Противление злу: Этический смысл позиции Ильина в противостоянии Толстому.



 

Ильин. "О сопротивлении злу силой" (1925).

Острая критика была вызвана тем, что толстовство (как наиболее значительное заблуждение русской интеллигенции) поспособствовало установлению власти большевиков, приведшей Россию к разорению.

Точки расхождения с Толстым:

· В борьбе со злом уговоров и убеждений недостаточно. Не каждый злой умысел можно нейтрализовать добром и любовью.

 

 

· Сопротивляться злу нужно силовыми методами.

 

Основной вопрос: может ли верующий человек, стремящийся к нравственному совершенству, бороться со злом силой? Спойлер: нет идеального ответа. Ответ на этот вопрос - дело самой личности, и он будет определяться степенью ее зрелости и сознательности.

Ильин упрекает Толстого в том, что он не раскрывает понятий «добра» и «зла», следовательно позволяет людям трактовать их по своему усмотрению (чего делать нельзя).

По Ильину: у добра 2 признака - одухотворение и любовь. Одухотворение – это самосовершенствование, любовь – понятно.

Главный инструмент против насилия – любовь (прощение, уважение, понимание, котятки).

Механизмы противления злу по Ильину:

1. Убеждение и уговоры. Если не помогло, то…

2. …заставление или даже принуждение, т.е. обращение к силе.

3. …и если совсем ничего не помогает – убийство/казнь.

Насилие у Толстого: "Насиловать - значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие". Ильин считал такую трактовку неправильной: получается, что если я не хочу учить СПИ, а меня к этому принуждают, то вышка совершает надо мной насилие. Я-то согласна, но Ильин считал, что так насилие трактовать нельзя.

У Ильина: насильник – тот, кто использует другого человека как СРЕДСТВО (удовлетворения собственной похоти/интереса/достижения своих целей). Насилие по Ильину проистекает из эгоизма. С этой точки зрения, заставлять меня учить СПИ – не насилие, так как это делается для моего же блага, а эгоистичного интереса вышки тут нет.

* * *

Толстой считал, что нужно ограничиваться только собственным Я, борьбой со злом в себе, а не заниматься борьбой с чужими недостатками. По мнению Ильина, этого недостаточно. Попустительствовать злу – значит допускать злодеяния и как бы соучаствовать в них.


Пресечение зла, в особенности с помощью физической силы, предъявляет к человеку очень высокие требования. Пресекающий зло должен распознавать и понимать ИСТИННОЕ зло и уметь контролировать ощущения злобы и мести.

Ильин задает позитивное содержание ненасилия.

· Все, что способствует увеличению добра, любви в моей жизни или жизни других людей - будет ненасильственным.

· Все же, что направлено против этого, в чем бы оно ни выражалось (в психическом или физическом воздействии) будет насильственным.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!