Об историческом развитии свободы воли человека и его отношения к Другому



Ссылаясь на богословские представления, можно говорить и о развитии какого-либо качества на каком-то определенном этапе истории человечества. Возьмем, например, период длительного приготовления к пришествию Спасителя, приближения к Христу. Первые Праотцы могли непосредственно разговаривать с Богом, и, видимо, из-за этого обстоятельства тезис о деградации человечества выглядит особенно убедительно. Но дело не только в возможности слышать Бога. Как замечает В.Н.Лосский, Ветхий Завет не знал внутреннего благодатного освящения, благодать действовала извне. Человек, по вере пребывающий в послушании Богу и живущий праведно, мог стать орудием его воли. Таковыми и были Праотцы.

"Это не было согласие двух воль, но властное использование волей Божественной воли человеческой: Дух Божий обрушивался на умевшего видеть, Бог извне овладевал человеком, налагая свои требования на его личность... Человек послушанием и чистотой готовился во мраке веры к служению. Послушание и чистота – понятия негативные: они предполагают проявление Бога извне и подчинение человека, становящегося его орудием, человека, который, даже будучи праведным, не может освободиться от своего состояния греховности и смертности" (Лосский, 1991, с. 256).

Все развитие (именно этот термин используется В.Н.Лосским) Ветхого Завета с его последовательными избраниями – избранием Ноя, избранием потомства Авраама, избранием дома Давидова; с его законом, охранявшим чистоту народа Божия, с благословением избранного потомства, – вся эта священная история была последовательным очищением природы (там же, с. 106-107). Но еще это было и все более бережное отношение Бога к воле человека. Пресвятая Дева добровольно, по своему согласию, приняла на себя свою миссию: "Все, что ждал Бог от падшего человечества, осуществилось в Марии: личная свобода раскрыла, наконец, свою природу, свою плоть для необходимого дела спасения" (там же, с. 260). Дело здесь именно в свободе, в ответе человека на волю Божию. Так, Николай Кавасила выражает эту идею следующим образом: "Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы" (цит. по Лосскому, с. 107). По этому поводу богослов говорит, что в истории "время" прихода Христа зависело от человеческой воли (там же, с. 259). В спасительной истории последовательно возвращалась утраченная в грехопадении свобода воли. А для того, чтобы человек смог реализовать возросшую степень свободы, должна была изменить свое состояние, возрасти и его душа.

Другим доступным для анализа проявлением развития души человека в истории служит изменение характера отношений между людьми Ветхого и Нового Завета. "Вы слышали, что сказано: "слово за слово, зуб за зуб". А Я говорю вам: "не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;... Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших" (Мф. 5:38-44), и: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви в себе не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий" (1 Кор. 13:1). И чтобы выполнить новую заповедь Господа, человеку необходимо иное состояние души – более совершенное.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!