Благодать как источник развития человека



Термин "развитие" достаточно широко используется в современном богословии. Так, он неоднократно встречается в текстах известных богословов о.Иоанна Мейендорфа и Владимира Николаевича Лосского. Пользовался понятием развития и богослов 19 века епископ Михаил Грибановский. Этот термин используется в православной педагогике. Например, известный правослваный педагог и психолог В.В.Зеньковский пишет: "Все своеобразие человеческой души и состоит в безграничности ее развития" (Зеньковский, 2002, с. 70), а в учебнике "Православная педагогика" Е.Шестуна одна из глав называется "Воспитание и развитие" (протоиерей Евгений Шестун, 2001, с. 405).

Приведенный выше первый аргумент против использования категории "развития" в христианской психологии отражает взгляд, который можно охарактеризовать как перенесение представлений креационизма из биологии в психологию. Биологи-креационисты обосновывают существование основного принципа консервации и дезинтеграции природы. Согласно этому принципу созданные системы количественно сохраняются в их сотворенной сущности, качественно дезинтегрируясь из состояния первобытной безупречности в результате того, что постепенно растрачивают энергию, сообщенную им Творцом в акте творения. В современном богословии креационизм – только одна из гипотез о происхождении мира и человека. Наряду с ней существуют еще и другие гипотезы, но ни одна из них, взятая по отдельности, не может объяснить, например, происхождение души (Священник Андрей Логргус, 2000). Уже только по этой причине креационизм нельзя считать истиной в последней инстанции в вопросе о приемлемости понятия "развитие" в христианской психологии.

В качестве доказательства верности представлений креационизма обычно ссылаются на два основных закона природы, сформулированных в физике, – закон сохранения энергии и закон дезинтеграции (I и П законы термодинамики). Упомянутые выше физические законы, относящиеся к неживой природе, были распространены на живые системы, в том числе и на человека в его качестве биологического организма. Но человек – не только биологическое, но и душевно-духовное существо. Приложение упомянутых физических законов к человеку противоречит учению Восточного христианства о благодати. Как замечает известный богослов о. Иоанн Мейендорф, "Благодать (милость) дарует человеку его "природное", "естественное" развитие", "человек понимается как некоторое "открытое бытие", природно обладающее в себе "божественной искрой" и динамически ориентированное на дальнейший прогресс в Боге" (протоиерей Иоанн Мейендорф, 2001, с. 244, 246). А святой Максим Исповедник говорил о присутствии Святого Духа в мире, как о "хранителе всех вещей и оживотворителе естественных зарождений" (Лосский, 1991, с. 133-134). Святой Григорий Палама и Дионисий Псевдо-Ареопагит создали учение о божественных "исхождениях", которые первый называет божественными энергиями, а второй – "динамис" (силы), причем и тот и другой, за неимением более точного образа, говорят о них, как о "луче". Современные богословы, вместо этих терминов, используют термин "благодать". Согласно этим учениям, Бог проявляет Себя полностью, всецело присутствует через "динамис" во всех существах, но тварные существа приобщаются им каждое в свою меру или по свойственной каждому из них аналогии (Лосский, 1995, с. 48-49, 62-63). Даже тогда, когда богословы говорят, что грехопадение лишило человека благодати, это означает следующее: "Начиная с грехопадения и до дня Пятидесятницы, Божественная энергия, нетварная и обóжающая благодать, становится чуждой человеческой природе и действует на нее только извне, производя тварные следствия в душе" (Лосский, 1991, с.102). Следовательно, если иметь в виду учение о "божественных исхождениях", благодать действует на приверженца Христа гораздо более значительно, чем на другого человека, не потому, что она (благодать) разного качества, но потому, что человек, соединившийся с Христом, становится способным воспринимать ее в большей мере и иным способом – "внутренне".

Таким образом, каждый человек, в свою меру, питается не только пищей земной, но и благодатью. Только в силу действия благодати жизнь может продолжаться. Бог участвует в делах мира ежесекундно, так как Он есть постоянный источник жизни и всех жизненных изменений. Но в полную силу изменения вступают тогда, когда человек начинает осознанно двигаться по пути духовного преображения, теосиса (обóжения). Таким образом, затруднения, возникающие в христианской антропологии и психологии в связи с проблемой развития, сводятся, в основном, к тому, что необходимо договориться, каким термином обозначить все изменения, происходящие с человеком (в том числе и теосис). Заметим, что о. Иоанн Мейендорф, в приведенной выше цитате использует именно термин "развитие".

Деградация мира действительно существует, но это – не основной процесс, а вторичный, паразитарный, это зараза, болезнь, приобретенная через первородный грех. И как в случае любой болезни, здесь возможны два исхода, в зависимости от того, какой процесс возобладает. Господь не оставляет мир, а врачует его. Человек и весь мир обновляются и преображаются Богом. Но, как пишет о. Андрей Лоргус, "утверждение это догматическое, а не естественнонаучное. Наука не может поставить такой проблемы" (Священник Андрей Лоргус, 2000, с. 34). Действительно ли это так, если иметь в виду, что современная наука изменилась? Ведь наша дисциплина – психология – представлена нынче не только естественнонаучным, но и гуманитарным направлением, в рамках которого и предполагается развитие христианской психологии.

Рассмотрим естественнонаучную сторону вопроса о деградации и возможность ее сопряжения с богословием. Она связана со вторым законом термодинамики и понятием энтропии. Энтропия это мера необратимого рассеивания энергии, хаоса, неупорядоченности, распада в неживых и живых системах. Второй способ определить энтропию – это назвать ею ту часть внутренней энергии системы любой степени сложности, которая не может быть использована, то есть не является продуктивной, созидательной, не может быть преобразована в полезную работу. Оба определения энтропии равносильны. Вероятно, достаточно понять, что в религиозном контексте энтропия – это тление, распад и смерть; о тлении говорится, как о рабстве (Рим. 8:21); и если с тлением и смертью связывается плоть человека ("помышления плотские – суть смерть" (Рим. 8:6)), то плоть связывается и с энтропией.

Если далее совмещать христианское богословие и научные представления, то можно констатировать, что причина действия энтропии в мире – первородный грех Адама, и что энтропия – это отсутствие благодати."... Грех, этот паразит природы, укоренившись в воле, становясь, своего рода, "антиблагодатью"...Космос, все еще отражающий Божественное великолепие, обретает, одновременно, зловещие черты... грех внедряется туда, где должна была бы царствовать благодать" (Лосский, 1991 с. 101 – 102).

В гуманитарной науке, впервые, физическая категория "энтропия" была введена в круг представлений о жизни и человеке А. Бергсоном, а затем о. Павлом Флоренским (1994) в связи с осмыслением "второго начала термодинамики", которое понималось ими расширительно. В силу существования энтропии, мир неизбежно должен бы был прийти к полному распаду. Но так как этого не произошло, то, вероятно, существует нечто, что противостоит распаду. Как считают эти мыслители, живые существа, а в особенности человек, наделены способностью противостоять энтропии, и в этом смысле "второе начало термодинамики" нарушается, что способствует задержке процессов вселенского распада. К Флоренскому и Бергсону присоединяются и современные мыслители, такие, как А.Кестлер (1993), Э.Шредингер (1974), С.И.Яковленко (1996). Очень похожие идеи, выраженные в иной форме, можно обнаружить в текстах Священного Писания и у современных богословов. Космическое призвание человека – участие в обóжении всего тварного мира – не "снято с повестки дня" с падением Адама. Спаситель открыл нам новый путь к обóжению мира (Лосский, 1991, с. 102). Дело Христа влечет за собой дело Духа Святого (Лк. 12:49). Таким образом, деградация не царит единолично в тварном мире, ей противостоит постепенное наполнение благодатью через посредника, человека-христианина. Через человека и вслед за человеком совершается освобождение от рабства тления (Рим. 8:21). В этом – призвание человека к со-работничеству с Богом и замысел Бога о нем. Поэтому современный богослов говорит: "Мы ответственны за мир. Только через нас космос как продолжение нашего тела может воспринять благодать" (Лосский, 1991, с. 241- 242).

С другой стороны, в христианской традиции аналогом деградации, регрессии является падение домостроения: "и было падение его великое" (Мф. 7,21:27). Но разве о распаде домостроения Господня идет речь в откровении Иоанна Богослова, повествующего о конце времени? Нет – об окончании домостроительства: "Се, скиния Бога с человеком, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом" (Отк. 21:3).

Еще совсем недавно в естественных науках, а также и в философии, деградация единогласно признавалась основным, первичным процессом жизни, но в последнее время появилась надежда, что это положение будет пересмотрено. В кратком обзоре истории изучения процесса деградации следует упомянуть о том, что во второй половине двадцатого века весьма популярной стала "теория хаоса" И.Пригожина (1986). В соответствии с ней, порядок спонтанно возникает из хаоса в результате самоорганизации, поэтому именно энтропию здесь рассматривают как прародительницу порядка. Первоначально эта теория была создана для неживой материи, но постепенно включила в круг своего рассмотрения системы любой степени сложности, в том числе и живые, и даже человека. В последние годы в физике и философии появилась теория, альтернативная теории хаоса, – концепция организующего внешнего воздействия, как назвал ее автор, физик С.И.Яковленко (1996). Так же, как и Пригожин, он пришел к своим идеям на основании эмпирических исследований диссипативных систем, но сделал противоположные выводы, на основе которых утверждает: хаос (энтропия) лишь "сопутствует" развитию, но не является его причиной. Причиной развития является организующее внешнее воздействие более высокого порядка. Концепция организующего внешнего воздействия не заставляет видеть мир в плоской линейной парадигме, не противоречит она и психологическим представлениям: для развития ребенка всегда необходимо участие в этом процессе взрослого. Очевидно согласие с христианским богословием, где утверждается, что источником жизни, любого роста и изменения является Слово Божие и благодать, которые и обеспечивают организующее внешнее воздействие более высокого порядка. Следовательно, речь может идти не о саморазвитии, а только о со-развитии, синергии. Таким образом, очевидным становится, что в христианской психологии необходимо иметь особое понимание развития, которое учитывало бы и то, что оно имеет источником Божественное Слово и благодать, и то, что оно осложнено паразитированием греха. действующего в направлении деградации и регрессии.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!