А тело уже и так мертво; то, что мертво, будет мертво, а то, что живо, останется живым. Это не должно беспокоить тебя. Это просто игра».

Он тоже прав, ведь если вы в состоянии понять смысл этого, - что душа не может быть уничтожена, - тогда для вас вся жизнь становится игрой, вымыслом, спектаклем. А если вся жизнь становится спектаклем, тогда даже убийство и самоубийство становятся для вас спектаклем, и не только в мыслях, но вы воспринимаете как факт, что все вокруг - это лишь сновидение. Смерть сделает вас свидетелем, и это свидетельствование станет для вас трансценденцией... вы выйдете за пределы мира. Весь мир становится спектаклем - нет ничего хорошего, нет ничего плохого, все лишь сон. Не нужно беспокоиться ни о чем.

Но эти две вещи совершенно различны. Они ведут к одной предельной точке, но не следует смешивать их. Бели вы смешаете их, то будете страдать. Чтобы помочь вам, были создатели систем, чтобы помочь вам, были разрушители систем. Но, кажется, ни те ни другие не способны помочь. Вы настолько тверды и изворотливы, что всегда найдете какую-нибудь щелку, через которую можно сбежать.

Будда, Кришна, Иисус - во все века они учили определенным вещам. Вы слушаете их, но вы очень умны. Вы слушаете и все же не слушаете. Вы всегда находите что-то, какую-нибудь дырочку, через которую можно сбежать. Теперешний трюк современного ума заключается в том, что если есть система, если учит Гурджиев, то люди приходят к нему и говорят: «Кришнамурти говорит, что не надо систем». Те же самые люди придут к Кришнамурти - Кришнамурти учит не-системе - и скажут: «Но Гурджиев говорит, что без системы ничего не может быть сделано». Когда они рядом с Гурджиевым, они используют Кришнамурти как щелку для бегства. Когда они рядом с Кришнамурти, они как уловку для бегства используют Гурджиева. Но они никого не обманывают, они разрушают лишь самих себя.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 155;