Распределение умерших эвенков по причинам смерти



 

Год

Умерло всего

В том числе от:

новообразований

болезней системы кровообращения

болезней органов пищеварения

Несчастных случаев, отравлений и травм:

всего убийств самоубийств отравлений алкоголем
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1994 25 1 3 2 18 1 2 7
1995 28 1 5 2 17 7 1 3
1996 25 2 3 1 18 4 2 7
1997 30 1 7 3 10 4 1 3
1998 25 1 6 1 9 3 3 1
1999 24 1 5 1 8 4 3 1

с. Бомнак

1994 7 - 1 1 5 - 1 2
1995 6 - 1 - 4 2 - 2
1996 11 - 1 - 10 4 1 4
1997 9 1 2 - 6 3 1 1
1998 9 - 1 - 4 1 2 -
1999 9 1 1 - 3 2 1 -

с. Ивановское

1994 1 - - - 1 - - -
1995 4 - 1 - 3 1 - 1
1996 6 - 2 - 4 - 1 1
1997 7 - 2 1 3 - - -
1998 6 - 2 1 3 - - -
1999 6 - 2 - 4 - - -

с. Усть-Нюкжа

1994 5 - - - 4 - 1 1
1995 4 - - - 3 2 - -
1996 5 2 - - - 3 - 1
1997 4 - 1 1 1 1 - -
1998 3 - 2 1 - - - -
1999 3 1 - 1 1 - - -

с. Усть-Кирма

1994 5 - - - 4 - 1 1
1995 4 - - - 3 2 - -
1996 5 2 - - 3 - - 1
1997 4 - 1 1 1 1 - -
1998 3 - 2 1 - - - -
1999 3 1 - 1 1 - - -

с. Усть-Уркима

1994 7 1 2 1 3 - - 1
1995 6 1 2 - 3 1 - -
1996 1 - - 1 - - - -
1997 2 - 2 - - - - -
1998 3 1 - - 2 - 1 -
1999 3 - 1 - 2 - - 1

с. Первомайское

1994 5 - - - 5 1 - 3
1995 8 - 1 2 4 1 1 -
1996 2 - - - 1 - - 1
1997 8 - - 1 5 - - 2
1998 4 - 1 - - - - -
1999 4 - - 1 2 1 - 1

 

Таблица 8

Распределение умерших эвенков по возрасту

 

  1994 1995 1996 1997 1998 1999
Умерло всего, в т.ч. в возрасте: 25 28 25 30 25 24
моложе трудоспособного - 1 1 3 3 2
трудоспособном 18 2 9 22 16 5
старше трудоспособного 7 5 5 5 6 7

 

Представляется необходимым рассмотреть смертность и факторы, на нее влияющие. Смертность очень тесно связана со здоровьем индивида. В последнее время уровень заболеваемости среди эвенкийского населения значительно возрос. Изменение экологической ситуации в регионе в связи со строительством БАМа, расширение контактов местного населения с пришлым способствовали увеличению инфекционных заболеваний. Переход к проживанию в условиях другого теплоснабжения привел к снижению сопротивляемости организма эвенков к простудным заболеваниям. Особенно это заметно в детском возрасте. Так, дети дошкольного возраста живут в тайге вместе с родителями-оленеводами. Находясь там, они практически не болеют. Это связано с тем, что ребенок проживает в атмосфере «безмикробной» тайги, его рацион богат традиционной витаминной пищей: олениной, ягодами, грибами, кореньями. Поступая в школу-интернат, ученик питается преимущественно кашей и макаронами, а в тесном помещении создаются условия для переноса инфекционных заболеваний. В связи с тем что детский организм беззащитен перед инфекциями, уровень заболеваемости резко возрастает.

Отягощающим фактором состояния здоровья мужского населения является прогрессирующий алкоголизм. Быстрое становление у аборигенов симптомов алкоголизма объясняется многими исследователями генетической обусловленностью. Обменные процессы в организме аборигенов Севера тесно связаны с особенностями обмена этанола, что и определяет влияние алкоголя на эти популяции. Исследования, проведенные рядом ученых среди эвенков, позволили установить, что независимо от возраста они имеют большую алкогольную зависимость и больше подвержены стрессу, чем пришлые русские. Достоверно установлена положительная корреляция между стрессом и алкогольной зависимостью [Михайлов, Чуркин, 1998: 123].

Тема заболеваемости алкоголизмом в определенном смысле связана с проблемой суицидного поведения. Эта проблема непроста хотя бы потому, что статистика по этому вопросу в советское время была закрытой. И в настоящее время существует тенденция объяснять самоубийства как «нетипичные», при возможности они классифицируются как «несчастные случаи». Философ В.Г. Бабаков отмечал: «окружающая среда (экологическая система, общественные, в том числе и межэтнические отношения) ставят человека, относящегося к тому или иному этносу (этнофора) в экстремальные условия, которые вызывают у него стрессовые реакции. Экстремальные ситуации делятся на кратковременные, когда актуализируются «психологические программы реагирования», которые в человеке всегда «наготове», и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека» [Бабаков, 1993: 71]. Стрессовые последствия в сознании эвенков Амурской области усиливаются тем, что скорость изменения реальной среды значительно выше скорости приспособительных реакций, установившихся на предшествующих этапах развития.

Эвенки – одно из наиболее распространенных самоназваний народности тунгусо-маньчжурской группы, которая была известна ранее в литературе под названием – тунгусы, орочоны (оленные), манегры(от названия одного из местных родов «манягир»), бирары (речные), илэ (человек), мата (гость), в фольклоре встречаются еще ганалчи и урункай. С 1930 года самоназвание “эвенки” стало официальным названием этого народа.

Амурские эвенки - одна из малочисленных этнических групп народов, имеющих специфические особенности природопользования, материальной и духовной культуры. Общеизвестно, что опыт природопользования запечатляется в этносах - культурах в приспособлении к определенной среде при определенной технологии. Традиционный тип хозяйствования этого народа сформировал его этническую самобытность, которая отличается не только своей приспособленностью к природной среде, но и уровнем экологичности природопользования. Поэтому любые изменения природной среды в местах проживания эвенков, нарушение сложившегося типа хозяйственной деятельности наносят непоправимый вред как самосохранению народа, так и его будущему развитию. Подтверждением этого являются

 

слова Л.Н.Гумилева, что «этнос – явление географическое, всегда связанное с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос» [Гумилев, 1994: 47].

 

 

Доля эвенков в общей численности по сельсоветам на 1 января 2000 г.

 

Однако предшествующий этап социально-экономического развития и хозяйственного освоения северных территорий отличается недостаточно разумным использованием природной среды и учетом ее роли в сохранении здорового этноса. Примером может служить строительство БАМа, которое велось без учета интересов коренного народа. В результате отчуждения земель под строительство магистрали резко сократились оленьи пастбища, нарушился традиционный ход сменяемости территорий. Оленеводам теперь приходится уходить на значительные расстояния от мест проживания. Так, совхоз “Ленин Октон” села Усть-Нюкжи вынужден арендовать 396 тысяч гектаров под пастбище у северной части Саха-Якутии. Еще в более сложной ситуации оказались оленеводы с. Бомнака, потерявшие жизненное пространство не только в связи со строительством БАМа, но и с возведением Зейской ГЭС, которая обошлась потерей земель в 240 тысяч гектаров [Понкратова, 1993: 159]. А между тем в соответствии с многовековым опытом ведения оленеводства на одно и то же место стадо должно возвращаться не ранее, чем через 2-3 года. При несоблюдении этого условия возрастает уровень заболеваемости оленей, что приводит к резкому сокращению поголовья. Нетрудно спрогнозировать экологическую ситуацию в случае промышленной разработки полезных ископаемых.

Например, в районе эвенкийского села Ивановское экологическая обстановка напрямую связана с темпами и способами недропользования – отработкой россыпей золота, которая с дореволюционных времен ведется здесь наиболее губительным для природы открытым способом. Негативному воздействию подвергаются все компоненты окружающей среды, но особенно – почвенно-растительный слой, который уничтожается безвозвратно. А так как этот слой вместе с моховой подстилкой и древесно-кустарниковым подростом является основой всего биоценоза, его уничтожение приводит к резкому нарушению природного баланса и в конечном итоге – к деградации всей речной экосистемы, что и наблюдается в бассейне реки Большая Эльга.

Длительная золотодобыча в районе села привела не только к уничтожению природной речной экосистемы, сопровождающемуся резким уменьшением фауны, изменением видового состава растительности и в целом, как отмечалось выше, значительным снижением биопотенциала речной системы, но и к масштабному техногенному загрязнению окружающей среды металлической ртутью [Сидоров, 1999: 15].

В то же время имеются примеры высокой экологичности проведения транспортных коммуникаций. Так, компания “Бритиш петролиум” при строительстве трансаляскинского нефтепровода учитывала не только уязвимость вечной мерзлоты и особенности ландшафтов, но и миграции оленей: трубопровод делает петли, чтобы обойти их маршруты. Это позволило коммуникациям вписаться в окружающую среду без ущерба для природы.

В настоящее время оленеводство и охотничий промысел являются основными отраслями хозяйства эвенков. Они не только позволяют народу выжить физически, но и хоть частично сохранить богатое наследство обрядов и традиций. Сокращение жизненного пространства у всех эвенков, проживающих в Амурской области, привело к уменьшению поголовья оленей, что совершенно неоправданно с экономической точки зрения. Оленеводство - практически безотходная отрасль: в хозяйственной деятельности используются панты, мясо, шкура. Кроме того, это источник передвижения и составная часть личного хозяйства эвенков.

По всей видимости, это связано не только с ухудшением экономических условий, но и с существенными изменениями в окружающей среде, сокращением пастбищ. Так, например, в совхозе “Улгэн” самый большой рост поголовья оленей приходится на 1978-83 гг. Количество оленей тогда превышало 4 тысячи голов, что было обусловлено переходом хозяйства с транспортного направления оленеводства (обслуживание геологических экспедиций и охотников оленями) на производство оленьего мяса. Резкое увеличение оленепоголовья истощило кормовую базу пастбищ, оленеемкость которых была ниже количества оленей. Началось снижение поголовья оленей: до 3 тысяч к 1987-89гг., до 2 тысяч к 1995г., до 900 оленей в 1999г. [Васильев, 1999: 29].

Несмотря на то что многие обряды и традиции, связанные с оленеводством, забыты, некоторые из них до сих пор соблюдаются. Так, народные умельцы расшивают кумаланы с изображением святого животного – белого оленя, выделывают шкуры, шьют унты, изготавливают легкие нарты из березы. Каждый год в конце марта проводится День оленевода с традиционными соревнованиями мужчин в езде на оленях, запряженных в нарты, в метании маута. Праздник сопровождается народными песнями и танцами.

Другими отраслями традиционного природопользования являются звероводство и охотничье-промысловое хозяйство. Звероводством занимаются в национальных поселках Тындинского района. Эта отрасль имеет свои проблемы, связанные с сокращением пушных зверей, трудностями их обеспечения полноценным питанием, нежеланием эвенков заниматься этой кропотливой работой. В настоящее время у звероводов появилась возможность частично распоряжаться своей пушниной, что, безусловно, будет способствовать развитию этого направления хозяйства.

Самой доходной отраслью до последнего времени оставался охотничий промысел, дававший основную долю поступлений в бюджет национальных хозяйств. Изъятие земель под строительство БАМа, объявление суверенитета Саха-Якутии и ее отказ эвенкам в охоте на пушного зверя на территории традиционной добычи привели к резкому сокращению охотничьих угодий амурских эвенков.

В совхозе “Улгэн” большая часть населения ушла в профессиональные охотники. Поэтому охотничьи угодья начали дробиться на более мелкие участки штатников и любителей. Участки любителей расположены вблизи населенных пунктов, а штатников - охватывают более отдаленные районы. Практически все любительские участки оказались заняты золотодобытчиками, а так как охотничьи угодья не попадают под категорию территорий традиционного природопользования северных народов (какими являются пастбища для выпаса оленей), защитить их невозможно [Рогалев, 1999: 32]. Положение усугубляется браконьерством, незаконной вырубкой лесов, все учащающимися пожарами по вине населения. Уже в 1993 году сократились государственные закупки пушнины, в то время как отстрел был достаточно высоким.

Будущее этих отраслей хозяйства находится в тесной зависимости и от наличия потенциальных трудовых ресурсов. Возрастная структура эвенкийского населения Амурской области благоприятна для его воспроизводства. Высокая доля возрастной группы детей до 15 лет, которая составляет свыше 40%, может быть источником пополнения трудовых ресурсов в будущем.

Таблица 9

Распределение эвенков по возрасту

 

  1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Численность эвенков всего чел., в т.ч. в возрасте 1466 1454 1419 1394 1360 1350 1341
моложе трудоспособ- ного 572 580 556 535 521 492 474
трудоспособном 800 786 768 757 747 763 779
старше трудоспособного 94 88 95 102 92 95 88

Однако сложившаяся этнокультурная ситуация в Амурской области лишена оптимистических прогнозов. Происходит отток коренных жителей, привлекаемых более высокими заработками, из мест коренного проживания. В результате многие отрасли традиционного хозяйства могут исчезнуть вместе с коренным народом, их создавшим.

По мнению большинства исследователей, причинами кризиса эвенкийского этноса являются: малая численность, экстремальные условия обитания, удаленность, изоляция, дисперсность расселения, архаичный образ жизнедеятельности, низкая продуктивность традиционных отраслей хозяйствования, резкая модернизация жизни, техногенное разрушение среды обитания, неподготовленность к рыночным реформам. Однако этого недостаточно для объяснения глубины кризиса. Очевидно, что в его основе лежат существенные внутренние причины, сформировавшиеся под воздействием внешних факторов и обусловившие глубокую депрессию народов Севера, неподготовленность их рыночным переменам.

При осуществлении национальной политики в России важно учитывать международный опыт в решении национального вопроса. К изучению положения коренных (аборигенных) народов в зарубежных странах исследователи обратились давно, но особенно этот интерес возрос в 20-х годах минувшего столетия, когда формировалась национальная политика советской власти [Калинина, 1991:14]. Зарубежные страны, в свою очередь, изучали опыт нашего государства. Таким образом, уже в прошлые десятилетия наблюдались довольно активные взаимные контакты России, Канады, США и других государств по изучению опыта развития автохтонных народов. Обобщение этого опыта состоялось на международной конференции, проходившей в Москве (сентябрь 1993 г.).

Наиболее приемлемым был признан «закрытый» вариант развития этноса по образцу датской Гренландии, территория которой в начале века представляла собой своего рода этноэкологический парк, где имелись больница, аптека, специальные моторные суда связи. Там были запрещены частная торговля, ввоз спирта. Без особого разрешения датского правительства к эскимосам не могли приезжать даже иностранцы-путешественники [Абрютина, 1999:18].

Таким образом, проблема малочисленных народов включает в себя комплекс проблем: разрушение традиционной хозяйственной деятельности, кризис занятости, деградация экосистем мест проживания, ухудшение состояния здоровья аборигенов, утрата этнической культуры и языка.

Для решения этих проблем местные исследователи предлагают принять следующие меры:

*  придать территории проживания эвенков статус национального парка, т.е. приравнять ее к особо охраняемым территориям;

*  всемерно развивать традиционные отрасли хозяйства, в том числе ремесла на основе кооперации;

* усилить государственную поддержку коренного населения, повысить социальный статус этноса;

* развивать специализированную медицинскую помощь и профилактическую деятельность среди автохтонного населения, проводить целенаправленную демографическую политику;

*  кардинально изменить систему образования и воспитания, увязать ее с природными дарованиями народа, традиционными отраслями хозяйства, с особенностями этнического природопользования.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!