История педагогики и образования.



История педагогики и образования как область научного знания. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса: компьютеризация, интеграция, непрерывность, дифференциация.

Происходящие в конце ХХ - начале XXI вв. радикальные изменения в системах образования различных стран мира демонстрирует взаимосвязь всех народов мира, представляющая собой единый глобальный организм. В настоящее время без осознания этого факта и следования принципам, вытекающим из него невозможно прогрессивное развитие ни одной национальной системы образования. Именно поэтому существует объективная необходимость при подготовке будущих учителей помимо всего прочего способствовать формированию у них чувства интернационализма.

История педагогики - это дисциплина, которая в состоянии помочь в наилучшем достижении этой цели. История педагогики показывает, что на протяжении всей истории человечества все без исключения нации воспитывали и обучали подрастающее поколение для дальнейшей жизни, стремились к развитию у него такие качества личности как честность, трудолюбие, правдивость, прилежание и др. Достижение этих задач осуществлялось в зависимости от социально-политического устройства различных государств, уровня их социально-экономического развития, в связи с чем использовались различные методы и средства, специфичные для конкретных нации или народа в конкретный исторический период. Познавая эти различия, сравнивая их можно уяснить себе, какие из методов обучения и воспитания более эффективны и наиболее соответствуют современным тенденциям в образовании (гуманизация, гуманитаризация, индивидуализация и т.д.)

Предмет истории педагогики - развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая современность в контексте ее исторического развития.

При таком понимании предмета истории педагогики методы его исследования в различных научных школах были различными. В советской историко-педагогической науке в качестве основных методологических принципов при исследовании ее предмета выступал классово-идеологический подход, что зачастую приводило к необъективному анализу историко-педагогического процесса, а зачастую и к его искажению.

В современных условиях наиболее плодотворным представляется научный нейтралитет, возведенный в ранг принципа, предполагающий отказ от политизированности и идеологизированности в историко-педагогических исследованиях. В качестве основной предпосылки объективного исследования историко-педагогического процесса является следование принципу историзма, предполагающему отказ от упрощенных установок при оценке исторических явлений и событий и их влиянии на развитие образования и педагогической мысли (акцентирование внимания на вопросах классовой борьбы, культурных, политических или религиозных разногласиях). В соответствии с этим формационный подход (построенный на выделении общественно-экономических формаций и преобладающем в их рамках способе общественного производства) представляется более узким в сравнении с цивилизационным подходом, основывающемся на выделении в мировом историческом процессе ряда цивилизаций, включающих в себя этно-географические, общественно-экономические, общественно-политические, социокультурные и пр. показатели, выступающие в качестве отличительных признаков той или иной цивилизации.

В качестве еще одного методологического ориентира в историко-педагогическом исследовании выступает компаративистский подход (сравнительный исторический анализ), позволяющий сравнивать и оценивать с исторических позиций однотипные или близкие по значению педагогические процессы, протекавшие в различное время и в разных местах.

История педагогики как самостоятельная наука имеет свой категориальный аппарат. К числу наиболее значимых категорий можно отнести такие как "педагогическая система", "педагогическая концепция (теория)", "педагогические взгляды (воззрения) и идеи".

Педагогическая система - наиболее широкое понятие, включающее в себя определенную педагогическую концепцию и опыт ее претворения в реальной педагогической практике автором. В соответствии с данным определением в качестве педагогических систем выступают система Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Педагогическая концепция (теория) - система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления (теория Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Гербарта, Л.Н. Толстого, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, Л.В. Занкова).

Педагогические взгляды (воззрения) - это не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию идеи, но отражавшие в себе детерминированные общественно-историческими условиями существенные тенденции развития современной теории и практики воспитания, оказавшие на них известное влияние, возможно, реализованные в педагогических системах выдающихся педагогов этого же или более поздних периодов (В.А. Лай, Д. Дьюи, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, А.П. Пинкевич).

 

Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в эпоху античности, средние века, новое время.

Воспитание и школа в античном мире.

К античным цивилизациям принято относить греческую и римскую, с момента их появления в 3-2 тыс. до н. э. (Крито-микенская культура) до 476 г. н. э. (падение Западной Римской империи). В педагогической традиции этих двух цивилизаций имеется масса общих черт. Во-первых, опора на домашне-семейное воспитание как основу образования, во-вторых, вплетение мифологических, пантеистических сюжетов в образовательный процесс, в-т ретьих, утилитарно-прагматический характер образования. Собственно третья черта сходства определяет и отличие педагогических воззрений древних греков и римлян. Первые (в первую очередь, конечно, афиняне) ориентировались на эстетическое, художественное воспитание и соответствующее восприятие мира и общественное поведение человека; вторые в качестве идеала воспитанного человека видели, прежде всего, деятельного гражданина, политика, общественного деятеля или полководца.

Начало педагогической традиции в античных цивилизациях было положено с появлением на о. Крит самобытной культуры, отличавшейся довольно высоким уровнем развития. Именно в этот - крито-микенский период жрецы, знать, зажиточные граждане стали обучать своих детей основам письменности. Сам способ, при котором ученики писали заостренной палочкой на навощенной дощечке в дальнейшем был усвоен и стал одним из основных при обучении письму не только в античных цивилизациях.

Но наиболее ценным для последующих поколений являются педагогические идеи, появившиеся в эпоху античности и повлиявшие на развитие педагогической науки и образовательной практики на очень длительное время. Наиболее значительное влияние на развитие образования на всей территории Древней Греции оказали произведения Гомера "Илиада" и "Одиссея", а также сочинение Гесиода "Труды и дни". Это наиболее древние тексты поучительного характера.

Дальнейшее развитие педагогической мысли связано с именами античных философов, таких как Пифагор (VI в. до н. э.), Гераклит (VI-V вв. до н. э.), Демокрит (V-IV вв. до н. э.), Протагор (V в. до н. э.), Сократ (V-IV вв. до н. э.), Платон (V-IV вв. до н. э.), Аристотель (IV в. до н. э.).

Каждый из этих философов, в зависимости от особенностей своего мировоззрения, предлагал собственную систему воспитания. Например, не утративший своей актуальности призыв "Познай себя", относящийся в равной степени и к ученику и к учителю, принадлежит Сократу. Ученик Сократа - Платон предлагал свою систему воспитания, основанную на его мировоззренческих идеях, суть которых сводилась к тому, что человеческая жизнь - это лишь этап в постижении истинной сущности - умопостигаемых и бестелесных идей. Правильно организованное воспитание, согласно Платону, должно обеспечить плавное восхождение человека к миру идей. Достижение этой цели возможно лишь при наличии тесной духовной связи между учителем (наставником) и учеником. Такая форма взаимоотношений позднее получила название "платонической любви".

Ученик Платона - Аристотель предложил собственную возрастную периодизацию, которую он положил в основу предлагаемой им системы воспитания (основана на попеременном преобладании в человеке души растительной (0-7 лет), животной (8-14 лет), разумной (15-21 год)).

Становление систем воспитания в Древней Греции связано с развитием городов-государств (полисов). Среди таких полисов наиболее выделялись Спарта (Лакедемония) и Афины (Афинская демократия).

Спартанская система воспитания имела по большей части военно-физический характер, что определялось постоянной необходимостью подавлять восстания илотов и периэков - рабов, занимавшихся земледелием, а также частыми войнами. В Спарте господствовала общественная система воспитания. До 7 лет дети воспитывались в семье, после чего дети поступали в ведение полиса. Дети собирались в отряд - агеллу, где они под предводительством педонома жили и учились в течение многих лет. Условия жизни и учебы были чрезвычайно суровыми - дети ходили босиком в любую погоду, одеждой им служил один лишь легкий плащ, которым они укрывались и во время сна. Спали они на тонкой соломенной подстилке прямо на голой земле. В возрасте 14 лет мальчики проходили обряд инициации - их публично секли кнутом у алтаря Артемиды Ортии, причем избиваемые должны были счастливо улыбаться и ни одним проявлением не выдать своих страданий. Прошедшие этот обряд становились эйренами - младшими членами общины, имевшими некоторые права. В течение года они проходили испытание в военных отрядах спартиатов. Эйрены были своего рода старшими учениками - они помогали педоному в воспитании более младших товарищей. К обучению грамоте для них добавлялось обучение музыке и пению. Однако для них условия воспитания еще более ужесточались. Так, в частности, они должны были сами добывать себе еду. Поощрялись любые методы, но попавшихся на краже жестоко наказывали - не за кражу, а за то, что попался. Такое обучение продолжалось до 20 лет, после чего юноши получали полный комплект вооружения, и продолжали свое образование уже в воинских отрядах спартиатов, постепенно - в течение еще десяти лет - обретая статус полноправного члена общества.

Программа воспитания девушек предусматривала овладение навыками домоводства, ухода за ребенком, музицирования, а также отдельные занятия физическими упражнениями с диском, копьем, дротиком, мечом.

В отличие от Спарты, в Афинах образование было направлено не на формирование "идеального воина", а на развитие "совокупности добродетелей", которое подразумевало формирование гармонично, всесторонне развитой личности. Так же, как и в Спарте, до 7 лет юные афиняне воспитывались дома, после чего мальчики могли проходить систему "непрерывного" образования, включавшую в себя мусические школы (школы грамматиста и школы кифариста), гимнастические школы (палестры), гимнасии и эфебии.

Мусическая школа (7-16 лет) давала навыки грамотности, умение считать, литературное образование, а также музыкальное образование.

В палестрах (12-16 лет) занимались физическим совершенствованием. Сформировалась система из пяти видов физических упражнений, образовывавших пятиборье - бег, прыжки, борьба, метание (диска и копья), плавание.

Гимнасии (16-18 лет) ориентировались на дальнейшее физическое и умственное развитие юношей.

Последней ступенью образования для афинских юношей были эфебии (18-20 лет) общественные учреждения, где они обучались верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика, владению мечом и т.д.

Женское образование было преимущественно домашним. Девочек обучали элементарным навыкам чтения и письма, музыке, ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми.

Римская система воспитания и образования переняла многие черты у афинской и спартанской систем. До 7 лет дети здесь также получали семейное воспитание. Далее дети более богатых родителей продолжали заниматься дома, где, чаще всего рабы из владевших грамотой и навыками счета военнопленных обучали их. Дети из более бедных семей в течение 4-5 лет обучались в начальных школах. Показательно, что в этих школах обучались совместно девочки и мальчики. Со II в. до н. э. римская система образования усложняется. Появляются грамматические школы для мальчиков 11-12 лет из знатных семей. Здесь изучались латинская грамматика, римская литература и греческий язык.

Несколько позднее появились риторские школы, учреждения повышенного, по сравнению с остальными, типа. Здесь юноши от 13-14 до 16-19 лет получали более глубокое общегуманитарное образование, основанное на изучении трудов выдающихся философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов. Особое внимание уделялось развитию красноречия.

В период поздней Римской империи (III-VI вв. н. э.) после реформ императора Диоклетиана была создана единая система образования. В грамматических школах в качестве обязательного предмета была введена математика.

***

Воспитание и образование в эпоху Средневековья.

Началом эпохи средневековья считается 476 г. н.э., когда был отстранен от власти последний - номинальный - правитель Западной Римской империи Ромул Августул. Таким образом, период средневековья начался в конце V в. н.э. и продолжался до XVII в. - до первых буржуазных революций (Нидерланды, Англия). Своеобразным культурным "мостом", связавшим две эпохи - Античности и Средневековья, выступило христианство, ставшее в последние века существования Западной Римской империи официальной государственной религией и воспринятое многими варварскими племенами. Именно в русле христианской церкви и развивалась педагогическая мысль и образование, особенно в период раннего средневековья. Большинство христианских текстов были на латинском языке, поэтому языком церкви и образования на длительный период стал латинский.

Основными типами школ в Западной Европе стали: приходские (создававшиеся при церковных приходах), монастырские (готовившие мальчиков к постригу - внутренняя школа, а также представителей низшей церковной иерархии - внешняя школа), епископальные (кафедральные) школы, открывавшиеся при епископствах и кафедральных соборах.

Во всех этих школах детям 7-15 лет давались основы грамоты и пения.

В небольших монастырских и кафедральных школах преподавались грамматика, риторика и диалектика (тривиум). В более крупных учебных заведениях данного типа кроме перечисленных предметов преподавались также арифметика, геометрия, астрономия и музыка (квадривиум). Перечисленные дисциплины в сумме образовывали известные "семь свободных искусств" и были ориентированы на обеспечение в основном церковных нужд. В качестве учебных пособий наиболее всего были распространены Абецедарий и Псалтирь. В качестве учебного оборудования использовались, как и в античное время, навощенные таблички.

С укреплением положения городов и связанным с этим развитием ремесла и торговли к XIII в. появляются учебные заведения нового типа: цеховые и гильдейские школы, а также первые университеты.

Цеховые школы создавались по инициативе и на средства ремесленных цехов и давали возможность детям городских ремесленников получить начальное образование. Здесь давалась общеобразовательная подготовка, имевшая практическую направленность, значительное внимание уделялось математике и естественнонаучным дисциплинам.

Гильдейские школы создавались при гильдиях купцов, были платными, поэтому обучаться в них могли только дети довольно богатых родителей. Содержание образования было примерно таким же, как и в цеховых школах, с особым уклоном в сторону математики, а также географии, которая в ту пору преподавалась в рамках геометрии.

Университеты появились на базе церковных школ, как правило, путем присоединения к ним специальных школ (медицинские, юридические и т.п.). Так возникли Парижский университет (1200), Оксфордский (1206), Неапольский (1224), Кембриджский (1231), Лиссабонский (1290) университеты. Университеты обладали особыми правами - привилегиями, которые им могли быть дарованы римскими папами или монархами, позднее - городскими магистратами. В соответствии с этими документами университеты обладали автономией: имели собственные суды, самоуправление, право присвоения ученых степеней, студенты университетов не подлежали мобилизации на случай войны и т.д.

Содержание обучения в университетах также определялось программой семи свободных искусств, но носило более светский характер. Практически с самого своего появления университеты имели какую-либо определенную специализацию (Парижский - теология и философия, Оксфордский - каноническое право, Орлеанский - гражданское право, университеты Испании - математика и естественнонаучные дисциплины, Италии - римское право). Наиболее распространенными организационными формами учебного процесса в университетах были лекции и еженедельные диспуты, которые могли проводиться на любые темы, в том числе и вполне светские.

Несколько обособленно от других образовательных институтов стоит рыцарская система воспитания. В основу данной системы входили "семь рыцарских добродетелей", противопоставляемые "семи свободным искусствам", - это верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, слагать стихи и аккомпанировать их исполнению на музыкальных инструментах. При этом игнорировалась даже элементарная грамотность, любой труд, включая и умственный - все это считалось недостойным настоящего рыцаря.

Среди произведений, посвященных воспитанию и обучению подрастающего поколения можно выделить трактат Винцента из Бове (первая пол. XIII в.) "О наставлении сыновей правителей и благородных людей". В данном трактате впервые в эпоху средневековья предпринята попытка систематизации имевшихся на тот момент педагогических знаний.

Особое место в средневековой философии занимает схоластика (лат scola -школа), ориентированная на формальную логику Аристотеля и формальное богословие. Важнейшую роль в укреплении теоретических позиций этого учения сыграл Фома Аквинский (1225/26-1274), который в своем трактате "Сумма теологии" по-новому интерпретирует церковную традицию, стараясь подчинить светское знание церковному.

Серьезный вклад в средневековую систему образования внес французский ученый Пьер Абеляр (1079-1142), который предложил метод сопоставления противоречивых точек зрения, дискуссий.

***

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.

XIV-XVI вв. в западной Европе получили название эпохи Возрождения, которая характеризуется возобновлением интереса к наследию цивилизаций Античности. Возрождение античных традиций коснулось и сферы образования, что нашло отражение в ее гуманизации, отказу от телесных наказаний, осознании тесной связи человека с природой и вытекающей из этого необходимости воспитания растущего человека в соответствии с его природными задатками и потребностями.

Создаются новые типы школ, основанные на идеях гражданского воспитания ("школа радости" Витторино де Фельтре в Мантуе, Леонардо Бруни, Луиджи Валла, Баттисто Гуарини и др.).

Среди представителей французского Возрождения особо выделяются Гийом Бюде, Пьер Рамус, Франсуа Рабле, Мишель Монтень. Появляется труд Мишеля де Монтеня "Опыты" (конец XVI в.), в котором в качестве наивысшей ценности рассматривается человек. Рассматривая методы обучения, Монтень особое значение придает практическим занятиям, где учащиеся извлекают знания из собственного опыта и личных наблюдений. При этом он призывает учиться всему и у всех - от пастуха до вельможи, беря от каждого по его возможностям. Он призывал к тому, чтобы воспитанию физическому уделялось не меньшее внимание, чем умственному и духовному.

Педагогика эпохи Возрождения значительное внимание уделяла пробуждению у ученика живого интереса к изучаемому материалу, выступала против схоластического догматизма и авторитаризма.

В эпоху Возрождения возникает новый тип общего среднего образования - классический, т.е. ориентированный на изучение культурного наследия народов античности. Прежде всего, это изучение латинского и греческого языков, античной литературы и философии. Появляется и новый тип учебных заведений, обеспечивающих данный тип образования - гимназии, хотя содержание образования в них уже к концу XV в. выродилось в тягу к формальной стороне латинского языка, изящному стилю, так называемое цицеронианство.

Значимой фигурой среди гуманистов эпохи Возрождения был Эразм Роттердамский, провозгласивший идеи народного образования. Он считал труд одним из критериев нравственности. В качестве цели образования он определял воспитание морального долга и религиозного послушания. Базовое произведение, посвященное проблемам образования - "О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добротели и наукам".

Наиболее полно гуманистические педагогические идеи эпохи Возрождения нашли свое отражение в творчестве Я. А. Коменского (1592-1670). В своих произведениях Коменский выступает за всеобщее начальное обучение, ведущееся на родном языке, особое значение придавал он нравственному воспитанию подрастающего поколения. Коменский обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе вообще (макромир) и природе ребенка (микромир). Но наиболее значимой заслугой Я.А. Коменского является то, что он обосновал и практически начал реализовывать классно-урочную систему, успешно функционирующую и в наши дни.

Еще одним крупным идеологом гуманизма и просвещения был английский философ Джон Локк (1632-1704). Он выдвинул и обосновал теорию "чистой доски", в соответствии с которой все знания человека возникают из его опыта посредством чувственного восприятия. Наиболее значимые труды - "Некоторые мысли о воспитании" и "О воспитании разума". Локк, как и его предшественники, выступал за сочетание умственного воспитания с обучением ремеслам, ручным трудом, то есть положил начало реальному воспитанию, противостоящему в дальнейшем классическому.

***

Педагогика и образование в Западной Европе в XVII-XIX вв.

Под влиянием идей эпохи Возрождения сложилось мировоззрение чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения. В трактате «Великая дидактика» им рассмотрены вопросы обучения, умственного, физического, эстетического воспитания, школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания.

Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, Коменс кий провозгласил обязательность реального, общественно полезного обучения. Первым из педагогов он последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании. Признавая равенство людей от природы, право каждого на образование, Коменский указывал и на наличие индивидуальных задатков.

XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в осмыслении природы человека и воспитания. В этот период возрастает роль образования. Новая педагогическая мысль базировалась на данных экспериментальных исследований. Очевидна роль светского, естественнонаучного образования. Среди мыслителей этого периода можно назвать Ф. Бэкона, В. Ратке, Р. Декарта.

Представители эпохи Просвещения в Западной Европе и Америке сходились в критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, стремились приблизить школу и педагогику к меняющимся социальным условиям, учитывать природу человека.

В Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали законодатели Т. Джефферсон, Дж. Вашингтон, Б. Франклин, видевшие в просвещении путь к преобразованию общества.

В Англии педагогические идеи были развиты Дж. Мильтоном, Дж. Локком, Т. Лейном, Дж. Пристли. Они разрабатывали проекты демократической системы образования, выдвинули идею бесплатного всеобщего образования.

Дж. Локк в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» рассмотрел коренные вопросы педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, о цели, задачах и содержании образования, о методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления.

Немецкие педагоги во главе с И. Фихте выступили с рядом проектов, которые должны были способствовать объединению и обновлению Германии.

Создания единой светской школы, общественно-полезного обучения требовали теоретики национального воспитания Ф. Вольф, В. Гумбольдт, X. Зальцман, И. Кампе.

Они выдвинули идеи независимости школы от государства, свободы совести и отмены обязательного религиозного обучения, реорганизации традиционной школы.

Важнейшее значение для развития образования в Европе имели реформы школы и университета, разработанные и примененные практически Гумбольдтом и Фихте.

Одной из сторон деятельности представителей французского Просвещения была борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования. Эта эпоха представлена такими выдающимися мыслителями, как Ш. Монтескье, Д. Дидро, К. Гельвеции, Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Аламбер.

Французское Просвещение дало миру «Энциклопедию» - свод знаний эпохи, имевшей просветительский педагогический смысл. Этот труд предназначался для воспитания в духе новых идеалов. Энциклопедисты стремились формировать человека в полезном для общества направлении, развивать способности каждого. Общая идея - заменить догматическое, оторванное от жизни образование воспитанием нового человека.

Французские просветители возлагали большие надежды на общественное образование. Они планировали создать благоприятную учебно-воспитательную среду, обеспечив для решения педагогических задач сотрудничество школы и общественности.

Среди деятелей французского Просвещения выделяется Жан-Жак Руссо (1712 - 1778). Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он хотел устранить социальную несправедливость путем воспитания.

Главный педагогический труд Ж.-Ж. Руссо - «Эмиль, или о воспитании». Здесь он критикует существующую практику организованного воспитания, излагая в духе теории естественного права проект воспитания нового человека.

Средством нового воспитания является свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры, без вредных влияний общества.

На ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Задача воспитания - привести их в гармонию, ориентируя на самостоятельное накопление жизненного опыта.

Под естественным воспитанием Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. При естественном воспитании нет ограничений, слепого повиновения, а, следовательно, и наказаний.

Составной частью концепции являются идеи «отрицательного» воспитания.

Особое место Руссо отводил физическому воспитанию, разработал методику и рекомендации.

Идеи о трудовом воспитании и обучении имели новаторский характер.

В «Эмиле» сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого.

Педагогическая теория Руссо была необычна и радикальна для своего времени.

Эпоха Нового времени связана с творчеством педагогов, называемых классиками науки о воспитании и образовании. В первую очередь к ним относятся И. Песталоцци, И. Гербарт, Ф. Фребель, Ф. Дистервег, Г. Спенсер

В это время завершается образование классической педагогики. В педагогике Запада происходило приумножение знаний за счет информации, заимствованной из философии и других наук о человеке и его воспитании. Изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания.

В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) известен как создатель народной школы. Им первым была предпринята попытка соединить обучение с производственной деятельностью. Он организует и исследует воспитывающий труд и развивающее обучение.

При определении основ образования Песталоцци предлагал опираться на знание психологии.

Воспитание он рассматривал как многообразный социальный процесс и утверждал, что, «как обстоятельства формируют человека, так и человек формирует обстоятельства».

Песталоцци разработал метод элементарного образования, заключающийся в пробуждении задатков способностей, которые заложены в каждом ребенке. Песталоцци разложил педагогический процесс на простейшие элементы, которые предлагал сделать первоосновой для разностороннего развития личности.

Метод элементарного образования - это определенная система развития способностей и система упражнений.

Большое значение Песталоцци придавал подготовке учителей. Им был создан институт, объединяющий среднюю школу и педагогическое учебное заведение.

Фридрих Фребель (1782 - 1852) в своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия. В основном педагогическом сочинении «Воспитание человека» Фребель подчеркивал, что воспитание должно выявить и развить в человеке творческие задатки. Им были сформулированы законы воспитания.

Центр педагогической системы Фребеля - теория игры.

Иоганн Гербарт (1746 - 1841) - один из выдающихся педагогов, известен и как философ, и психолог. По Гербарту, педагогика опирается на практическую философию, т.е. этику и психологию. Таким образом намечаются цели и способы их осуществления.

Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением личности и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание.

Управление создает предпосылки для воспитания. Системы приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, наказание, включение в деятельность.

Гербарту принадлежит разработка идеи воспитывающего обучения, задача которого - развитие всестороннего интереса. Обучение Гербарт делил на преподавание и учение. Учебный процесс представлен им в виде формальных ступеней.

Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главным он считал аналитический метод.

Нравственное воспитание должно формировать волю и характер человека. Гербарт дает рекомендации по воспитанию и практические способы.

Система Гербарта определила дальнейшее развитие западной педагогики.

Фридрих Дистервег (1790 - 1866) сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы.

Основной труд «Руководство к образованию немецких учителей» опирался на взаимосвязанные принципы обучения и воспитания -природосообразность и культуросообразность. Дистервег предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной культуры: внешней, внутренней и общественной.

В обучении Дистервег отдавал предпочтение индуктивному методу. Дистервег сформулировал дидактические правила, написал множество учебных пособий для учителей.

Итак, в XIX веке в странах Западной Европы и США происходило становление национальных систем школьного образования. Были осуществлены крупные реформы, заложены законодательные основы новой школы.

***

Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами.

Зарождение экспериментального направ­ления в образовании послужило причиной открытия школ нового типа, основанных на гуманистических принципах воспитания, образования и развития ребенка. Экспериментальная педа­гогика возникла как реакция прогрессивной педагогиче­ской мысли на неудовлетворительное состояние школьного Дела, а также развитие естественных наук, где главное место занимали науки о человеке: анатомия, физиология, ги­гиена и др.

Идейной основой для экспериментальной педагогики стали взгляды А. Ферьера, О. Декроли, Э. Демолена, Г. Кершенштейнера, Д. Дьюи и др.

Школа О. Декроли в Бельгии взяла за основу изначаль­ные качества ребенка — чувство собственности и самолю­бие, любовь к играм и страх перед одиночеством. Назначе­ние этой школы заключалось в нравственном воспитании с опорой на деятельность и свободу ребенка, исходя из его природы. Выделив ассоциативные связи и «центры интере­сов», О. Декроли разработал основные темы учебной рабо­ты, соответствующие логике мышления ребенка.

В этот период в разных странах независимо друг от дру­га возникают идеи о необходимости решать все основные вопросы обучения и воспитания с учетом потребностей и интересов ребенка. Это явилось началом педоцентристской революции, в результате которой все педагогические кон­цепции пытались поставить в центр воспитания ребенка.

Д. Дьюи стремился внушить следующие идеи: вместо давления сверху — самовыражение и культивирование личности учащегося, вместо учения через тексты и с помощью учителя — учение с опорой на собственный опыт, вместо тренировки отдельных навыков и умений — их развитие результате других, более высоких.

Д. Дьюи в Чикагской школе-лаборатории, с 1896 г. рабатывая концепцию эксперимента, доказал необходим учитывать основные импульсы естественного роста ребен­ка: социальный (стремление к общению); конструктивный (стремление к движению и игре); исследовательский к узнаванию и пониманию); экспрессивный (стремление самовыражению).

Важнейшим принципом обучения Дьюи было «обучение посредством делания», т. к. младший школьник очень активен, и главной задачей педагогики является удержать активность и придать ей направление.

В большинстве экспериментальных школ США воспитание понималось как стимулирование естественного развития ребенка. М. Джонсон определила «органический» метод: ребенок имеет право наслаждаться детством и подготовится к взрослой жизни, если в детстве получит воз­можность заниматься тем, что для него имеет реальное зна­чение.

Ста­новление гуманистического воспитания в реформаторских школах Европы первой половины XX в. Экспериментальное направление для запад­ной школы является традиционным как в воспитании, так и в образовании - первая такая школа была открыта в 1650 г. в Шарош-Патоке Я. А. Коменским.

В начале века в ряде западноевропейских стран возник­ли средние учебно-воспитательные заведения, которые по­лучили наименование «новых школ». Всего их насчитыва­лось до 25, организаторы создали международное объедине­ние. Швейцарский ученый А. Ферьер сформулировал усло­вия, которым должно было отвечать учебное заведение, от­носящее себя к «новым школам»:

— организация образования на основе нетрадиционных педагогических идей (использование данных детской пси­хологии, совместное обучение девочек и мальчиков, трудо­вая подготовка, обеспечение свободной деятельности ребен­ка согласно его склонностям и интересам);

— связь с умственным воспитанием, которое предпола­гает учет индивидуальных наклонностей, преподавание, основанное на фактах и наблюдениях, обеспечение самостоятельности ученика, организация индивидуальной и самостоятельной работы, наличие у каждого ученика собственного графика изучения программ;

— наличие определенных условий для нравственного вос­питания, которое предполагает учет организации самоуп­равления, а поощрения и наказания применяются для раз­вития свободной инициативы детей.

Первая «новая школа», созданная на волне движения за обновление школы на Западе Сесилем Редди в 1889 г. в Великобритании, провозгласила программу гармоничного развития всех сил ребенка и подготовки его к жизни. Там же Дж. Бедли в 1893 г. организовал совместное учебное заведение, получившее название Бидельской средней шко­лы. Здесь большое внимание уделялось предметам совре­менного образования, учащиеся отбирались по способностям к естественным и гуманитарным наукам. 10% всего учеб­ного времени отводилось ручному труду, активно работало ученическое самоуправление: действовал школьный парла­мент, ежегодно собиралась ученическая ассамблея.

В Германии, Австрии, Швейцарии экспериментальное направление проявилось в создании «сельских воспитатель­ных домов», в которых реализовывались идеи «свободной школьной общины». Типичным можно считать учебное за­ведение Г. Литца, где воспитательную работу строили на принципах свободного развития ребенка. Учащиеся опреде­ленного возраста занимались в соответствующем воспита­тельном доме: начальная школа находилась в Ильзенбурге, средняя — в Хаубиду, старшая — в Биберштейне. Гибкий и свободный учебный план, трудовой принцип помогали каждому ребенку найти применение своим творческим си­лам и способностям. Здесь приоритет отдавался воспитанию гражданской ответственности. Школьная община предусматривала равноправие учителей и воспитанников, обеспе­чивая свободу каждого, но одновременно — дисциплину и порядок.

В Швейцарии под влиянием идей И. Г. Песталоцци и Ж.-Ж. Руссо, по образцу германских «свободных воспитательных домов» были основаны «новые школы», где реализовывались идеи «трудовой школы» и «свободного воспитания». Школа Шатеньер, созданная Э. Шварцем, относится к типичным «новым школам» Швейцарии. Здесь ежедневно преподавалось не более 2—3 дисциплин, действовало индивидуальное расписание, школьное самоуправление, подвижные классы, ручной труд рассматривался как связующее звено между воспитанием и обучением.

Целью школы де Рош во Франции было формирование активных деятелей общества, в чем помогали новый курс «Социальные науки» и школьное самоуправление, направленные на подготовку будущих лидеров. Быт приближался к семейному, учащиеся часто гостили у преподавателей, школа располагалась в живописном месте.

В «новой школе» Бьерже, основанной в 1912 г. в Бельгии, ручной труд рассматривался не только как введение в профессиональную деятельность и производственную жизнь, но и как средство умственного и общественного воспитания. Дидактической доктриной были максимальная само­стоятельность ученика, применение новых методов органи­зации обучения и нравственного воспитания.

Целью школы им. Паркера в Чикаго явилось формирова­ние характера через тесную связь социального и нравствен­ного воспитания: детская община, экскурсии на предприя­тия и в учреждения, занятия по группам, методы драмати­зации.

Итак, программы, формы, методы «новых школ» отра­зили стремление приблизить обучение к потребностям со­циально-экономического развития стран Западной Европы и Америки, к самому ребенку.

Особенно ярко идеи гуманистической педагогики были реализованы в теории М. Монтессори. Организовав в Риме свою первую «Casa dei Bambini» (дом детей), она в качестве своего девиза взяла слово «свобо­да», подразумевая самостоятельность и независимость ре­бенка. Для М. Монтессори ребенок — целостная личность в единстве телесного и духовного, что подтверждалось выде­лением двух стадий развития: предродовой (физическое раз­витие эмбриона и закладка психического) и послеродовой (дальнейшее физическое развитие и превращение младен­ца в духовного зародыша). Она считала, что для развития целостной личности ребенка необходимо добиваться гармо­нии всех сторон — физической, духовной и психической. Один из важных принципов М. Монтессори — «помоги мне это сделать самому».

***

Задача повышения конкурентоспособности страны в условиях глобализации мировой экономики требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит - об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования.

К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести:

• интенсивное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающие необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;

• переход к информационному обществу и значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;

• демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества, определяющие необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору;

• динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

• возрастание значимости человеческого капитала.

Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений инновационное развитие национальных систем образования.

***


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!