VII. Пророчества Нострадамуса



150 И ход нашей религиозной истории, и существенную часть нашего психического развития можно было более или менее точно предсказать как в плане времени, так и по содержанию, исходя из прецессии равноденствия в созвездии Рыб. Как мы видели, такое предсказание действительно было сделано и со­впало с фактом раскола Церкви в XVI Beке. После него на­чался энантиодромический процесс, по контрасту с "готичес­ким" стремлением ввысь, могущий быть описанным как гори­зонтальное движение вовне, состоявшее в географических от­крытиях и покорении Природы. Горизонталь пересекла вер­тикаль; духовное и моральное развитие человека пошло в на­правлении, все очевиднее становившемся антихристианским, и в результате мы сегодня оказались перед лицом кризиса за­падной цивилизации, исход которого представляется крайне сомнительным.

151 На фоне всего этого, мне хотелось бы упомянуть астроло­гические пророчества Нострадамуса, изложенные им в пись­ме1 французскому королю Генриху II от 27 июня 1558 года. Характеризуя год, о котором пойдет речь, среди прочего, также сочетанием Юпитер в соединении с меркурием и марс в противостоянии меркурию он говорит: " И будет начало включать в себя продолжение, и начиная с этого года будет организовано самое большое гонение на христианскую церковь, подобно которому не было в Африке, и будет оно продолжаться до года тысяча семьсот девяносто второго, ко­торый будет считаться обновлением века. В это время и в этой стране адская сила выставит против Церкви Иисуса Христа мощь противника его закона, который будет вторым Антихристом и станет преследовать эту Церковь и ее истинного викария с помощью силы временных Королей, которые из-за своего невежества под­дадутся соблазну языков, разящих сильнее, чем меч в руках без­умного... преследование людей церкви возьмет свое начало в мо­гуществе Северных королей, объединившихся с Восточными. И эти гонения будут продолжаться одиннацать лет или немного меньше, и по завершении этих лет ослабеет главный Северный король."4

152 При этом, Нострадамус считает, что "Южный союзник" Северного Короля продержится еще три года. Он предвидит возвращение язычества ("Святая святых будет разрушена язы­чеством"), сожжение Библии и ужасающую кровавую баню: "великие потрясения, подобных которым не случалось со вре­мен основания Христианской Церкви". Все "латинские стра­ны" пострадают от них.

153 Вполне определенные исторические предпосылки могли побудить Нострадамуса назвать 1792 год началом новой эры. Например, кардинал Пьер д'Айи, опираясь на Альбумасара, пишет в своей concordantia5 в связи с восьмым coniunctio max­ima (Юпитер в объединении с сатурном в овне), рассчитанным для 1693 г.:

"И после этого в 1789 г. будет десять полных обращений Сатурна, и произойдут они после указанного соединения через 97 лет или что-то около того... учитывая все это, скажем, что если мир до тех пор просу­ществует (что одному лишь Богу ведомо), то случатся тогда в мире великие и чудные перемены, в особенности в том, что касается законов и сект, ибо указанное соединение и обращения Сатурна совпадут с обращением или переменой направления движения верхнего круга, то есть восьмой сферы, а из этого и прочих подобных условий мы как раз и узнаем о перемене сект... откуда с большой долей вероятности можно заключить, что именно в это время явится Антихрист со своим законом и своей достойной осуждения сектой, противной закону Христову и враждебной ему; с полной же точностью момент его прихода мы не сможем назвать из-за несовершенства человеческих возможностей... Однако, если говорить лишь приближенно, что он придет примерно в то же время, то по астрономическим приметам можно сделать весьма правдоподобные догадки на сей счет. Таким образом, если астрономы говорят, что примерно в названное время случится перемена сект и вслед за Магометом придет некто могущественный, кто установит не­честивый магический закон; то следует нам из этого заключить с боль­шою долей вероятия, что после секты Магомета придет не что иное, как закон Антихриста".6

154 В связи с исчислением 1693 года, Пьер д'Айи цитирует сло­ва Альбумасара о том, что первое coniunctio maxima Сатурна и Юпитера произошло anno mundi 3200. К этому году Альбума-сар добавил 960 лет, что и дало 1693 г. н.э. в качестве года восьмого coniunctio maxima.1 В III части своей книги, в главе 17, Пьер д'Айи подвергает данную точку зрения критике, на­зывая ее "ложной дедукцией". В своем трактате, направленном против "суеверных астрономов" (1410), он утверждает, что христианская религия не должна подчиняться астрологи­ческим законам. В частности, здесь он намекает на Роджера Бекона, возрождавшего теорию, согласно коей христианство находится в сфере влияния планеты Меркурия. Пьер д'Айи считает, что только суеверия и еретические мнения подверже­ны астрологическим влияниям, в особенности же с ними свя­зан приход Антихриста.8

155 Мы, вероятно, будем правы, если сочтем эти расчеты из­вестными Нострадамусу, предложившему заменить 1789 год на 1792. Обе даты не лишены смысла, и наше знание после­дующих событий подтверждает, что происходившее тогда су­щественным образом предвосхищало развитие, продолжаю­щееся и в наши дни. Воцарение "Deesse Raison" (богини разума) фактически предваряло собой антихристианские тенденции, далее уже не прекращавшиеся.

156 "Обновление века" может означать наступление новой эры, примечательным образом совпавшее с новой системой летос­числения — революционным календарем, начинавшимся 22 сентября 1792 года и носившим явно антихристианский ха-рактер.9 Стало явственным то, что втайне вызревало давно; современники и свидетели французской Революции воочию видели энантиодромию, начавшуюся в эпоху Возрождения и развивавшуюся параллельно астрологическому символу Рыб. Время это представлялось астрологически значимым по цело­му ряду причин. Прежде всего, в тот момент прецессия рав­ноденствия достигла хвоста второй рыбы.10 Далее, в 1791 году Сатурн находился в овне — огненном знаке. Кроме того, по традиции использовалась теория наибольших соединений! 11, а год восьмого coniunctio maxima (1693) брался за исходную точку расчетов на будущее12. Этот критический год накладывался на другую традицию, основывающуюся на десяти периодах об­ращения Сатурна, каждый из которых составляет триста лет. Пьер д'Айи цитирует Альбумасара, Magnae coniunctiones: "Они говорили, что перемены произойдут, когда завершатся десять полных обращений Сатурна, и что перемены Сатурна более всего подобают подвижным знакам" (овен-рыбы-весы-лев).13 По Пьеру д'Айи, один период обращения Сатурна закончился в 11 г. до нашей эры; он связывает это с пришествием Христа. Другой период завершился в 289 году нашей эры; это он соотносит с манихейством. 589 г. провозвещает ислам, 1189 — важнейший понтификат папы Иннокентия III, 1489 — цер­ковный раскол, а 1789 — само собой — приход Антихриста. Остальное может доделать фантазия, ибо архетип давно уже готов реализоваться и ждал лишь исполнения своего времени. Что узурпатор с Севера захватит власть,14 легко понять, если учесть инфернальный характер Антихриста, являющегося не то дьяволом, не то сыном дьявола, то есть Тифоном или Сетом, чье огненное обиталище находится на Севере. Власть Тифона триадична: он имеет двоих союзников — на Востоке и на Юге. Эта власть соответствует "нижней триаде".15

157 Будучи ученым медиком и астрологом, Нострадамус был, конечно, знаком с [представлением о Севере, как области дьявола, неверующих и вообще всякого зла. Как заметил Свя­той Евхерий из Лиона (ум. 450)16, эта идея восходит к стиху Иеремии 1,14: "От севера откроется бедствие на всех обита­телей сей земли",17 а также к пассажам, подобным следующему (Исайя, 14,12 ел):

"Как упал ты с неба денница, сын зари! Разбился о землю, попи­равший народы. А говорил в сердце своем "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера.."18

Бенедиктинский монах Рабан Мавр (ум. 856) говорит, что "северный ветер есть суровость преследования" и "образ дав­него врага".19 Далее он добавляет, что северный ветер озна­чает дьявола, как следует из книги Иова, 26,7: "Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем".20 Рабан ин­терпретирует это так: "Бог позволяет дьяволу править умами тех, кто лишен его благодати."21 Святой Августин говорит: "Кто же он, этот северный ветер, если не тот, кто сказал: "Я возведу мой престол на севере и стану равен Высочайшему?" Дьявол правил злыми и владел народами", и так далее.22 158 Сен-Викторский монах Гарнерий утверждал, что "злой дух" зовется Аквилоном, северным ветром. Его холод означает "хо­лодность грешников".23 Адам Скот считал, что на севере на­ходится некая ужасная драконья голова, из коей исходит все зло. Из ее пасти и ноздрей извергается дым тройственной при­роды,24 "тройное неведение: добра и зла, истинного и ложно­го, подобающего и неподобающего"25 "Это — тот дым, — го­ворит Адам Скот, — который пророк Иезекииль в своем ви­дении Бога наблюдал исходящим с севера",26 "дым", о котором говорит Исайя.27 Наш благочестивый автор неустанно размышляет о том, насколько примечательно, что пророчес­кое видение Бога было принесено на крыльях северного ветра, окутанное дьявольским дымом тройного неведения. Но нет дыма без огня. Посему, "великое облако" "вокруг себя имело сияние, и огонь постоянно вырывался из него, а посреди огня как бы сверкала бронза".28 Северный ветер приходит из об­ласти огня и, несмотря на холод, это — "ventus urens" ("cжигающий ветер"), как называет его Григорий Великий, на­мекая на стих: Иов, 27,2129 Этот ветер — злой дух, "пробуж­дающий огонь вожделения в сердце" и подстрекающий все живое ко греху. "Дыханием злого побуждения к земным удо­вольствиям он возжигает сердца дурных людей". Как говорит Иеремия, 1,13: "вижу поддуваемый ветром котел, и лице его со стороны севера". В цитатах из Григория слышен слабый отзвук древнего представления о северном огне, еще весьма живо присутствующего у Иезекиля, чье огненное облако яв­ляется с севера, откуда "откроется бедствие на несх обитателей сей земли".

159 При таких обстоятельствах вряд ли следует удивляться, что Нострадамус, предрекая приход Антихрисгл, предупреждает об узурпаторе с севера. Еще до Реформации Антихрист был популярной фольклорной фигурой, как доказывают многочисленные издания "Entkrist"31 второй половины XV века.32 Это и понятно, ввиду надвигавшихся событий духовного плана: близилось начало Реформации. Лютера с большой го­товностью сочли Антихристом, и вполне возможно, что Нос­традамус называет Антихриста, ожидаемого после 1792 года, "вторым Антихристом" по той причине, что первый Антих­рист уже явился в обличьи немецкого реформатора, или даже раньше — в лице Нерона или Магомета.33 В этой связи не будем упускать из виду спекуляции нацистов на том, что Гит­лер продолжал и завершал дело реформации, доведенное Лю­тером лишь до середины.

160 Таким образом, Нострадамусу нетрудно было на основании имевшихся у него астрологических данных и возможных спо­собов их интерпретации предсказать неизбежную энантиод-ромию христианской эры; сделав такое предсказание, он твер­до поместил себя в ее антихристианской фазе и послужил ру­пором последней.

161 Завершив этот экскурс, вернемся к интересующей нас сим­волике рыб.

1 Помещено в Амстердамском издании Vrayes Centuries et Proprieties de Maistre Michel Nostradame (1667), pp.96ff.

2 Согласно давней традиции, соединение Юпитера и Меркурия, как упоминалось выше, характерно для христианства. Аспект квадратуры Меркурия к Марсу "вредит" Меркурию "марсовым насилием". По мнению Кардана, меркурий в соединении с марсом означает "закон Магомета" (Comment, in Ptol., p. 188). Данный аспект, таким образом, указывает на наступле­ние мусульман. Альбумасар рассматривает юпитер в соединении с марсом так же: " И если Марс входит в соединение с ним (Юпитером), это означает огненную цивилизацию и языческую веру" (De magn. conjunct., tract., I, diff.4, p.a8r). По исторической аналогии предстоящие недобрые события при­писываются лунному серпу, и никто не задумывается над тем, что про­тивник христианства живет в собственном бессознательном европейца. История повторяется.

3 Где римское христианство уступило место Исламу.

4 The Complete Prophecies of Nostradamus, trans, and ed. by H.G.Roberts, pp.23 Iff.

5 D 7v to 8 r, div. 2, cap.60 and 61. Ср. также Thorrndike, A Histiry of Magic and Experimental Science, IV, p. 102.

6 "Et post illam erit complementum 10 revolutionum satumalium anno Christi 1789 et hoc erit post dictam coniunctionem per annos 97 vel prope... His itaque praesuppositis dicimus quod si mundus usque ad illla tempora dura-verit, quod solus deus novit, multae tune et magnae et mirabiles alteranioes mundi et mutationes futurae sunt, et maxime circa lages et sectas, nam cum praedicta coniunctione et ellis revolutionibus Saturni ad hoc concurret re-volutio seu reversio superioris orbis, id est, octavae sphaerae per quam et per alia praemissa cognoscitur sectarum mutatio... Unde ex his probabilter concluditur quod forte circa ilia tempora veniet Antichristus cum lege sua vel secta damnabili, quae maxima adversa erit et contraria legi Christi; nam licet de adventu sui determinato tempore vel momento haberi non possit humanitus certitudo... Tamen indeterminate loquendo quod circa ilia tem­pora venturus sit potest haberi probabilis conienctura et verisimnilis suspicio per astronomica iudicia. Cum enim dictum sit secundum astronomos circa ilia tempora fieri mutationem sectarum et secundum eos post machometum erit aliquis potens, qui legem foedam et magicam constituet. Ideo verisimili pribabilitate credi potest, quod post sectam machometi nulla secta veniet, nisi lex antichristi".

7 Concordantia, etc., fol. b5.

8 Cp. Thorndike, IV, p.103.

9 В классическом словоупотреблении renovatio может иметь значение современного слова "революция", тогда как revokitio в поздней латыни все еще сохраняет свое исходное значение "обращения". Как видно из текста, Нострадамус считал указанный год (1791) кульминацией долгих гонений на Церковь. Вспоминаются знаменитые слова Воль­тера "ecrasez l'infame!" ["раздавите гадину" (франц) — Прим. пер].

10 Нет оснований предполагать сознательные попытки делать предсказа­ния на основании прецессии.

11 В качестве такового, как правило, рассматриваюсь соединение в знаке Овна. 0° Овна — весенняя точка.

12 Не могу сказать, что я до конца понимаю аргументацию Пьера д'Айи. Приведу его текст (Второй трактат, гл.60. "De octava coniunctione max­ima"): "Et post illam erit complementum 10 revolutionum saturnalium anno Christi 1789 et hoc erit post dictam coniunctionem per annos 97 vel prore et inter dictam coniunctionem et illud complementum dictarum 10 revolu­tionum erit status octavae sphaerae circiter per annos 25 quod sic patet: quia status octavae sphaerae erit anno 444 post situm augmentationum [чтение ненадежно], quae secundum tabulas astronomicas sunt adaequatae ad annum Christi 1320 perfectum, et ideo anno Christi 1764. quibus annis si addas 25, sunt anni 1789 quos praediximus. Unde iterum patet quod ab hoc anno Christi 1414 usque ad statum octavae aphaerae erunt anni 253 perfec-ti". ("И после этого 10 полных обращений Сатурна будет в 1789 году, и будет это после указанного соединения через 97 лет или около того, и между указанным соединением и указанными десятью полными об­ращениями произойдет остановка восьмой сферы приблизительно на 25 лет, что видно из следующего: остановка восьмой сферы должна быть на 444-й год после положения приращений, согласно астроно­мическим таблицам припадающего на 1320 год от рождества Христова; это дает 1764 г., а если добавить еще 25 лет, получится вышеуказанный 1789 г. И далее очевидно, что от нынешнего 1414 г. до остановки восьмой сферы пройдет 253 полных года").

13 Fol. d. 6.

14 Из текста неясно, имеется ли в виду тоже "преследование" или какое-либо новое. Второй вариант вполне возможен.

15 Ср. "Феноменология духа в сказках", пар. 425Г, 436ff.

16 Migne. PL, vol. 50, col.740.

17 "Ab Aquilone pendetur malum super omnes habitatores terrae" (DV).

18 "Quomodo cecidisti de coelo, Lucifer, qui mane oriebaris? corruisti in terrain qui vulnerabas gentes? Qui dicebas in corde tuo: in caelum conscendam, super astra Dei exaltabo solium meum, sedebo in monte testamenti, in lateribus, Aquilonis". [В латинском тексте "сяду на горе завета" — Прим. пер.]

19 Migne, PL, vol. 112, col.860.

20 Очевидна аналогия с пневмой, нависающей над ликом глубин.

21 "... quod illorum mentibus, qui gratia sua vacui, diabolum Deus domimari permittit".

22 Enar. in A..XLVII, 3; Migne, PL, vol. 36, col.534.

23 Sancti Victoris Parisiensis Gregorianum. Migne. P.L.. vol. 193, cols.59f.

24 Намек на нижнюю триаду.

25De tripartiro tabemaculo, III. c.9 Migne, P.L.. vol.198, cols.761. Адам Скот говорит о "тьме дыма с севера". Псевдо-Климент ("Проповеди", XIX, 22) подчеркивает "грехи неведения" (agnoia). Гонорий Отенский (Spe­culum de mysteriis ecclesiae; Migne. P.L, vol.172, cols.833) говорит: "Под севером, где солнце сокрыто под землей, подразумевается Матфей описывающий божественность Христа сокрытою под плотью" S подтверждается хтоническая природа триады. "

26 Иезек 1, 4 И я видел: и вот бурныф ветер шел от севера, великое облако

27 Исайя 14,31: "Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты вся земля филистимская ибо от севера идет бым, и нет отсталого в полчищах их.

28 Иезек. 1,4.

29 "Поднимет его восточный ветер, и понесет, и он быстро побежит от него {In Expossitionem beatiJob Moralia, Migne, P.L., vol. 76 cols 54 55)

30 Иеремия, 1,13 сл.

31 Cp.Symbols of Transformation, par.565.

32 Считается, что текст различных рукописей восходит Гуго страсбургскому (18 век)

33 Так у Джованни Нанни (1432 - 1502). См. Thorndike, IV, pp.263fF.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!