V. Названия, связанные с бытом эвенков и обрядами



Гулик (п.п. Зеи в Зейском районе) – место, где на лобазе оставлены кости медведя или лося;

Килянжак (л.п. Купури в Зейском районе) – место, где делали лыжи;

Коболдо (п.п. Селемджи в Селемджинском районе) – лобаз на столбах для хранения продуктов;

Каналхо (п.п. Гилюя М. в Тындинском районе) – вместо ботала (колокольчик на шее оленя - деревянные погремушки, которые назывались «каналан»);

Колорок (л.п. Купури в Зейском районе) – сума, куда складывают разные вещи;

Конколай (л.п. Усмун в Зейском районе) – рукавица;

Лопча (л.п. Нюкжи в Тындинском районе) – место, где просушивали на солнце мясо.

Независимо от изменений, происходивших в процессе существования эвен­ков, ими сохранен традиционный уклад жизни и хозяйствования, привязанный к таежному природопользованию. Основные приоритеты во все времена отдавались охоте и оленеводству, другие отрасли имели второстепенное значение.

Охота велась с целью получения мясной, кожевенно-меховой продукции и пушнины. Основными объектами охотничьего промысла были лось, северный олень, медведь, кабарга, реже косуля, изюбрь, снежный баран. Из пушных видов - белка, соболь, горностай. Добывалась и боровая дичь - рябчик, каменный глухарь.

Для эвенков был характерен маршрутный способ охоты, при котором перемещения осуществлялись в зависимости от степени опромышления угодий, мест концентрации дичи и состояния оленьих пастбищ. У каждого рода и семейства были отдельные реки и строго определенные территории, находящиеся в их собственности.

Охота осуществлялась чаще активными способами с использованием охотничьих собак. Применялись и различные самоловы, самострелы. Обычно охотились верхом на олене. Копытных преследовали с помощью оленей, устраивали засады на водопойных тропах. Медведей добывали с помощью рогатины. С появлением огнестрельного оружия сократилась роль самоловов в охотпромысле и возросло значение ружейной охоты (Проект охотэкономического общества, 1980 г.).

Современные эвенки по-прежнему используют традиционные способы охоты. Кроме того, они применяют снегоходный транспорт, современное оружие, боеприпасы, но олень не перестает являться обязательным атрибутом охотника – эвенка.

Традиционно оленеводство имело транспортное направление, и тем самым ему придавалась исключительная важность в жизнеобеспечении. Эвенки содержали по 30-50 оленей, используемых в основном как транспорт для охоты и кочевок, но от них так же получали прекрасное мясо, шкуры, лекарственную продукцию. У амурских эвенков обычно применяется полувольное содержание оленей небольшими стадами. В коллективных хозяйствах при выпасах более крупных стад, по 300-500 голов, сохранилась полувольная технология, характерная для таежного оленеводства. Суть её в том, что вольный выпас оленей сочетается с приучением их к человеку с помощью подкормок или поочередного содержания в загонах части стада, к которой возвращались остальные олени.

Этот низкозатратный способ ведения оленеводства позволяет свободно использовать оленьи пастбища без нанесения им ущерба. В то же время при полувольном содержании олени не охраняются на выпасах и часто подвергаются нападениям хищников-волков, медведей, уничтожающих в основном молодняк, часть оленей теряется, дичает или отстреливается браконьерами. Несмотря на недостатки и неперспективность, полувольное содержание оленей является наиболее распространенным в Амурской области и в настоящее время. 

Из продукции охотничьего промысла и оленеводства эвенки изготавливают разнообразные изделия - обувь, одежду, головные уборы, коврики, необходимый инвентарь. Этим в основном занимаются женщины. Национальные изделия отличаются рационализмом, удобством, прочностью и особым, присущим каждой мастерице, дизайном. 

Рыболовство в жизни эвенков не играет столь важной роли, как у народностей, населяющих берега Амура, но, тем не менее, является частью их хозяйствования. Наибольшее значение рыболовство имеет для эвенков, населяющих берега р. Олекмы в Тындинском районе и Зейского водохранилища с его притоками в Зейском районе. Рыба используется как продукт питания, как корм для собак и для приманок при охоте на пушных зверей.

В соответствии с укладом жизни у эвенков сформировалось множество различных примет, обычаев, верований, выработанных на протяжении длительного пути исторического развития.

Постоянная зависимость от природы породила систему обрядов и верований, главным образом связанных с основами жизнеобеспечения эвенков охотой и оленеводством. А.И. Мазин (1984) отмечал, что многие верования связаны с уподоблением животных человеку (анимизм) в силу их, якобы, «родства». За животными признавалось понимание человеческого языка и адекватное восприятие окружающего мира. Другие обрядовые действия связаны с представлением о возрождении добытых промысловых животных, что объяснялось стремлением человека обеспечить себя и впредь пищей. Эти древние представления эвенков сформировались в культовые отношения к лосю, оленю и медведю, игравших важную роль в повседневной жизни северян как источники получения пищи, тепла и лекарства.

Разделка туш убитых зверей производилась в определенном порядке с соблюдением особого ритуала, после чего место разделки закладывалось ветками, чтобы «враждебные духи» не могли осквернить тело животного. Считалось, что и у растений, и у животных есть «синкен» - душа, которая находится в определенных частях тела и способна, если её не обидеть, возвращаться к людям. Следуя этому верованию, с убитыми животными обращались с почтением, чтобы улетевшая душа добычи помогала в охотничьем промысле.

У эвенков до сих пор сохранился обычай, когда, выходя на первую осеннюю охоту, мясо добытого зверя полностью отдают сородичам. Считалось, что благодаря такому поведению, сохранится охотничья удача. 

У этноса сложились различные охотничьи поверья, обереги, обряды, в которые свято верят до сих пор:

«Нельзя хвастаться, что убьешь лося или оленя: услышит и не придет на выстрел»;

«Нельзя кидать кости лося или оленя в огонь или разбрасывать: обидится, сообщит другим зверям, и они не будут попадаться»;

«Нельзя при разделке туши разрубать тазовую кость: перестанут размножаться»;

«Нельзя мужчине есть мясо с шеи: будут неудачи на охоте»;

«Убив лося или оленя, дают его свежевать товарищу. Самому охотнику нельзя, иначе зверь рассердится»;

«Убив зверя, принеси жертву со словами: «Подай такого». Иначе хозяин может обидеться».

В оленеводстве тоже сложились своеобразные поверья:

«Так, голову убитого домашнего оленя следовало отдать соседу, а глаза и копыта вешались на дерево. Считалось, что душа этого оленя вернется в виде приплода»;

«Считалось хорошим знаком рождение олененка-урода, сулившего удачный год, большой приплод и здоровое стадо. Когда этот олененок умирал, его укладывали на специальный лабаз головой к восходу солнца, прикрыв сверху ветками»;

«Обязательным считалось табуирование оленя, т.е. неприкосновенность избранного оленя, которого называли сэвэк. Считалось, что он обеспечит здоровье членов семьи и гарантию нормального развития оленьего стада».

Выполняя древние обряды, эвенки возлагали надежды на благополучие, здоровье, удачу и продолжение жизни. Национальные традиции мудры и имеют большое воспитательное значение до сих пор, позволяя поддерживать культурные и бытовые традиции, передаваемые из поколения в поколение.

В 20-х годах прошлого века север области населяли 307 эвенкийских хозяйств, из которых 199 были кочевыми, а 108 оседлыми (Серебренников, 1978, 1985). Добровольное объединение в промысловые и оленеводческие товарищества, артели в 30-х годах было заменено насильственной сплошной коллективизацией, которая сопровождалась переводом кочующих эвенков на оседлый образ жизни, обобществление оленей. В эти годы статистикой отмечался рост оленепоголовья в Амурской области с 3,8 тысяч голов в 1926 году до 15 тысяч в 1938 году, из которых 61 % были колхозными (Серебренников, 1978).

Рост численности домашних оленей в годы коллективизации, с одной стороны, показал преимущество коллективного ведения хозяйства, с другой – объяснялся выявлением фактического количества оленей, установленного в процессе их обобществления.

Большой знаток жизни эвенков Г.И. Сухомиров (2000) отмечает, что начатые в первые годы советской власти прогрессивные мероприятия в развитии экономики и культуры эвенкийского населения вскоре были забыты. У руководства становились люди, которые плохо знали особенности быта и хозяйствования аборигенов, придерживались другой культуры и обычаев и были убеждены, что центру лучше известно, как сделать переферию счастливой.

При переводе на оседлый образ жизни не учитывались самобытность культуры и специфика хозяйствования, выработанная на протяжении веков. Дети воспитывались в интернатах в отрыве от родителей, теряя преемственность поколений и не приобретая навыков работы в традиционных отраслях. Тайга для них становилась чужой, особенно для женщин, и лишь немногие возвращались в оленеводство. Этот процесс сохранился и в настоящее время. Не получив традиционного воспитания, молодёжь стремится жить в городе, но прижиться в нём не может, а если кто и остается, то часто без достойной работы и зарплаты. Возвращаясь в свои села, молодые люди с трудом привыкают к занятиям своих предков. Часто, оказавшись между городской цивилизацией и традиционной культурой, многие эвенки становятся безработными и страдают алкоголизмом.

Инстинктивное стремление детей эвенков к традиционному образу жизни отмечалось в личных наблюдениях при посещении оленеводов в верховьях реки Селемджи. Дети до 15-16 летнего возраста охотно живут в летний период в тайге с оленеводами, занимаются вместе с взрослыми хозяйственными делами, заинтересованно вникают в тонкости оленеводства. Но, по словам оленеводов, этот интерес у детей пропадает по мере их взросления. Создав свои семьи, они уже не стремятся в тайгу, не хотят жить в отрыве от семьи и благ цивилизации. Получается, что старикам некому передать свои занятия и опыт, полученные от предков.

Отсутствие квалифицированных специалистов и опытных оленеводов не позволяет улучшить положение дел в этой отрасли. Ситуация усугубляется нарушением экологической обстановки в местах проживания эвенков, охоты и выпаса оленей. В результате частых лесных пожаров и техногенного воздействия (лесовырубки, добыча полезных ископаемых, строительство дорог, электролиний) происходит сокращение оленьих пастбищ и их продуктивности. По словам оленеводов, в результате строительства БАМа из пастбище - оборота выпали площади шириной от 15 до 40 км вдоль железной дороги, на которых не выпасаются олени по причине частных лесных пожаров, гибели оленей, незаконного их отстрела и т.п.

Динамика поголовья оленей в Амурской области свидетельствует о сокращении их численности по всем районам. За последнее десятилетие она уменьшилась более чем в два раза, стала ниже послевоенного уровня и составила на 2001 год 6,2 тыс. голов (в 1970 году было 17,3 тыс. голов). Сокращение поголовья оленей у эвенков происходит одновременно с сокращением численности самих эвенков.

Данные исследования показывают, насколько гармонично вписывается хозяйственная культура эвенков, их уклад жизни в природу Амурского Севера и насколько уязвимы и то и другое. Процессы изменения среды обитания эвенков и их уклада жизни происходят параллельно, оказывая взаимное влияние.

Постоянная зависимость выживания и благополучия эвенков от природных условий определяла выработку ими специфического образа жизни и хозяйствования, основанных на рациональном использовании природных ресурсов и бережном отношении к ним. Этот исторически сложившийся и проверенный временем традиционный эвенкийский уклад жизни служит образцом сосуществования Человека и Природы.

Изучение и сохранение эвенкийских традиций, их богатой своеобразной национальной культуры, жизненного многовекового опыта имеет огромное значение для познания мира и места в нем человека. Рассмотрение изменений в системе взаимодействия окружающей среды и этноса (особенно малочисленного) на различных фазах его развития позволяет выявить закономерности формирования и динамики антропогенных и природно-антропогенных ландшафтных комплексов. Геоэкологические, социально-экологические и другие исследования антропогенной динамики систем природы не могут проводиться без комплексного анализа среды существования этносов и особенностей их развития. Этнологические исследования позволяют выявить обусловленность изменений природных систем в различные исторические периоды.

 

Использованная литература

1. Агроклиматические ресурсы Амурской области. 1973.-104 с.

2. Агроклиматический справочник Амурской области. – Благовещенск, 1960. - 136 с.

3. Амгунь - Селемджинская экспедиция Академии наук СССР. Ч. 1. Буреинский отряд.

4. Амурская область: Опыт энциклопедического словаря /Научн. ред. В. В. Воробьев и А. П. Деревянко, ред.- сост. Н. К. Шульман. - Благовещенск: Амурское отд. Хабаровского кн. изд-ва, 1989.- 416 с.

5. Атлас Амурской области /Отв. ред. В.Д. Топчилова. - Новосибирск: Роскартография, 2000. - 48 с.

6. Гассовский Г.Н. Гилюй-Ольдойский охотничье-промысловый район //Производительные силы Дальнего Востока. Вып. 4. Животный мир. Владивосток - Хабаровск, 1927. - С. 471-570.

7. Добровольский И.Д. Прошлое и настоящее охотничьего промысла ДВК.- Хабаровск, 1927. - 31 с.

8. Евдокимов В.С. Амурские эвенки. - Хабаровское книжное издательство, 1967.- 16 с.

9. Козловский Е.А. БАМ глазами человека. - М.: Недра, 1986. - 203 с.

10. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец 19 - начало 20 в.). - Новосибирск: Наука, 1984. - 201 с.

11. Мельников А.В., Подмарев Е.Ф., Коробушкин Н.Г. Словарь топонимов Амурской области. - Благовещенск, 1998.

12. О ходе выполнения Государственной программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера. Госкомстат России. Амурский областной комитет государственной статистики. - Благовещенск, 2000.

13. Проект охотэкономического обследования промыслово-оленеводческого совхоза «Ленин -Октон» Амурской области. Западно-Сибирская проектно-изыскательская экспедиция. - Новосибирск, 1980.

14. Проект охотэкономического обследования промыслово-оленеводческого совхоза «Заря» Амурской области. Западно-Сибирская проектно-изыскательская экспедиция. - Новосибирск, 1980.

15. Проект охотэкономического обследования промыслово-оленеводческого совхоза «Первое мая » Амурской области. Западно-Сибирская проектно-изыскательская экспедиция. - Новосибирск, 1980.

16. Сергеев М.А. Некапиталистический путь развития малых народностей Севера. - М. - Л., 1955. - 569 с.

Серебренников В.И. Проблемы таёжного природопользования восточной части зоны БАМ // Вопросы сельскохозяйственного освоения Восточной части зоны БАМ. - Благовещенск, 1978. - С.84-121.

18. Слюнин Н.В. Современное положение нашего Дальнего Востока. - СПб., 1908.-303 с.

19. Солярский В.В. Современное правовое и культурно-экономическое положение инородцев Приморского края. - Хабаровск, 1916.

20. Сухомиров Г.И. Охотничье хозяйство Дальнего Востока. - Хабаровск, 1976. - 256 с.

21. Сухомиров Г.И. Охотничье хозяйство Хабаровского края: развитие и перспективы. - Хабаровск, 2000. - 130 с.

22. Сыроватский Д.И. Экономика и организация оленеводческого производства: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - Якутск, 2000. - 404 с.

23. Таксами Ч. Люди у кромки земли // Правда. - 1989. - 2 марта.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!