Слуга четырех господ



Итак, картина примерно такова. Нам кажется, что осознающее «Я» — хозяин своей психики, свободно и целостно руководящее своими поступками, осознающее свои мотивы и желания. На самом деле осознающее «Я» — слуга четырех господ, которые даже не знают о существовании друг друга и каждый из которых всецело хочет овладеть человеком. И наше «Я» мечется между ними, стараясь всем угодить, выйти из ситуации с меньшими потерями. Поиск компромиссов чаще приводит к стрессам и внутренним конфликтам.

Первый господинДуша (карма). Он самый добрый. Душа знает поле ситуации, представляя остальным «господам» и нашему «Я» ее конкретизировать. Программы Души врожденные, неизменны, могут только расширяться.

Второй господинтело (гены). Он самый быстрый и автоматичный. Гены за миллионы лет эволюции всего живого накопили абсолютно стандартные и безотказные программы поведения. Нужен только внешний стимул — реакция тут же последует. Гены действуют напрямую на тело, вне критического анализа осознания. Их программы врожденные, неизменяемы, нерасширяемы, но ими можно и нужно манипулировать, выбирая из их многообразия самую подходящую.

Третий господинДух (эгрегоры). Этот господин самый принципиальный и бесчеловечный. Его заботит не отдельная личность или даже род человеческий, а выживаемость некоего учения, некоего дела, некоего принципа. Ради него господин номер три легко пожертвует отдельными случаями — бросит на амбразуру, пошлет на костер, принесет в жертву... Он также имеет массу достоинств: если ты разделяешь принципы эгрегора, то он тебя и поддержит, и поможет. Программы Духа не врожденные, содержатся вне человека, в уже существующих эгрегорах. Человек может их менять, перестраивая свой личный эгрегор под них.

Четвертый господинсоциализация. Он самый коварный, маскируется под наше индивидуальное «Я», подселяет в человека других людей, их привычки, взгляды, образ жизни. При этом всячески прячется от критического осмысления, пытаясь автоматически управлять человеком. Программы социализации не врожденные, приобретаемы, содержатся в других людях вокруг нас и приобретаются либо в силу авторитетного влияния этих людей, либо в силу постоянного контакта с ними.Программы социализации переделывают поведенческую сферу под окружающих людей-чтоб им было с нами безопасно и полезно.Будет ли нам так-зависит только от социальных установок и традиций.

Наша психика имеет две стороны — мотивационную и регуляционную. Мотивационная дает посыл — это мотивы, желания, потребности... А регуляционная уже ведет к реализации этого посыла, дает возможность сделать то, что хочется. Все четыре господина обладают и мотивами, и способами реализации мотивов.

И вновь самой доброй является Душа. Для того, чтобы реализовать свои потребности самопознания, именно Душа с одной стороны настраивает человека на соответствующий урок (регулирует внутреннее «Я»), а с другой стороны — настраивает реальность вокруг, приводит к человеку соответствующие возможности, ситуации (настраивает и сам мир).

В этом Дух весьма сходен с Душой. Правда, его потребности — не потребности вашей индивидуальности, а потребности некой группы. Но он старается настроить человека так, чтобы человек думал, что это его личное желание, это ему нужно идти на сверхурочную работу, жертвовать семьей во имя развития, пропагандировать учение и т.п. Для реализации своих потребностей Дух через эгрегор тоже настраивает окружающую действительность, приводя человека к нужным ситуациям. Но есть существенные отличия. Душа влияет на реальность как таковую, влияет глобально и всецело, как правило, приводя человека к абсолютно новому уровню мира, к тому, что еще не познано и неизведано, к тому, что вне его привычного. Дух же через эгрегоры влияет только на ограниченную зону пространства, в которой обитают члены эгрегора либо люди, разделяющие взгляды эгрегора. Влияние идет на людей и через людей. Если кто-то в эгрегорные игры не играет, то и повлиять на него эгрегор не сможет. То есть действие Духа локально, ограничено.Но часто очень демонстрационно-иможет в осознании подменять действия Души.В чем разница?Или вам показывают истинную магию или дешевый фокус с подставными и петардами.

Мотивы тела — генов — ограничены рядом ситуаций, необходимых для выживания человечества биологически. Как показывает опыт психологов и других специалистов, изучающих человека, других мотивов, в принципе, не существует. Вернее, вне этих мотивов ни Душа, ни Дух себя реализовать не смогут. Гены обладают мотивами и способами их реализации, но влиять на внешнее пространство они не могут. Разве что влияя на восприятие окружающих людей через свое поведение.

Самыми сложными и чуждыми оказываются потребности-мотивы и способы их воплощения у четвертого господина — социализации. В отличие от предыдущих, которые действуют как бы изнутри нашего «Я», как кукловод, одевающий куклу «Я» себе на палец и двигающий ею, социализацию наше «Я» старается и самоиспользовать как куклу. Мы как бы примеряем на себя одежды других людей, их тела, их привычки, их личности и пробуем жить в них и через них. К сожалению, не понимая, что берем себе и их потребности, и их способы, абсолютно чуждые нашей индивидуальной структуре, самореализации. И очень часто «кукла» другого человека, надетая нами же на себя, просто подчиняет наше «Я», заставляя вести себя абсолютно чуждо и конфликтно с нашими индивидуальными потребностями. Именно отсюда — часто возникающее ощущение разочарования в людях. Глубинно мы чувствуем, какой человек на самом деле, и стремимся к общению с его глубинным, индивидуальным «Я». Но поведение человека вдруг идет вразрез с нашими ощущениями, он ведет себя, как кто-то, как некий «чужой» в его теле. Мы пытаемся пробиться к его истинному «Я», но оно не слышит, все больше отдавая власть «чужому» — взглядам других людей в нем, их привычкам, их жестам и выражениям. И человек теряется за маской-личиной, которая живет своей собственной жизнью, сам не понимая, что с ним происходит. И это не порчи, и не проклятия, не подсадки и демоны. Это чистая психология.

Задача развивающегося человека — стать истинным хозяином себя, создав из четырех составляющих неосознаваемого единую команду, подчиненную и контролируемую осознанием. Для этого необходимо следующее.

1. Знания о работе соответствующих уровней психики в человеке. Их можно и нужно получать из психологической литературы.

2. Знания о работе нашей индивидуальной психики, понимание того, как универсальные психические механизмы проявляются в нашей индивидуальной жизни. И тут еще необходимы абсолютная честность и незакомплексованность — копать придется глубоко и признавать в себе многое.

3. Настойчивая, добросовестная и тщательная работа по укреплению и расширению осознающего «Я» как хозяина себя в виде ежеминутной осознанной практики контроля-многие годы.

 

В этой статье я подробно рассмотрю

Диктат генов

Наука этология утверждает: человек является частью всего живого, он такое же животное, как и все остальные. Но у него есть одна особенность: он действительно «венец творения». В его генах содержатся все программы живого (зверей, птиц, насекомых и т.д.), способствующие выживанию, развитию, росту, эволюции. Благодаря этому человек — самое адаптивное животное. У людей есть такой феномен, как «маугли». Достоверно известны случаи выживания детей до 10—12-летнего возраста в семьях волков, ланей, дикий свиней, кур и даже белок! Человек ради выживания активирует в себе поведенческие программы «приемных родителей». Но еще он изменяет химию тела так, чтобы животные-родители по запаху не отличали его от своих.

Программы генов крайне сильны. Они используют человека, чтобы продолжить себя, человек для них — средство-носитель, в котором гены живут. Американский психолог заметил- люди ищут тех, кто ими управляет: инопланетный разум, злых политиков, матрицу и так далее. И абсолютно не понимают, что главная матрица в них самих. Именно гены толкают нас на большую часть мгновенных реакций и поступков, которые нам затем приходится объяснять, выискивать духовные и социальные причины, происки «со стороны»...

Генетические программы весьма просты. Они направлены на целостный комплекс выживания, в который органически входят такие компоненты:

1. Овладение территорией, которая насыщена ресурсами для жизни.

2. Защита этой территории от других.

3. Занятие на этой территории максимально доминантного положения и, если на территории есть социальная группа (семья, знакомые, рабочий коллектив, учебная группа и т.п.), занятие в ней соответствующего уровня социальной иерархии.

4. Поиск возможностей расширить либо территорию, либо способы использования имеющегося ресурса (в том числе за счет отчуждения у других — отнять, завоевать, выменять...).

5. Распространение себя через образование новых поколений.

И действует этот комплекс в трех уровнях: материальном, социальном и познавательном, которые взаимосвязаны и зачастую заменяемы. Причем уже упомянутые уровни Духа, эгрегоров и социализации гено-программы активно используют в своих целях, маскируясь под духовные и социально-полезные программы.

Рассмотрим ряд генетических программ, которые присущи всему живому: агрессию, борьбу за ресурсы, иерархическое доминирование (борьбу за власть), программы сексуального поведения, интеллектуально-познавательную активность.,

Вождь и группа

Бессознательные генетические программы сосредоточены вокруг одного — продолжения рода (сексуальное, межполовое поведение), построение иерархии в социуме (доминирование и агрессия), овладение ресурсами для жизни и развития (поисковая активность, способы добычи, избегание перенаселения. Так или иначе все поведение человека реализует эти программы иногда явно, иногда очень замаскированно.

Человек всегда стремится к иерархической определенности. Как только собирается больше одного человека, тут же неосознанно идет выяснение: кто доминирует, кто подчиняется. Это происходит и в дружеской компании, и в рабочем коллективе, и в семье. В идеале доминант является вождем: он опытнее, умнее, сильнее остальных. Он сплачивает группу в коллектив, он распределяет ресурсы, он организовывает жизнь группы, он защищает территорию и ресурсы от чужих. Генетически это должен быть самец, старший, высокоранговый и высокопримативный.

Самец и старший — это понятно.

Высокоранговость определяется чисто внешними качествами — высотой, плотностью (то есть размерами) и яркостью окраски. Высота чаще обеспечивается головным окончанием — рогами у оленей, хохолками или гребнями у птиц, высокими головными уборами (цилиндрами, фуражками, киверами) у людей. Яркая раскраска говорит о его здоровье и хороших генах, к тому же сразу определяет, кто тут главный (заметный). И при разборках групп именно яркий (заметный) будет выделен чужими. У животных это пятна на груди (и не только на груди). У людей — яркие аксессуары, одежда, прическа, макияж, украшения. Украшения определяют оригинальность высокорангового, то есть он может нести и что-то такое, чего у остальных нет. Это ценное качество. Группа бессознательно предполагает, что доминант и им это даст.

Высокопримативность означает, что человек в ситуации выбора опирается не на интеллект (он действует с замедлением, что в стрессовых ситуациях может иметь драматические последствия), а на эмоции (они действуют мгновенно). Кроме этого, высокопримативные особи совершают антисоциальные поступки, как бы ставя себя над существующим порядком вещей, создавая свой порядок.

Знакомая картина получилась? В джунглях это работало и работает хорошо. Только вот гены не знают (и не будут знать еще долго-долго), что мы живем уже не в первобытном лесу и категории доминирования (то есть обеспечивание успешности группы) поменялись. Очень важно, чтобы в социальной группе люди осознанно выбирали главного по тем категориям, которые обеспечивают успех в деятельности всей группы: по профессиональным показателям, интеллектуальным, организаторским... Так же должна строиться и система организации группы, иначе все пойдет естественным путем.

Рассмотрим это на примере формирования некой «духовной» группы.

Как правило, люди, собирающиеся по духовным интересам, постулируют всеобщее равенство, духовное единство, бескорыстие, взаимопомощь, высокодуховные отношения и интересы. Вначале так и происходит — месяц-два (если встречи не часты, раз в неделю). Чаще всего даже тот, кто является как бы признанным лидером группы (вокруг которого и началось ее формирование), тоже хочет быть «как все», стараясь быть духовным, не гордым, ничем не выделяться, внедряет общую примитивную демократию.

Что произошло? На уровне духовном и социальном группа отказалась от систематизации отношений и распределения обязанностей. Но гены тут же возьмут свое. В группе начнут кристаллизоваться подгруппировки. Одна из них будет доминантной, остальные бессознательно начнут подчиняться ей. На самый низ, также естественно (как бы по собственному желанию), выделяться «шестерки» — низкоранговые и низкопримативные. То есть серенькие и умные, но несмелые и комплексующие. На самый верх поднимется (либо доминирующая группа выберет) высокоранговый и высокопримативный. Это чаще всего женщина, так как высокопримативные мужчины в духовность не идут — им и так все в «кайф». А женщины по природе эмоциональны. Вот и получаем в лидерах группы хорошо (или оригинально) одетую и выглядящую, зрелую по возрасту либо по поведению и очень эмоциональную, к тому же стремящуюся доминировать (то есть властвовать) женщину.

Она чаще всего не умна, не является знатоком учения, мастером в его практиках, не сильно ориентируется в самом вопросе и вопросов не любит. Отвечают на них чаще «шестерки», поддерживающие власть доминанты. При этом «духовные» темы куда-то улетучиваются. Интересы выпадают на «естественные» темы — власть, секс, деньги, сплетни, поддержание иерархии.

Наружу выходят все бытовые прелести — обиды, злость, гордыня, обвинения. Доминанта, как правило, умело манипулирует раздорами, прикрывая их духовными догмами.

Если вверху оказывается мужчина, то иерархия приобретает жесткую структуру «рыцарского ордена» — наверху он и его приближенные-посвященные. Их распирает от тайных знаний (духовный ресурс), которые они не отдают просто так. Они постоянно боятся, что их свергнут (абсолютно нормальное состояние для доминантной верхушки). Внизу — жесткая иерархия, где низ ничего не знает, отдает все, служит верхушке. Чуть поднялся, получил «посвящение» — получил немного новых знаний (новый ресурс) и так далее. В основе те же проблемы: власть, секс, деньги, но круто сдобренные «тайными» ритуалами и «высшими» смыслами. К сожалению, многие читатели наверняка узнали знакомую до боли картину?

Доминирование включается всегда, когда человек включает себя во внешнюю систему иерархии. Положение в ней определяет твою полноценность, твой статус, твое уважение и т.д. Причем все это не зависит от внутренних качеств — система доминирования обращает внимание на внешние признаки... «По одежке» бессознательное оценивает человека.

К счастью, в тех же генетических программах есть и другая — внутреннего статуса. Под действием этой программы человек исключает себя из иерархической борьбы, перестает зависеть от системы и начинает внутреннее развитие. Он опирается только на себя, он создает из себя целостную индивидуальность — психически, интеллектуально, профессионально, социально... То есть он сам себе становится силой и сам себе доминантой. Ему не нужен никто, чтобы подтверждать свой статус и полноценность. С таким человеком даже доминанты не вступают в борьбу, более того, его принимают на всех уровнях как равного и уважаемого. Парадокс: человек, по сути, становится одиночкой, а общество принимает его как важнейшего члена себя. Он не изгой, он одиночка. Почему общество его принимает? Потому что он один из немногих, относительно которых не проявляется бессознательная агрессия.


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!