Феномен прекрасного



В «Лекциях по эстетике» (первое издание вышло посмертно,

в 1832—1845 гг.) Гегель показал, что предметом эстетики является

«обширное царство прекрасного, точнее сказать, — художественного

творчества». Философ полагал, что эту философскую науку следовало

бы назвать «философией искусства» или еще определеннее: «философией

художественного творчества»2. Прекрасное он понимал как

«чувственное явление», как чувственную видимость идеи. Собственно

истина и трактовалась им с учетом данного этапа актуализации духа

как прекрасное3.

1 Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 3. М., 1968-1971. С. 584-585.

2 Там же. Т.1. С. 7.

3 Там же. С. 119.

Стремясь познать природу эстетического, Гегель утверждал, что

искусство может служить целям легкой игры, удовольствия, украшения

быта, занятием досуга. Но в этом случае искусство нельзя считать

свободным. Оно в данном контексте не выполняет собственную миссию.

Однако у искусства есть и другое предназначение. По глубине познания

«глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин

духа»1 оно может подняться на ту же высоту, где царствуют философия

и религия.

Что побуждает людей заниматься художественным творчеством?

Отвечая на этот вопрос, Гегель показывает, что человек является духовным

созданием. Именно поэтому он стремится удвоить себя. Его

не удовлетворяет существование в качестве предмета природы. Он

существует также для себя. Это выражается в том, что он созерцает

себя, являет себя себе самому, мыслит. Только через это деятельное

для-себя-бытие он становится духом.

Для осознания себя самого человек располагает двумя возможностями.

Во-первых, он способен реализовать себя теоретически,

поскольку в своей внутренней жизни непременно должен осознать

себя для себя самого, ему надлежит понять, чем движимо его человеческое

сердце. Именно поэтому человек накладывает отпечаток

собственной сущности на внешний мир. Он фактически очеловечивает

его. Он «делает это для того, — писал Гегель, — чтобы в качестве

свободного человека лишить также и внешний мир его неподатливой

чуждости и в форме внешних предметов наслаждаться лишь некоей

внешней реальностью самого себя»2. Во-вторых, он может воплотить

себя в художественных произведениях, выразить свой богатый субъективный

мир.

Чтобы выявить сущность прекрасного, Гегель прибегает к иллюстрациям.

Отрок, кидающий камни в воду, наслаждается кругами, которые

те оставляют на водной глади. Но он также «получает возможность

созерцать свое собственное творение. Эта потребность проходит

через многообразнейшие явления, поднимаясь наконец до той формы

самопроизводства во внешних вещах, которую мы видим в произведениях

искусства»3.

Таким образом, искусство выступает в трактовке Гегеля как одна

из форм самоактуализации человека, его воспроизводства во внешнем

мире. Эстетическую деятельность Гегель связывает, стало быть,

Гегель Г.В.Ф. Сочинения. В 12 т. 'Г. 12. М., 1938. С. 8.

2 Там же. С. 33.

3 Там же. С. 33-34.

с многообразными формами человеческой практики. «Всеобщая потребность

выражать себя в искусстве проистекает из разумного стремления

человека поднять до своего духовного сознания внутренний

и внешний мир как некий предмет, в котором он снова узнает свое

собственное «я»1.

Эстетическую деятельность Гегель осмысливал в терминах свободы,

спонтанного самовыявления, раскрепощения духа. При этом он

различал теоретическое и практическое отношение к предметам внешнего

мира. Обретя ту или иную вещь, человек способен потребить ее

в качестве некой единичности, особости. Но вместе с тем он невольно

обнаруживает стремление понять данную вещь в ее всеобщности, выявить

ее скрытую суть, открыть общий закон ее существования.

Здесь проглядывает желание отгородить теоретический интерес

к предмету от практически утилитарного, смысл которого сводится

лишь к потреблению, обнаружению конкретной пользы. Гегель пишет:

«От практического интереса вожделения интерес искусства отличается

тем, что он оставляет свой предмет существовать в его свободной

независимости, между тем как вожделение, употребляя свой предмет

для извлечения из него правды, разрушает его»2.

Гегель рассматривал также функции эстетического познания.

Прежде всего он видел смысл искусства не в попытках воспитания,

вразумления, исправления. «Искусство имеет своей задачей, — писал

он, — раскрыть истину в чувственной форме, в художественном

оформлении... носит свою конечную цель в самом себе, в самом этом

изображении и раскрытии. Ибо другие цели, как, например, назидание,

очищение, исправление, зарабатывание денег, стремление к славе

и почестям, не имеют никакого отношения к художественному произведению

как таковому, не определяют его понятия»3.

Кант сравнивал природный организм с органической структурой

художественного произведения. Шеллинг устанавливает два важных

различия. Организм рождается целостным; художник видит

целое, но творить он может по частям, создавая из них нечто потом

уже нераздельное. Природа начинает с бессознательности и лишь

в конце приходит к сознанию. В искусстве путь иной: сознательное

— начало, бессознательное — завершение начатого труда. Еще

одно отличие: произведение природы не обязательно прекрасно,

произведение искусства прекрасно всегда. Иначе это не искусство.

1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. С. 34.

2 Там же. С. 41.

3 Там же. С. 60.

Искусство в широком смысле слова создается двумя различными

видами деятельности. Один из них — искусство в узком смысле слова,

умение, которому можно научить, которое сопряжено с рассуждением

и опирается на традицию. Другой не может быть изучен — это

свободный дар природы. Его можно назвать поэзией в искусстве.

Поэтическим бессознательным. Эстетика у Гегеля предстает как философия

искусства, которая занимает подчиненную ступень в развитии

абсолютного духа. Красота, по Гегелю, всегда человечна: мы

называем животных красивыми, если обнаруживаем в них свойства,

созвучные человеку, — силу, храбрость, добродушие. Красота — это

чувственная форма идеи. Вне прекрасного, считает Гегель, нет искусства.

Но это не означает, что художник ограничивает свое творчество

красотой объективного мира. В состав искусства входит и феномен

безобразного. Однако он преходящ. Если художник выносит

свой приговор тому, что противоречит прекрасному, далее следует

«внутреннее примирение духа». Иначе говоря, безобразное преодолевается

красотой, прекрасным.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!