Тонкое тело и прана



Трактат

Йога Сновидений в традиции Лайя-йоги

выполнил: монах Раманатха

проверила: монахиня Дивья Четана Гири

Дивья Лока

Содержание

 

Введение 4

1. Воля 6

2. Тонкое тело и прана 8

3. Задача сновидца 10

4. Мотивация 12

5. Аналогии знаков реализации с Кундалини-йогой 12

6. Типы сновидений 15

7. Ступени практики 18

8. Практика санкальпы 20

9. Начало практики 23

10. Молитва 24

11. Обращение к божествам 25

12. Базовая задача 27

13. Запоминание снов 28

14. Распознавание сновидения 30

15. Четыре подготовки 31

16. Поза для засыпания 33

17. Гуру-йога 34

18. Защита 35

19. Главная практика 36

20. Сосредоточение ума на бинду 42

21. Последовательность 43

22. Тренировка в трансформации сновидения 45

23. Тренировка в постижении иллюзорности 48

24. Тренировка в освобождении от иллюзии 49

25. Погружение в слияние 49

26. Погружение в слияние с Ясным Светом 50

27. Погружение в слияние с промежуточным состоянием 51

28. Влияние элементов в теле на наличие мистического опыта 53

29. Роль вишуддха-чакры в Йоге Сновидений 55

30. Как относиться к образам сновидения 56

31. Методы для усиления практики 57

32. Трудности в практике 58

33. Четыре вида рассеянного ума в практике 61

34. Препятствия к практике 61

35. Устранение препятствий в осознавании сновидений 62

36. Место Йоги Сновидений в Нидра-янтре 63

37. Непрерывность сознания 66

38. Проявление тонкого тела в промежуточном состоянии 68

Заключение 73

Список литературы 76

 

Посвящается коренному Учителю –

Шри Гуру Свами Вишнудевананде Гири,

Гуру-парампаре,

Даттатрейе, Шиве, Свапнешвари

мириадам Пробужденных существ,

ради тех, кому еще предстоит проснуться!

Введение

Йогины, практикующие созерцание, рано или поздно приходит к тому, что наступает период, когда созерцание практикуемое днем, нужно привнести в сон. Что дает это в настоящем? Это замыкает созерцание в круг дня и ночи. Что даст это в будущем? Это дает возможность управлять переносом своего сознания в момент смерти: контролировать процесс оставления своего тела и перерождения в новом теле. Если уже при этой жизни мир тонкого тела становится для нас известным, если мы научились управлять выведением астрального тела и жить в нем в астральном измерении, то смерть физического тела не будет вселять в нас страх перед неизвестным.

Все наши мысли и поступки определяются тонким телом и той информацией, которая находится в тонком теле. Физический мир и физическое тело это отблеск тонкой реальности, которая стоит за всеми явлениями этого мира. Если мы хотим чего-то добиться, к примеру, исцеления, изменения судьбы, то нам, прежде всего, следует создать намерение на уровне тонкого тела. Тонкий мир очень динамичен, обладает высокой скоростью. Он состоит из образов, в нем существуют огромные информационные потоки. В нем живут различные божественные силы. Именно в нем происходит развертывание астрологического влияния планет.

Тонкое тело человека бывает периодически подвержено, то грахам, то видьям, т.е. то негативным астральным силам, то божественным силам. И когда тонкое тело человека захвачено грахами, то его судьба ухудшается, у него возникают трудности в практике, препятствия. И, напротив, когда тонкое тело благословлено видьями, судьба улучшается, идет расцвет, в практике есть плоды. Человек, не контролирующий свое астральное тело, не принадлежит сам себе. Его еще нет, через него жизнь проживается. Ключ к управлению своей жизнью лежит в контроле своего тонкого тела, в проникновении в него и в осознавании. В свою очередь, ключ к контролю лежит в способности порождать волю, ее концентрировать и проявлять.

Мы живем в измерении, которое порождено и управляется волей Творца этого мира. Те, кто являются духовно практикующими, подсознательно руководствуется главным – чувством, что «выход есть».

«Каков же смысл снов разума? Блуждая в них, существа обретают волю, и по своей свободной воле находят выход».

«Кодекс Мастера» (3.20)

Конечная цель практики – обрести непрерывность сознания. У обычного человека, да и у начинающего практика сознание прерывно. Если даже днем до какой-то степени есть осознавание себя, то ночью сознание прерывается. В то время когда наше сознание прервано, в тонкое тело могут бесконтрольно вмешиваться различные силы, которые мы не способны ни заметить, ни повлиять на них. Аналогично этому, в посмертном промежуточном состоянии (санскр.«антар-бхава», тиб.«бардо»), когда сила нашего сознания не может контролировать вмешивающиеся силы, эти силы могут серьезно повлиять на нас.

В данной работе подробно рассматривается Йога Сновидений, которая является частью Нидра-янтры. Целью Йоги Сновидений является подготовить уровень осознавания йогина до такого уровня, чтобы было возможно распознавать Свет в сновидениях. Йога Сновидений является преддверием к более высокой практике – практике Йоги Света.

 

 

Воля

Воля (иччха-шакти) это то, что начинает вырастать, когда появляется зрелость души. Зрелость души это то, что накапливается не одну жизнь. Зрелость обретается тогда, когда познаны многие крайности, т.к. она не исходит из «однобокости» опыта.

Осознание своей обусловленности, непостоянства - это то, что побуждает к поиску. Будучи воплощенными в материальном мире, мире, где в грубой форме проявляются все первоэлементы, мы неизбежно подпадаем под влияние определенных ограничений. Потому что жить в этом измерении предполагает ограниченность его качествами. Поэтому, говорят, что мы подвержены трем типам страданий: страдания, причиняемые природой и стихиями, страдания, причиняемые социальными факторами и другими людьми, страдания, причиняемые собственным телом и умом.

Имея грубое физическое тело, мы подвергаемся влиянию грубых проявлений природы: жары, холода, голода. Имея грубое тело, мы обязаны удовлетворять его потребности: кормить, одевать, укладывать спать, перемещать. Это стало привычным в силу отождествления с телом – заниматься деятельностью, целиком посвященной нуждам тела. Мы стали преданными культа тела. Вся жизнь от рождения до смерти, каждый день мы заняты деятельностью направленной на поддержание тела, прямо либо косвенно.

Будучи «homo sapiens» - разумным существом, мы обладаем умом и его инструментами – интеллектом и памятью. Однако наш ум стал причиной наших собственных ограничений. Ум, потерявший свою основу, стал смятенным. Ум, заполнившийся памятью о множестве явлений феноменального мира, утратил память о главном – своей собственной природе. Ум, утративший свою основу, стал страдать. Ум отождествил себя с телом и подпал под все ограничения тела.

Под давлением природных условий, ум, отождествленный с телом и памятью, породил всю сложность взаимоотношений с другими живыми существами. Стресс, хроническая усталость, беспокойство, депрессии порождаются избыточной активностью внешних явлений. Сложность отношений с внешним миром вызывает и сложность самого воспринимающего ума. Живое существо, считающее себя ограниченным, вынуждено бороться и отстаивать «территорию» своей целостности. Целостностью для живого существа является целостность тех внешних явлений, которые он считает своими.

Всем внешним и внутренним явлениям присуща динамика – движение. Во Вселенной постоянно «дует ветер непостоянства». Существа, забывшие свою основу, стали грезящими – спящими. Спящие существа, фиксирующие свой ум на снах, порождают мир снов. Избыток активности порождает суету мира. Избыток активности порождает желания феноменов сна. Йогин - это тот, кто осуществляет пратьяхару – отрыв ума от объектов сна. Ум, оторвавшийся от объектов, остается безопорным. Безопорное и есть основа ума. Йогин – тот, кто превосходит и активность и инертность ума, и утверждается в светоносной безопорности ума. Это является признаком зрелости души.

Склонность ума – выпрыгивать наружу. Тенденция ума, которая выработалась на протяжении долгого времени – верить в реальность внешнего мира. Склонность ума – не верить в себя, в свою глубинную чистую природу.

Чтобы повернуть ум вовнутрь, к собственному центру применяется подход, когда устраняются объекты восприятия. Когда любая попытка ума воспринимать что-либо через органы чувств, пресекается. Ум, лишенный восприятия внешних объектов остается в своей собственной безопорной природе. Главной задачей здесь является вовремя отслеживать отвлечения ума на восприятие объектов.

По большей части ум захватывается восприятием не столько внешних объектов, сколько собственным дискурсивным мышлением. Само восприятие не несет никакой угрозы. Проблемой становится оценочная работа ума. Само по себе восприятие вне интерпретаций ума чисто. Понятийный же слой ума привносит помутнение, искажение. Так ум уходит в отвлечение. Под этим отвлечением подразумевается то, что ум фиксируется на понятийных внутренних данных. Весь фокус восприятия смещается на периферию – в понятийный слой ума. И оно остается зафиксированным на этом уровне долгое время – фактически всю жизнь.

Собственно, жизнь в сансаре и есть смещение ума в сферу понятий и фиксация на этом уровне. Ум становится зафиксированным на определенной совокупности данных, которые были им ранее восприняты и стали его частью. То есть той информацией, которую он посчитал поддерживающей его картину мира.

На определенной стадии жизни ум становится «заполненным». Эта «заполненность» составляет личность. Личность человека состоит из данных, которыми заполнен ум. Человек считает собой этот набор данных. Этот набор данных ума представляет собой достаточно жесткую структуру. Это и называют обусловленностью. Обусловленностью сансарой.

 

Тонкое тело и прана

Иногда говорят, что наше тонкое тело и физическое тело живут в разных мирах. Наш ум направляет движение нашей энергии. Когда мы о чем-то думаем, то за нашей мыслью следует тонкая прана. Если процесс мышления бессознательный, то прана вытекает и так и остается «застывшей» в порожденной мысленной проекции. Если же процесс осознан, то процесс не сопровождается потерей праны. С момента своего рождения мы, откровенно, по большей части бессознательны. Это относится к бодрственному состоянию, не говоря уже о снах. Наша жизнь подобна жизни в грезах. Если мы немного остановимся и проанализируем содержание своего ума, то обнаружим там много чего интересного. Если мы действительно начнем замечать свои мысли и немного их осмысливать, то обнаружим, что в нашем уме хаос: непрерывное возникновение иногда связанных, а иногда несвязанных мыслей, образов, логических и нелогических цепочек, обрывков воспоминаний.

По большому счету наш ум мыслит ассоциативно, когда применительно к одной мысли порождается другая ассоциативная мысль. Мысль, цепляясь за мысль, порождают непрерывную вереницу мыслительной деятельности понятийного слоя ума. Наш ум устроен так, что он состоит из совокупности понятий и эти понятия связаны между собой различными отношениями, ассоцияциями. И то, что называют процессом жизни, в общем, является пополнением ума новыми отпечатками и установлением новых связей. Когда же у ума нет новых впечатлений, то он саморефлексирует и устанавливает новые связи из имеющегося банка отпечатков. Он скользит бессознательно по отпечаткам, извлекая их из памяти.

Движение всему этому процессу задает прана. Нет движения праны – нет мышления. Прана движется всегда, пока длится биологическая жизнь. Когда прана движется по каналам энергетического тела, то она активизирует различные воспоминания. Это связано с тем, что отпечатки, карма, хранятся во всех каналах энергетического тела. И они находятся в состоянии ожидания своей реализации, т.е. подпитки энергией.

Так, в течение дня человек, ничем, к примеру, не занимаясь физически, всегда устает, и он требует подпитки энергией от пищи, воздуха, сна. Находясь в бессознательном состоянии, прана движется по телу, в уме бессознательно возникают несвязные мысли и так теряется энергия. Энергия вытягивается самскарами. Эти самскары мы накопили как в этой жизни, так и во множестве воплощений в прошлом. И если мы множество времени провели в бессознательности, то можно довольно трезво оценить, насколько велик потенциал наших самскар, и сколько нужно приложить усилия чтобы освободиться от связанности ими. Самскары не исчезают при смерти физического тела. Во время смерти разрушается физическое тело, энергетическое. Астральное тело претерпевает изменения. В промежуточном состоянии, бардо, первое время астральное тело имеет облик похожий на тот, который имело физическое тело при жизни. Если конечно это не был практикующий, который сознательно практиковал трансформацию своего тонкого тела в очищенное иллюзорное тело, тело божества. По прошествии, как правило, нескольких недель, когда потенциал энергии астрального тела прошлой жизни иссякает, оно начинает приобретать облик предстоящего рождения. Это облик проецируется из каузального тела, в котором находится вся наша карма в зародышевом состоянии в виде бидж – тонких световых отпечатков.

Когда мы контактируем с внешним миром, находясь в наших физических телах, то контактирует не только плоть. Контактирует все существо человека, все пять тел. В том случае, когда взаимодействие с внешним миром происходит неосознанно, то это оставляет следы в наших тонких телах, подобно тому, как остаются следы от топора на поленице. Когда же ум в Присутствии и устойчив во внемысленном состоянии, то следы не остаются, подобно тому, как их не оставляют рыбы плавая в воде. Когда ум в созерцании, то ни возникающие мысли, ни импульсы от пяти органов чувств, не создают самскар, так же как птицы, летая в небе, не оставляют следа. Это не означает, что не остается вовсе никакого отпечатка, к примеру, памяти о переживаниях. Это означает, что к пережитому не возникает никакого зависимого отношения и отсутствует тонкая энергетическая связанность. Энергия не теряется. Она не останавливается в каналах, а свободно циркулирует.

 

Задача сновидца

 

«Внешне не изменяя ничего, стань антара-тапасья (аскетом внутри). Йогу не прекращая, наблюдай все с любопытством, но отрешенно. Так очнувшийся в сновидении смотрит на все, зная, что все – лишь иллюзия. Лишь сновидец реален, убедись в этом сам!»

«Сутра сердца йогической практики» (180)

Считается, что когда каналы йогина очищены, ум собран и медитативен, сохраняется внимательность в течение дня – этого достаточно, чтобы делать прорывы в сновидении.

Главным методом распознавания снов является введение праны в центральный канал, с целью раскрытия четырех видов Света.

Будет ли осознавание в снах или нет зависит от уровня праны и концентрированности сознания. Каналы в области в области горла, головы, межбровья отвечают за осознанность. Если праны достаточно и при засыпании она не слишком опускается и часть праны всегда во время сна остается вверху, то сны будут осознаваться. Если каналы не очищены, то в прана опускается в йони-стхану и тогда в течение ночи состояние ума неясное.

Для йогина быть осознающим во сне это не только иметь бодрственное состояние и войти в какой-нибудь мир снов. Осознанное сновидение, к которому стремится практикующий, то, где есть ясность и раскрывается просветляющая пустотность[8]. Осознанное сновидение в измерении до уровня людей является показателем не высокого уровня. Более высокий уровень – когда находясь в сновидении, йогин управляет им, распознает Ясный Свет, распознает тонкую просветляющую пустотность. А эти способности напрямую зависят от чистоты сознания. Чистота сознания позволяет работать на уровне тонких пран. Когда даже у мирского человека бывают осознанные сновидения, то это признак наличия определенного количества грубой энергии. Но, если не очищать сознание и не двигаться в сторону святости, то уровень сновидений так и останется не высоким и тонкие божественные измерения так и останутся недоступными. Т.к. доступ в эти миры – высокая концентрация сознания, высокий уровень энергии, Чистое Видение, Божественная Гордость. И в процессе очищения будут проявляться все более высокие миры сновидения. Сначала это мир людей, затем мир полубогов (асуров), затем Небеса Страсти, затем Верхний Мир Форм.

 

Мотивация

Важно четко определить цель, чего йогин намерен достичь в Йоге Сновидений. Это может быть, к примеру:

· добиться полной и непрерывной осознанности

· иметь даршан божеств

· посещать Чистые Земли

· научиться брать энергию из сновидений

· научиться накапливать заслуги

· научиться видеть будущее

· научиться исцелять свое физическое тело

· получать тайные знания

· обрести бессмертное иллюзорное тело

«Достигший иллюзорного тела превосходит рождение и смерть, овладевает способностью быть невидимым, летать, мгновенно исчезать, перемещаться по Вселенной подобно Нараде и Васиштхе».

«Волшебная Мантия» (1.4)

Нужно четко определить цель или проблему, чтобы в сновидениях можно было ее разрешить. Затем надо зародить твердую решимость узнавать в сновидениях то, чем они являются, т.е. создать как можно более твердое намерение во время сна прямо и живо осознавать, что видится сон. Такое намерение будет подобно стреле, за которой осознавание может следовать ночью, стреле, выпущенной в цель – осознанность в сновидениях.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!