Глава 11. Эстетические взгляды Гегеля



Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — представитель немецкой

классической философии. Он обнаружил интерес к эстетике

уже в молодые годы. Именно она преобладала в его исследовательских

экспертизах. Он писал: «Мы должны создать новую мифологию, но та

мифология должна стоять на службе идей, быть мифологией разума.

До тех пор, пока мы не придадим идеям эстетический, т.е. мифологический

характер, народ не проявит к ним интереса, с другой стороны,

пока мифология не станет разумной, философ будет ее стыдиться.

Пора, наконец, чтобы и просвещенный и непросвещенный протянули

друг другу руки, пора мифологии стать философской, народу — разумным,

философии — мифологической, дабы философы проникли

в сферу чувственности. Тогда воцарится вечное единство между ними.

Не будет презрительных взглядов, слепого содрогания народа при виде

мудрецов и священнослужителей. Только тогда станет возможным

равное развитие всех сил как единичного, так и всех индивидов. Ни

одна способность не будет подавляться...»1 В 1796 г. Гегель утверждал,

что высший акт разума, который охватывает все идеи, следует считать

эстетическим.

В ту пору Гегель находился под влиянием романтиков. Как и Кант,

он полагал, что феномен эстетического может объединить истину и добро.

Они соединяются родственными узами лишь в красоте. Однако

позже Гегель переходит от эстетики к логике. В связи с этим выстраивается

и иная иерархия, т.е. логика возрастания, форм духа. Последовательность

выглядит так: искусство, религия, философия. Свои эстетические

представления Гегель изложил в курсах лекций по эстетике,

которые он читал в Гейдельбергском, а затем в Берлинском университетах2.

Гегель рассматривает в качестве высшего этапа развития идеи абсолютный

дух. Он не имеет иной цели, кроме той, которая выражается в

стремлении сделать себя своим предметом и выразить через себя свою

сущность. Это дух свободный, истинно бесконечный. Он развивается

от внешнего чувственного созерцания к представлению и от него

к мышлению в понятиях. Гегель считал, что дух, который созерцает

сам себя в полной свободе, есть не что иное, как искусство. Дух, кото1

Гегель Г.В.Ф. Первая программа системы немецкого идеализма // Гегель Г.В.Ф. Работы

разных лет. В 2 т. Т. 1. М., 1970. С. 212.

2 Гегель Г.В.Ф. Эстетика, В 4 т. М., 1968—1973.

рый благоговейно представляет себя, можно рассматривать как религию.

Дух, мыслящий свою сущность в понятиях и познающий ее, есть

философия. Гегель полагал, что искусство, религия и философия имеют

одно и то же содержание. Но формы раскрытия и осознания этого

содержания различны. Искусству при этом отводится низшая роль

в процессе познания.

Особое внимание Гегель уделял феномену красоты. Отношение

человека к миру, к животным раскрывает красоту там, где проявляются

свойства, сходные с человеческим совершенством. Красота, по

Гегелю, — это чувственная форма идеи. Сфера проявления красоты —

видимость, которая располагается между непосредственной чувственностью

и идеализированной мыслью. Чувственное в искусстве использует

два канала восприятия — зрение и слух, но оно всегда имеет

одухотворенный характер.

Но каким образом возникает эстетическое отношение? Гегель пишет:

«Вожделение есть та форма, в которой самосознание проявляется

еще на первой ступени своего развития. Вожделение здесь не имеет

никакого дальнейшего определения, кроме определения его как влечения,

поскольку это последнее, не получившее определения со стороны

мышления, направлено на внешний объект, в котором оно ищет своего

удовлетворения»1.

Гегель создал первую историческую типологию художественной

культуры:

• символическая форма (доминировала на Востоке);

• классическая (типична для античной Греции);

• романтическая (возникла в христианской Европе).

Как определяется тип художественной культуры? Критерием

оказывается соотношение между художественным содержанием и

его воплощением. Символическое искусство, как считал Гегель, еще

не нашло подходящей формы для собственного воплощения. Поэтому

философ и называет его «предыскусством». Подлинным искусством

он называет только классическое, античное, поскольку оно

оставило совершенные формы и воплощает столь же совершенное

содержание.

Греческую трагедию Гегель считал одним из высших достижений

искусства: «...Для подлинно трагического действия необходимо, чтобы

уже пробудился к жизни принцип индивидуальной свободы и самостоятельности

или же по крайней мере принцип самоопределения,

способность свободно, но по своей воле отстаивать свое дело и его по1

Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Сочинения. В 12 т. Т. 3. М., 1938. С. 216—217.

следствия; а для появления комедии в еще большей степени должно

появиться свободное право субъективности и ее уверенного в себе

господства»1.

В романтическом искусстве обнаруживается разрушение гармонии

между формой и содержанием. Начинается разрушительный процесс,

в котором содержание развивается быстрее, чем форма. Это губительный

путь. Искусство вынуждено уступить свое первенство в духовной

культуре религии.

Гегель пытался выстроить также морфологию искусства. В дополнение

к зрению и слуху он вводил еще и внутреннее чувство, и основанное

на нем воображение. Так структурировались три вида искусств:

пластические, музыкальные и словесные.

На символической стадии художественной культуры доминировала

архитектура; в эпоху классического искусства — живопись, музыка,

поэзия.

Философию искусства Гегель рассматривает как учение об идеале

и его развитии. Идеал в искусстве проходит ряд ступеней своего развития.

Они являются формами искусства, которые дифференцируются

в зависимости от соотношения идеи и ее внешнего образа. Символическая

художественная форма дает лишь намек на идею. Это искусство

характерно для Востока. Когда идея и ее внешний облик полностью

соответствуют друг другу, мы имеем классическое искусство. Если

внешняя форма не достаточна для воплощения развивающейся идеи,

то возникает романтическое искусство.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!