Преобразование возможности в действительность как развитие



Те, кто доказывают неизменность человека в истории, часто ссылаются на слова из посланий св.Апостолов: "от начала творения, все остается тем же" (2 Пет. 4). Но слова эти вынуты из контекста, и если прочесть весь отрывок полностью, то появляется совсем иной смысл:

"Прежде всего знайте, что в последние дни появятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: "где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается тем же". Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою; потому тогдашний мир погиб, был потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестных человеков" (2 Пет. 3:4).

Итак, слова "от начала творения, все остается тем же" принадлежат "наглым ругателям", поэтому не могут служить аргументом в пользу истины. Здесь же Апостол Петр фактически критикует мысль о неизменности, застывшем состоянии мира в истории. Если уж говорить о какой-либо неизменности, то она относится к совершенно иному: "содержимые тем же Словом", – говорит Апостол, то есть, независимо от исторического времени, мир сохраняется Словом, и этот факт неизменен, а сам мир и человек в нем являются изменяющимися.

Далее апостол Петр говорит: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3:8). Иногда первую фразу также используют как аргумент в пользу неизменности человека в истории. Но ведь времени не существует у Господа, нам же Он дал и время, и историю, и наделил их определенным смыслом: Господь долготерпит человеческую историю для того, чтобы люди смогли спастись. Подготовка человека и человечества к спасению есть смысл истории, причем подготовка эта не является внешней: нам не надо собирать чемоданы и даже строить новый ковчег, мы должны подготовить свою душу. Таким образом, эта подготовка вполне может быть обозначена как развитие души.

Отрицая развитие человека в истории, иногда говорят о том, что природа всех людей, независимо от исторического времени, в котором они живут, одна и та же. Действительно, природа человека сотворена по образу Божиему:

"И тот человек, что появился при первом устроении мира, и тот, который будет при скончании всего, равно несут на себе божественный образ... для силы Божией ни прошедшего, ни будущего, но и ожидаемое наравне с настоящим содержится всесокрушающей энергией. Так что вся природа, распространяющаяся от первых до последних, есть единый образ Сущего" (св.Григорий Нисский, 1995, с. 56).

Но закрывает ли это положение саму возможность рассуждения относительно каких-либо изменений в человеческом сознании, душе в ходе истории? Вероятно, это не так, если речь будет идти о различных, по степени раскрытия, проявления образа Божия, состояниях души. Ведь природа человека, по представлениям православной антропологии, динамическая реальность (Лосский, 1991, с. 96), а значит, изменяющаяся, "пластичная". Вспомним о лестнице, увиденной Иаковом (Быт. 28:12-13), конец которой уходит в Царствие Небесное. Эта лестница, в том числе, может быть прочитана как библейский символ развития: восхождения на более высокие уровни сознания, освоение личностью все больших высот своей души, и не только в индивидуальной истории, но и в истории человечества. Но для такого прочтения необходимо принять, что все "устройство" человека, потенциально, в возможности (в смысле "реальности бытия, стремящегося перейти в другое качество"), "заложено" в акте Творения и содержится в образе Божием, а в ходе индивидуальной жизни (как и в ходе истории) происходит постепенное "разворачивание" этого содержания, причем разворачивание "по плану" или "замыслу" Творца, в со-работничестве с Ним.

Развитие в христианской психологии не будет пониматься как возникновение новых форм. Так, С.Л.Франк пишет о душе:

"...изменчивость не только не чужда самой душевной жизни, но есть характерная ее внутренняя сторона... Будучи в себе устойчивым сверхвременным единством, наша душа в своей действенности, в своем формирующем творчестве принимает характер развития, последовательного осуществления стадий и состояний душевного бытия" (Франк, 1997, с. 190).

При таком понимании речь не идет о появлении каких-либо более сложных форм из более простых, а о качественном изменении состояния одной-единственной формы. "Новый человек" и "ветхий человек" – это не различные формы, а качественное изменение состояния человека, его души. Важно также, что изменения эти происходят не путем саморазвития, а в со-работничестве с Творцом.

И в Священном Писании, и в Предании Церкви мы находим множество мест, которые на современном языке можно прочесть как описания различных форм развития: возрастного, движения от низших стадий, уровней, состояний сознания и души к высшим, то есть становления, созревания, роста, совершенствования.

Так, в рассуждениях о том, "как и из чего составлено в нас все нужное для жития и для доброжития", св. Григорий объясняет причину, почему человек не способен сразу к богоуподоблению (и в этих словах мы находим поддержку представлению о развитии души в онтогенезе):

"И как в том, что влагается для зачатия тела, невозможно увидеть развитости членов прежде образования тела, так нельзя понять в нем и особенностей души, пока ее возможность не перейдет в действительность (энергию)... Так и душа в нем есть, хотя и не проявляется, проявиться же может она через свойственную ей природную энергию, продвигаясь вместе с телесным ростом... Человек был бы совершенен, если бы его природа не повредилась злом. Из-за того и причастность страстному и животному рождению не дает божественному образу сразу просиять в создании, последовательно известным путем от вещественных и более животных особенностей души ведет человека к совершенству. Не другая душа входит в мужа, отличная от той, что в отроке, так что отвергается младенческое разумение и появляется мужеское, но душа несовершенная у одного, у другого обнаруживает совершенство" (св. Григорий Нисский, 1995, с. 94-95, 109).

В другом месте он пишет о развитии как о становлении и формировании души:

"Как о пшеничном зерне... говорим, что оно заключает в себе все,...то же и о человеческом семени... Там есть душа, но вначале она, как все другое, неприметна... душа – душевная деятельность, возрастая в человеке, развивается" (там же, с. 94-96).

О возможностях становления духовных способностей говорит учение, преподанное Апостолом:

"Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу, теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:9-12).

Или:

"Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому, что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр. 5:13-14).

О развитии-становлении говорят слова Евангелия:

"...наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего. Он подчинен попечителями и домоправителями до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественными началами мира..." (Гал. 4:1-3).

Эти строки, если их прилагать и к индивидуальному развитию человека, и к историческому, указывают на то, что более высокое, совершенное состояние наступит после более низкого. Подтверждение эта мысль находит в словах святителя Иринея Лионского:

"Бог... в состоянии был от начала дать человеку совершенство, но человек [оказался] неспособен воспринять его – ведь он был еще младенец" (цит. по: священник Андрей Лоргус, 2003, с. 196) и: "Надлежало... человеку сперва произойти, а произойдя – возрасти, а возросши – достигнуть зрелости, а достигнув зрелости – умножиться, а умножившись – укрепиться, а укрепившись – прославиться, а прославившись – узреть своего Владыку" (там же).

Изменение состояния тела человека
согласно Божественному плану исправления человечества

Еще одним доводом против утверждения о неизменности человека в истории служит то, что из Священного Писания и Предания известно: не только душа, но и тело человека изменяло свое состояние в процессе истории. Так, о теле Адама свт. Игнатий Брянчанинов пишет: "...было тонко тело Адама до облачения его в кожаные ризы, как было тонко вещество рая, как тонки души" (свт. Игнатий Брянчанинов, 2001, т. 1, с. 570). Далее, из книги Бытия известно, что в предпотопные времена тела людей были иных размеров, нежели сейчас: "В то время были на земле исполины" (Быт. 6:1-4). Известно, что после воскресения тела также будут изменены, они будут тонки: "...как будут тонки воскресшие тела праведников по образу прославленного тела Господа нашего Иисуса Христа" (свт. Игнатий Брянчанинов, 2001, т. 1, с.570). Об этом же пишет и святитель Феофан Затворник:

"Тело наше, в том виде, как оно теперь есть, – грубое... негоже для Царствия Божия. Если предназначено ему участвовать в сем царствии, то оно наследовать его иначе не может, как претворено будучи... Надобно облечись в нетленное тело, и тогда войти в царство, если достоин того", (свт. Феофан Затворник, 1998, с. 597).

Причем для нас существенно, что это были и будут различные состояния одного и того же тела, то есть одной и той же формы, созданной по образу Божию, и что состояние тела могло изменяться только согласно Божественному плану исправления человечества, реализация которого вполне может быть названо развитием человека.

Божественный план исправления человека и понятие "развитие"

Первый человек, Адам, несмотря на все совершенство его до грехопадения, не предназначен был быть в "застывшем" состоянии, он должен был изменяться и достигнуть еще большего совершенства. Здесь мы затрагиваем, может быть, не самый проясненный аспект богословских представлений о человеке, однако, мнение, что Адаму предназначалось развитие, имеет весьма авторитетных сторонников. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что Адам

"...не был утвержден в состоянии святыни, как утверждены в нем Ангелы Света... Как ни был совершенен Адам, но он был совершенен относительно – относительно к ограниченной природе человека: изучение Всесовершенного и Бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания. Это делание представляло поприще бесконечного преуспеяния" (свт. Игнатий Брянчанинов, 2001, т. 1, с. 574).

По этому же поводу В.Н. Лосский пишет:

"Можно ли сказать, что Адам в своем райском состоянии был истинно бессмертен? "Бог не создавал смерти", – говорит книга Премудрости. В древнем богословии, например, в поминании святого Иринея, Адам не был ни необходимо смертным, ни необходимо бессмертным; его восприимчивая, богатая возможностями природа могла непрестанно питаться благодатью и настолько преображаться ею, чтобы оказаться в состоянии преодолеть все опасности старости и смерти. Возможности смертности существовали, но существовали для того, чтобы человек мог сделать их невозможными. Адаму нужно было питаться Богом, чтобы в свободе достигнуть обóжения" (Лосский, 1991, с. 248).

Адам должен был хранить рай и возделывать его. Все повествования святых о рае в главном согласны между собой. Преподобный Григорий Синайский определяет, что рай есть низшее небо (цит. по: свт. Игнатий Брянчанинов, 2001, т. 1, с. 571). Апостол Павел, восходивший до третьего неба, поведал о себе, что он был восхищен в рай. "Святой Андрей был восхищен, подобно святому Апостолу Павлу, до третьего неба; на первом небе от земли, по видению сего святого, помещен рай" (там же, с. 269 – 271). Царствие же Небесное предполагает существование даже и седьмого неба. По словам святителя Иоанна Златоуста, "Бог обещает ввести нас не в рай, а в самое небо, и не Царство райское возвещает, а Царство Небесное" (цит. по: Осипов, 2001, с. 15). Еще Его называют "Царство Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9:1), с Ним связана "тайна восьмого дня", тайна воскресения. Вероятно, это предполагает некое возвышение святого человека, прошедшего земную жизнь и достигшего Царствия Небесного, относительно состояния первородного Адама.

Свт. Игнатий Брянчанинов пишет о том, что познание древа добра и зла было для новосозданного Адама преждевременным и смертоносным (свт. Игнатий Брянчанинов, 2001, т.1, с. 256). Свт. Ириней Лионский так же утверждает, что в раю Адаму и Еве "...надлежало сперва созреть" (свт. Ириней Лионский, 1996, с. 306). Адаму, вероятно, предстояло прямым и непосредственным образом взойти на самые вершины Царствия Небесного, а современному человеку придется проделывать этот путь с помощью второго Адама-Христа и уже по-другому, более "сложно", совершая петлю, но все-таки устремляясь туда же, куда предназначено было добраться его первородному предку. А значит, мы имеем дело с развитием, приемлющим поправку Спасителя, со спасительным изменением курса с тем же конечным пунктом.

В целокупности Божественного плана спасение предстает не как цель, а как средство, дающее человеку возможность вновь отправиться все к той же цели – соединению с Богом (Лосский, 1991, с. 254). С падением Адама Божественный план не изменился: Бог по-прежнему хочет, чтобы человек с Ним соединился и преобразил всю землю. И если Адам был непосредственно призван к обóжению (там же), то теперь для такого соединения необходимо, чтобы Бог сначала освободил человека от смерти, спас его, и чтобы человек сам захотел обóжения. И чем более способен человек к самостоянию, тем больше будет степень сознательности его стремления к Богу.

Согласно представлениям св. Григория Нисского и Максима Исповедника, Творец предвидел грехопадение Адама (там же, с. 91-94), поэтому Божественный план содержал два возможных пути для Адама. Таким образом, и первый путь – непосредственного обóжения и второй – обóжения через смертность, время, земную материю и спасение суть разворачивание одного и того же Божественного плана Творения. Новый Завет гласит: "Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть Дух Животворящий" (1 Кор. 15:45), и человек обóженный может быть подобен Богочеловеку Христу во всем, он может стать со-работником благодатного животворения – вот замысел Господа о нем.

Забывая об этом, мы должны будем думать, что исторический путь человечества на земле имеет только один смысл – наказания Божиего, и тогда деградация человечества в ходе истории закономерна. Но Бог благ и, по словам св. Василия Великого, Он "преобразует зло и приводит к лучшему, чтобы оно, перестав быть злом, приняло в себя достоинства добра". Как писал свт. Игнатий Брянчанинов, "Бог... извлек его (человека) из падения, восстановил в прежней славе, возвел к славе несравненно высшей, нежели та, которая была ему усвоена при сотворении" (свт. Игнатий Брянчанинов, 2001, т. 1, с. 126). Подлинный смысл земной истории – исправление от худшего к лучшему, обучение жизни в вечности, и это есть основание для использования категории "развитие" в христианской науке о человеке. Отказавшись от этой категории, мы рискуем потерять из виду главный смысл творения человека – его соучастие в целокупности Божественного плана.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!