Сосредоточение ума на бинду



Существует два подхода сосредоточение ума на бинду: визуализация и узнавание. При первом ум овладевает образами, при втором образы предстают перед умом. Начинают практику с более грубого вида – визуализации, создавая мысленный образ объекта и стараясь ощутить его как можно сильнее. Для этого стараются ясно представить образ, и самое главное, прочувствовать его воздействие на телесные и энергетические ощущения, а также на качество ума. Когда визуализация порождена, объект визуализации просто существует, и его просто наблюдают. Приводят такую аналогию «это все равно, что нежиться в теплых лучах солнца с закрытыми глазами: не сосредоточиваясь на том, что солнце "где-то там", вы греетесь в его лучах, не отделяя себя от него. Не вы ощущаете свет и тепло — вам не нужно стараться постоянно сосредоточиваться на них — само ваше ощущение и есть свет и тепло, вы слиты с ним. Именно такой должна быть визуализация во время практики».[16]

Одно из распространенных затруднений, которые встречаются в начале практики, это нарушение сна, которое случается при слишком сильном сосредоточении. Сосредоточение должно быть легким, скорее ощущение нераздельности с бинду, чем силовая концентрация. Если практика мешает уснуть, то следует уменьшить силу сосредоточения, пока не придет сон.

Сосредоточение на чакре — лишь первый шаг. Подлинная цель — обрести единство с объектом. Когда йогин позволяет объекту предстать в восприятии, это близко к недвойственному состоянию. Ум по-прежнему сосредоточен, но не отождествляет себя с представлениями, а для визуализации не используется мышление. Ум просто пребывает в осознавании, не делая различия между субъектом и объектом. Когда есть сосредоточенное осознавание, но нет ни того, кто сосредоточивается, ни объекта, возникает подлинное чувство недвойственного осознавания. Именно в этом смысл прозрачности представляемых слогов, которым лепестки придают красный цвет.

Задача тренировки – обрести навык сохранять такую же сосредоточенность во время смерти. Сохранение такого присутствия есть самая суть Йоги Переноса Сознания в момент смерти. Цель этой практики — переместить ум непосредственно в чистое пространство осознавания. Если это происходит успешно, практикующий не переживает волнений и отвлечений посмертного состояния, а освобождается непосредственно в Ясный Свет.

 

Последовательность

Практику всегда следует делать в определенном порядке: практику второй стражи – после первой, практику третьей – после второй, практику четвертой – после третьей. Если время какой-то стражи пропущено, то не приступают к практике той стражи, которая должна быть по времени, а выполняют ту, которая была пропущена. Не обязательно делить ночь точно на двухчасовые отрезки времени, задача, чтобы было три пробуждения.

Разные чакры, цвета, периоды времени, элементы, энергии, позы — все это взаимодействует, чтобы развить у практикующего конкретные переживания. Каждый этап практики вызывает конкретное энергетическое качество сознания, которое необходимо объединить с осознаванием, а каждое качество способствует развитию следующего. Поскольку имеется такое развитие, важно чтобы четыре периода практики выполнялись последовательно.

Первая часть практики характеризуется мирным качеством сновидений. В этот период практики развиваются устойчивость и сосредоточенность, которые служат как бы ее основой, телом.

Во второй период это тело нужно украсить, то есть развить ясность как украшение устойчивого присутствия. Поэтому внимание перемещается на лобную чакру, которая связана с открытием и усилением ясности.

Если в первой части практики развивается устойчивость, а во второй ясность, то в третьей можно развить силу. Точка сосредоточения — центральная, сердечная чакра, которая связана с источником силы. Это не грубая, агрессивная сила, а сила, дающая власть над мыслями и образами, сила, позволяющая освободиться от привычных реакций при встрече с явлениями.

В четвертую часть ночи, опираясь на достигнутые устойчивость, ясность и силу, развивают бесстрашие, сосредоточиваясь на свадхистана-чакре, которая связана с гневными кармическими следами. Устрашающие образы больше не вызывают приятия и отвежения и способствуют освобождению от надежды и страха.

Другой подход в практике: сосредоточиться только на одном моменте практики, пока не будет достигнут результат. Проснувшись, каждый раз йогин работает только с первым разделом практики, повторяя ее многократно в течение долгого времени, пока не приобретет опыт в порождении спокойных сновидений и устойчивости осознавания. Достигнув успехов в первой части, работает только со второй, развивая ясность в течение стольких ночей, сколько потребуется, чтобы получить сновидения, обладающие качествами этой части практики, и до тех пор, пока в течение ночи не будет достигнуто некоторое увеличение ясности. Аналогично с третьей и четвертой частью, пока не проявятся результаты.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!