Почувствуй свое тело как пустоту 24 страница



Что такое воображение? Это занятие некоторой позиции настолько глубоко, что сама эта позиция становится реальностью. Например, вы, должно быть, слышали об одной технике, используемой на Тибете. Ее называют «тепловой йогой».

Холодная ночь, падает снег, а тибетский лама стоит обнаженным под открытым небом. Температура ниже нуля - вы бы уже умерли, вы бы замерзли. Но лама упражняется в определенной технике. Эта техника заключается в том, что он воображает, что его тело горит огнем, он воображает, что покрывается потом — так тепло, что он покрывается потом. И он на самом деле начинает покрываться потом, хотя температура ниже нуля и кровь замерзает. Он начинает потеть. Что происходит? Это потение реально, его тело действительно горячее, - но эта реальность создана воображением.

Испытайте какую-нибудь простую технику, чтобы почувствовать, как реальность создается воображением. Если не почувствуете, то это означает, что с этой техникой вы работать не можете. Просто сосчитайте свой пульс. Сядьте в закрытой комнате и сосчитайте свой пульс. А затем в течение пяти минут воображайте, что бежите. Представьте себе, что вы бежите, что жарко, вы глубоко дышите, вы потеете, ваш пульс увеличивается. Через пять минут после этого снова сосчитайте пульс. Вы увидите разницу; ваш пульс станет чаще. Вы воздействовали на него лишь силой воображения, в действительности вы ведь не бежали.

В старом Тибете буддийские монахи проделывали свои упражнения только посредством воображения. И эти техники могут быть очень полезны современному человеку, поскольку ему трудно бегать по улицам, трудно совершать длительные прогулки, трудно найти уединенную улицу. Можно просто лежать на полу в своей комнате и воображать, что в течение часа вы непрерывно и быстро идете. Когда вы настраиваете свое воображение, тело начинает действовать.

Вы уже делаете многое, не зная, что это работа вашего воображения. Постоянно лишь одним воображением вы создаете в себе болезни; вы воображаете, что заболели, заразились. У вас повышается восприимчивость, и возникает очень большая вероятность того, что вы действительно заболеете, - и эта болезнь будет реальной. Но создается она лишь воображением. Воображение - это сила, это энергия, оно движет умом. А когда ум движется воображением, за ним следует и тело.

В одном университетском общежитии в Соединенных Штатах случилось как-то раз так, что четыре студента пытались экспериментировать с гипнозом. Гипноз — это не что иное, как сила воображения. Когда вы гипнотизируете человека, он по-настоящему погружается в свое воображение, и что бы ни предложили ему, все начинает происходить для него на самом деле. Они предлагали многое тому мальчику, которого гипнотизировали. Четверо мальчиков гипнотизировали одного. Они предлагали ему многие вещи, и что бы они ни сказали ему, тот немедленно выполнял. Когда они говорили: «Прыгай», - мальчик начинал прыгать. Когда они говорили ему: «Плачь», -мальчик начинал плакать. Когда они говорили: «Слезы текут из твоих глаз», - слезы начинали течь. Затем, просто шутки ради, они сказали: «Теперь ложись. Ты умер!» Мальчик лег и умер.

Это произошло в 1952 году. После этого в Соединенных Штатах был издан закон против гипноза. Никто не имеет права заниматься гипнозом, если только это не связано с какой-нибудь исследовательской работой; если только какой-нибудь медицинский институт или психологический факультет какого-нибудь университета не выдаст вам удостоверения. Только в этом случае можно проводить эксперименты. В противном случае это опасно - тот мальчик просто поверил, вообразил, что он мертв, и вот он умер.

Если воображение может вызвать смерть, то тогда почему не жизнь, почему не больший объем жизни?

Эта техника основывается на силе воображения. Воображай дух одновременно внутри и вокруг себя, пока вся вселенная не станет одухотворенной.

Просто сядьте в уединенном месте, где никто не побеспокоит вас - достаточно будет уединенной, укромной комнаты. Или, если вы сможете выбраться куда-нибудь еще, то будет только лучше, поскольку, когда вы ближе к природе, ваше воображение сильнее. Когда вокруг вас находятся лишь вещи, сделанные человеком, ваше воображение слабее. Природа мечтает и дает вам силу мечтать. Когда вы одни, ваше воображение усиливается; вот почему вы боитесь оставаться одни. Это не значит, что вас будут тревожить призраки, но когда вы одни, разыгрывается ваше воображение, оно начинает порождать призраки, или что вы там еще хотите. Когда вы одни, ваше воображение обладает большим потенциалом; когда рядом еще кто-то есть, управляет ваш разум, поскольку без разума вы не можете общаться с другими. Когда никого рядом нет, ум расслабляется, вы регрессируете к слою глубокого воображения, находящемуся в вашем существе. Когда вы одни, воображение начинает действовать.

Проводилось множество экспериментов, связанных с лишением человека ощущений. Если человека лишить всех воздействий на органы чувств - если вы закрыты в изолированном от звука помещении, куда не проникает свет, нет возможности общаться ни с одним человеческим существом, на стенах нет картин, в помещении нет ничего, с чем бы вы могли общаться, - через один, два, три часа вы начнете общаться с собой. В вас начнет работать воображение, вы начнете разговаривать сами с собой. Вы будете спрашивать, и вы же будете отвечать, начнется монолог, в котором вы будете раздвоены, разделены. Тогда вы внезапно начнете чувствовать многие вещи, которых раньше не понимали. Вы начнете слышать звуки, но помещение изолировано от звука, в него не проникает ни один звук. Сейчас вы воображаете. Через тридцать шесть часов лишения ощущений, вы не сможете выявить никакой разницы между реальным и воображаемым - это станет невозможным. Через тридцать шесть часов лишения ощущений воображаемое становится реальным, а реальное становится иллюзорным.

Вот почему в старые времена ищущие отправлялись в горы, в уединенные места, где они могли потерять различие между реальным и нереальным. Когда это различие потеряно, ваше воображение набрало полную силу. Теперь вы можете использовать его и с помощью его творить.

Для исполнения этой техники сядьте в уединенном месте: хорошо, если вокруг вас природа; если нет, то подойдет и комната. Закройте глаза и представьте себе, что духовная сила ощущается внутри и вовне. Внутри вас течет река сознания, она растекается по всей комнате, переполняет ее. Внутри и вовне, вокруг вас, повсюду, присутствует дух, присутствует энергия. И не воображайте это лишь только в уме, почувствуйте это внутри тела - ваше тело начнет испытывать вибрацию. Когда вы почувствуете, что тело начало вибрировать, это покажет, что воображение начало работать. Почувствуйте, что вся вселенная постепенно становится духовной, одухотворенной - все, стены помещения, деревья вокруг вас, все становится нематериальным, становится духовным. Материи больше нет.

И это тоже реальность. Физики говорят, что материя иллюзорна, а энергия реальна, и всякий раз, когда вы видите твердую вещь, эта твердость лишь кажущаяся, ее нет на самом деле. По мере того, как физика глубже входит в мир материи, материя исчезает. Только энергия, нематериальная энергия, остается, и она предстает неопределенной, расплывчатой.

С помощью воображения вы достигаете той точки, где за счет своего сознательного усилия вы разрушаете структуру интеллекта, шаблон интеллекта. Вы чувствуете, что нет материи, только дух - внутри и вовне. Вскоре вы почувствуете, что различия между «внутри» и «вовне» исчезли. Когда ваше тело становится духовным и вы чувствуете его энергию, тогда нет различия между внутри и вовне, теряются их границы. Теперь есть только поток, вибрирующий океан. Это тоже реальность -через воображение вы достигаете реального.

Что делает воображение? Воображение лишь разрушает старые концепции, материю, старые шаблоны ума, который продолжает смотреть на вещи определенным образом. Воображение разрушает их. И тогда открывается реальность.

Воображай дух одновременно внутри и вокруг себя, пока вся вселенная не станет одухотворенной, - делайте это пока не почувствуете, что все различия исчезли, все границы растворились и вселенная стала просто океаном энергии. Это тоже является фактом. Но чем глубже вы проходите в эту технику, тем сильнее пугаетесь. Вы почувствуете, что как будто сходите с ума, поскольку ваше здравомыслие, ваше умственное здоровье, состоит в способности к различению, ваше здравомыслие основывается на так называемой реальности, и когда эта реальность начинает исчезать, вы одновременно чувствуете, как исчезает и ваш здравый смысл. Праведники и душевно больные люди движутся в мире, лежащем вне вашей так называемой реальности. И те, и другие движутся там, но душевно больные люди падают, а праведники проходят. Различие очень мало, но оно также и очень велико. Если без всякого усилия с вашей стороны вы теряете свой ум и способность различать реальное и нереальное, то вы становитесь нездоровыми. Но если вы разрушаете концепции сознательным усилием, то становитесь «вне-здоровыми», не нездоровыми. Это «вне-здоровье» и есть измерение религии. Это состояние находится вне душевного здоровья. Но для этого требуется сознательное усилие. Вы не должны становиться жертвой, вы должны оставаться хозяином положения. Когда ваше усилие разрушает шаблоны ума, тогда вы начинаете смотреть на реальность без шаблонов.

Реальность без шаблонов - это единственная реальность; шаблонная реальность навязана вам. Вот почему антропологи говорят, что каждое общество, каждая культура, смотрит на одну и ту же реальность, но находит различные реальности, поскольку различны их шаблоны, их концепции. В мире много культур, примитивных культур. Они смотрят на один и тот же мир совершенно по-разному; их интерпретация мира совершенно различна. Для нас и для них реальность совершенно одинакова, но шаблоны, через которые мы смотрим, разные. Например, буддисты говорят, что в мире нет субстанции, мир - это процесс. Нет никакой субстанции, никакой материи. Все есть в движении - или может быть это даже неправильное выражение. Движение - это единственная вещь. Когда мы говорим, что все есть в движении, то это снова старое заблуждение - как будто бы есть что-то, что движется. Будда говорит, что нет ничего, что движется, - есть только движение. Это все, что есть.

Поэтому в таких буддийских странах, как Таиланд или Бирма, в языке нет ни одного слова соответствующего глаголу «быть», «есть». Когда Библия впервые переводилась на язык таи, то это оказалось большой проблемой, поскольку в Библии говорится, что «Бог есть». На бирманском языке или на языке таи невозможно сказать «Бог есть»; невозможно так сказать. То, что они говорят, имеет значение: «Бог настает». Все движется, ничто не есть. Когда бирманец смотрит на мир, он смотрит на движение. Когда смотрим мы, особенно, когда смотрит западный ум, ориентированный на греческую культуру, нет процесса, есть только субстанция, материя. Есть мертвые вещи, нет движения. Даже когда вы смотрите на реку, вы видите, что река «есть». Реки нет - река означает лишь движение, что-то, что непрерывно становится, настает. Точка никогда не приходит туда, где вы говорите, что она становится, процесс не имеет конца. Когда мы смотрим на дерево, мы говорим, что дерево «есть». Бирманский язык не может этого выразить. Бирманцы говорят, что дерево становится, дерево течет, дерево растет, дерево находится в процессе. Если ребенок воспитывается с таким шаблоном ума, тогда для него все вокруг является процессом; для него мир, реальность, будут совершенно иными. И для вас они иные - хотя реальность-то одна и та же. Но вот что за ум вы вносите в реальность для ее интерпретации? Он-то все и изменяет.

Запомните одну основную вещь: если вы не отбросите шаблон вашего ума, если не «расшаблоните» себя, если не отбросите прочь свою обусловленность, вы не познаете, что есть реальность, вы познаете только интерпретации. Эти интерпретации — изделия вашего собственного ума.

Реальность без шаблонов - это единственная реальность, и эта техника должна помочь вам снять шаблоны, снять обусловленность, выплавить из ума слова, собравшиеся там. Из-за них вы не можете видеть. Пусть растворится все, что кажется вам реальным.

Вообразите энергию, не субстанцию - ничего статического, только процесс, движение, ритм, танец - и продолжайте воображать, пока вся вселенная не станет духовной, не станет одухотворенной. Если вы будете настойчивы, то после трех месяцев интенсивной работы по крайней мере по часу в день вы сможете продвинуться к этому ощущению. В течение трех месяцев вы можете добиться другого ощущения всего существования вокруг вас. Материи больше нет, только нематериальное, океаническое существование, лишь волны, вибрации. Когда это случится, вы познаете, что есть Бог. Этот океан энергии и есть Бог. Бог - это не персона, Бог - это не некто, сидящий на небесах на троне; там никто не сидит. Бог - это целостность всего того, что есть. Вся созидательная энергия существования - вот что такое Бог. Но мы имеем шаблон мышления. Мы говорим, что Бог - творец. Бог не творец; скорее Бог - это творящая сила, само творение.

Неоднократно нашим умам навязывалось то, что когда-то в прошлом Бог сотворил мир — там и тогда завершилось творение. У христиан есть история о том, как Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой день он отдыхал. Именно поэтому седьмой день, воскресенье, выходной. На этот день Бог взял выходной. За шесть дней он создал мир навсегда, и с тех пор не было творения. После шестого дня творения уже не было. Это очень мертвая концепция.

Тантра говорит, что Бог - это сама творящая сила. Творение - это не историческое событие, которое случилось где-то в прошлом, - оно происходит в каждое мгновение, Бог творит каждое мгновение. Но снова язык создает проблему, когда мы говорим: «Бог творит». Есть такое ощущение, что Бог — это кто-то, кто постоянно творит. Нет, сама творческая сила, которая каждое мгновение непрерывно движется, сама эта творческая сила - вот что такое Бог. Поэтому мы каждый момент находимся в творении. Это очень живая концепция. Она не означает, что Бог где-то что-то создал и с тех пор не было диалога между человеком и Богом, не было настоящей связи, не было общения - он сотворил и с этим покончено. Тантра говорит, что вы сотворяетесь каждое мгновение, каждое мгновение вы в глубоком общении с божественным, с источником творения. Это очень живая концепция.

С помощью этой техники вы достигнете проблеска творческой силы, внутри и вовне. И раз ощутив силу творения и ее прикосновение, ее отпечаток, вы станете совершенно иными, вы уже никогда не станете прежними. В вас вошел Бог. Вы стали его местопребыванием, его жилищем.

103. Не борись с желанием

Вторая техника: Сосредоточив все свое сознание в самом начале желания, познания, - знай.

Основное в этой технике - это все сознание. Если вы можете внести во что-нибудь все свое сознание, это станет трансформирующей силой. Трансформация случается всегда, когда вы целиком в чем-то - в чем угодно. Но это трудно, поскольку, куда бы мы ни входили, мы входим лишь только частью и никогда целиком.

Вот вы находитесь здесь и слушаете меня. Трансформировать вас может само ваше слушание. Если вы целиком здесь, в это самое мгновение здесь и сейчас, если слушание - все для вас, тогда само ваше слушание становится медитацией. Вы входите в совершенно иное царство восторга, в иную реальность. Но вы не целостны, вот в чем проблема человеческого ума, он всегда частичен. Одна часть слушает; другая часть находится где-то в другом месте, или, может быть, спит, или, может быть, думает о том, что говорится и про себя спорит с этим. Так создается разделение, а разделение - это рассеяние энергии. Поэтому, когда вы делаете что-нибудь, вносите в это все свое существо. Когда вы ничего не утаиваете, не отделена ни малейшая ваша часть, когда вы целиком и полностью в прыжке, в нем все ваше существо, тогда любое ваше действие становится медитацией.

Говорят, что однажды Риндзай работал в своем саду, -Риндзай был учителем дзэна, - и кто-то подошел к нему. Этот человек подошел, чтобы задать какие-то философские вопросы. Он был ищущим в философии. Он не знал, что человек, работавший в саду, был самим Риндзаем. Он подумал, что это должно быть садовник, слуга, и поэтому спросил: «Где Риндзай?»

Риндзай сказал: «Риндзай всегда здесь». Этот человек подумал, конечно, что садовник похож на сумасшедшего, раз говорит, что Риндзай всегда здесь. Поэтому он решил, что будет не очень правильно расспрашивать этого человека о чем-либо, и двинулся прочь, чтобы спросить у кого-нибудь другого. Риндзай сказал: «Не ходите никуда, поскольку вы его нигде не найдете. Он всегда здесь». Но тот сбежал от этого сумасшедшего.

Потом он справился у других и ему сказали: «Первый, кого вы встретили здесь, и есть Риндзай».

Тогда он вернулся и сказал: «Простите меня, я подумал, что вы сумасшедший. Я пришел спросить вас кое о чем. Я хотел бы знать, что есть истина. Что я должен делать, чтобы узнать это?»

Риндзай сказал: «Делайте все, что хотите, но делайте целиком».

Смысл не в том, что делать, это не имеет значения. Смысл в том, чтобы делать целиком.

«Например, - сказал Риндзай, - когда я копаю эту яму в земле, вся моя целостность в этом акте копания. Вне этого не остается никакого Риндзая. Все ушло в копание. На самом деле, не остается никакого копающего, одно только копание. Если остается копающий, тогда вы разделены».

Вы слушаете меня. Если остается слушатель, тогда вы не цельны. Если остается только слушание и нет слушателя, то вы цельны, вы целиком здесь и сейчас. Тогда само это мгновение становится медитацией.

В этой сутре Шива говорит: Сосредоточив все свое сознание в самом начале желания, познания, - знай. Тантра не говорит, что если внутри вас возникает желание, то с ним надо бороться. Это бесполезно. Никто не может бороться с желанием. Кроме того, это глупо, поскольку когда вы начинаете бороться с чем-то внутри себя, вы боретесь с собой, вы становитесь шизофреничными, ваша личность раскалывается. И все эти так называемые религии помогли человечеству мало-помалу стать шизофреничным. Каждый расколот, каждый разделен и борется сам с собой, поскольку эти так называемые религии сказали вам: «Это плохо. Не делай этого». Если приходит желание, что делать? Вы все время боретесь с желанием. Тантра же говорит, что с желанием бороться не надо. Это не означает, что вы становитесь жертвой желания. Это не означает, что вы даете себе волю в этом желании. Тантра дает вам очень тонкую технику. Когда возникает желание, будьте бдительны во всей своей полноте в самом начале желания. Посмотрите на желание со всей своей цельностью. Станьте взглядом, не оставляйте за собой того, кто смотрит. Внесите все свое сознание в это возникающее желание. Это очень тонкий, но прекрасный метод. Его последствия чудесны.

Необходимо понять три вещи. Во-первых, когда желание уже возникло, вы ничего не сможете сделать. Тогда оно возьмет свой полный курс, оно завершит свой круг, и вы ничего не сможете сделать. Лишь в самом начале что-то может быть сделано - семя должно быть сожжено там и тогда. Раз семя проросло и дерево начало расти, сделать что-нибудь будет трудно, почти невозможно. Что бы вы ни делали, это создаст только большую муку, рассеяние энергии, разочарование, слабость. Когда возникает желание, как раз в самом начале, при самом первом его проблеске, при первом мерцании возникающего желания, внесите все свое сознание, цельность вашего существа, чтобы взглянуть на него. Не делайте ничего. Ничего другого не нужно. Когда внесено все существо, взгляд становится таким пламенным, что семя сгорает без борьбы, без конфликта, без антагонизма. Лишь глубокий взгляд, в который внесено все существо, и прибывающее желание полностью исчезает.

А когда желание исчезает без борьбы, оно оставляет вас такими сильными, с такой внутренней энергией, с такой потрясающей осознанностью, что вы даже не можете представить себе. Если вы боретесь, вы будете побеждены. Даже если вы не побеждены, а сами победили свое желание, это все равно будет то же самое. Энергии не останется. Вы будете разочарованы, независимо от того, победите ли вы или будете побеждены. В обоих случаях в конце концов вы ослабеете, поскольку ваше желание боролось с вашей энергией, вы сами боролись с этой энергией. Энергия пришла из того же источника, вы черпали из того же источника, так что при любом исходе источник ослабнет. Но если желание исчезает в самом начале без всякого конфликта, - запомните, это основное: без всякой борьбы, одним лишь взглядом, и даже не антагонистическим взглядом, и даже не намерением уничтожить, без враждебности, только лишь полным взглядом, - в интенсивности этого полного взгляда сжигается семя. И когда желание, возникающее желание, исчезает совсем как дым в небе, вы остаетесь с потрясающей энергией. Эта самая энергия и есть блаженство. Она отдаст вам свою красоту, свое благоволение.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 170;