Невлева Инна Михайловна. Конфликтология в социальной работе Часть 1. Страница 1 2 страница



Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает Целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, уже в свою очередь, осознавая, что эти действия ущемляют ее интересы, предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

Функции межличностного конфликта. Любое урегулирование конфликта направлено на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции межличностного конфликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям межличностного конфликта относятся:

познавательная (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений, проявление возникших противоречий);

функция развития (конфликт является важным источником совершенствования процесса взаимодействия его участников);

инструментальная (конфликт выступает как инструмент разрешения межличностных противоречий);

функция перестройки межличностных отношений (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции межличностного конфликта проявляют себя в следующих аспектах:

разрушение существующей совместной деятельности;

ухудшение или развал отношений;

негативное самочувствие участников;

низкая эффективность их дальнейшего взаимодействия.

Именно эта сторона конфликтов вызывает у людей негативное отношение к конфликтам как таковым.

Структура и элементы межличностного конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели, мотивы, сторонники, причина конфликта. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

Динамика межличностных конфликтов. По этому вопросу в литературе имеется самый широкий диапазон представлений. Для нас несомненный интерес представляет точка зрения, которая представлена А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым. Эти исследователи предлагают детально разработанную концепцию основных периодов динамики конфликта. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.

Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация, которая характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом. Для возникновения конфликта также необходим повод, который активизирует действие одной из сторон. В качестве повода могут выступать любые обстоятельства, даже действия третьей стороны.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты, объект, предмет конфликта. К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные

интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица. Объектом межличностногр конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это - та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы.

Стили поведения в межличностном конфликте. Традиционно принято выделять следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность. Каждый из них имеет свои особенности:

стиль противоборства характеризует настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства;

стиль уклонения связан с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно, из-за недостатка условий для его разрешения;

стиль приспособления предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий;

стиль компромисса требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон;;

стиль сотрудничества предполагает совместно^ выступление сторон для решения проблемы. При такок! поведении считаются правомерными различные взгляды проблему;!

стиль ассертивного поведения (от англ. assert -i "утверждать, отстаивать") предполагает способность человек! отстаивать свои интересы, добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей.

Все перечисленные стили поведения в межличностном конфликте могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов.

Типология субъектов межличностных конфликтов. Ни один межличностный конфликт не проходит без проявления к происходящему и его участникам личностного отношения всех людей, задействованных в нем. Особенности личности проявляются в ее темпераменте, характере, уровне личностного развития.

Темперамент дается человеку с его рождением и определяет скорость, темп, интенсивность, ритм психических процессов, состояний человека. Поведение сангвиников характеризуется подвижностью, склонностью к смене впечатлений, отзывчивости, общительности; поведение флегматиков - медлительностью, устойчивостью, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоций, логичностью в суждениях; поведение холериков - открытостью, резкими сменами настроения, неустойчивостью, бурными реакциями; меланхоликов - неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, глубокими эмоциональными переживаниями.

Характер формируется за с^ет * асимметрии левого и правого полушарий головного мозга к семи годам и не изменяется радикально в течение всей жизни. Правое полушарие формирует эмоции и подсознательную деятельность, левое - логическую и рассудочную деятельность. Поэтому экстраверты никогда не становятся интровертами, и наоборот. Только благодаря невероятным усилиям можно преодолеть "свою природу", но только в поведении.

Проблема влияния типов характеров на возникновение межличностных конфликтов и их разрешение состоит в том, что люди с противоположными предпочтениями своих типов характеров могут оказаться в ситуации совместного решения одной задачи, и их совместное взаимодействие может оказаться под угрозой. Например, экстраверта и интроверта отличает друг от друга их отношение к внешнему миру. Экстраверты черпают свою энергию из внешнего мира. А интроверты находят эту энергию внутри себя. Они фиксируют интересы на явлениях собственного внутреннего мира, которому придают наивысшую ценность. Межличностные конфликты между экстравертами и интровертами могут возникать из-за различия отношений в решении задач.

Экстраверт динамичен, он постоянно говорит, предпочитает обсуждать все вслух. Интроверт же должен все обдумать, прежде чем высказаться. Экстраверт легко переходит к новому повороту при обсуждении проблемы и снова начинает открыто ее обсуждать. Для интроверта всякий поворот обсуждения ставит его в затруднительное положение, ему необходимо время для осмысления. При совместном' решении проблемы экстраверт будет постоянно говорить, а интроверт молчать. Это молчание экстраверт может принимать за согласие и навязывать свое решение, с которым может быть в принципе не соглабен интроверт, он просто не получил возможности высказаться. Такая ситуация чревата конфликтом. Более того, доминирующее поведение экстраверта при совместном взаимодействии с интровертом может послужить причиной болезни последнего.

Экстраверты, как и интроверты, могут собирать информацию противоположными путями - сенсорным или интуитивным. Люди сенсорного типа собирают информацию^ опираясь на свои чувства, им необходимо все увидеть, потрогать, услышать, понюхать. Для них важнее детали и факты и меньше всего то, что они значат. Люди интуитивных предпочтений, получив информацию с помощью органов чувств, интуитивно ищут их опосредованное значение И взаимосвязи между явлениями и внутри их. Интуитивисты icq всему подходят глобально. Любая встреча человека сенсорны^ предпочтений с интуитивным может обернуться конфликтом, j

Люди на основе полученной информации могут по-разному принимать решения. Человек мыслительного типа npi| принятии решений ориентируется на поставленную цель, его внимание концентрируется на решении задачи. Человек чувствующего типа ориентируется на то, как его решение будет воспринято другими людьми, которых оно касается. Поэтому он не торопится с принятием решений. Если оба типа вынуждены принимать решение вместе, то могут быть столкновения. Но, если каждый понимает предпочтения другого, то при взаимодействии они могут дополнять друг друга. Чувствующие будут сдерживать мыслительных от принятия скоропалительных решений, а те в свою очередь не дадут отложить решение на неопределенный срок.

По отношению людей к жизни в этой классификации их делят на решающих и воспринимающих. Решающие все планируют, решение принимают без напряжения, они всегда что-нибудь делают. Воспринимающие предпочитают накапливать информацию (все может измениться), они не торопятся принимать решения. При постоянном совместном взаимодействии между этими двумя типами могут возникать конфликтные ситуации тогда, когда они не понимают предпочтений своих характеров и характеров противной стороны.

Типология убедительно показывает, что характеры у людей разные, по крайней мере, существует шестнадцпть типов характеров. Благополучное, бесконфликтное взаимодействие людей будет иметь большую вероятность, когда они будут уважительно относиться к мнению других. Недоразумения из- за несовпадения типов характеров начинаются тогда, когда бескомпромиссно отстаиваются только свои собственные предпочтения. Чем лучше люди будут знать черты, в первую очередь, своего характера, тем плодотворнее будет их взаимодействие с другими людьми. У них будет возникать меньше претензий к другим людям. Такое поведение является самой благополучной средой для бесконфликтного общения.

Уровень личностного развития - еще один важный фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта. Личность развивается, совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента и характера приходится держать под постоянным контролем. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше а трений с окружающими. Проблемы возникают тогда, когда поведение человека определяют только темперамент и черты. характера, а личность не участвует в этом процессе, или не ву состоянии "совладать с собой".

При адекватной самооценке и адекватных притязаниях у людей больше удач и меньше конфликтных ситуаций при' взаимодействии с другими людьми. При завышенной, самооценке у человека, намеренно подчеркивающего свое; превосходство над другими, как правило, постоянные, проблемы с окружающими. Никто не может смириться g-i пренебрежительным отношением к себе, реакция на тако% поведение всегда негативная. Люди с завышенной самооценкой потенциально конфликтны, особенно в ситуациях различного? рода поощрений и вознаграждений, У людей с заниженной самооценкой и заниженных притязаниях много неудач, а| следовательно, и переживаний неудач. Поведение человека I заниженными притязаниями формирует у него "комплекс неполноценности", зависимости от других. \

Не лишенным смысла представляется выделение тшкй манипуляторов и актуализаторов: 1

Манипуляторы — это люди, не доверяющие никому, в тоц числе и себе. Поступки их пронизывают ложь (фальшивость! мошенничество), неосознанность (апатия, скука), контроля (замкнутость, намеренность) и цинизм (безверие^ Манипуляторы всегда потенциально конфликтны. i

Актуализаторы - это люди, которых характеризуй честность (прозрачность, искренность, аутентичность!

осознанность (отклик, интерес), свобода (спонтанность, открытость), доверие (вера, убеждение). Они глубоко верят в других и в себя. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникшие конфликты.

Следует иметь в виду, что черты манипулятора и актуализатора присутствует в каждом человеке. Как отмечает E.JI. Доценко: "В этом калейдоскопе взаимных превращений между персонажами, взаимообратимости межличностных и внутриличностных отношений уже невозможно осознать, кто манипулятор, а кто жертва"73. Действительно, манипуляторы и актуализатора - это, зачастую, одни и те же люди, которые стремятся использовать друг друга для решения собственных проблем. Шумный карнавал масок превращает жизнь человека в спектакль, если он отождествляет себя с играемыми им ролями. И если "Я" сводится лишь к играемым им ролям, то в иллюзию превращается и самость. Впору спросить себя: "Кто же я есть?". Если ответ не совпадет ни с одной из сменяемых масок, то такому человеку манипулировать нет надобности. Но где же он — такой человек?

По-своему интересно выделение типов экстерналов и интерналов. *

Экстерналы полагают, что все, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, случая, других людей. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чревато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми.

Интерналы считают, что все происходящее с ними есть результат собственных усилий. Во всех собственных неудачах обвиняют только себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки, межличностные конфликты для них неприемлемы.

Доценко ЕЛ Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб • Речь, 2003.-С. 85.

Углубленное представление о проявлениях темперамента типа характера, особенностей личности дает реальнун возможность для предотвращения межличностных конфликтом для их конструктивного разрешения, а также для созданщ атмосферы благоприятного взаимодействия. I

В межличностных столкновениях люди выражают своя претензии друг к другу в основном словами, в вербальной форме. Поэтому важную роль здесь играет то, как слоа| произносятся - в доброжелательной или в агрессивной форме Давно известно - слово лечит, но слово и калечит. Необходим! очень бережное отношение друг к другу в любой ситуации бесконфликтное взаимодействие формирует у люде! положительные эмоции. 1

Универсальным средством разрешения конфликтов являются переговоры. Ими заканчиваются не тольк| межличностные конфликты, но даже международные войны! Для переговоров должны созреть условия. Первое, чт<" необходимо сделать на этом пути в случае возникновений конфликтной ситуации, не отвечать на оскорблений оскорблением, не дать втянуть себя в конфликт. Дайт! возможность выговориться провоцирующей стороне. Однак< если вы уже втянулись в конфликт, необходимо найти в себ| силы и выйти из него в одностороннем порядке. Однако оставлять неразрешенной проблему не следует, необходим*! найти причину конфликта и другие ето элементы, оценить сво| возможности для решения проблемы. После появленШ благоприятных условий можно искать пути к переговорам которые следует вести на равных. К благополучному исходу I разрешении межличностного конфликта может вести тольК!

поведение, направленное на компромисс и сотрудничество. ■

I

§ 7.2. Межличностные конфликты в семье

Семья - это уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность эта заключается в том, что этот теснейший союз нескольких людей (муж и жена, потом дети, с ними могут совместно проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессе взаимодействия радость друг другу.

Из того, что вообще известно о России и русских, нетрудно заключить: она и они смогли перенести тяжелейшие испытания не только благодаря особенностям своего исторически сложившегося характера, но и, главным образом, благодаря господству до самых недавних времен традиционного сельского образа жизни с патриархальной семьей в основе. Именно семья старого типа (точнее связанные с ней вековые традиции, нравы, обычаи) давала им возможность привычно переносить нечеловеческий труд, ужасные условия быта, периодический многомесячный голод. Именно семья давала возможность обеспечивать более идц менее нормальное количественное и качественное воспроизводство поколений. Именно семья давала для подавляющего большинства молодежи необходимое образование, успешно готовила добросовестного работника и налогоплательщика.

Противоречия развития современной российской семьи. Семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения. И на их поведение в различных ситуациях оказывают влияние темперамент, характер, личность. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения. В жизни каждой семьи, которая существует продолжительное время, есть периоды, когда в ней происходят важные изменения, способные вызвать конфликтные ситуации.

Первый период - происходит адаптация супругов друг | другу. По статистике в течение первого года совместной жизщ разрушаются до трети всех заключенных браков. -I

Второй период - появление детей, которым необходим! уделять много внимания, резко ограничивает возможности супругов в профессиональном росте, в удовлетворени! прежних увлечений, накапливается усталость, могу1 проявляться противоположные представления по вопроса^ воспитания и профессиональной ориентации детей. Такщ обстановка может провоцировать межличностные конфликты.

Третий период - появление новых членов семьи (невесток! зятьев, внуков, родителей другой стороны). Наступающий зрелый возраст и старость также создают свои проблемы.

Каждый из указанных периодов характеризуется своим! конфликтными ситуациями и конфликтами. На возникновений межличностных конфликтов в семье на любом отрезке е«развития могут влиять различные внешние факторы. Прежд(всего, это изменения, происходящие в российском обществе например, изменение моральных и культурных критериев утверждение культа наживы, ориентация на удовлетворен® чувственных потребностей, отсутствие социально! защищенности семьи.

Говорить о сохранении семьи в определенных влиятельный кругах сегодня не актуально. Постмодернизм как влиятельно! интеллектуально-идеологическое течение делает ставку т телесность, дискредитируя социальность, вследствие чегс происходит бестиализация человека. Не отсюда ли такое пристальное внимание к сингулярным, экспрессивным практикам, осуществляемым путем десублимации, т.е погружения в бездну высвобождения "основного инстинкта1 из-под гнета цивилизации? По словам Э. Гидденса, "секс сегодня постоянно находит свое отражение в публичной сфер«и более того, о нем уже говорят на языке революции". На протяжении нескольких последних десятилетий действительно свершилась сексуальная революция; и революционные надежды связываются с сексуальностью многими мыслителями, для которой она представляет собой потенциальную область свободы, незапятнанной пределами нынешней цивилизации.

Освобождение человека от репродуктивных потребностей, спонтанность зачастую весьма извращенных разновидностей плотского опыта, биологические инстинкты, включая агрессивные, в том числе инстинкт убийства, подаются не иначе, как оправданное тираноборство, направленное исключительно против репрессивной модернистской морали. Вообще говоря, телесности свойственно тяготится моралью. Апологетика примитива и брутальности начинается с того, что грубая (порнографическая) телесность отвоевывает свои права у более рафинированных форм эротического опыта. При всем при том именно телесность сближает и глобализирует, когда путь через неустанный диалог цивилизаций кажется слишком проблематичным, ибо "одежды цивилизации" всегда прячут инварианты телесной чувственности. Достаточно уничтожить эти репрессалии, обнажить человеческую телесность - и тут же откроется искомая глобальная тождественность инфантильных существ обоего пола, сбросивших гнет авторитарного "Отца" (дисциплинирующей морали).

И все формирующиеся ныне "новые" псевдоэтнические общности действительно являют миру обобщенный тип отягощенного фрейдистскими комплексами "юноши Эдипа", явно склоняющегося к телесным практикам. Однако эта азартная постмодернистская "игра" на понижение - от разума к инстинкту, от просвещения к контрпросвещению, от утонченной духовности к агрессивной телесности - лишь

повсеместно ослабляет скрепы цивилизации. И "играющее" в нее человечество рискует провалиться даже не в дыру варварства, а в бездну дикости, вооруженную разграбленным, арсеналом поверженной в прах европейской цивилизации.

Как отмечает Ф. Фукуяма, наибольшая опасность состоит "в возможности изменить человеческую природу и тем самым вывести нас в "постчеловеческую" историческую эпоху".'" Изменение человеческой природы неизбежно девальвирует привычные ценности и, в конечном итоге, способствует утрате человеком способности осуществлять тот нравственный выбор по абсолютным критериям добра и зла, который в рамках христианской традиции принято считать главной и определяющей чертой личности.

Первой жертвой утраты положительного мировоззрения сделалась, конечно же, семья - основа русской государственности. Есть русская пословица: рыба гниет с головы. Перефразируя ее, можно сказать: общество начинает загнивать с семьи. Особенно общество, на преимуществах семейного образа жизни державшееся.

Началось с того, что молодежи стало трудно создать семью. Просто найти подходящего брачного партнера. Раньше это происходило как бы само собой. В деревне будущие женихи и невесты знали друг друга с детства. Годами им твердили, какая невеста хороша и какой жених плох, кто кому "ровня", какой должна быть добропорядочная семья и каким нерушимым брак. Далее наступали предбрачные игры, хороводы-частушки. "Суженые" быстро шли к помолвке. Им казалось, что нравятся друг другу, что выбрали друг друга. Им и в голову не приходило, что с ними была проведена длительная пропагандистско-воспитательная работа, что их соответствующим образом настроила сила общественного мнения окружающих и аккуратно, неприметно подтолкнула

друг к другу, стремясь к возможно более гармоничным брачным союзам во имя крепости общества. Теперь эта сила стала слабой. Социальный механизм бракосочетания расстроился, миллионы потенциальных женихов и невест годами стали напрасно искать друг друга. А это миллионы новых и новых трагедий одиночества ежегодно. Массовое одиночество - это самое настоящее цунами деморализации.

Затем обнаружилось, что еще труднее, чем создать, - сохранить созданную семью. На нее обрушились целых четыре проблемы, свирепствовавшие и до этого, но державшиеся в определенных рамках вековыми традициями, нравами, обычаями.

Первая проблема - это бытовое пьянство. Раньше эта проблема во многом сдерживалась ритуалами и проявлялась преимущественно в знаменательные дни. Пьющий человек боялся собственных родственников, кидавшихся на него в атаку, как только он начинал безобразничать. Теперь он остался без ритуалов и родственников, один на один с женой. Раньше той некуда было деваться - развод строго осуждался общественным мнением, а из избы далеко не убежишь. Теперь жена стала подавать на развод: стакая водки сделался прямо или косвенно первопричиной более'чем трети разводов, причем вообще две трети из них в любом случае возбуждались именно женой.

Вторая проблема - это мать (реже отец) жены или мужа, в комнате или квартире которой живут супруги. Дело в том, что нормально в квартире (тем более в комнате) может жить только одна семья. Патриархальная семья могла насчитывать до двадцати и более человек, в нее могли входить бедные родственники или даже не родственники, но это была одна семья, с единой иерархией подчинения младшего старшему, с единым хозяйством, с единым образом жизни. Здесь же в одном помещении оказывается целых две, иногда даже три семьи - каждая вполне "суверенна", каждая со своим хозяйством, каждая со своим образом жизни, со своими взглядами на воспитание детей, на досуг, на то, что хорошо, а что плохо. Чаще всего при первом же серьезном конфликте начинается война родителей за любимое чадо против чужого "пришельца". Кончается дело, понятно, разводом. Это тоже первопричина, по меньшей мере, каждого четвертого развода.

Третья проблема - это анахронизм в распределении домашних обязанностей или, точнее, самый обычный бытовой паразитизм (в подавляющем большинстве случаев - мужа). Дело в том, что при традиционном сельском образе жизни домашние обязанности были строго разделены на мужские и женские. Но современный городской образ жизни практически полностью уничтожил мужские домашние обязанности, а женщину вовлек в общественное производство наравне с мужчиной. Получается странная картина: на одном полюсе 16-часовой совокупный рабочий день (1 - 1,5 часа утром на приготовление завтрака и уборку квартиры, 1 час езды на работу, 8 часов работы, 1 час езды с работы, 1 час обеденного перерыва, посвящаемый стоянию в очередях, 1 — 1,5 час стояния в очередях после работы, минимум 2 часа вечером^ приготовление ужина, стирка и другие домашние дела), а на другом - около 3 часов вечером перед телевизором. Ясно, что рано или поздно терпение заканчивается. Начинаются конфдикты, которые заканчиваются разводом.

Четвертая проблема - это очевидный анахронизм в отношениях между супругами или точнее, самое обычное неумение выходить из конфликтных ситуаций иначе, как безобразным скандалом, часто переходящим в драку. Раньше такого умения не требовалось, оно не воспитывалось с детства, потому что в авторитарной патриархальной семье жена должна была во всем подчиняться мужу, младший - старшему. Муж хорошо знал пределы своего деспотизма, очерченные все темй же вековыми традициями, нравами, обычаями, и остерегался Ш переступать' в страхе перед общественным мнением окружающих. Теперь в семье никаких иерархий, ритуалов; страхов не осталось. Все зависит от культуры личньгё отношений. И когда она недостаточно высока - конечный развод практически неизбежен.

Понятно, что в суде разводящиеся чаще всего ссылаются на психологическую или физиологическую несовместимость, на "несходство характеров", на супружескую измену. Однако возникает вопрос, почему произошла измена, в чем же проявляется "несходство характеров"? И тогда выясняется, что сравнительно редко налицо несовместимость, возникновение у одного из супругов серьезного чувства к кому-то третьему. Поэтому все названные проблемы, так или иначе, актуальны для многих российских семей. Однако далеко не все конфликты приводят к их распаду. Вкратце остановимся на характеристике локальных противоречий, которые становятся причинами межличностных конфликтов в семье, отнюдь не всегда приобретая столь драматичный характер.

Межличностная совместимость подразумевает взаимоприятие друг друга, основывающееся на сходстве ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, уровня развития личностей. Межличностная несовместимость дает о себе знать в том случае, когда по этим индивидуально- психологическим характеристикам у'каждой стороны имеется свое, противоположное другой стороне мнение. Например, тип характера жены - сенсорный. Ее "природа" требует, чтобы все было детализовано, все вещи находились в понимаемом ею порядке. А тип характера ее мужа - интуитивный, да он к тому же еще интроверт. Его детали не беспокоят, он их не замечает по причине предпочтений своего характера. Войдя в комнату, он свои туфли может снять в самом неподходящем месте и оставить их там, не обращая внимания, стоят они или лежат на боку. Для него они свои функции выполнили. Жена потребует, чтобы туфли были поставлены "как положено", сопровождая свои требования "лекцией". Причиной возможного межличностного конфликта в данном случае будет непонимание женой того, что в отличие от нее, у мужа созданный им "беспорядок" не вызывает никаких эмоций. Точно так же будет все происходить, если предпочтения характеров окажутся противоположными. Муж и жена просто поменяются ролями.

Лидерство в семье. Жена или муж могут сформироваться до брака лидерами. Сохранение таких позиций в браке чревато постоянными конфликтами. Лидер может вести семью за собой удачно, а может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние, чреватое открытыми или скрытыми конфликтами. Выходом из такой ситуации будут взаимное обсуждение проблемы, категорический отказ от претензий на лидерство, лояльное отношение к альтернативному мнению другого, совместное решение семейных вопросов.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!