Сансарные сновидения



Это сны, которые снятся непрактикующим, а также начинающим. Они проистекают от кармических следов. Трактовка этих сновидений определяется субъективным кармическим видением спящего и не является неотъемлемым объективным свойством сновидения такого рода.

Сансарные сновидения бывают связанные с телом, энергией (или речью) и умом. Сансарные сновидения берут начало в недавнем прошлом либо в прошлых жизнях.

В сновидениях такого вида могут появиться незнакомые вещи, которых человек не знал в этой жизни, такие как образы другой страны или странных людей, у которых незнакомые обычаи или язык. Эти сновидения могут так часто повторяться, что сновидец хорошо освоится в незнакомом мире. Такие переживания предполагают существование очень сильной привычки в прошлой жизни, которая оставила кармический след. Этот след вновь появляется, когда созревают вторичные условия. Такой вид кармических сновидений проявляется нечасто.

Причины сансарных сновидений второго вида развивались ранее в текущей жизни практикующего. Поэтому позже в жизни повторяются сновидения, связанные с таким событием буквально или тематически.

В третий вид сансарного сновидения входят сны, проистекающие из недавних действий, глубоко затронувших практикующего эмоционально.

Причины всех трех видов сновидений главным образом кармические, то-есть связаны с событием, которое глубоко затронуло человека и оставило следы напряжения, страха или другой сильной эмоции[18].

Сны ясности

Возникают когда ум и прана уравновешены, и спящий способен хотя бы немного пребывать в присутствии. В отличие от сансарного сновидения, где ум, испытывая воздействие кармической праны, хаотично движется, в снах ясности сновидец сохраняет устойчивость. Образы возникают, но они в меньшей степени зависят от кармических отпечатков и являются проводниками информации с более тонкого уровня – буддхи.

Некоторые ясные сновидения предвещают будущие события, но могут пробудиться ясные сновидения прошлой кармы. В зависимости от способностей сновидящего появляется возможность вспомнить прошлую жизнь во всей ее полноте.

Они являются продолжением и развитием обычного сновидения и возникают главным образом у практикующих, у которых уже есть некоторый опыт работы со своими сновидениями или которые имеют опыт сохранения ясности и осознавания в сновидении.

Многие духовные практики, которым йогин обучается в состоянии бодрствования, при развитии осознавания во сне могут быть применены в состоянии сновидения.

Сны Ясного Света

Сны Ясного Света не присущи обычным людям и даже обычным практикам. Они посещают только тех, кто далеко продвинулся на пути духовной практики. Если обычные сансарные сновидения генерируются энергией правого канала, то сновидения ясности генерируются энергией левого канала, по которому течёт очищенная прана мудрости. Сны же Ясного Света генерируются исключительно праной, которая находится в центральном канале. Обычно, прежде чем переживать сны Ясного Света, нужны долгие годы тренировки, тренировки в поддержании созерцания или в управлении внутренней энергией.

Сны Ясного Света бывают двух видов:

1. Когда вообще нет каких-либо видений, а есть Пустота, тонкое просветляющее присутствие, и в этой Пустоте йогин может созерцать определённые уровни света.

2. Если же переживание присутствия омрачено, то йогин может видеть какие-то видения или сны, но в это время будет также тонкое просветляющее присутствие.

Сны уровня Ясного Света в основном подразделяются на четыре ступени. Их называют также «четыре пустоты» или «четыре пустотных Света»:

1) Чандра-джьоти или белый свет, подобный луне.

2) Сурья-джьоти, красный свет, подобный солнцу.

3) Шунья-джьоти или свет, в котором отсутствует что-либо, или абсолютная чернота.

4) Чистый изначальный Ясный Свет.

Свет, подобный Луне, также называется «светом открытия» в тантре. Он подобен пустому небу, залитому лунным сиянием. Второй Свет - Сурья-джьоти – он подобен раскаленному Солнцу, огромному пространству золотого или оранжевого света. Вначале это переживается в самадхи как золотой водоворот. Это подобно смерти при жизни. Йогин должен оставить все, чтобы слиться с этим светом. Если он может слиться с ним на 5 часов, считается, что в это время наступает Освобождение.

Следующий свет подобен черноте, пустоте абсолютного пространства. Говорится, что очень трудно удержать осознанность при перерождении в этом свете. Этот свет подобен осеннему небу безлунной ночью без облаков. Нет даже малейшего света, нет какой-то примеси просто бездонная чернота, где есть только осознавание.

Когда йогин прорывается сквозь эти три света, он открывает «истинный изначальный свет» - Ясный Свет. Это истинный свет вне двойственности. В этом свете переживается высшая истина адвайты. До тех пор, пока йогин не переживет этот Свет, истина адвайты не будет раскрыта в полной мере. То есть с точки зрения учения Кундалини-йоги, полнота переживания адвайты измеряется тем, насколько пережит этот Свет или насколько он не пережит.

Считается, что невероятно трудно раскрыть этот свет. И, в основном, опытные практики раскрывают либо меньший свет, первый Свет, подобный луне, либо доходят до света, подобного солнцу. А в момент смерти они, имея уже опыт раскрытия света, раскрывают Высший Свет, полностью с ним объединяются и достигают полного просветления. Обычно так чаще всего происходит. Это связано с тем, что, раскрыть Ясный Свет невозможно, если праны полностью не введены в центральный канал. А это достижимо только тогда, когда йогин очень хорошо контролирует ветры и нади очищены.

Когда йогин отбрасывает тело, то его Свет Сына, реализованный практикой самадхи, и Свет Матери объединяются, внутреннее пространство, наполненное светом, и внешнее пространство сливаются. Слияние двух видов Света и двух видов пространства – это самый сущностный смысл йога-садханы. Наступает ли это в сутре практикой Махашанти, наступает ли это практикой Кундалини-йоги или Йога-нидры в тантре, или наступает это в ануттара-тантре через Нада-йогу или Джьоти-йогу, процессы одни и те же. Скорее всего разница в силе этого Света. Самый слабый Свет реализовывается в сутре, самый сильный – в ануттара-тантре.

 

Ступени практики

 

Общая последовательность практики такова:

 

 

 


Рис.1. Общая последовательность практики Йоги Сновидений

Первые годы тренировок в садхане Йоги Сновидений уделяют внимание первой и второй ступени, практикуя проверку, порождение критического восприятия, осознавание и пробуждение во сне. Далее, по мере прогресса, йогин все больше продвигается к раскрытию всех видов Света вплоть до полной реализации – обретения трех просветленных тел.

В Учении существует множество наставлений по сновидениям. Продвинутая ступень практиков высокого уровня предполагает способность исцеляться в сновидениях, путешествуя в различные места, искать спрятанные тексты, искать сокровища, предсказывать по сновидениям, путешествовать в различные места силы для выполнения практики или получать благословения святых. Выполнять различные действия, которые, изменившись в сновидении, могут проявляться в мире явлений. Все это дополнительные разделы, которые можно выполнять при наличии высокого уровня осознанности.

 

Практика санкальпы

«О, жаждущий Мокши, каждый миг обычной жизни ты можешь превратить в садхану (духовную практику)».

«Сутра сердца йогической практики» (180)

Повседневная реальность постоянно транслирует нам свои смыслы. Мы живем в мире энергий. Каждая энергия имеет право на свое существование и не заинтересована в своем разрушении. И даже, совсем, наоборот – всякая энергия склонна к трансляции и расширению.

Когда йогин порождает санкальпу и пытается ее практиковать, он сталкивается с тем, что удержать ее нелегко. Согласно Учению о Санкальпах существует три тантрийских действия: испускание, вбирание и пребывание в нераздельном единстве.

«Испускание» подразумевает распространение мироощущения санкальпы изнутри наружу с небольшим усилием. «Вбирание» означает настройку на мироощущение санкальпы и впитывание его из окружающего пространства без малейшего усилия. «Пребывание в единстве» означает полное расслабление при созерцании за пределами внутреннего и внешнего, усилия и безусильности. Вначале необходимо прикладывать усилие и практиковать «испускание». Таким образом, на внешний мир накладывается порождаемый практикующим новый смысл. Это смысл, вложенный в санкальпу. Задачей йогина становится перейти на другой уровень отношений с миром. Раньше мир транслировал нам свои смыслы, теперь мы транслируем новый смысл. Это не призывает к тому, чтобы начать что-то доказывать миру. Это подразумевает изменение отношения к миру, изменение видения. Нужно стать шире и стать недоступным для разрушающего действия мира. Чтобы удерживать такое видение необходимо прикладывать тонкое усилие. Если усилия в поддержании не прикладывать – внешний мир за считанные мгновения сносит порождаемый нами взгляд и очаровывает нас, также как он это делал всегда. Ведь за внешней Вселенной стоит огромный потенциал ее Творца. И мы, как отдельное обусловленное существо, являемся гостем в измерении Брахмы, и нашей энергии явно недостаточно, чтобы изменить санкальпу его Творения. Но мы можем выйти за пределы порожденной им матрицы, с тем, чтобы создать свободное измерение. Такое, в котором мы сами будем Творцом.

«Зачем Беспредельное скрывается, навеяв свои частям сны разума? Чтобы грезя во сне, излучения обрели волю, самостоятельность и начали осознавать себя».

«Кодекс Мастера» (25.4)

«Испускание» - это практика удержания тонкого состояния с определенным усилием. Если мы не способны удержать тонкое состояние в бодрствовании, то мало шансов удержать его в сновидческом состоянии. Новички склонны стремиться к тому, чтобы получить какое-то утонченное переживание, и лишь со временем приходят к тому заключению, что с самого начала практики нужно было упражняться в полноте внимания, в концентрации и способности удерживать тонкие состояния ума. Потому что, если иногда и удается прорваться в тонкие слои ума, то удержаться в них не представляется возможным в силу отсутствия опыта стабилизации состояний.

Удержание санкальпы подобно тому, как если бы мы поставили сосуд с водой на голову и предприняли путешествие из одного конца города в другой. Малейшее отвлечение и это может стоить нам утратой. Подобная аналогия применима к практике пестования санкальпы. Когда мы пестуем и вынашиваем хрупкое дитя осознавания.

Практикуя санкальпу «Сон», йогин порождает отношение, словно он уже находится в сновидении, порождая в себе сильное ощущение сновидения. Затем, порождая сильное ощущение сновидения, с этим бдительным осознаванием йогин старается засыпать, выполняя визуализацию, молитву и порождая намерения.

«Ходишь ли ты, ешь, разговариваешь с другими, совершаешь предписанную деятельность (карма-канда), не забывай ни на мгновение: «Это все сон, иллюзия». Ничто не должно приниматься тобою всерьез, ведь волнуется из-за событий во сне лишь тот, кто безумен. Видение других спящими, когда они бодрствуют – вот хороший признак успешной практики.

Все предметы, состояния, существа, голод, холод, богатство, почет, наслаждения, закон, страдания, несчастья – лишь сон. Преты, пишачи (духи), асуры (полубоги), девы (ангелы), ракшасы (демоны), люди, животные, деревья, земля, вселенная – только сон, лишь сновидец реален.

Так все наблюдай отрешенно. Утрать всякое различение между чистым и нечистым, высоким и низким, добрым и злым, горем и радостью.

Вишну, держащий диск, раковину, палицу и цветок – лишь прекрасный сон. Синегорлый Шива, в окружении змей, в тигровой шкуре, с чашей из черепа – чудесный сон. Кришна – лотосоокий, цветом тела подобный грозовой туче, в золотом шлеме, с пером и камнем Каустубха на груди, тот, который извлекает чудесные звуки из флейты, завораживая гопи (пастушек), – лишь чудесный сон.

Так практикуя усердно три месяца без перерыва, ты познаешь сновидца. Живя в этом мире, как во сне, во сне будешь бодрствовать, словно в мире, зная: все – иллюзия».

«Сутра сердца йогической практики» (179, 181-183)

 

Начало практики

 

Практики внимательности и осознанности в бодрственном состоянии сами по себе со временем приводят к тому, что мало-помалу осознавание проникает сначала в состояние сна со сновидениями, а затем и в состояние сна без сновидений.

«Ходишь, ешь, спишь, либо сидишь, говоришь, помни только самого себя. Чувствуй (не думай) «Я - есть». Несомненно, через три месяца будешь осознавать свое Я во сне со сновидениями, затем еще через три – во сне без сновидений».

«Сутра сердца йогической практики» (199, 200)

 

Однако, чтобы непрерывно удерживать внимательность к чувству Я, и достигнуть успеха в указанные сроки нужно обладать качествами дивья-йогина.

Для йогина категории пашу или вира этот срок растягивается на несколько лет, до тех пор, пока по уровню праны и сознания практикующий не выйдет на требуемый уровень. Чтобы ускорить процесс замыкания круга дня и ночи и добиться и чтобы созерцание длилось непрерывно, собственно и применяются искусные средства из раздела Йоги Сновидений.

Подготовительные практики выполняются из бодрственного состояния. Их задачей является формирование намерения к осознаванию себя во сне. К ним относятся: санкальпа «Сон», просмотр прошедшего дня, молитвы, Гуру-йога, защита пространства. Когда намерение должным образом порождается, то оно проникает в подсознание и разворачивается желаемая цепочка событий.

Важно знать о характере подсознания, а именно, то, что в подсознание не проникают «сухие» умственные команды. Подсознание верит образам, наполненным чувствами. Так как наше подсознание уже наполнено определенными стереотипами, то чтобы трансформировать их, нужно противопоставить соответствующее по силе намерение.

Тенденция нашего подсознания быть инертным. Оно не заинтересовано в изменении. Поэтому практика для йогина это всегда борьба с собственными внутренними ограничениями, с данными своего подсознания. И эта борьба искусно осуществляется с помощью инструментов поверхностного сознания (джаграт). Без искусности в замене данных своего подсознания не обойтись. Если применять подавляющую силу и жесткость, то «кармы бунтуют» и отбрасывают йогина назад, оставляя след разочарования и беспомощности.

Сущность трансформации состоит в том, чтобы дать энергии новое направление движения. Если касаться той энергии, которая остановилась в каналах нашего тела и «спит», то задачей является ее освобождение из каналов тонкого тела и направление очищенной энергии к формируемому сознательно намерению. Без ума прана «слепа». Там где ум, там и прана. Поэтому четко сформированная и удерживаемая в сознании мысленная установка наполняется свободно циркулирующей энергией, воплощая, таким образом задуманное в жизнь.

 

Молитва

Характерно, что в наставлениях по практике Йоги Сновидений существенное внимание уделяется молитве. Молитва воплощает намерение. Считается, что опыты Йоги Сновидений даже малоопытный практикующий может получить, благодаря настойчивости. Настойчиво читая молитву, представляя божество, в которое имеет посвящение от своего Гуру и с которым выполняет тантрийскую практику. Вначале эти опыты будут неясными, а затем все четче. С течением времени должен появиться прогресс – нарастание полуясного состояния, словно внешний мир и астральный мир абсолютно идентичны.

В течении дня в потоке нашего сознания проявляется множество мыслей. Некоторые из них относятся к категории неосознаваемых воспоминаний, некоторые являются оценочно-аналитической работой ума, некоторые воплощают в себе проекции на воплощение чего-то в будущем. Изредка проявляющиеся в уме намерения подсознание не всегда оперативно принимает как руководство к действию, и поэтому по умолчанию «ставит его в очередь» возможной постепенной реализации. Поэтому, если мы хотим достичь определенной цели, следует определиться с конкретикой цели. И затем эту цель словесно выражать, чтобы у сознания была четкая направленность.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!