Этнокультурная и экологическая среда эвенков Амурской области



На огромном пространстве Российской Федерации, от Кольского полуострова до Чукотки и Приморья на востоке, издавна проживают этносы, называемые сегодня КМНС из-за своей малочисленности, особого характера традиционного хозяйства, полукочевого образа жизни, специфического социального и культурного ее уклада. В настоящее время общая численность этих народов составляет менее 200 тысяч человек.

Эвенки (тунгусы) дали наименования многим географическим объектам, которые сохранились в названиях современных национально-государственных и административно-территориальных образований России. Так, многие географические названия Амурской области звучат по-эвенкийски. Они сохраняют информацию о природных богатствах, особенностях той или иной местности, которые для большинства русского населения закодированы и квалифицируются исследователями лакунарности как межъязыковые конфронтативные лакуны, обусловленные длительным дрейфом двух различных культур [Быкова, 2001: 114]. Например, крупнейший приток Зеи Селемджа назван древними эвенками Сэлэмэ – «железная река». В бассейне Селемджи есть железорудные месторождения. Название левого притока Зеи в Верхнезейской равнины - Дуткан - происходит от эвенкийского «гуткэн» – «щука». Название села в Свободненском районе Гуран (с эвенк. «дикий козел») - свидетельствует о том, что в старину местность была удачной для охоты. Левый приток реки Арги Унья - наверняка со временем привлечет внимание ученых-минерологов, т.к. этот гидроним в переводе с эвенк.«ундэ» - обозначает «талое место». Зная значение эвенкийского слова «чалбан» - «береза», можно с уверенностью предположить, что село Чалбочи находится в местах произрастания березовых лесов и т.д.

Непривычные, малопонятные наименования при ближайшем рассмотрении наполняются глубоким смыслом, дополняются культурно-историческими подробностями, порождая в сознании удивительные по красоте мыслительные образы - концепты. И ближе, роднее, понятнее становится место, где ты родился и вырос, где живешь или куда возвращаешься погостить - твоя малая Родина. Знание местной топонимики дает возможность не только использовать природные кладовые, но и изучать историю и язык эвенков.

В Амурской области к районам проживания малочисленных народов относятся Зейский (с. Бомнак), Селемджинский (с. Ивановское), Тындинский (с. Первомайское, с. Усть-Уркима и с. Усть-Нюкжа) районы.

 Бомнак основан в 1889 году, получив свое название по реке Бомнак (правый приток Зеи). В переводе с эвенкийского “бом” – “ущелье, узкая долина”, суффикс –нак-(-нэк-) указывает на то, что ущелье было пройдено. Дословно название можно интерпретировать следующим образом: «река, проходящая через ущелье». Село это расположено в 227 км к северо-востоку от районного центра, на северном берегу Зейского водохранилища. Здесь проживают представители эвенкийских родов: Бута, Буллот и Канагир Русское население называет эвенков, проживающих в этом поселке, орочонами, тогда как эвенки называют себя эвенки, эвенкил (мн.ч.). По данным Амурского управления статистики, численность эвенков в селе Бомнак составляла:

 

Таблица 2

 

Год 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Численность 301 286 272 256 241 240 238 234 231 235

 

В Селемджинском районе в 50 км к юго-востоку от районного центра п. Экимчана, на берегу реки Эльги (эвенк. «река с крутыми берегами») расположилось с. Ивановское, основанное в 1893 году как прииск Ивановский. В 1931 году здесь был образован национальный оленеводческий и звероводческий колхоз “Улгэн” (эвенк. “звезда”). В селе Ивановское эвенки представлены следующими родами: Бута, Каŋаги, Бэтуŋ. Динамика численности этого села следующая:

 

Таблица 3

 

Год 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Численность 315 324 328 326 313 315 308 302 302 306

 

В 1999 году при поддержке комитета экономики Администрации Амурской области был разработан проект и подана заявка на участие проекта “Улгэн: экология и здоровье эвенков. Детство без туберкулеза” в конкурсе ИСАР - Дальний Восток в программе малых грантов “Завтра начинается сегодня: поддержка общественного сектора на Дальнем Востоке России”. Решением независимой экспертной комиссии эта заявка за № АМ 126.1.222 получила финансовую поддержку от ISAR/ USAID.

Работа по проекту “Улгэн: экология и здоровье эвенков. Детство без туберкулеза”, в подготовке и реализации которого приняло участие около 20 организаций, началась с 1 июля 1999 года. Цель проекта - оказание помощи эвенкам путем решения экологических проблем и улучшения здоровья детей с. Ивановское Селемджинского района Амурской области. В результате проведенных работ были выявлены серьезные экологические, медицинские, социально-бытовые, экономические проблемы села и совхоза “Улгэн”.

В 1929 году образовалось с. Первомайское, расположенное в десяти километрах от города Тында. В 1932 году здесь был организован колхоз “Заря”. В 50-е годы в это село в связи с укрупнением колхозов переселились эвенки из п. Амуткачи и г.Тынды. В Первомайском живут эвенки следующих родов: Сологон, Куртак, Коŋичар, Хэбгин, Чакагир, Бута. Здесь также наблюдается стабильное сокращение численности коренного населения:

 

Таблица 4

 

Год 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Численность 230 225 222 225 214 210 200 182 164 160

 

СелоУсть-Уркима Тындинского района, основанное в 1935 году, находится в 152 км к северо-западу от районного центра, у впадения реки Уркимы в Нюкжу. Название села - эвенкийского происхождения, восходит к слову «эркимэ» со значением «дремлющая». В нижнем течении река протекает по заболоченной местности, поэтому характер течения ленивый, медленный, что и дало эвенкам повод так образно назвать реку.

Численность аборигенов по годам здесь такова:

 

Таблица 5

 

Год 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Численность 265 256 244 233 242 240 241 229 223 218

 

В 370 км к северо-западу от Тынды расположено село Усть-Нюкжа. Название эвенкийского происхождения: эвенк. «нюксэ» означает «налет от дыма, сажа». Гидроним можно интерпретировать следующим образом: эвенки, кочуя по тайге, останавливались в долине реки стойбищем, а когда они покидали эти места, на деревьях от долгого пользования кострами оставался налет от дыма. Это село находится у впадения реки Нюкжи в Олёкму (с эвенк. «олло» - «рыбная»), основано в 1924 году как фактория, большая часть населения которой – эвенки и якуты. В с. Усть-Нюкжа сосредоточены эвенки следующих родов: Доной, Чакигир, Букачар, Метакар, Инилас, Ёкоткор, Лалыгар, Ниноган, Интылгун. И потому численность его несколько выше, чем в других эвенкийских селах:

 

Таблица 6

 

Год 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Численность 365 363 353 354 350 345 354 367 365 350

 

Таким образом, демографические данные последних лет демонстрируют устойчивую тенденцию к сокращению численности эвенкийского населения. Так, если в Амурской области в 1997 году эвенков насчитывалось 2,5 тыс. человек, то в настоящее время число их значительно сократилось (на 1.01.2000г. - 1341 человек, из них мужчин было 640, женщин – 701).

Среди коренных национальностей Амурской области основное население составляют эвенки - 1341, эвены - 2, чукчи – 2, ульчи - 1 человек, которые вместе составляют 0, 13 % от всего населения области. За пять лет численность эвенков сократилась на 7,9%, главным образом, за счет их механического оттока в другие районы области и за ее пределы. В 1994-1999 годах число умерших эвенков превысило число родившихся на 39 человек. В 1999 году умерло 24 эвенка, на 1 меньше, чем в 1998, а показатель смертности на (1000 населения) составил 17,8 умерших (по области - 12,5) против 18,5 в 1998 году. Основными причинами смерти эвенков были несчастные случаи (46% умерших в 1999 году) и болезни системы кровообращения (21%). Зарегистрировано 2 случая смерти от туберкулеза (в 1998 году - 3).

Величина естественной убыли эвенкийского населения уменьшилась на 25% и составила 2,2 промилле (по области - 3,3) на 1000 населения. Наиболее высокий показатель естественной убыли эвенков был в п. Бомнак Зейского района (5 человек). Прирост эвенкийского населения отмечен в селе Усть-Нюкжа Тындинского района, так как оно расположено вдали от основных мест разработки полезных ископаемых, отделено от БАМа рекой Нюкжей - правым притоком Олёкмы. Недаром, на вопрос о возможности строительства моста через реку Нюкжу около 90% опрошенных сельчан ответили отрицательно [Понкратова, 1993: 161]. И это несмотря на то, что сельчане испытывают трудности в обеспечении продовольствием и другими товарами в летний период.

Таблица 7


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 874; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!