Влияние элементов в теле на наличие мистического опыта



 

Повседневная жизнь человека, как правило, связана с выживанием. Эта деятельность присуща элементу земли. Земля для людей это опора, фундамент, среда обитания. Это приводит к тому, что в пране начинает доминировать избыток нечистого элемента земли. Согласно Учению о пяти элементах (таттва-видья), избыток земли проявляется как тупость, переживаются сны фундаментального неведения, сновидения не вспоминаются, нет вдохновения. Йогин ощущает постоянный тамас. Его ум негибок, ленив, туп, сонлив, вял, безволен. Он плохо приспосабливается к новым условиям, нет живости мышления, творчества. Он может входить в состояние клеш и не уметь выбраться из него долгое время, из-за этого у него возникает хроническое уныние, медитация идет в сильном расплывании и вялости. Что же рекомендуется при избытке земли: медитировать на качества огня, воздуха, пространства. Что подразумевается под медитацией на эти элементы, это концентрация на соответствующих чакрах: манипуре, анахате, вишуддхе.

Используя методы интеграции с огнем либо, концентрируясь на манипуре, йогин очищает и балансирует элемент огня. Элемент огня ответственен за трансмутацию - трансформацию сознания, энергии, а также внешних явлений. Элемент огня является ускорителем духовного прогресса. При недостатке огня йогину не хватает активной силы, вдохновения и энтузиазма в практике. Если огонь слабый, то и слабое движение ветра по каналам. А это выражается как отсутствие прорывов к новому видению, практика становится монотонной, не видится перспектив. С другой стороны, избыток огня дает постоянную возбужденность, которую трудно пресечь. Мысли идут непрерывным потоком, увлекая своей новизной, в медитации не хватает безмятежности, созерцательности. Йогину сложно отпустить себя и «течь вместе с рекой», он постоянно хочет вмешиваться в события, поправлять и улучшать их вместо того, чтобы оставить их «как они есть». Много озабоченности своими результатами, желаниями достижения, беспокойства о том, что что-то упущено или делается не так. Йогин желает идти к совершенству как можно быстрее, забывая, что чем быстрее он идет, тем дальше уходит от цели. Недостаток или избыток неочищенного огня, как правило, хорошо балансируют мудры и бандхи Кундалини-йоги (маха-бандха, трайя-бандха), бхастрика-пранаяма, агнисара-крийя, а также непосредственно концентрация на манипура-чакре.

Гармонично развитый воздух дает способности все делать путем для практики. Человек с гармоничным воздухом открыт любым переменам, он живет без выраженных привязанностей. В свою очередь, при недостатке элемента ветра человек инертен, практика не дает знаков реализации, нет мистических опытов.

При недостатке пространства внешние объекты и обстоятельства захватывают ум йогина. У него нет устойчивости в созерцании, ум отвлекается на все, что возникает. Совершенное овладение элементом пространства означает, что йогин обрел устойчивость в практике созерцательного присутствия. Практика отсечения привязанностей, надежды и страха, самоотверженное служение, практика с посвящением Заслуги другим, ведет к расширению обусловленных границ эго и интеллекта и обнажению пространства[15].

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!