Сверхвременное развитие



Даже для спасенного человека предполагается некое таинственное совершенствование личности. Как учит Дионисий Псевдо-Ареопагит,

"Когда мы соделаемся нетленными и бессмертными, достигнув состояния Божества и уподобившись Христу, тогда, по слову Писания, мы всегда с Господом будем. Тогда в пречистых созерцаниях мы преисполнимся видения Богоявления, которое облистает нас сиянием лучей, коими некогда ученики были озарены при Божественном Преображении. Умом же бесстрастным и отрешенным от материального мы причастимся умопостигаемого просвещения и превышающего ум единения (с Богом), погружаясь в пресветлое сияние неведения и блаженства, божественно уподобляясь сверхнебесным духам, ибо, согласно истинному свидетельству Писания, мы сделаемся равноангельными и сынами Божиими, будучи сынами Воскресения (Лк. 20:36)" (цит. по: Лосский, 1995, с. 49).

Как учит святой Григорий Палама, человеку уготовано "полное видение Божества, которое станет зримым в Своем нетварном Свете, в своей обóживающей благодати, – это "тайна восьмого дня" и она принадлежит будущему веку" (там же, с. 64). Все это можно прочесть как дальнейшее развитие-совершенствование человека уже после смерти, уже вне или сверх времени. Современный греческий богослов А.Каломирос высказывается в том смысле, что после всеобщего воскресения не будет никаких изменений, "но лишь развитие в том состоянии, которое было выбрано свободными личностями; вечное и бесконечное развитие... Изменения самого духовного направления уже не будет" (Каломирос, 2003, с. 32). Здесь он пользуется термином "развитие", подразумевая определенную его форму – совершенствование, и имея в виду, что не будет уже такой формы развития, как становление и преобразование. Душа будет находиться в неизменном состоянии, в том, которого достигла в процессе становления в земной жизни, и, согласно этому состоянию, личность и природа будут совершенствоваться и оформляться далее.

* * *

Итак, в христианском богословии природа и личность человека предстают пребывающими в состоянии динамизма, который можно называть развитием, если условиться о некоторых особенностях его понимания.

На основе проделанного нами анализа можно предложить следующее толкование категории "развитие":

  1. развитие есть развертывание из возможности в реальность, проявление в душе человека бытия образа Божиего, созданного в акте творения;
  2. развитие не предполагает создания новых форм, исходящего из внутренних причин, или превращения более простых форм в более сложные;
  3. развитие является не саморазвитием, а со-развитием; и здесь существенны два момента:
    • принципиальная невозможность самостоятельного, без участия Бога, развития человека, его обусловленность Словом-Логосом и Его благодатью,
    • волевое участие личности в со-развитии ("одна воля в творении, но две – в обóжении");
  4. развитие является антиномичным процессом, оно разворачивается во времени, одновременно являясь вневременным;
  5. процесс развития осложнен, искажен паразитированием греха;
  6. развитие соответствует Божественному замыслу о человеке, Его плану домостроительства, в котором Им заранее была предусмотрена возможность грехопадения человека, поэтому:
    • развитие имеет смысл исправления, возрождения и обновления природы, испорченной в грехопадении;
    • путь развития не является линейным, а имеет более сложную траекторию;
    • результатом процесса развития может быть как состояние обóжения, так и вырождение, выступающее в деградации, ре-грессе, "падении", повреждении природы;
    • решающую роль для результата процесса развития играет свободный выбор личности между стремлением к Богу и богоотвержением;
  7. целью развития является спасение, богоуподобление, соединение личности с Богом, преобразование образа Божия в Его подобие;
  8. развитие подразумевает различные состояния, уровни, периоды, этапы и др.;
  9. понятие "развитие" универсально: оно распространяется как на природу, так и на личность, как на онтогенез, так и на исторический процесс, как на отдельного человека, так и на все человечество;
  10. развитие, когда речь идет о природе человека, имеет различные формы, уже известные в традиционной психологии: становление, формирование, преобразование.

Литература

Андрей Лоргус, священник. Методологические проблемы идеи развития. / Шестоднев против эволюции. – М: Паломник, 2000.

Андрей Лоргус, священник. Православная антропология. – М., 2003.

Григорий Нисский, св. Об устроении человека. – СПб, 1995.

Евгений Шестун, протоиерей. Православная педагогика. – М., 2001.

Епифанович С.А. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М., 1996.

Зеньковский В.В. Апологетика. – М.: Грааль, 2002.

Игнатий Брянчанинов, святитель. Полное собрание творений, тт. 1-2. – М.: Паломник, 2001.

Игнатий Брянчанинов, святитель. Приношение современному монашеству. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991.

Игнатий Брянчанинов, святитель. Собрание писем, письма 229, 357. – М.-СПб, 1995.

Иоанн Мейендорф, протоиерей. Византийское богословие. – Минск, 2001.

Ириней Лионский, святитель. Творения. – М.: Паломник, 1996.

Каломирос А. Река огненная. – Калуга: Сардоникс, 2003.

Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. – Москва: Паломник, 1996.

Киприан Керн, архимандрит. Тема о человеке и современность. // Православная мысль. в. VI. – Париж, 1948.

Кестлер А. Дух в машине // Вопр. Философии, 1993, №10.

Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс – Энциклопедия, 1994.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М., 1991.

Лосский В.Н. По образу и подобию. – М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1995.

Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни. – Киев, 2001.

Пригожий И, Стенгерс Л. Порядок из хаоса. – М.: Прогресс, 1986.

Седов Е., Кузнецов Д. Вначале было слово. – СПб., 1994.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И Психология развития человека, т. 2. – М.: Школьная пресса, 2000.

Слободчиков В.И. О перспективах построения христиански ориентированной психологии / МПЖ, 2004, №4.

Феофан Затворник, святитель. Начертания христианского нравоучения. – М.: Паломник, 1994.

Феофан Затворник, святитель. Толкование на 1 посл. к Коринфянам. – М.: Паломник-Правило веры, 1998.

Флоренский П.А. Автореферат / Сочинения в 4 т., т. 1. – М.: Мысль, 1994.

Франк С.Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997.

Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики. – М., 1974.

Яковленко С.И. Философия незамкнутости // Вопр. Философии, 1996, №2.

 

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!