Бердяев о проблеме зла.



Существование зла по Бердяеву есть величайшая тайна жизни. Зло не тождественно страданиям, как это принято считать. Страдания могут быть злом, но могут быть и добром. Однако это отождествление зла со страданиями современным человеком, является главным препятствием для веры в Бога.

 

Бердяев объясняет существование зла в мире через свою особенную трактовку свободы. В основе мира лежит первичная иррациональная свобода, она порождает и добро, и зло. Эта первичная свобода укорена в первоначальном ничто, из которого Бог сотворил мир. Поэтому Бердяев писал, что Бог всесилен над бытием, но не всесилен над свободой (ведь свобода была раньше бытия). А поскольку Бог не властен над свободой, существует зло.

Людей, которые отрицают иррациональные тайны свободы и зла, Бердяев называл людьми «эвклидова ума» (т.е. людьми с рационалистическим сознанием). Такие люди либо отрицают существование зла, либо считают, что зло является недостатком добра. Однако и сам Бердяев считает, что зло не есть самостоятельное бытие. «Зло есть небытие, оно есть ложь, извращение бытия, его болезнь». Человек теряет свою целостность, когда им одержимы такие состояния как злоба, ненависть, зависть, эгоизм, ревность, подозрительность, тщеславие, жадность и т.д.

По Бердяеву личность формируется, когда человек самостоятельно может отличить добро от зла и может установить границы дозволенного для себя. Если человек становится равнодушным к злу или нарушает границы дозволенного, он лишается свободы духа.

Несмотря на то, что Бердяев всячески подчеркивает иррациональность природы зла, он старается описать его сущность и определить границы зла. Бог не может быть источником зла. «Основа зла – в безосновной бездне, которая есть небытие, ничто, но, вместе с тем, потенциально содержит все возможности бытия». Каждый человек должен пережить опыт познания и добра, и зла.

Отношение Бердяева к злу несколько двойственное. Он считал, что зло – это «предел скуки пустоты и бессилия». Однако он также писал, что без существования в нашем мире зла, человечество не смогло бы открыть все возможности бытия.

Со злом, по мнению философа, нужно бороться не пассивно, а «нужно быть в добре и излучать добро». Зло можно победить только изнутри. А уничтожение зла другим злом, лишь усиливает суммарное присутствие зла в мире. Бердяев пишет, что «нет злых путей к добру». Однако при этом он допускает, что к высшему добру все же можно идти через зло. Для этого опыт использования зла должен раскрыть всю порочную сущность зла и должен продемонстрировать всю опасность такого пути другим людям.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!