Научно-технический слой



и зреющий сейчас — слой Матрицы.

И добро бы человек жил в однослойном мифе. К сожалению, наш миф словно перелопачен «диким археологом»,слои архетипов перепутаны и смещены,как осколки разбитого стеклопакета и человек проживает абсолютно противоречивые уровни реализации архетипов.Ситуация осложнена и тем,что социум в целом вроде бы должен жить в одном слое,но в нем присутствуют элементы всех уровней.А в этом социуме живет человек,в котором реализуемый архетип далеко не всегда соответствует реальной культурной обстановке.Отсюда сложное и часто негармоничное развитие человека. В идеале духовного пути человек должен слой за слоем осознать и прожить все наполнения архетипов и выйти на первый, архаический, наиболее близкий к природному и божественному состоянию «я».

Рассматривать слои можно по нисходящей — от того слоя, в котором мы живем сейчас и в котором по –сути находится в целом человек. Но лучше пойти путем исторического развития- с самых глубоких, первичных уровней. Именно к ним, как к наиболее целостным и экологичным приходит в себе человек, идущий по пути активного саморазвития.

Открытым остается вопрос -по какой причине реализуется тот или иной слой у крупных групп людей в ту или иную эпоху? То ли социально-экономические реалии вызывают активацию соответствующих им программ поведения человека, то ли развитие человечества в целом вызывает активацию последуюших слоев архетипов и в соответсвии с ними начинается развитие тех или иных событийных сценариев?Относительно небольших групп людей,оказавшихся в условиях более архаичных по сравнению с им привычными можно сказать довольно точно(тому есть ряд примеров)-только от уровня осознанности зависит активирует ли человек более подходящий для выживания, но зачастую не приемлимый морально тип поведения, либо используя некие архаические элементы не потеряет свой культурный уровень

Но сначала определим, что же отражается в мифах, какие структуры мира («кирпичики мира») отражаются в нашем сознании?

1. Глобальная Вселенная вокруг нас, всеобщее жизненное пространство, в которое мы включены — природное, натуральное пространство. Пространство Природы

2. Наше жизненное пространство — окультуренное, возделанное, познанное. Пространство Культуры

3. Граница между ними, защищающая нас от непознанного извне, но и сдерживающая наше развитие.

4. Сила, которая создала Вселенную.

5. Сам человек, созданный этой Силой.

6. Путь -путешествие человека, во время которого он сам становится Силой, превращаясь из гадкого утенка в прекрасного лебедя.Путь всегда начинается с Врат,пройти через которые-серьезные испытания.

7. Другие живые и духовные существа, населяющие пространство вне культурного.

Важно понять, что эти «кирпичики» заложены в нашем сознании в самый главный, фундаментальный период жизни-развития. Это период внутриутробного развития, период, когда «я» человека вступило во взаимодействие с первыми и главными объектами и факторами Вселенной:

1. Пространство психофизического организма Матери — ее тело, ее чувства и эмоции, то, чем она кормится,то что в ней накоплено и за счет чего мы растем.(ПРОСТРАНСТВО ПРИРОДЫ)

2. Пространство внутри матки, часть Матери, которое она отдала нам для развития.(ПОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ)

3. Границы матки, отделяющие нас от Матери и от всего, чем Мать живет.(ГРАНИЦА)

4. Мать как главная Сила Жизни.(СИЛА)

5. Мы, живущие и развивающиеся в Матери.(ЧЕЛОВЕК)

6. Процесс развития нас как физический, так и психический, обусловленный Вселенскими и природными законами.(ПУТЬ).Главный процесс начинается после Родов,когда мы выходим из Матери(ВРАТА)

7. Новые факторы окружающего мира, с которыми сталкиваемся в процессе развития, причем благодаря новым функциям. Так, до развития слуха ребенок воспринимал звук как физическую вибрацию всем телом. А появился слух и появился звук, который несет абсолютно иную, более глубокую (тонкую) информацию.(ДРУГИЕ)

Сопоставьте «кирпичики» и увидите их прямую взаимосвязь. Всю жизнь мы соотносим все, что вокруг нас с тем,что внутри нас, с этими пунктами,находим соответствие и наполняем их новым смыслом.Вне этих «кирпичиков» мы бессознательно не воспринимаем мир и его объекты.

Архаика

Наиболее естественный, глубокий и древний уровень культурных архетипов называют «архаический». Он оформился еще в далекой древности, позднем неолите, в развитом родо-племенном обществе. Это было непростое, но очень насыщенное время в развитии человечества. Именно этот уровень отделяет нас от чисто животного поведения — вне развития, самосознания, вне духовности и человечности. Именно этот уровень дает выход на истинную Силу Жзни и Духа, индивидуального развития и становления личности. Именно на этот уровень выходит человек в процессе духовного и самоактуализирующегося развития. И главная проблема — несовпадение смыслов жизни и целей развития в архаических архетипах и в устоявшихся социально-культурных стереотипах современной жизни.

Мир в архаическом периоде был еще молод. Природа была естественна,занимала всю планету, людей было немного. Было пространство для развития познания. Отсутствие масс-культуры и навязываемых страхов и желаний со стороны социума давали жить человеку естественно. При этом имеющийся культурный уровень уже позволял обеспечивать удовлетворение жизненных потребностей в еде, безопасности, жизненном пространстве (чего не было в примитивных племенах, вечно озабоченных выживанием), и естественные потребности духовного развития реализовывались в полноте и чистоте.При этом культура еще не подавляла человека, а выполняла свое реальное назначение-обеспечивать потребности,не подавляя развития. Чего нельзя сказать о последующих этапах культурного развития и формированию в нашем индивидуальном сознании соответствующих пластов.

Рассмотрим картину мира архаики. При этом оцените, быть может, вы в какой-то мере так же видите мир?

1. Пространство Вселенной в архаическом мышлении на удивление четко и ясно структурировано и объяснено. Человек архаики живет в очень точно расчерченном и распределенном универсуме, где есть точные ориентиры роста и движения.

Прежде всего есть троичные деления всей Вселенной на Хаос, Космос и Эйкос. Хаос не имеет границ и он беспределен. Он имеет свою структуру и свои законы — просто эти законы человеческим сознанием и вообще организмом не понимаются и не принимаются. Он ему не враждебен, он просто иной. Хаос не-человечен,не-экологичен.

Часть Вселенной именуется Космосом. Это часть Вселенной была Хаосом, но под воздействием Силы обрела законы и структуру, сходные с Человеком. Космос имеет границу и четкие законы, которые сходны с самим человеком, хотя не всегда благоприятны и невраждебны ему.

Часть Космоса человеком обжита и обустроена, очеловечена и окультурена, преобразована под свои нужды, потребности и природные склонности. Она называется Эйкос, по сути — Дом. Эйкос имеет границу, в нем властвуют законы, построенные на базе космических, но подстроенных под человека.

Эйкос стремится быть стабильным, Космос развивается по плану Силы. Хаос вносит в Космос новые непредсказуемые факторы. При этом Хаос хотя не понимается человеком, но может быть прочувствован и упорядочен через познание-по сути отформатирован под «кирпичики»бессознательного. Отсюда границы и Эйкоса, и Космоса склонны к расширению. Хаос на воздействие никак не реагирует — он безграничен, ему все равно,как не расширяйся Космос-это всегда будет лишь малая,конечная,часть бесконечности.

Получилась концентрическая модель Вселенной. Наравне с ней рассматривается структурная модель, делящая Вселенную Космоса на вертикаль — Ось-Кол и горизонталь — Колесо-Коло.

В основе лежит Мировое Древо — Ось, разделенная на три уровня. Нижний Мир — слой корней, подземный мир, мир прошлого, мир умерших, которые прошли жизнь и не оставили ничего ценного своим потомкам. Более того, даже хотят от них что-то получить,вернуться,повернуть время вспять. Там содержится память рода — не всегда хорошая и полезная.

Средний уровень — Средний Мир — наш мир, мир живых. Именно в нем находится Дом (Эйкос), тут живут люди и растет ствол (образ развития) Древа.

Верхний уровень — Верхний Мир — мир кроны, мир богов, сил, богоподобных предков, которые дали своим потомкам нечто полезное и ведущее к развитию. Именно эти предки возрождаются в потомках и дают развитие Рода.Они еще не смогли реализовать все,что хотели-при этом думали не о себе,а о роде, о других людях,о их будущем.

Коло-Колесо лежит в плоскости нашего мира и выражается в циклических процессах: день—ночь, зима—лето, рождение—смерть, поругались—помирились и т.д. Эти процессы могут «ловить» человека в зацикленное состояние вне развития, в повторение одного и того же. Тогда это Сансара — вечный, рутинный круг бытия,покой и стабильность, он не дает энергии для роста, для выхода в Нирвану,забирая все в себя и себе.

Весь Космос окружен Мировым Океаном и Мировой Рекой, которая по спирали опоясывает всю Вселенную от корней и до кроны. Это своеобразная дорога — но о ней позже.

2. Эйкос — пространство обжитое. Это пространство жизни племени, внутри его — пространство стойбища (деревни), внутри стойбища — пространство своего дома, внутри дома — пространство своего тела, где и живет наше «я».Вновь концетрическая модель,очень напоминающая оболочки в утробе матери.

Это пространство подчинено абсолютно стабильным, вечным, очень экологичным законам. Именно они организовывают жизнь людей, их образ жизни и мировоззрение, и образ действий. Важно то, что в Архаике закон распространялся в большей степени на действия, а не на мысли людей, которые могут быть абсолютно свободными. Главное, чтобы действия, вызываемые этими мыслями, не нарушали стабильность Эйкоса. Иначе человек изгонялся или сам уходили за пределы Эйкоса. В Космосе свободного пространства пока хватает.В Хаосе его еще больше.Только так,наверное,и можно стать Творцом-уйдя за пределы обжитого и упорядоченного,неся в себе Иной Закон жизни,воплощая его на свободной терретории Хаоса.

3. Граница обжитого Эйкоса и необжитого Космоса — очень важная категория архаического мышления. Архаическая система мышления подразумевает четкое деление пространства и законов, в нем действующих. В Доме- Эйкосе один закон, в Космосе — другой, в Хаосе — третий. В принципе, они все — проявления чего-то универсального, но архаика уделяет внимание конкретному.

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят» — закон архаического мышления. Если попал в определенную обжитую зону, где действуют законы, по которым в этой зоне (в доме, селе, городе, стране) жить наиболее экологично, стабильно, жизнеспособно, то лучше жить по этим общим и проверенным жизнью законам. Тогда пространство примет тебя за свою часть.

Нельзя «путать» законы,как не следует вносить законы и положения дружеской компании в среду официальной встречи. Человек Архаики хорошо умеет принимать закон и исполнять его, если для этого есть Цель.(ему что-то нужно от пространства либо ему некуда от пространства деться). Закон внешнего,адаптивного под новые условия, поведения у человека архаики не меняет внутреннего «я», так как Человек Архаики имеет,ищет,создает свой индивидуальный и очень стабильный закон внутреннего пространства.

Граница между Эйкосом и Космосом была точная и четкая. Она защищает Дом-Эйкос от внешнего мира, от его возможных опасностей. Но граница защищает и внешний мир от Эйкоса. Человек архаики хорошо понимает, что законы Эйкоса-Дома могут начисто разрушить Космос. И человек лишится всех тех ресурсов, которые он получал именно из внешнего мира (жил охотой и собирательством — и продолжает жить, по большом счету).Эйкос хранит,потребляет,распределяет ресурсы между своими жителями,на настоящее и будущее.Космос-источник ресурсов,которые человек тащит в Эйкос.

Человек в Границе всегда имел Врата — место перехода из одного пространства в другое, от одних законов к другим.Место,где человек не просто принимал Закон нового пространства,а менял часть себя под него. Так, охотник в лесу должен быть немного зверем: с его реакцией, быстротой, голодом, настороженностью, агрессивностью. Но возвращаясь домой, охотник должен был принимать закон Дома, прямо противоположный закону леса — иначе племя его отторгнет. Умение четко контролировать свои состояния и самого себя присуще человеку Архаики. Не умеешь — твой статус не повысят, за Границу не выпустят, будешь сидеть дома.Чем выше контроль и гибче,быстрее,адаптивность,тем выше твой статус,тем ты и полезней Эйкосу в Космосе,и безопасней в самом Эйкосе при возврате из Космоса.Это касается не только внешнего поведения,но прежде всего контроля над эмоциональными состояниями.Можно вспомнить перебранки викингов за пирами,когда на изощренные оскорбления и злые шутки следовало отвечать еще более сложной и крутой шуткой,не срываться в обиды и не держать зла после пира.

4. Сила, которая организовала Вселенную в архаическом мышлении несколько двойственна. Изначально это некий природный процесс, не созданный кем-то и неконтролируемый — он просто есть. Он создает основу всего — Хаос. В Хаосе порождается сила — Творец. Чаще всего он — основа Вселенной. Его потомки приносят его в жертву будущему Космосу, и из его тела создают упорядоченную Вселенную — Космос.По сути-закон тела Творца закладывают в основу Космоса.Человек,выходя за пределы Космоса,всегда проходит через жертву собой-создавая собой Вселенную.

Отсюда — подобие Космоса человеку. Отсюда — соединение сознания человека с Космосом в моменты расширения сознания (ухода в сознание в фундаментальные глубины) и чувство сопереживания «всего живого».

Бого-творцы видятся Человеку Архаики подчиненными тем же законам,под которыми рожден человек. Есть закон, есть время, есть начало и конец всему. А вот Сила, что сотворила (в христианском понимании — Бог-Творец), есть всегда.Она не-конечна.Она вне-начальна. И всегда проявляет себя как на глобальном уровне, так и на индивидуальном, т.е. каждый человек напрямую связан с Силой, и напрямую ведом ею, имеет с силой очень личные отношения.

Сила ставит перед человеком сверхзадачу — соединиться с первочеловеком, познать Космос и стать перворожденным,слитым своей основой-телом(бессознательным) с первоосновой Вселенной, живущим по изначальным велениям Силы, которая живет в сознании Человека Архаики как кровь, как личная жизненная сила.

5. Сам человек рассматривается как потенциальный Первочеловек, который сам может стать Вселенной, но для этого должен пройти этапы самосовершенствования и самореализации.И самопожертвования.

Каждый этап сопровождается не только новым уровнем познания себя, раскрытием новых сил, способностей, внутренних законов, но и новым внешним статусом, с новыми законами отношения с миром и людьми, с новыми правилами и обязанностями. И назад пути нет! Иначе ты перестаешь быть человеком. ПутьЧеловека Архаики — всегда развитие и познание себя и мира.

6. Образ Пути как познание и восхождение к божественному состоянию пронизывает сознание Человека Архаики.

Есть три пути. Первый путь — Путь Мужчины. Это путь в плоскости явленного мира, которая постепенно искривляясь, становится Дорогой к Богам. Мужчина — тот, кто решил выйти за пределы Эйкоса (дома), за пределы стабильной среды, охраняющих законов, опеки Матери и Семьи, и подчинения им. Мужчина — тот, кто взял на себя право и обязанность исследовать мир и обеспечивать охотой и войной жизнь Эйкоса (стабильную и мирную). Тот, кто ощутил глубинный порыв стать собой (кем — еще не ясно) и найти свое пространство жизни — в непознанном Космосе. Путь мужчины — за домом, в непознанном. Он ищет там и то, что полезно Дому, и то, что важно для него самого. Он ищет Путь в явленном мире. И в какой-то момент он находит Великую Реку, текущую вокруг Космоса, соединяющую все три мира. И он плывет по ней, даже не замечая, что мир изменился от привычного к божественному.Он плывет по ней или идет ее берегами и не заметно для себя попадает либо в мир богов, либо духов- предков. Он находит некий жизненный поток, процесс, строит свое дело, находит себя — и река Самореализации дает ему и внутреннюю опору Рода, и свет развития Бога.

Второй путь — Путь Женщины. Она не выходит за ворота Дома и не рыщет в неизведанном Космосе в поисках себя. Она — сама Вселенная. Она — центр всего мира — и Хаоса, и Космоса, и Эйкоса. Она сама — Путь, Путь новой жизни, развития. Когда Женщина берет на себя право и обязанность быть матерью, она раскрывает себя для Рода и Бога. И те дают ей жизнь, раскрывая женщину как Врата. Интуиция, озарение, видения, глубинные знания напрямую от Рода и Бога даются женщине. Мужчина, познавая мир, развивает свой ум и себя. Женщина раскрывает свой божественный разум. Многие древние практики (например, тантра-йога) дают возможность мужчине не рыскать по миру, а через женщину и в себе раскрыть эти Божественные Врата. Женщина-Мать (даже потенциально принявшая на себя эту роль) является источником жизни, Центром Света, освещающим Эйкос -Дом, собирая в нем всю силу Вселенной. Именно этот свет позволяет мужчине не потеряться в его поисках и, обретя божественное состояние, вернуться обратно — к матери, к жене, к детям, к Эйкосу, и дать Дому новое развитие, новый жизнеспособный закон и знание,обретенное в процессе Пути.

Третий путь — Путь Шамана. Крайне сложный и тяжелый путь. Здесь человек решает соединиться с основой — Древом Мира — и сделать его своей лестницей на небо и лестницей под землю. Шаман проявляет в себе соединение Женского и Мужского начал, вступая в нечто третье, совершенно иное. При этом шаман брал на себя обязательство служить и Роду, и Эйкосу,и Богу. Он помогал и охотнику, и роженице, он исцелял и защищал. И впускали его в Верхний и Нижний мир не по эгоистическому-индивидуальному устремлению, а ради помощи другим людям. Путь Шамана — всегда путь Служения.Шаман не живет по законам Космоса-ибо его закон это закон ПутешествияШамн не живет по закону Эйкоса,ибо его закон-Закон подчинения.Отсюда дом шамана всегда на границе стойбища-Эйкоса и мира-Космоса.Более того он на границе миров-Человека,Богов,Предков.

7. Мир архаики делится на Своих, Чужих и Иных. Свой — внешне такой же и живущий по тем же законам. От Своего можо получить помощь, поддержку, но не развитие. Ради развития человек искал Иных. Иной — не враг, не чужой. Он живет по другим законам, он внешне не похож, но его и человека объединяет одно — тяга к жизни, познанию, интерес друг к другу. Человек Архаики, встречаясь с ним, обогащал себя опытом и знанием, при этом Иным не становясь, а все больше раскрывая себя как человека. Сейчас Иной — тот, кто знает больше, тот, кто живет «не так», но хорошо, тот, кто легко дает тебе знания и Силу. Чужой — внешне схож с тобой, но Закон его жизни противоположен твоему, ты для него — Враг и Пища. От Чужих человек охраняет мир Эйкоса, не стремится встречаться и не заигрывает с ними во время встречи.Иных он ищет в Космосе и жаждет их знаний.Со Своими он старается жить мирно и долго-не нарушая гармонии и единста

Таков мир архаического мышления, наиболее близкий естественному процессу реализации Плана Творца, подчиненный Закону и Порядку, направленных на Цель — Божественное Развитие.

Мир Античности

Мир Античности — следующий этап развития культуры человечества. И следующий слой символов реализации бессознательного.

Мир Античности существенно отличается от мира Архаики. Это мир человека, значительно отошедшего от своего естественного, природного, состояния свободного поиска самопознания в открытой и естественной Вселенной. Это мир человека, обретшего начало культуры — возделывания себя и природы, перестройки себя на нужды окультуренной среды,а не культуры как инструмента возделывания среды под себя.

Космос Античности замкнут,он имеет окончательную границу и перестал расширятьсяч, он потерял центральную ось и опору — Мировое Древо. Он — движение первостихий и космических сил, создающих все в Космосе и сдерживающих Хаос, который однозначно враждебен. Вселенная Космоса оказалась бесконечно богата на материальные блага, и человек стремится овладеть и освоить ее богатства, и этому посвящается вся жизнь человека Античности.

Центр мира — Полис, организованное культурное поселение, живущее по правилам социальной культуры. В эллинской Антике Полис — место отдыха от дневных трудов и защита от враждебных сил. Стены Полиса и дома надежно защищают обитателей от врагов-людей и врагов-демонов.

Вокруг Полиса — круг возделанной Среды, полей и пастбищ, где и проходит основная жизнь человека Антики. Это уже не Натура-Природа. Человек уже не собирает то, что дает природа, он уже окультуривает, часто убивая, природу в своих материалистических целях. Вокруг окультуренных земель — Природа. Она непонятная и враждебная, полна натуральных обитателей — мелких божеств, духов, дриад, нимф, существ наполовину животных (кентавров, сатиров и т.д.),наполовину прикидывающихся людьми.Они-существа Границы,те Иные,которые в Архаике контактировали с Человеком,старались стать похожим на него-и внутри,и внешне.Они не учли,что человек не будет вечно стремиться кним.И он отказавшись от Космоса,отказался от тех Иных,которые хотели стать помощниками человека. Всем им отведены конкретные места,в которые человек старается не попадать. Вообще мир Антики стерилен и жестко структуирован: все на своих местах — и люди, и боги. И лучше им не смешиваться.(«зад есть запад,восток есть восток-и вместе им не сойтись»)

Человек Антики очень дорожит своей обретенной культурой и материальными благами культуры.Всем тем,что отличает его от природы,от «дикости».Человек Антики постоянно напоминает себе:«я не зверь,я –человек!».На самом деле он стремиться стать «зверем»,проявить естественные,природные эмоции,жить естественной жизнью,которая подавляется социальными,культурными законами.Благодаря им и живет Культура,обеспечивая человеку стабильность. Но Культура сохраняется только в Полисе. Выход за пределы окультуренного пространства грозит проявлением природного, животного, звериного в человеке. Контакт с кентаврами, нимфами, сатирами превращает человека в них, а он боится изменений(хотя подсознательно и тянется к ним). Ведь они отвлекут его от насущных дел, и он перестанет быть инструментом возделывания земли и получения ее даров.

Человек Антики боится Пути. Он не путешествует. Он замкнут в пространстве Культуры и замыкает это пространство все больше и больше. Он боится потерять его.

Его Тонкий Мир уже не населен людьми-предками. Внизу — мир мертвых, Аид. И его обитателей лучше не тревожить — они вечно голодны и могут вселиться в человека, и это приведет его к потере своего нынешнего культурного «Я»,приводит к возврату в более древние,естественные,человечные состояния. Вверху — мир богов, но не богоподобных предков. Боги античности лишь внешне человекоподобны. Они злы, жестоки, своенравны, играют людьми, как игровыми фишками. Контакт с ними максимально опасен, он сводит с ума и приводит к бесславной смерти.Он лишает человека человечности,придает божественность-но такое кардинальное изменение,вполне приемлимое(даже закономерное)для Человека Архаики,для Человека Антики-глобальный стресс.

К счастью для человека Античности, места входа в Аид четко определены на реальной карте мира — один на Пиренеях, другой — в Греции, третий на о. Змеиный в Черном море. Также определено и место богов — гора Олимп, и не надо туда соваться! Как не нужно ходить в зачарованные леса и к волшебным источникам. Человек Архаики мог попасть и вверх, и вниз, просто выйдя из дома и следуя велению сердца, не важно куда и как он шел. Человек Антики определил свои «опасные» направления.

Человек Архаики находит Бога везде и во всем, взывая к нему сердцем, без посредников и проводников. Человек Антики определил богам безопасное для себя, ограниченное место в Полисе — храмы и Акрополь, создав жрецов, посредников, чтобы, не дай бог, не войти в прямой контакт с богами. Человек Антики не ищет в контакте с Богом раскрытие себя на новом уровне человечности. Он ищет конкретной материальной помощи.

Путь в Антике — прерогатива либо героев (полубогов), либо отчаянных одиночек (полулюдей, своеобразно воспринимающих культуру). Герой Геракл, сын Зевса, прожил интересную и трагическую жизнь, все время страдая от козней жены Зевса и превратностей судьбы. И когда решил обрести «человеческое» счастье — погиб от ревности своей жены. Одиночка Одиссей, отринув богов, обрек себя на Путь. Путь скитаний. Завоеватели Трои — великие путешественники, герои и потомки героев, погибли под ее стенами. Аргонавты снискали не столько славу, сколько тяготы.И бесславную смерть под обломками Арго-своей славы,Пути проделанного не по своему желанию и не себе на пользу.

Все должно быть на своих местах, и не надо трогать природную суть себя — вот девиз античного «Я». Все более замыкая мир Полиса-Культуры, противопоставляя его природе (и природе самого себя), человек все более усложнил Полис-Город, делая из него искусственную природу и подчиняясь ей.

Апофеоз Античности — Римская цивилизация, лишенная мистицизма и исполненная практицизма. Антик-римлянин закончил разделение вертикали мира. Верх отдан богам. Чтобы они не трогали людей, для них строят величественные храмы и приносят потрясающие жертвы. Низ — отдан предками. С ними поступают так же — домашние алтари и жертвы держат их на своем месте. Отец семейства-фамилии — посредник и проводник воли предков, жрец семьи и ее хозяин. Отец империи — император — посредник и проводник воли богов и сам Бог, верховный жрец-понтифик. А остальные люди владеют средним, явленным миром, распространяя культуру Полиса в радиальных направлениях, бесстрашно осваивая и подчиняя Средний мир. В нем уже нет места всяким духам и чудовищам. Есть места путям-дорогам, по которым безопасно путешествовать по делам рода-Рима,Центра Мира, для все большего освоения материального мира. Путь статичен, предсказуем, быстр и безопасен. Человек Античности овладел своим миром, стал его хозяином, царем.

Ни к чему хорошему эта гиперкультуризация не привела. Средний мир прагматичного, материального, во многом атеистичного (по сути)и суеверного (по внешним проявлениям) человека Антики разрушился с двух сторон.

С одной стороны, природные человеческие силы Архаики (племена «варваров») захватили так хорошо освоенное пространство «Я», разрушая неприродные Полисы и используя удобные Пути,молниеносно продвигаясь к самому центру Империи. С другой — небесные, сверхсознательные силы христианства как высшей религиозной доктрины овладели слишком уж прагматизированным религиозным сознанием человека Антики. При этом «варвары» в «Я» (природно-естественные порывы и потребности) и сверхмистические, по сути, сверхкультурнорелигиозные устремления _ристианства в том же «Я» мирно ужиться не могли. Это и привело к кризису культуры и перерождению символического наполнения архетипов. Образовался новый слой — Средневековье.

* * *

Человек рождается в слое архетипов Архаики, и, пока он мал, пока не поддался овладению языком и язык социума не овладел им, он на пути свободного познания. Малыши милы и безрассудны, им все интересно. Встречи с Иным и Чужим дают им возможность познать себя и мир вокруг, подняться до высот взрослых Отца и Матери, до Верхнего Мира.

Но овладение речью, социальной культурой, привязка к материальной среде приводят архетипы «Я» в слой Антики. И ребенок-человек замыкается в привычном, уже освоенном мире своей квартиры, своей игровой площадки, своего района и социального Полиса, своей семьи, друзей, садика, школы… И чем дальше — тем ближе к кризису.

Но он наступит реально тогда, когда желание осваивать неизведанное в материальном, социальном и информационном плане выйдет на уровень Римской Антики — когда произойдет выход за пределы привычного в себе и вокруг себя. Когда тщательно выстраиваемый мир представлений о себе и внешнем Космосе на основе убеждений «как все должно быть правильно и красиво, точно и прагматично» вдруг заполнится естественными желаниями,обусловленными гормональным созреванием и срывом всего,что мешает быть собой и духовными прозрениями,обусловленными естественными процессами кармического и духовного развития в плане «как оно на самом деле у реальных людей и во Вселенной». И будет сломан, частично разрушен, частично искажен попытками совместить и «варвара», и «культурного цивилизованного гражданина», и «экстатичного мистика».

Итог: внутреннее пространство, связанное с материальным миром, миром социально-культурных взаимоотношений, правил,стереотипов и законов окажется занято противоречивыми потребностями, которые «Я» уже не признает своим. И от «Я» остается только сама основа, свободно бродящая по внутренним пространствам сознания, бродящая в поиске выхода к Богу.

Мир Средневековья

Полная непривязка к материальной, абсолютно нестабильной части Вселенной — вот основная черта этого культурного слоя. Город-Полис отринул человека и человек отринул его. Помним: убийца Каин создал первый город, отгородившись стенами от гнева Отца. Человек Средневековья бежит от Города Каина, от города жестко подчиняющего человека нечеловеческим правилам жизни в общежитии. В Городе тесно, все части психики постоянно конфликтуют, борются за место в «Я» человека.Результаты работы психики не сбрасываются в естественных эмоциях,а копятся в самом человеке,подчиняясь жестким социальным требованиям.

Ограничение рамками любых социальных сообществ тягостно человеку Средневековья — семья, работа, соседи, религиозная община. Он бежит от них вовне — на простор вне Города.,подсознательно стараясь вернуть себе свободу Человека Архаики. Но и там нет свободы. «Варвары» и «мистики» в «Я», столкнувшись с налаженным миром римской культуры, тоже захотели стать «культурными». Итог: в Архаику не вернулись, но и антиками не стали. Мистики ушли от прямых контактов с Богом, насоздавали храмов и священнослужителей (как в Антике), но лучше от этого не стало. Наше массовое сознание помнит этот даже недавний переход: от мира советской Антики мы попали в дикий мир псевдокапитализма и псевдорелигиозности. И очень тяжело выходим из него до сих пор. В сознании — это странный, противоречивый коктейль из прежних родительско-социальных программ и жизненных ценностей и из малосистематизированных эгоистических требований и прозрений.

Мир Средневековья оказался поделен королями-варварами, постоянно занятыми войнами и грабежами. Церковь занялась тем же — разделом мира и уничтожением инаковых, создав инквизицию. Природные катаклизмы — малое оледенение, эпидемии чумы, засухи, нашествие саранчи — сыграли в этом хаосе дополнительную роль. Человек стал никем на материальном уровне Среднего Мира. Нижний Мир для него закрыт: там Ад, там языческое прошлое, там — ничто. Остался только Верхний Мир, мир Бога. И человек Средневековья жадно и с последней надеждой устремился ввысь, к духовному поиску, к раскрытию себя Богу. Он ищет Небесный Град, Царство Божье, Небесный Иерусалим. Там — счастье, там — гармония. Там — свобода, возврат к глубинным ощущениям лучшего из Архаики и Антики.

Опираясь на опыт Архаики — поиск божественного в путешествии по Среднему Миру через раскрытие самого себя и на знания Антики о местах на Земле, где Дорога в Небо раскрывается как Врата, человек Средневековья бродит-путешествует, колесит вдоль и поперек, исследуя обжитый и необжитый мир. Он уходит в Крестовые походы, он открывает Америку и южные острова, он проникает в Африку... И пока его ведет не столько поиск земных богатств (они все равно будут отобраны сильными мира сего), сколько поиск Царства Небесного. Человек Средневековья рассматривает земной путь как вехи просветления, как вехи Пути Духовного.

Дороги и развилки в пути — всегда выбор между Богом, Небесным Градом, и Антихристом, Градом Каина. Как не ошибиться, как не попасть под искушение плоти?Как пойти верным путем,правильной тропой? Нужно смотреть на Знаки. Знаки священного в земном даны в зримом,но их видят только прозревшие сердцем. Однако эти знаки может рисовать и «чужая» рука. И есть знаки на небе — расположение звезд. Астрология как небесный путеводитель к своей Вифлеемской звезде зародилась, развивалась именно тогда. Неизменный божественный мир звезд над меняющимся земным человеческим миром вселяет надежду и веру. Идя по его знакам, человек Средневековья находится каждую секунду в напряженном ожидании чуда и прозрения, в постоянном напряжении перед выбором в себе и вовне между Добром и Злом. Сила Духа и Мысли, раскрытие глубин духовного и научного знания о мире, совмещенного с расширением освоенного мира, — вот итог, апофеоз культуры Средневековья.

Так и в сознании «Я»: поиск истинного, медитации и молитвы, напряженная ответственность осознания,поиск— что во мне, что мною руководит, где та область меня, где есть выход в высшее «Я»- приводит к овладению собой целостно.К раскрытию глубинных внутренних богатств и талантов, с одной стороны, и высокого духовного контакта — с другой.

Отринутый от мира и отринувший мир Каина,мир поработившей его культуры материального обогащения и порабощения,сбежав из выстроенного собой же Города,ставшего из Защитника Убийцей,Человек Средневековья выстраивает в самом себе Град Небесный, строя из своего сознания Царство Божье, приглашая Бога войти в него. Можно сказать, что он строит «ловушку для Бога», создавая в себе лучшее царство, чем то, что у Бога уже есть. В плане самосозидания человек Средневековья соединяется с человеком Архаики, проявлявшем Вселенную в самом себе. «Все свое ношу с собой» — девиз средневекового путника. Отказ от материального, даже от тела, путем его наказания аскетизмом, «отвязывает» человека от привычных мест обитания,от привычных ориентиров циклической жизни Античности.И, ведомый Духом, человек открывает новое — Америку с ее золотом, Африку с ее рабами, Индию с ее специями, Азию с ее тайным знанием и роскошью… И все это он естественно тянет домой,повинуясь инстинкту Архаики(добычу-в Экос) и привычке Антики(собрал урожай-отнеси в Полис). в Европу,в Город. Произошла столь типичная для человека подмена понятий. Ища духовных богатств и не найдя их, человек закономерно находит богатства земные (одно создает другое). И после дальнейшего поиска и построения Небесного Иерусалима он решает наполнять свой Земной Град этим земным богатством. Решив, что этим избавится от проблем, конфликтов и распрей.

Так и человек, живя в лишениях и аксетизме, отрицая социумные законы и обретая Духовное Просветление вдруг получает дар свыше: и дар духовный, и дар земной. Он может стать целителем и учителем, обрести столь давно желаемую социальную реализацию, получить поток клиентов или учеников, признание и удовлетворение своих нужд. И вместо того, чтобы продолжать поиск дальше, не привязываться к полученному(не обязательно отказываться,вполне хватит не привязаться), человек делает скачок назад. Он возвращается к Античности. Он начинает быть как раньше — строить свой мирок (Полис), насыщая его материальными богатствами и наслаждаясь давно забытыми радостями (обильной едой, удобной мебелью, спокойной сытой жизнью) и ощущением значимости, окрашенной идеализированными представлениями о прошлом и будущем. Он начинает поглощать мир в себя, остановившись в развитии, отказавшись от поиска, перестав идти по Пути-Поиску, а застыв в Пути-Развлечении.

. Наступает новая эпоха, новый культурный слой архетипов — Ренессанс.

Мир Возрождения

Он недолог. Исторически чистый Ренессанс длился 50—80 лет, не более. Он — время статической гармонии, повторяющей Античность на более высоком уровне.

Вся Вселенная Ренессанса — золотая Цепь Бытия, где всему отведено место и любая частичка Вселенной — от Бога до песчинки — чудесна и величественна, исполнена тайн и загадок. Человеческая же часть Мироздания имеет свое чудесное место в чуде созидания Вселенной.

Человек Ренессанса не боится Пути. Да и чего бояться — Земля оказалась круглой (спасибо Магеллану!), нет пугающей плоскости Земли Архаики (да и Антики) с ее Неизведанным Краем. Вооруженный духовными знаниями, человек Ренессанса не теряет духовных ориентиров ни в спорах с иноверцами, ни во встречах с туземцами. И там, и там хорошо помогает не только Библия, но и результат Земного Знания — корабли, доспехи, железное оружие, стеклянные бусы... Бояться нечего! Теперь путешествуя, человек Ренессанса играет, забавляется, познает мир парадоксов и гипотез. Верхний Мир познан (о Божественной Иерархии известно все). Средний Мир познан и осваивается все дальше. Остался Нижний Мир, мир предков. И происходит возврат и идеализация прошлого. По обликам статуй, по обрывкам текстов, по отголоскам легенд воссоздается мир Иллюзорной Антики — без жестоких, кровавых войн Полисов, без кровавых жертвоприношений Гере, Зевсу и Афине, без неистовых праздников Диониса... Все гладко, культурно, возвышенно и чисто, где-то даже христианизировано. Именно в Ренессансе человек начинает забывать Бога и заигрывать с Сатаной.Ведь все уже есть,незачем истово и безжалостно к себе идти в вере. Куда интересней Тайна,тщательно запрещаемая-и от того так манящая…

Ничего не напоминает? Воссоздание культуры Атлантиды, точные знания о далекой Шамбале, однозначно верные знания о нашем уникально-прекрасном языческом наследии, о чудеснейшем календаре майя — все это есть и сейчас. Мы сейчас находимся в эпохе духовного Ренессанса, эпохе духовно-информационного изобилия, эпохе, когда для многих Путь Духа перестал быть путем Поиска, а стал Путем Забавы и Самоутверждения.

Эпоха Ренессанса коротка. Человек Ренессанса самообманулся, подумав, что Царство Небесное уже воплотилось на Земле, он попал в ловушку, забыв, что Иерусалим с его Храмом был разрешен Римским Царем — Кесарем. Что эпоха Нового Завета подразумевает прежде всего неустанный поиск в себе. Забыв, что простым насыщением земными благами Дух не возвысишь. Более того, человек Ренессанса вернулся к атеизму Антики — а зачем Бог, если на Земле все есть! Зачем истово молиться, если уже все и так получено! Если ты сам стал истоком благ — как бы Богом!

Эпоха Ренессанса закончилась жестоко и плачевно. Исторически это выглядело так. Приток золота в Европу, нищую до того Португалию превратил в супермонополиста — торговца золотом. Наступила гиперинфляция: золото обесценилось, десятки тысяч людей просто стали нищими. Открытие морских путей в Индию и насыщение Европы дешевыми пряностями разрушили бизнес тысяч и тысяч людей, отрезали Европу от Передней и Средней Азии, закрыв Великий Шелковый путь. Насыщение колоний дешевыми рабами привело к перепроизводству сельского хозяйства и ужесточению морали. Итог: гиперинфляция, новый раздел мира, междоусобные войны в Европе с помощью уже очень серьезного оружия, политическая борьба в Ватикане, отношение к людям как средству войны, как к разменной монете и пушечному мясу. Ренессанс пал. Все сверхидеалы гармонии и красоты были попраны. Наступила эпоха Барокко.

Эпоха Архаики — мир Познания.

Антика Греции — мир Возделывания.

Антика Рима — мир Освоения.

Средневековье — мир Поиска.

Ренессанс — мир Приключения.

А Барокко — мир Театра. О нем — дальше

Мир Барокко

Как сказал один философ той эпохи: «человек — это летящий камень, думающий, что летит он сам к своей цели, а на самом деле, чьей рукой он брошен и куда он летит, — абсолютно неизвестно».

Мир Барокко — мир крупных социумных сил, играющих в мир как в шахматы. Мир этот — театр абсурда, где люди — лишь куклы. А Кукольник дергает их за нитки. Причем Кукольник не всегда Бог. Да и Бог в Барокко перестал быть понятым и добрым. Он играет в какие-то свои игры, не заботясь о людях.

Путешествия в эту эпоху — опасные предприятия. Именно в эпоху Барокко продолжило развитие понятие личности. Зародилось оно в Ренесансе, когда человек ощутил себя значимой силой, способной социально саморегулироваться. А в Барокко личность стала личной маской, скрывающей человеческую суть.

И жизнь стала двойным театром. С одной стороны — театр-загадка, где нужно разгадывать, кто скрывается под личиной твоего собеседника, да и себя понять (а что за твоей собственной личиной?) И помогает в этом тонкий и гибкий ум, ум Сирано де Бержерака, ум Дон-Жуана, ум Одиссея Барокко, опирающегося на религиозные догмы и социальные предрассудки, а не собственные мнение и силу. С другой стороны — это театр жестко выстроенных шифров-символов, понятных посвященным в тайну. Мимика, жесты, детали одежды, кодовые фразы, ритуалы — это все сигналы и знаки: «Я — такой-то! Я хочу этого! Я предлагаю то-то!» Регламентация проявлений знаков личины создают иллюзию: меня понимают! Гордое дворянское поведение с соблюдением определенных норм, даже когда дворян вели на гильотину — отнюдь не гордость или величие. Это безуспешные попытки кукол играть роли, с отчаянной надеждой сигнализирующих своим палачам: «Я — не роль жертвы! Я — роль дворянина! Меня так нельзя!», но театр абсурда не любит логики. Он любит сталкивать в противоречиях и ломать куклы.

Человек Барокко оказался выброшенным из центров Мироздания на его задворки. И там он стал строить себе Дом, свою Вселенную в миниатюре. Вспомним здания в стиле Барокко: вычурные узоры и барельефы, множество маленьких комнат, путаных коридоров и тайных башенок и чердачков, скрытых ходов в стенах и тайных дверей... Из такого дома не нужно выходить вовне, чтобы удовлетворить свою потребность в познании Тайн. Такой Дом Барокко — сам по себе тайная Вселенная, захватывающая человека в свои хитросплетения и интриги. Он — рукотворная Вселенная, подменяющая негармоничную, сложную и жестокую Вселенную Бога вовне Дома.И обычно в таких домах всегда были тайные комнаты,где стояли черные алтари,посвященные совсем не Богу… И недаром лучших творцов Барокко части ослепляли, а то и убивали, чтобы остаться полноправным Хозяином Дома,подменяя собой Творца.

Именно тогда начался процесс жесткого противопоставления Мира и Человека. Для того, чтобы не воспринимать жестокую социальную действительность и не разделять ее удел и не проходить ее уроков. Человек Барокко строит себя как лабиринт загадок и конфликтов, наполняя себя конфликтами и парадоксами, бесконечно жонглируя тайными знаниями и глубинными техниками. Он приглашает и других в свой тайный и призрачный мир. К сожалению, там слишком много интриг, привидений и «Фредди Крюгеров», питающихся вашими мечтами, снами и увлечениями.Наверняка многие из читателей попадали в такие «барочные» духовные практики и общества.Они как правило элитны или претендуют на избранность,вас там окружают тайнами и ритуалами,символами и загадками…При ближайшем рассмотрении «тайны» оказываются банальны,а истинные знания придуманы самими хозяевами.Мир иллюзий и мир лабиринтов тайных орденов и высших ступеней посвящения предназначен для одного-поймать вас в сеть,И не выпустить…


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!