Развитие как альтернатива состоянию падения



Один из распространенных аргументов против использования категории "развитие" в христианской психологии состоит в утверждении, что "человечество лишь регрессирует в процессе истории". Не будем делать по этому поводу поверхностных и поспешных выводов, а попробуем разобраться глубже, учитывая некоторые не очевидные, на первый взгляд, факторы.

Для того, чтобы читатель смог увидеть проблему в неожиданном ракурсе, позвольте напомнить откровение, данное монахам Египетского Скита первых христианских веков:

"Три монаха... стояли на берегу моря. С другого берега раздался им голос: "примите крылья и придите ко Мне". Вслед за гласом два монаха получили огненные крылья и быстро перелетели на другой берег. Третий остался на прежнем месте. Он начал плакать и вопить. Наконец и ему даны были крылья, но не огненные, а какие-то бессильные, и он полетел через море с большим трудом и усилием. Часто ослабевал он и погружался в море; видя себя утопающим, начинал вопиять жалостно, приподымался из моря, снова летел тихо и низко, снова изнемогал, снова опускался к пучине, снова вопиял, снова приподымался, и, истомленный, едва перелетел через море. Первые два монаха служили изображением монашества первых времен, а третий – монашества времен последних, скудного по числу и преуспеянию. Некогда святые Отцы Египетского Скита пророчески беседовали о последнем роде. "Что сделали мы?" – говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: "Мы исполнили заповеди Божии". Спросили его: "Что сделают те, которые будут после нас?" "Они, – сказал авва, – примут делание вполовину против нас". Еще спросили его: "А что сделают те, которые будут после них?" – Авва Исхирион отвечал: "Они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцев наших" (свт. Игнатий Брянчанинов, 1991, с. 136-137).

При поверхностной интерпретации этого откровения можно принять "качество крыльев" за первостепенный фактор в вопросе спасения и сделать вывод, что люди последних времен имеют крайне низкую вероятность спастись, так как у них нет надлежащих духовных средств. Но посмотрим на ситуацию иначе: крылья эти дарованы Господом, поэтому собственные заслуги монахов первых времен состояли лишь в том, что они правильно воспользовались этими прекрасными средствами спасения (хотя и это – немалая заслуга!). Подвижнику последнего времени априори были даны малопригодные духовные крылья, и он осознавал, что с помощью них он может не долететь вовсе, погибнуть (отсюда и вопли: от понимания величины опасности, реальной оценки обстановки, а не только от трусости), но он все равно летел, много раз подвергаясь смертельной опасности, продолжал свой путь. Так действительно ли его стремление к Богу меньше, чем у первых двух, если об этом судить не по обыденным меркам? Ведь не зря же было явлено авве Исхириону: "те, кто устоят, будут выше". Святитель Игнатий Брянчанинов, который и доносит до нас откровение старца Египетского Скита, утверждает: "Наш подвиг имеет цену перед Богом: на весах Его взвешаны и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и самое время" (свт. Игнатий Брянчанинов, 1995, с. 443).

Вероятно, из откровения аввы следует, что качество "духовных даров" имеет не самое главное значение в деле спасения. Но, может быть, существует еще некое свойство самого современного человека (ведь и время будет учтено), которое также чрезвычайно важно? Мы знаем, что современный человек характеризуется возросшей степенью самостояния (термин принадлежит А.С.Пушкину), само-бытия (по выражению В.И.Слободчикова), по сравнению с человеком прошедших времен. Самобытие отнюдь не синоним эгоизма, "дурной самости". Самостояние предполагает способность к рефлексии, способность осознавать себя – свои стремления, опыт, свободу, любовь, и проявлять их осмысленно. У самобытного человека воля все менее зависит от природных свойств – темперамента, характера, потребностей тела; и все более приближается к воле выбирающей, то есть человек этот становится более способным осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность.

От святителя Игнатия Брянчанинова мы узнаем и о том, что нашему времени не дан духовный подвиг, связанный с послушанием духоносному старцу:

"Нашему времени дан другой подвиг, сопряженный с многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие – не днем, не при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам дано в руководство священное и святое Писание: это прямо говорят святые Отцы позднейших времен" (свт. Игнатий Брянчанинов, 1995, с. 442).

А раз подвижник не может быть "под послушанием", то именно самостояние необходимо ему для преодоления духовного пути; необходимы рефлексия и осмысление для того, чтобы выверять правильность пути Писанием.

О значении самостояния человека говорит и святитель Феофан Затворник, когда описывает истинного христианина: он обладает разумно-свободной самостоятельностью. Он не только производит действия, но и видит их, не только видит, но и правит ими по своему усмотрению и разуму. Истинный христианин должен быть сам владыкою всего внутри него происходящего, владыкою своих сил (свт. Феофан Затворник, 1994, с. 190). А святой Григорий Нисский говорит о самостоянии человека так:

"Одному из всех (человеку) необходимо быть свободным и неподчиненным никакой естественной власти, но самовластно решать (так), как ему кажется. Потому что добродетель – вещь неподвластная и добровольная, а вынужденное и насильное не может быть добродетелью" (св. Григорий Нисский, 1995, с. 54).

Значение самостояния человека перед Лицом Бога можно понять и из следующего текста, принадлежащего В.Н.Лосскому:

"Бог создал существа, которые так же, как и Он, могут решать и выбирать, но эти существа могут принимать решения, направленные и против Бога... Личность есть высочайшее творение Божие именно потому, что Бог вкладывает в нее способность любви – следовательно, и отказа. Бог подвергает риску гибели совершеннейшее Свое творение именно для того, чтобы оно стало совершеннейшим. Парадокс этот неустраним: в самом своем величии – в способности стать Богом – человек способен к падению; но без этой способности пасть нет и величия. Поэтому, как утверждают отцы, человек должен пройти через испытание,... чтобы обрести сознание своей свободы, сознание той свободной любви, которой ждет от него Бог" (Лосский, 1995, с. 243).

Последнее не только поясняет значение самостояния, но и меру риска духовной гибели, связанного с ним. Чем более само-бытен человек, тем более вероятность того, что он откажется от Бога. Но Бог идет на такой риск потому, что само-бытный человек более совершенен в Его глазах. Большинство современных людей, само-бытных, но снабженных скудными духовными способностями, вероятно, не только и не столько не смогут устоять, сколько сами откажутся от путешествия. Отсюда, видимо, и возникла сомнительная картина тотальной деградации человека в процессе истории. Однако, основываясь на всех вышеизложенных соображениях, необходимо, на наш взгляд, принять обратное – в истории происходит развитие человека, а именно, увеличение его самостояния, степени осознанности, осмысленности его отношения к Богу, способности делать свой личный выбор, который может быть разным, в том числе и ведущим к падению и гибели.

Еще одна причина, по которой большинство современных людей отказываются от духовного пути, заключается в том, что испытания современного человека – особенные. Как писал об этом свт. Игнатий Брянчанинов,

"...скорби суть по преимуществу удел наш...удел, назначенный нам Самим Богом... Наши скорби большею частию весьма утончены –...это злохитрость врага нашего, стяжавшего в борьбе с немощным человеком необыкновенные опытность и искусство от долговременного упражнения в борьбе. Падший дух усмотрел, что искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеках пламенную ревность и мужество к перенесению их; он усмотрел это, и заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревности, не возводят его в подвиг, но держат его в каком-то нерешенном положении, а ум в недоумении; они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие, и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления, уныния, бездействия... Бог увенчает новейших борцов не менее древних, хотя подвиг первых менее явен, нежели подвиги вторых" (Святитель Игнатий Брянчанинов, 1991, с. 137 138).


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!