Преобразование образа Божия в подобие Божие как развитие



У человека есть задание, которое заключается, выражаясь словами преп. Макария Великого, в "приобретении души своей" в течение жизни. Св. Климент Александрийский учит, что "Образ дан человеку от начала, тогда как подобие будет им приобретено впоследствии через усовершенствование" (цит. по: архимандрит Киприан (Керн), 1996, с. 109-110). По словам Псевдо-Василия, "Бывшее... "по образу" дано нам, и от начала и до конца пребывает непрестанным; а того, что "по подобию", достигаем после – свободным произволением и собственным трудом" (цит. по: священник Андрей Лоргус, 2003, с. 183). По учению Церкви, степень достигнутого святыми духовного совершенства различна. Отцы различают несколько степеней святости, например, св. Максим Исповедник выделяет начинающих – движимых страхом, преуспевающих – влекомых наградой, совершенных – устремляющихся любовью (Епифанович, 1996, с. 112). Так происходит возрастание "из славы в славу".

Итак, даже бессмертная личность призвана к развитию: человек должен преобразовать образ Божий в подобие в течение земной жизни, а преобразование – это один из видов развития.

Рассматривая проблему развития личности, мы сталкиваемся с антиномичностью христианской мысли. Как пишет В.Н.Лосский, антиномическое богословие оперирует утверждениями противоположными, но равноистинными, и здесь необходима интеллектуальная дисциплина непротивопоставления противоположных утверждений:

"... они для человеческого ума непримиримы, но их противоречие разрешается в Боге, Который есть согласие противоположностей, Природа, в которой сходятся противоположные утверждения, как сходятся два параллельных луча.... Цель антиномического богословия – не разработать систему понятий, но послужить опорой человеческому разуму при созерцании им тайн божественных" (Лосский, 1991, с. 36, 37).

Антиномическое мышление необходимо в познании свойств Бога. Рассмотрим антиномию, связанную с нашей темой развития. "Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (Гал. 4:4-5). Иисус Христос, воплотившись в человеческом теле, получил вторую природу и, согласно человеческой природе, до поры следовал естественным законам развития, развивался в возрасте, а не сразу оказался готов к искупительным событиям. Он был Младенцем: "Младенец же возрастал и укреплялся духом; исполняясь премудрости; и благодать Божия была на нем" (Мф. 2, Лк. 2:40), затем – Отроком, о Котором сказано: "Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков" (Лк. 2:52). Затем Иисус продолжал становление, так как "начиная Свое служение, был лет тридцати" (Лк. 3:23). И только когда пришла пора и, вероятно, эта пора определялась развитием Его земной природы, Он был крещен, искушаем дьяволом, взошел на Голгофу, воскрес. Но есть и другой полюс антиномии: "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же" (Евр. 13:8), и: "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:9). Если следовать последнему утверждению Апостола, то, так как Божественная природа Христа неизменна, Его человеческая природа всегда была обóжена соединением с природой Божественной, и, в этом смысле, не развивалась. Наличие двух природ в Христе – человеческой и Божественной, неизменной и изменяющейся, есть антиномия.

Так как источником развития личности и природы человека является Слово и милость Божия, то оно так же антиномично. Когда мы говорим о личности, то, с одной стороны, не можем, в полной мере, использовать термин "развитие", имея в виду какие-то психологические законы. Но, с другой стороны, как же иначе обозначить долженствование этого преобразования образа в подобие?

Процесс развития человека антиномичен еще и в другом отношении: он протекает во времени и одновременно имеет качество вневременности.

"Стихия душевной жизни, будучи вообще началом как бы промежуточным между идеальным бытием и эмпирически-предметной действительностью, есть, в частности, промежуточная область, по самому своему существу уготованная служить посредствующим звеном между сверхвременным и временным бытием, как бы стоять одной ногой во все-разрушающем потоке времени, а другой – вне его. Взятая... в своей внутренней природе, душевная жизнь, впрочем, не стоит ни там, ни тут, а занимает свое особое именно промежуточное место... это есть невременная слитность и единство становления, как бы спутанность в едином живом клубке того материала, который может развернуться в тонкую прямую нить времени и, вместе с тем, может слиться в центральное единство сверхвременного строения" (Франк С.Л., 1997, с. 189-190).


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!