Внутриколлективные отношения и эмоциональный климат в коллективе.
В учении Макаренко о коллективе вопрос о внутриколлективных отношениях и эмоциональном климате занимает особое место, и Макаренко постоянно возвращается к разным аспектам этого вопроса.
Можно выделить такие аспекты:
- взаимовлияние коллективной деятельности и внутриколлективных отношений;
- особенности взаимоотношений воспитанников в коллективе и их значение в жизни коллектива и личности;
- влияние внутриколлективных отношений на эмоциональный климат коллектива и переживание воспитанником эмоционального благополучия;
- условия и пути формирования внутриколлективных отношений как условие благоприятного эмоционального климата.
Макаренко не пользовался термином «эмоциональный климат коллектива», но фактически он раскрывает существенные стороны эмоционального климата и показывает его зависимость от внутриколлективных отношений. Эмоциональный климат – это стиль, тон жизни коллектива и выражается он в преобладающем настроении его членов, переживании удовлетворенности каждым воспитанником общей работой, своим участием в общем труде, взаимоотношениями в коллективе.
Макаренко считал, что признаком хорошего коллектива должен быть мажорный тон, мажор. Вот как он характеризует это качество: «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность. Готовность к полезным действиям, к действиям интересным, к действиям с содержанием, со смыслом…»[1].
|
|
На поддержание мажорного тона оказывали влияние особенности внутриколлективных отношений:
- любовь к своему коллективу, гордость за него;
- чувство собственного достоинства;
- уверенностью в том, что никто не будет унижать тебя, особенно перед посторонними.
Среди способов и путей, определяющих благоприятный эмоциональный климат в коллективе, следует назвать:
- организационную структуру коллектива, способы его создания, особенности его функционирования;
- традиции организации жизнедеятельности коллектива, которые включали ставшую традиционной структуру коллектива, его органы, самоуправление в нем, а также традиционные дни, праздники;
- эстетику жизни коллектива, охватывающую все стороны жизни коллектива, предупреждающая расхлябанность не только во всей внешней обстановке, как среде существования коллектива и каждого его члена, но и небрежность, равнодушие, вульгарность в отношениях его членов.
В целом можно сделать общий вывод о том, что вопросы внутриколлективных отношений и эмоционального климата в коллективе решались Макаренко в общей системе формирования коллектива. В учении Макаренко содержатся ответы на многие вопросы этой проблемы, которая в современных условиях приобретает особое значение.
|
|
Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
Национально-региональный компонент содержания образования. Теоретические основы организации процесса воспитания с учетом национальных особенностей. Формирование культуры межнационального и межэтнического общения.
Национальный фактор играет огромную роль в процессе формирования и проявления индивидных, личностных и субъектно-деятельностных качеств человека. Под его воздействием развивается совершенно своеобразный индивид с присущим только его «этническому типу» умом, чувствами, волей, способностями, интересами, настроениями, привычками, формами поведения. Этнопсихологические и этнокультурные особенности определяют:
- своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание;
- продолжительность воспитательных воздействий;
- соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы;
|
|
- характер предъявления педагогических требований и т. д.
Особенно велика роль в организации воспитательного процесса национальных традиций. Следует раскрыть сущность этих понятий, привести примеры из области воспитания у разных этнических общностей, показать, насколько велика их роль в воспитании детей, в какой степени люди придерживаются их. Многие нюансы воспитательной работы определяются исторически сложившимися традициями в отношении к педагогической деятельности у представителей различных этнических групп, установками и стереотипами, закрепленными всем ходом исторического и культурного развития. Необходимо обратить внимание на то, что в различных формах проявления национальной культуры представителей многочисленных народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся сейчас религиозных отношений, традиционных для этих народов. При организации массовых мероприятий, в том числе и воспитательного характера, широко применяются религиозная символика и культовые атрибуты, возрождаются формы религиозного реагирования на события и явления, происходящие вокруг, используются методы и приемы религиозного воспитания.
|
|
Следует обратить внимание на то, что проявления этнопсихологических и этнокультурных особенностей, в том числе национальных и региональных традиций, могут иметь как положительный, так и отрицательный характер, и привести соответствующие примеры.
Русские а) Смелость, воинская доблесть, человеколюбие, терпимость, милосердие, сострадание, общительность, неприхотливость, гостеприимство, трудолюбие, успешно овладевают знаниями; б) Леность, несобранность, прожектерство, неумение доводить начатое дело до конца; легко поддаются отрицательным влияниям; в) слабость семейных связей; легко адаптируются к новым условиям, не проявляют большого пристрастия к национальным традициям, одежде, питанию; дружеские связи основываются на общности интересов, жизненного опыта, а не на национальной принадлежности
Украинцы а) Интерес к выполняемому делу, напористость, трудолюбие, умение показать себя и свою работу, аккуратность, исполнительность, жизнерадостность, деловитость, самостоятельность, хорошая организованность, чувство юмора, музыкальность, коммуникабельность, любовь к природе, склонность к коллективной работе, старательность, добросовестное выполнение своих обязанностей, активное участие в общественной жизни, обстоятельность; б) излишняя напористость, расчетливость, стремление отличиться любой ценой, упрямство, хитрость, стремление к собственной выгоде; в) гордятся своим народом, его культурой, древними военными традициями борьбы против иноземных захватчиков; легко адаптируются к различным условиям быта и деятельности, в том числе в инонациональной среде
Казахи а) Уважение к старшим, при этом большое значение имеют внешние ритуалы (жесты, манера обращения), неприхотливость в иыту, спокойствие. Рассудительность, практический склад ума, рациональный образ мышления, осознание долга перед семьей, коллективом, развитое чувство ответственности, правдивость, гостеприимство, верность слову, подвижный ум, сообразительность, любознательность, хорошая память, настойчивость в достижении цели; ценят культуру речи, спокойный, уважительный тон;
б) относительно медленно воспринимают задачи, которые перед ними ставятся; иногда проявляют недобросовестность; пониженная общественная активность; с трудом воспринимают отвлеченные суждения; долго помнят и переживают нанесенные обиды, что часто становится поводом для новых конфликтов; резкость суждений; эгоизм, родовая кичливость; считают долгом помогать родственникам даже тогда, когда те совершают антиобщественные поступки;
в) большую роль играют кровно-родственные и земляческие связи, приверженность народным традициям;
ценят доверие, уважение к ним, к их национальным традициям, обычаям, привычкам, литературе, искусству
Народы Северного Кавказа а) подчеркнутое внимание и ува жение к старшим по возрасту, долж ности, положению, самостоятель ность, инициативность, упорство и настойчивость во всех видах дея тельности, хорошая физическая подготовка, хорошие организаторские способности, коммуникативные качества (стремятся стать неформальными лидерами в коллективе), сильная воля, забота о младших, активность, динамичность в самовыражении, впечатлительность, смелость; б) повышенная чувствительность к словам, взрывная эмоциональность, конфликтность, постоянная готовность к отпору, относительно слабое знание русского языка; в) высокоразвитое чувство национальной гордости, большая приверженность национальным традициям; нередки попытки навязать свои традиции в коллективе, стремление к образованию земляческих микрогрупп и распространению их влияния в многонациональном коллективе; быстрая адаптация к различным условиям жизни; сохраняются пережитки кровной мести; доминирующая роль отца в семье
Формы воспитательной работы, в основе которых лежат народные традиции, обращены прежде всего к эмоциям и чувствам детей и подростков и способствуют выработке целостного взгляда на культуру народа.
В содержательном плане «культура межнационального и межэтнического общения» включает:
- знание норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей;
- соблюдение сложившихся традиционных форм межнационального общения;
- социально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения представителей других национальностей;
- потребность утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного сотрудничества и взаимопонимания в ходе межнационального взаимодействия;
- способность противостоять антиподам культуры межнационального общения — национальной ограниченности и замкнутости, предвзятости и неприязни, недоверию и отчужденности, эгоизму и тщеславию;
- умение занимать непредвзятую позицию при оценке других людей, их этнокультурных особенностей и форм их проявления;
- умение выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, контакта, который, не расходясь с собственными представлениями о морали, в то же время
наилучшим образом отвечал бы индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки представителей других этнических общностей.
Формирование культуры межнационального общения осуществляется по следующим направлениям:
- обучение взаимодействию, взаимопониманию, формирование критического мышления;
- обучение поведению в конфликтных ситуациях, возникающих на национальной почве. Стандартная схема возникновения таких конфликтных ситуаций: неумение ребенка вести себя в инонациональной культурной среде, незнание его одноклассниками норм межнационального и межэтнического общения, неучет педагогом этнопсихологических и) этнокультурных особенностей — замкнутость, устойчиво проявляющееся чувство недоумения и недовольства, скрытое противодействие или открытый конфликт.
***
Патриотизм – любовь к родине, отечеству (patria), чувство общности, единства, солидарности с родными и близкими, чувство сопричастности их судьбе, поскольку "родина" как родные люди (мать, отец, близкие родственники или те, кто их фактически заменяет) и "родина" как исторически определенное место и время рождения поначалу образуют единый и нераздельный феноменологически первичный мир современников и жизненный мир.
Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества, сопричастности с его историей, культурой, достижениями, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине.
Исторически сложилось так, что патриотическое воспитание русского народа диктовалось жизненной необходимостью постоянной защиты своей территории. Так, на востоке Русь пережила три крупнейших - одно за другим - нашествия азиатских племен: гуннов, аваров и татаро-монголов - и три менеемасштабных, но не менее разорительных - хазар, печенегов, половцев. На юге Русь постоянно терзали крымские татары и турки. С запада регулярно нападали поляки, литовцы, шведы, французы, немцы. В результате история России - это история «осажденной крепости».
С 1055 по 1462 год Россия перенесла 245 нашествий. Причем двести нападений было совершено между 1240 и 1462 годами, т.е. почти каждый год. С 1365 по 1893 год, то есть из 528 лет 305 Россия провела в войне. Подобной истории не имеет ни одна европейская страна. И чтобы сохранить себя как народ и государство, страна постоянно духовно, морально, физически и технически готовила свою молодежь, все население к ее защите. Активная защита своего отечества невозможна без чувства любви к Родине, без осознания морального долга перед ней.
Моральный аспект патриотического воспитания русского народа выполняли прежде всего семья, народные предания, исторические песни, былины. Русский фольклор, тонко разработанные, касающиеся всех сторон жизни традиции в конечном счете обеспечивали естественное воспроизводство мужественного и верного, смелого в бою и выносливого, терпеливого в дальнем походе русского воина-ратника, ополченца. На протяжении значительного периода российской истории важная роль в патриотическом воспитании народа принадлежала Русской Православной Церкви.
Таким образом, в нормальных жизненных и исторических ситуациях патриотизм представляет собой единый эмоционально-волевой комплекс. Именно любовь к родине пробуждает волю к сплочению, единению всех, кто любит родину, ради активного, деятельного, а в определенных ситуациях жертвенного ей служения, в результате чего между патриотами устанавливается органическая солидарность на основе взаимного доверия, бессознательного или осознанного.
Государство также не обходило своим вниманием патриотическое воспитание населения. Преимущественно это реализовывалось по отношению к дворянскому сословию. Начало целенаправленному патриотическому воспитанию было положено, созданными Петром I школами: артиллерийская, инженерная (1712) и навигацкая (1701), готовившими офицеров для российской армии. Затем они были преобразованы в кадетские корпуса, к 1917 году их было 29 с числом учащихся свыше 10 тысяч. Кадетские корпуса, помимо военного, имели и благотворительное значение, так как давали возможность получить содержание и образование детям неимущих и умерших офицеров.
Говорится, что важнейшим достоинством русской системы военного воспитания являлось формирование не только военных профессионалов, но и надежных граждан Отечества, высокообразованных людей. Эта благородная традиция продолжена в годы Советской власти, возрождается и укрепляется в Вооруженных силах Российской Федерации. Помимо военно-учебных заведений, действующих в системе Министерства обороны Российской Федерации и примыкающих к ним суворовских и нахимовских училищ, в последние годы и в системе общего образования создаются учебные заведения военно-патриотической направленности.
Интернационализм – осознанное, принципиальное, реализующееся на практике признание личностью и обществом приоритета общечеловеческих ценностей, а среди них жизни, личных прав и свобод каждого конкретного человека над ценностями национальными, включая и ценности своей собственной нации.
***
Гражданственность - качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Гражданственность включает нравственную и правовую культуру, гармоническое сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств. Потому так важно воспитать в человеке нравственные идеалы общества, чувство любви к Родине, стремление к миру, потребность в труде. Таким образом, гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием.
Гражданский патриотизм формируется вместе с правовым государством и гражданским обществом, в условиях которых каждый человек должен ощущать себя гражданином своей страны, ответственным за все происходящее, неравнодушным к любым видам и формам дискриминации, ущемлению прав человека и гражданина. Такой патриотизм - источник гражданского мужества. Он не имеет ничего общего с национальным эгоизмом и шовинизмом. Он не противоречит тенденции к формированию планетарного сознания, что является основой для преодоления глобальных проблем современной цивилизации.
Гражданско-патриотическое воспитание включает многоплановую деятельность как в рамках системы общего среднего образования - основного и дополнительного, так и в системе внешкольных учреждений - туристских, краеведческих и др., а также в детских общественных организациях и движениях и т.д.
Современное понимание воспитательного процесса предполагает определенное программирование не самого процесса воспитания, а его результата на уровне гражданского идеала.
В содержании гражданско-патриотического воспитания интегрируются этические, правовые, политические, экономические, экологические и другие знания. Необходима здесь и реальная познавательная деятельность учащихся на основе моделирования практических жизненных ситуаций.
***
Толерантность (по латыни «терпение») — это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
Справочники по социологии определяют толерантность как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Безусловно, актуальность терпения отражает закономерность приоритета общечеловеческих ценностей. Не секрет, что нетерпимость к образу жизни, манере поведения, культуре иных социальных слоев населения обостряется в периоды экономической и политической нестабильности. Проблема состоит в том, чтобы определить, каким образом и возможно ли максимально сгладить имеющиеся коллизии между ценностными ориентациями различных социальных групп, с одной стороны, а с другой — согласовать вербальные утверждения нравственности с вариантом объективного выбора поведенческой стратегии субъектов.
Толерантность корректно определять с помощью понятий «логического» конформизма или эгоальтруизма партнерских ориентации, как проявление своего рода этической мобильности индивидов. Действенность социального терпения обнаруживается на уровне мировоззренческих позиций и отражается в поступках. В обзоре истории поисков содержательных эквивалентов толерантности можно выделить типологические конструкции ракурса гуманистических установок. Взаимосвязанные понятия человеколюбия, умеренности, разумности, мудрости, добродетели, дружбы!, прощения, равенства, милосердия, ахимсы, компромисса, сотрудничества и согласия образуют морфологическое прбст-ранство размещения элементов толерантности.
Обобщение основных направлений толкования рассматриваемого феномена (иллюстрация интерпретаций):
1) способа построения толерантных отношений;
2) уровней объективации терпимости;
3) характера и сферы проявления терпимости;
4) эмпирических компонентов, мотивации, движущих сил, врожденности или приобретенности гуманистических стремлений.
В системе этических взглядов древнего мира принципиальным считалось культивирование умеренности, нашедшее свое обоснование в учении об эвтюмии Демокрита, в воззрениях Сократа. Последнему Платон приписывает высказывания о значимой чувственной толерантности, базирующейся на представлении о том, что красота одного тела родственна красоте любого другого и что если стремиться к идее прекрасного, то можно думать, будто красота у всех тел не одна и та же. Апелляция к Богу, ориентация на перспективу наказания за грехи тождественны нарушению установленных норм — таков типичный для Средневековья актуальный метод контролирования поведения и вариант закрепления терпимости в жизни общества. Достоинства принципа ахисмы, связанного с «законом любви» и «законом страдания», получили подтверждение в борьбе народа Индии за независимость. Неру утверждал, что в понятие ахисмы вкладывается конкретный смысл, раскрывающийся на примере стремления личности обуздать гнев и ненависть, избежав агрессивных намерений. А. Г. Зиммель, вероятно, первый европейский социолог, который обратился к конкретным взаимодействиям между людьми, фактически определил тактичность как действующую установку толерантности, которая заключается в «ограничении индивидуальных порывов там, где этого требуют права других». Пример чистой или формальной социологии.
Нетолерантность — закономерное и естественное порождение тех периодов истории, которые характеризуются кризисными явлениями, социальной нестабильностью и понижением жизненного уровня населения.
У Чекля можно найти достаточно четкую схему диалектного взаимовлияния «я» и «не я». Согласно этой схеме, толерантность, выступая в терминах человеческой любви, фиксируется с помощью «обратной связи», принцип построения которой приведен еще в религиозных заветах. Оказывается, «поступая по отношению друг к другу справедливо, я тем самым рассматриваю его как тождественного со мной». Состраданию как «первофеномену морали» уделяется должное внимание в работах А. Шопенгауэра, причем сопутствующие данному явлению предусмотрительность и снисходительность в контексте реагирования на любого «Другого» считаются необходимыми условиями предохранения от убытка, потерь, споров и др. Представляется принципиальным тезис философа о том, что «мы должны каждого принимать и признавать с данной его индивидуальностью, какова бы она ни оказалась». Кант видел фактором, сдерживающим неуживчивую «человеческую природу», гражданский союз, не отрицал необходимости поддерживать корректные отношения с окружающими. Кант делает вывод о терпимости как «всеобщем человеческом долге», ибо в обществе еще часто встречаются «люди нетолерантные, потому что не терпят других и поэтому становятся нетерпимыми сами и не терпимы другими».
Существование и развитие человеческой культуры убеждает, что терпение (толерантность) в качестве морального основания для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоянно. Следует подчеркнуть, что толерантность в истории культуры выполняет функцию идеальной модели формирования взаимоотношений в обществе. Поэтому закономерно рассогласование между декларативным и действенньдо, поведенческим вариантом принятия данной ценности. Для разрешения выделенного противоречия существует несколько условий, среди которых важнейшими являются активное пропагандирование социального терпения на уровне культурных традиций общества; знание особенностей восприятия этических моделей; использование имеющихся социально-психологических механизмов закрепления толерантности в сознании с помощью акцентирования, рефлексии.
Многие авторы понимают социокультурную толерантность как моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям независимо от их этничет ской, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, правам, привычкам. Социокультурная толерантность необходима по отцо-шению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения заявления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Структурными компонентами социокультурной толерантности, составля ющими так называемую «триаду толерантности», являются уважение, симпатия (эмпатия), доброта.
ООН по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год, год 50-летия обеих организаций, Международным годом толерантности. Международный год предоставляет возможность для выработки нового подхода, обсуждения и осознания проблемы. Впервые в Международный год толерантности был сделан акцент на общечеловеческой добродетели, которая все шире рассматривается в качестве политического и законодательного требования мирного сосуществования.
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям между людьми, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека. Нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушениям прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Каким же выглядит путь к толерантности через 50 лет после того, как все, поставившие свою подпись под Уставом ООН, решили «быть терпимыми и жить в мире между собой как добрые соседи», и более чем через 200 лет после того, как Вольтер вел яростную философскую борьбу с религиозной рознью, фанатизмом и несправедливостью, которые порождала нетерпимость? Год толерантности предоставил возможность для поиска новых и осмысления старых идей, а также становления общественного сознания. Было представлено множество индивидуальных проектов, как-то: использование традиционных и оригинальных методик преподавания, например кукольные постановки для детей, выставки, музыка и фильмы, дающие знания о других культурах, религиях и образе жизни.
Школы стали центрами деятельности, проводимой в рамках Международного года. ЮНЕСКО выпустила и разослала в тысячи школ по всему миру пособие «Толерантность: путь к миру». При этом учитывались оценки и пожелания преподавателей. Повсеместно школы организовывали групповые обсуждения, конкурсы сочинений и рисунков, информационные недели, фестивали и обменные программы для учеников, посвященные теме толерантности.
Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека, выработанным на протяжении 50 лет. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство при возникновении необходимости обеспечения равенства в обращении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.
Наряду с заверениями о распространении идей толерантности и ненасилия посредством политики в сфере образования и специальных программ, государства — члены ООН объявили 16 ноября ежегодным Международным днем толерантности.
Нетерпимость общества — это слагаемое: фанатизм, стереотипы, шельмование, оскорбления или шутки на расовую тему — конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни части людей. Нетерпимость вызывает ответную нетерпимость. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Для того чтобы бороться с нетерпимостью, индивидуум должен осознать связь между своим поведением и порочным кругом недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли я тех, кто не похож на меня? Не виню ли я их в своих бедах?
Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!