IX. Амбивалентность символа рыбы



181 Согласно сирийскому Апокалипсису Баруха (29,1 слл.), время, предшествующее приходу Мессии, распадается на двенадцать частей, и Мессия появится в ходе двенадцатой из них. Временное двенадцатеричное членение указывает на зодиак, двенадцатым знаком которого являются Рыбы. В указанный период Левиафан восстанет из моря. "Два вели­ких «морских чудовища, коих я сотворил на пятый день тво­рения и сохранял до названного времени, послужат тогда пищей всем оставшимся".1 Поскольку Бегемот, несомненно, не морское животное — в мидраше говорится, что он " пасется на тысяче гор"2 — "два морских чудовища", должно быть, представляют собой удвоение Левиафана. И удвоен он, фак­тически, по половому признаку, ибо есть самец и самка дан­ного вида3. Сходное удвоение предполагает стих Исайя, 27, 1: "В тот день поразит Господь мечем Своим тяжелым, и большим и крепким, Левиафана, змея прямо бегущего, и Ле­виафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище [в Вульга­те — "кита"] морское". Это удвоение в средневековой алхи­мии даст начало представлению о двух борющихся змеях — крылатом и бескрылом.4 В Книге Иова, где Левиафан высту­пает исключительно в единственном числе, кроющаяся за ним биполярность выявляется с помощью противопоставлен­ного ему Бегемота. В поэме Мейр бен Исаака описывается битва Левиафана и Бегемота в конце времен; в ходе этой битвы оба чудовища смертельно ранят друг друга. Затем Яхве разрезает их на части и дает в пищу верным.5 По всей веро­ятности такие представления сопряжены с древнееврейской пасхой, справлявшейся в месяц рыбы — Адар. Несмотря на отчетливое удвоение Левиафана в позднейших текстах, пер­воначально был, скорее всего, только один Левиафан, — что засвидетельствовано очень ранними угаритскими текстами из Рас Шамра (около 2000 г. до н.э.). Виролло дает следующий их перевод:

Когда ты поразишь змея, ты убъешь змея, с семью головами.

182 Он добавляет сюда такой комментарий: "Примечательно, что оба прилагательных brh и 'qltn являются теми же, которые в тексте Исайя, 27, 1 относятся к особо опасной разновиднос­ти змея, нами именуемой Левиафаном, по-еврейски — JJvia-tan"6. От указанного периода также дошли до нас изображе­ния битвы Баала со змеем Ltn7, представляющие интерес в том плане, что конфликт здесь происходит между богом и чудо­вищем, а не между двумя чудовищами, как будет в поздней­шие времена.

183 На примере Левиафана можно видеть, как величайшая "ры­ба" постепенно раздваивается и превращается в собственную противоположность, сама перед тем побывав противополож­ностью всевышнего Бога, то есть его тенью, воплощением злой его стороны.8

184 По мере разделения чудовища на пару новых противопо­ложностей, его исходная противопоставленность Богу отходит на задний план, и чудовище теперь находится в конфликте либо с самим собой, либо с равным ему чудовищем (например Левиафан и Бегемот). Это избавляет Бога от его собственного внутреннего конфликта, разыгрывающегося теперь вне его, в форме вражды двух братьев — чудовищ. В позднейшей иудей­ской традиции у Левиафана, сражавшегося с Яхве у Исайи, вырабатывается засвидетельствованная собранным Шефгеловицем материалом тенденция становиться "чистым" и быть поедаемым в качестве "евхаристической" пищи — с тем ре­зультатом, что если мы захотим вывести символ Ихтис из это­го источника, Христос-рыба займет место Левиафана, а тра­диционные чудовищные животные тем временем станут скромными атрибутами смерти и дьявола.

185 Описанное нами раздвоение соответствует часто встречаю­щемуся в сновидениях удвоению тени, когда две половины выступают как разные и даже антагонистические фигуры. Та­кое случается, если сознательная эго-личность не включает в себя все те содержания и компоненты, которые могли бы войти в нее. Некая часть личности в этом случае остается отколовшейся и смешивается с тенью, в норме не осознаваемой; обе вместе они образуют двойственную, зачастую анта­гонистическую личность. Если перенести подобный опыт из сферы практической психологии на обсуждаемый мифологи­ческий материал, обнаружится, что чудовищный антагонист Бога порождает своего двойника потому, что образ Бога не­полон и не содержит всего, что логически должно было бы войти в его состав. Если Левиафан — рыбоподобная тварь, примитивная, холоднокровная, живущая в океанских глуби­нах, то Бегемот — теплокровное четвероногое, по всей веро­ятности напоминающее быка, и обитает он где-то в горах (по крайней мере, согласно поздней традиции). Поэтому он от­носится к Левиафану, как высшее, более развитое существо к низшему, менее развитому, почти так же, как соотносятся крылатый и бескрылый драконы в алхимии. Все крылатые существа "летучи" — то есть соответствуют пару и газу, иными словами — пневме. Как у Августина Христос есть рыба, "из­влеченная из глубин"?, так и во 3-й Книге Едцры, 13,2 слл. "муж" вышел из моря как ветер. Его явление провозвестили орел и лев — териоморфные символы, немало устрашившие пророка, подобно тому как Бегемот был главным источником страха для Иова. Рыба, извлеченная из глубин, втайне связана с Левиафаном: это — приманка, с помощью которой послед­ний завлекается и уловляется. Рыба эта, вероятно, служит уд­воением величайшей рыбы, представляя се пневматический аспект. Левиафану со всей очевидностью присущ такой ас­пект, ибо он, как и Ихтис, является евхаристической пищей.10 То, что подобное удвоение отражает акт осознания, становит­ся ясно из книги Иова, 26, 12, где говорится, что Яхве сразил Рахава "разумом Своим" (teburia.) Морское чудище Рахав сродни Тиамат, которую Мардук рассек, наполнив ее Имхул-лу — северным ветром11. Слово teburia происходит от bin, "раз­делять, рассекать, расчленять" — то есть этим словом обозна­чается различение, сущностной элемент осознания.12 В таком смысле, Левиафан и Бегемот репрезентируют стадии развития сознания, ассимилирующего и очеловечивающего их. Рыба, проходя стадию теплокровного четвероногого, превращается в человеческое существо, и в той мере, в какой Мессия в хрис­тианстве стал второй ипостасью Троицы, отколовшаяся от ры­бы человеческая фигура служит намеком на воплощение Бо­га.13 Так обнаруживается, что ранее в Образе Бога недоставало человеческого элемента.

186 Роль рыбы в иудейской традиции, вероятно, как-то соотно­сится с сиро-финикийским рыбным культом Атаргатис. В ее храмах имелись садки с рыбами, притрагиваться к которым не позволялось никому14. Кроме того, в храмах устраивались ритуальные рыбные трапезы. "Этот культ и эти обряды, беру­щие начало в Сирии, вполне могли в христианские времена породить символику Ихтис", — утверждает Кюмон15. В Ликии поклонялись божественной рыбе по имени Орфос или Диор-фос — сыну Митры и "священного камня", Кибелы.16 Этот бог представляет собой вариацию упоминавшихся выше се­митских рыбных божеств, таких как Оаннес, вавилонский Нун, Дагон и Адонис, у греков называвшийся "Ихтис". Рыбы приносились в жертву Танит в Карфагене, а также Эа и Нина в Вавилоне. Следы рыбного культа обнаруживаются и в Егип­те. Египетским жрецам запрещалось есть рыбу, поскольку ры­ба считалась столь же нечистой, как и Тифоново море. "Все они воздерживаются от употребления в пищу морской ры­бы",- замечает Плутарх. По сведениям Климента Александ­рийского, жители Сиены, Элефантины и Оксиринха покло­нялись рыбе. Плутарх17 рассказывает об обычае есть жареную рыбу перед дверьми своих домов в девятый день месяца рыбы. Дельгер склоняется к мнению, что обычай этот облегчил ут­верждение евхаристической рыбы в христианстве.18

187 Амбивалентные позиции в отношении рыбы указывают на двойственность ее природы. С одной стороны, она является нечистой и служит эмблемой ненависти, с другой же, она вы­ступает объектом поклонения. Кажется, она даже рассматри­валась в качестве символа души, насколько можно заключить из росписи на одном из позднеэллинистических саркофагов. Мумия здесь возлежит на носилках в форме льва; под носил­ками находятся четыре сосуда — канопа, крышки которых изображают четырех сыновей Гора. Три из них имеют головы животных, четвертый — голову человека. Над мумией парит рыба1^ вместо обычной птицы — души. Рисунок не оставляет сомнения в том, что рыба эта — "оксиринх", или усач, один из трех видов рыб, вызывавших наибольшее отвращение: счи­талось, что усач съел фаллос Осириса, когда тот был расчленен Тифоном (Сетом)20. Рыбы-усачи были посвящены Тифону, коим представлена "та часть души, которая страстна, импуль­сивна, иррациональна и свирепа"21. Из-за своей прожорли­вости, рыбы в средние века рассматривались как аллегория осужденных22. Тем примечательнее роль рыбы в качестве египетского символа души. Та же амбивалентность заметна в фи­гуре Тифона/Сета. В позднейшие времена он выступал богом смерти, разрушения, богом пустыни, предательски противос­тоящим своему брату Осирису. Однако в более ранний период он был тесно связан с Гором, считался другом и помощником умерших. В одном из текстов пирамид, он и Херу-ур ("стар­ший Гор") помогают Осирису взобраться на небо. Пол небес представляет собой железную плиту, местами настолько при­ближающуюся к вершинам гор, что можно взобраться на небо с помощью лестницы. Четыре угла железной плиты опираются на четыре столба, соответствующие четырем сторонам света. В тексте пирамиды Пепи I хвалебная песнь адресуется "лест­нице богов-близнецов", а текст Унаса гласит: "У нас ступает по Лестнице, которую его отец Ра сделал для него, и Гор и Сет берут Унаса за руку, и проводят его в Туат".23 Другие тексты демонстрируют наличие вражды между Херу-уром и Сетом, ибо один из них — бог дня, а другой — бог ночи. Иероглиф, обозначающий Сета, имеет в качестве детермина­тива либо знак камня, либо неидентифицированное изобра­жение Сета-животного с длинными ушами. Имекугся росписи, на которых головы Херу-ура и Сета изображены растущими из одного тела, из чего мы можем заключить что они репре­зентируют тождество противоположностей. Бадж пишет: "Ат­рибуты Херу-ура несколько изменились в раннединастичес-кий период, но они всегда были противоположны атрибутам Сета, — неважно, будем ли мы рассматривать двух этих богов как персонификации двух сил природы, то есть Света и Тьмы, Дня и Ночи, или как Космос и Хаос, или как Жизнь и Смерть, или как Добро и Зло"24.

188 Эти парные боги представляют скрытые противоположнос­ти, таящиеся в верховном божестве Осирисе, так же как Бе­гемот и Левиафан представляли их для Яхве. Важно, что про­тивоположности вынуждены действовать совместно для об­щей цели, когда речь идет о том, чтобы помочь единому богу Осирису достичь небесной четырехсоставности. Эта четырех-составность персонифицируется также четырьмя сьшовьями Гора: их имена — Местха, Хапи, Туамутеф и Кебсеннуф (Mes-tha, Hapi, Tuamutef, Qebhsennuf); о них сообщается, что они живут "позади бедра северного неба", то есть позади бедра Сета, обретающегося в созвездии Большой Медведицы. Чет­веро сыновей Гора являются врагами Сета, но с другой сто­роны, они с ним тесно связаны. Они — аналоги четырех небесных столбов, поддерживающих четырехугольную желез­ную плиту. Поскольку трое из этих сыновей часто изобража­ются с головами животных и один — с человеческой головой, мы вправе указать на аналогичное положение дел в видениях Иезекииля, из чьих фигур херувимов выводятся известные символы евангелистов (три животных, один ангел).25 Более того, Иезекииль говорит следующее (1,22): "Над головами жи­вотных [херувимов] было подобие свода, как вид изумитель­ного кристалла, простертого сверху над головами их", а также (1,26): "А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем".

189 Ввиду тесных связей между Израилем и Египтом, нет ни­чего невероятного в наличии переплетающихся символов. Од­нако примечательно, что в арабской традиции область, окру­жающая небесный Полюс, представляют в форме рыбы. Каз-вини говорит: "Полюс можно увидеть. Вокруг него располо­жены более мелкие Benat na 's№6, а также темные звезды, все вместе складывающиеся в подобие рыбы; посреди нее и на­ходится Полюс".27 Это означает, что Полюс, в древнем Египте указывавший на область Сета и, в то же время, на обиталище четырех сыновей Гора, помещался как бы в теле рыбы. Со­гласно вавилонской традиции, Ану имел своим местопребы­ванием северное небо; сходным образом и Мардук, в своем качестве верховного бога, создателя мира, направляющего его пути, фактически совпадает с Полюсом. "Энума Элиш" гово­рит о нем: "Он, устанавливающий пути звезд небесных, будет, как овец, пасти всех богов вместе".28

190 В северной точке эклиптики расположена область огня (чистилище при входе на небеса Ану). Поэтому, северный угол храма, построенного вокруг башни в Ниппуре, назывался kibla (точка ориентации). Подобным же образом сабеи и манд ей во время молитвы поворачивались к северу.29 В этой связи мо­жем также упомянуть митраистское богослужение: в заключи­тельном видении появляется Митра, "держащий золотое пле­чо молодого быка. Это — созвездие Быка, движущее небо и поворачивающее его по кругу". В тексте нагромождаются не­скончаемые огненные атрибуты данного божества, со всей очевидностью появляющегося с севера.30

191 Указывавшиеся выше представления вавилонян о значи­мости севера облегчают нам понимание причин, по которым видение Бога Иезекииля пришло оттуда же, несмотря на то, что на севере зарождается всякое зло. Совпадение противопо­ложностей вполне нормально для примитивной концепции Бога, ибо Бог здесь, не становясь предметом рефлексии, про­сто принимается как данность. Однако же, на уровне созна­тельной рефлексии совпадение противоположностей вырас­тает в серьезную проблему, от которой мы стараемся уйти всеми возможными способами. Вот почему положение дьяво­ла в христианской догматике настолько неудовлетворительно. Если в наших коллективных представлениях и в доминантах нашей сознательной ориентации присутствуют подобные про­белы, можно с полной уверенностью предполагать наличие дополнительных или (точнее) компенсаторных процессов, развивающихся в бессознательном. Такие компенсаторные идеи обнаруживаются в алхимических спекуляциях. Вряд ли можно предполагать, что представления этого рода оставались целиком бессознательными у самих адептов алхимии. То, к чему они стремились, было более или менее полным восста­новлением первозданного образа Бога. Посему, они были спо­собны выдвигать столь шокирующие парадоксы, как сияние Божественной любви посреди адского огня,31 предстающее не чем иным, как христианской концепцией Бога, поставленной в новое, но вместе с тем необходимое соотношение со всем, что означает ад. Прежде всего следует упомянуть Якоба Беме, под одинаково сильным влиянием алхимии и каббалы сумев­шего представить себе парадоксальный образ Бога, в котором добрые и дурные аспекты принадлежат одному и тому же бо­жественному существу, а способ их соединения демонстриру­ет сходство со взглядами Климента Римского.

192 Древняя история дает нам весьма дифференцированную картину области севера: эта область служит местопребывани­ем и высших богов, и их противников; в ее сторону люди обращаются с молитвами, и из нее же веет пневма зла, Акви­лон, "под именем коего надлежит разуметь злого духа";32 на­конец, она есть пуп земли и в то же время ад. Бернар Клер-воский риторически обращается к Люциферу с такими слова­ми: "Стремишься ли ты в северу с присущим тебе своенрави­ем? Чем больше ты спешить подняться ввысь, тем скорее упа­дешь к своему закату".33 "Северного короля" у Нострадамуса надо толковать именно в свете данного пассажа. Вместе с тем, из слов Св. Бернара можно явственно заключить, что верши­ны власти, к коим стремится Люцифер, все еще ассоцииру­ются с севером.34

1 Charles, II. p.497, изменено.

2 Midrash Tanchuma, Левит, 11,2, и Второзаконие, 29,9: цитируется в: Scheftelowitz, pp.39f.

3 Talmud, Nezikin III, Baba Bathra {ВТ, I, p.296.) Самка Левиафана уже была убита Яхве, засолена и сохранена для конца времен. Самец был им кастрирован, ибо в противном случае они бы расплодились и за­полонили землю.

4 Типичные парные противоположности. Ср. борьбу двух драконов в гек­саграмме 2, строка 6 "И Цзин" (Wilhelm/Baynes trans., 1967, p. 15), а также Ю.К. Щуцкий, Китайская классическая "Книга перемен", стр. 247.

5 Ср.:Midrash Tanchuma,

6 "Note complementaire sur le poeme de Mot et Alein", p.357.

7 Virolleaud, "La legende de Baal, dieu des Pheniciens", p. ix.

8 Вероятный отзвук такого психологического развития можно найти во взглядах Моисея Маймоида, который писал, что в книге Иова (гл. 41) Яхве "долее всего задерживается на фигуре Левиафана, наделенного сочетанием телесных свойств, встречающихся по отдельности у раз­личных животных: тех, что ходят, что плавают, тех, что летают" (Guide for the Perplexed, p.303). Соответственно, Левиафан есть некое сверх­животное, совсем как Яхве есть некий сверх-человек.

9 Confessions, Sheed trans., p.275.

10 Cp.:Goodenougt, V, pp.51ff.

11 Мотив раскалывания в алхимии тесно связан с мотивами проникно­вения и пробивания. Ср. также Иов, 26, 13: "рука его пронзила быс­трого змея" [В каноническом русском переводе "рука Его образовала быстрого скорпиона". — Прим. пер.]

12 Этими сведениями я обязан доктору Riwkah Scharf.

13 3-я книга Ездры представляет собой иудейский текст, написанный в конце I в.н.э.

14 Cumont, Les Religions orientales, p. 255

15 Ibid., pp. 108-9, 256.

16 Eisler, Orpheus-The Fisher, p.20.

17 Плутарх, "О Исиде и Осирисе" 4.VII.

18 'DC0YZ, I, р. 126 Воскресший Христос поел печеной рыбы (Лука, 24, 42).

19 Spiegelberg, "Der Fish als Symbol der Seele", p.574. Cp. Goodenougt, V, fig.9, где мумия подана в форме рыбы.

20 Рыба усач считалась сакральной во всем Египте. Ср. Budge, The Gods of the Egyptians, II, p.382, Plutarch, De Iside, cap.XLIX (Babbitt trans., V, p. 19)..

21 Ibid. (pp.l20f).

22 Picinellus, Mundus symbolicus, Lib. VI, cap. I.

23 Budge, II, pp.241f. Ср. преображение Христа в присутствии Моисея и Илии (Матф., 17, 4), а также "Спасителя близнецов" в Pistis Sophia.

24 Budge, II, р.243.

25 В этой связи может иметь значение также текст Даниил, 3, 25: трое мужей в пылающей огненной печи и с ними четвертый, "сын Божий".

26 Дословно "дочери погребальных носилок", вероятно — плакальщицы,

идущие перед гробом. Ср. Ideler, Untersuchungen uber den Unsprung und die Bedeutung der Sternnamen, p. 11.

27 Ibid., p. 15.

28 Jeremias, p. 22.

29 Ibid., p.33.

30 Deiterich, Eine Mithrasliturgie, pp.8ff.

31 Психология и алхимия, пар.446.

32 Garnerius in Migne, P.L., vol.193, col.49.

33 Tractalus de gradibus supperbiae in Migne, PL., vol.182, col.961.

34 Одно из худших свойств северного ветра ("Северный ветер заставляет цепенеть от холода" = оцепенение как действие злого духа, "застав­ляющего цепенеть сердца злых") было ответственно за алхимическую гипотезу образования кораллов: "Коралл есть разновидность расте­ния, произрастающего в море, и его исходное состояние — влажность. Но когда дует северный ветер, оно отвердевает и превращается в крас­ное вещество, каковое мореплаватель видит под водой и срезает его; и затем, будучи извлеченным из воды, вещество это превращается в камень красного цвета". ("Allegoriae super librum Turbae", Art. aurif, 1593, I, p. 143).


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!