Защитные механизмы эго 40 страница



 

мер, хотя и Руфь, и Бетти имеют потребность в самоуважении, каждая субъекта; но по-своему будет переживать и искать пути удовлетворения этой потребность Одна может упрочить свое положение в качестве матери, с тем, чтобы други признали ее выдающиеся материнские качества, а другая может добиться самс уважения, делая карьеру - вне дома. И наконец, следует отметить, что часть еле ва <само> в ключевом выражении Маслоу <самоактуализация> берет свои корн из положения субъективности. Гуманистическая психология склоняется к иде(что каждый человек постоянно стремится актуализировать уникального себя, кс торого только он сам может субъективно оценить.

 

Проактивность-реактивность. Хотя Маслоу полагал, что потребности челе века являются врожденными, он также признавал роль ситуационных перемен ных. А именно, он указывал, что на поведение человека влияет и мотивация (вро> денные потребности), и социальное и физическое окружение. <Здоровая теори мотивации, - писал Маслоу, - должна всегда принимать во внимание ситуацию [Маз1о\у, 1987, р. II]. Однако он также предостерегал против <слишком больше поглощенности внешними обстоятельствами, культурой, окружением или ситуацг ей> [Ма51олу, 1987, р. 10]. Утверждение Маслоу, что поведение является резул1 татом взаимодействия между потребностями и окружением, указывает на пром(жуточную позицию по положению проактивность-реактивность.

 

Гомеостаз-гетеростаз. Маслоу сильно склоняется к положению гетеросте за: образ человека, идущего к все более высоким вершинам личностного рост является неотъемлемой частью его теории. Тем не менее, Маслоу признавал Не личие двух категорий мотивации человека: тип Д и тип Б. Очевидно, что дефицк тарные мотивы имеют гомеостатическую основу. Следовательно, человек не вс время стремится к росту - часть его жизни обязательно включает уменьшени напряжения.

 

Но Маслоу не достиг видного положения в психологии из-за того, как о: объяснял Д-мотивы. Другие психологи, особенно те, которые занимались живот ными, тщательно изучали их, а Маслоу рассматривал Д-мотивы как почт: неотъемлемое теоретическое зло, которое следует признавать и учитывать, стре мясь к тому, чтобы стать полноценно функционирующим человеком. А этог' можно достичь, поднявшись над Д-уровнем функционирования и работая в на правлении роста и самореализации. С точки зрения Маслоу, человек сосредото чен на том, чтобы стать тем, чем позволяет стать его потенциал. Основная мысл его теории состоит в том, что человек поднимается над теми мотивами, которы образуют связь с остальным животным миром, и ищет личного совершенствова ния. Такая концепция личности не может существовать без прочной основы: виде положения гетеростаза.

 

Познаваемость-непознаваемость. В своих трудах Маслоу безоговорочн1 изображает людей как объекты научного исследования, которые нельзя изучит] традиционными методами. В этом смысле люди непознаваемы. Таким образом чтобы приблизиться к более глубокому пониманию природы человека, нам над< либо выйти за условные пределы науки, либо сформировать новую структур; психологии, чтобы объединить субъективные, интуитивные концепции, подхо Дящие к природе предмета. Подобно Олпорту, Маслоу чувствовал, что изу чение личности должно предпочитать идеографические методы, а не методы

 

506 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

относящиеся к пониманию всеобщих законов. Ортодоксальный подход, который изучает людей по частям, нужно заменить таким подходом, где людям позволено демонстрировать свой субъективный опыт в холистической манере.

 

Маслоу весьма критично оценивал ученых, которые придерживались бесполезного и неплодотворного подхода к изучению поведения человека. В частности, он резко критиковал психологию и методы ее преподавания, потому что видел в ней: <Зубрежку. Методы. Точное исполнение. Нагромождение крошечных фактиков, имеющих мало общего с тем, что могло бы заинтересовать студентов в психологии> [Ма51о\у, 1956, р. 229]. Как <духовный отец> гуманистического движения, Маслоу стремился к радикально другой психологии - такой, которая обратилась бы непосредственно к образу человечества. Мы вынуждены прийти к такому заключению, потому что человек, в понимании Маслоу, просто непознаваем в традиционной сфере психологической науки. Таким образом возникло движение третьей силы.

 

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Неудивительно, что попытки, направленные на эмпирическое подтверждение гуманистического направления в теории личности, сконцентрировались почти исключительно на самоактуализации. Хотя Маслоу представил широкую и убедительную концепцию мотивов человека, именно самоактуализация привлекла его интерес и завладела воображением. Он много раз описывал процесс самоактуализации, большей частью потому, что самоактуализация - это такая концепция, которую трудно охватить целиком. Пытаясь дать точное описание тех личностей, которые наиболее полно проявили свои способности, Маслоу надеялся помочь людям увидеть важность самоактуализации.

 

К сожалению, другим аспектам теории Маслоу было посвящено крайне мало эмпирических исследований, во многом вследствие недостаточной строгости теоретических формулировок, затрудняющей проверку ее валидности. Например, отсутствует точный критерий того, насколько должны быть удовлетворены потребности определенного уровня, прежде, чем проявит себя следующая, более высокая потребность. К тому же, Маслоу допускает так много исключений из своей иерархической схемы мотивации человека (например, возможное проявление высшей потребности, несмотря на депривацию низшей), что это становится недостатком в его теории. Также следует отметить отсутствие четких доказательств того, что различные метапотребности возникают или становятся доминирующими, если удовлетворены основные потребности.

 

Несмотря на недостаточное количество исследований, поддерживающих теоретические утверждения Маслоу, его гуманистические взгляды имели большое влияние на ученых в различных дисциплинах [Ьеаег е а1., 1983]. Он не только вдохновил теоретиков-персонологов и исследователей на рассмотрение позитивных аспектов человеческой природы, но также заставил некоторых из них пересмотреть своя ограниченные научные взгляды на понимание поведения человека. Маслоу критиковал своих коллег-психологов за стремление постоянно подчеркивать <изысканность, совершенство, технику и аппаратуру, [что] часто [ведет к] преуменьшению значимости, жизненности и важности проблем и креативности вообще> [Ма51о, 1987, р. 188]. В результате он помог некоторым исследователям научиться мыслить

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 507

 

о науке как сфере деятельности, в которой используются подходящие методики для того, чтобы энергично заниматься важными вопросами, а не такой, в которой сложные методики употребляются для изучения тривиальных проблем.

 

Самоактуализация: неформальное исследование здоровых людей

 

Маслоу и другие гуманистические психологи имели оптимистический взгляд на природу человека. Они не только подчеркивали врожденный потенциал позитивного и конструктивного роста, но также были глубоко уверены в реализации этого потенциала при благоприятных условиях окружения. Они также полагали, что большинство людей находится в плену у различных обстоятельств, которые иногда мешают им совершенствоваться. Следовательно, если люди хотят самоактуа-лизироваться, они должны переступить ограничения общества и свои дефицитар-ные потребности и признать свою ответственность за то, чтобы стать тем, чем они способны стать. Эмпирическая проверка этой концепции природы человека очень незначительна, и то малое количество данных, что имеется на текущий момент, получено из собственных работ Маслоу, посвященных проблеме самоактуализации.

 

В небольшом неформальном исследовании Маслоу обрисовал в общих чертах людей, которых он считал самоактуализирующимися. В их число он включил своих личных друзей и знакомых, выдающихся личностей настоящего и прошлого, а также студентов колледжа. Это были люди, которые по всем общепринятым стандартам, казалось, достигли подлинной зрелости. Они не проявляли тенденций к невротическим, психотическим или другим явным психическим расстройствам. В то же время была налицо самоактуализация, широко определенная Маслоу как свидетельство того, что человек стремится к совершенству и делает наилучшим образом именно то, на что он способен. Маслоу подтвердил отсутствие методологической строгости в выборе субъектов следующим образом.

 

Если мы хотим знать, как быстро может бегать человек, не нужно выводить среднее значение для <представительной выборки> в популяции; лучше собрать тех, кто завоевал Олимпийские золотые медали, и посмотреть, как быстро могут бегать они. Если мы хотим знать возможности для духовного роста, роста ценностей или нравственного развития людей, тогда я утверждаю, что мы можем узнать больше, изучая наших наиболее нравственных, этичных или праведных людей [Маэ1о\у, 1969, р. 726].

 

Оставаясь верным этому логическому обоснованию, Маслоу широко использовал биографический материал, собранный из интервью с современниками и из письменных документов, касающихся исторических лиц. Таким образом, его исследовательская стратегия состояла в основном из наблюдения, а не из проверки гипотез. Далее, сосредоточившись на относительно малой избранной группе субъектов (всего 48 человек), он значительно отклонился от ортодоксальной концепции статистического исследования. Тем не менее его оценка самоактуализиру-ющихся людей и качеств, которые их характеризуют, захватили воображение пер-сонологов и ученых смежных профессий [Ьеопагс1, 1983].

 

Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на три группы. В первую группу <весьма определенных случаев> были включены: Томас Джефферсон, Ав-Раам Линкольн (в его последние годы), Уильям Джеймс, Джейн Адаме, Альберт Эйнштейн и Элеонора Рузвельт. Вторая группа <весьма вероятных случаев>

 

508 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

Альберт Эйнштейн - один из нескольких людей, включенных в исследование самоактуализаций Маслоу. (КагсЬ/\?оос1йп Сатр & А55ос1а1е5)

 

состояла из современников, которым самой малости не хватало для самоактуализации, но которых все же можно было использовать в исследовании. По этическим соображениям их имен не называют. И наконец, группа <потенциальных или возможных случаев> включала людей, которые стремились к самоактуализации, но полностью ее не достигли. В эту группу среди прочих вошли Бенджамин Франклин, Пабло Казальс, Джордж Вашингтон Карвер, Томас Икинс, Уолт Уитмен и Олдос Хаксли. Маслоу рассматривал всех этих людей как редкие образцы психического здоровья, которые можно было использовать в качестве критериев для исследования возможностей природы человека.

 

Накопленные данные об упомянутых выдающихся личностях представляли собой не обычный набор дискретных фактов, а скорее нечто вроде глобальных или холистических впечатлений, которые создают о новых друзьях и знакомых. Маслоу собрал биографический материал в отношение каждого субъекта (очень напоминающий историю болезни) и по возможности опрашивал его друзей и родственников. Во многих случаях было просто невозможно опрашивать или тестировать наблюдаемых субъектов пожилого возраста, хотя такие приемы исследования (включая свободные ассоциации, тест Роршаха и тест тематической апперцепции) были применены к более молодым современникам. Следовательно, количественный анализ данных был невозможен. В результате получился список из 15 ключевых характеристик или особенностей самоактуализирующихся людей, которые будут обсуждаться в следующем разделе этой главы. Несмотря на статистическую невалидность и технические изъяны (которые мы обсудим далее), это исследование послужило Маслоу основой для описания самоактуализи-рующегося человека как модели оптимального психического здоровья.

 

Главным объектом критики в работе Маслоу являются критерии, которые он использовал при отборе примеров самоактуализирующихся личностей. ФактИ-Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ '

 

чески Маслоу выбрал тех людей, кем он лично восхищался. Рабочее определен самоактуализации таким образом опирается исключительно на его собственн) безоговорочные и в высшей степени субъективные оценки. Мы вполне мож' спросить, относятся ли приводимые характеристики к психическому процесс называемому самоактуализацией, или это просто отражение особой системы це ностей Маслоу [0аше15, 1988]. В последнем случае совокупность характеристи о которых он сообщает, нужно рассматривать не как фактическое описание сам актуализирующихся людей, а скорее как отражение персональной концепц: Маслоу о ценностях идеального человека.

 

Другие проблемы также затрудняют оценку истинности утверждения Масле что его самоактуализирующиеся субъекты представляют собой лучшие образ; человеческой расы. Прежде всего, он не обращался к вопросу о том, как развит ются характеристики самоактуализации. Являются они наследственными и, приобретаются в результате жизненного опыта? Возможно ли, что такие фактор как умственные способности, талант или привилегированное образование, сдел ли их нетипичными в общей массе, и, следовательно, их использование являет результатом предвзятости К сожалению, основываясь на имеющихся данны ответы на вопросы, подобные этим, получить не представляется возможным.

 

Вопрос о воспроизводимости результатов - другой источник критики, напра ленной против исследования Маслоу. Критики заявляли, что Маслоу давал не ные критерии для отбора самоактуализирующихся людей и применял ненадежю методы исследования. По мнению этих критиков, трудно повторить оригинальн исследование Маслоу и при этом быть уверенными, что будут идентифицирован те же характеристики самоактуализации. К тому же, Маслоу обвиняли в том, что не сравнивал группу самоактуализирующихся людей с соответствующей кон рольной группой несамоактуализирующихся людей [Вап1е15, 1982].

 

В свете этих проблем легко видеть, почему объяснение Маслоу метапсихол гии самоактуализирующегося человека обоснованно критиковалось [Вате] 1988]. К его чести, Маслоу признавал, что данный предмет изучения оставля желать лучшего в смысле подчинения требованиям строгого эмпирического иссл дования. <По обычным стандартам лабораторного исследования, то есть строго и контролируемого эксперимента, это просто даже и не исследование> [Ма51о 1971, р. 42]. Он также отмечал, что единственной альтернативой было бы совс< не изучать самоактуализацию или подождать, пока не будут разработаны сое ветствующие научные методы. И наконец, он рассматривал свое исследован: как <пилотажную> работу, которая, какой бы неадекватной в отношение научн(точности она ни была, однажды будет подтверждена другими.

 

Оценка самоактуализации

 

Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализаш изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утвержден Маслоу. Однако разработка <Опросника личностной ориентации> (Регкоп ОпепаНоп Тпуепогу, РОТ) [5Ьо5<:гот, 1964, 1974] дала исследователям возмо> ность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией [Кпар 1976; Ке11у, СЬогап, 1985]. РОТ - это опросник самоотчета, разработанный д.)

 

510 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

Таблица 10-3. Примеры вопросов из <Опросника личностной ориентации>

 

Респондент читает каждую пару утверждении и затем выбирает из нее то, которое, по его мнению, лучше его характеризует.

 

Я живу по правилам и стандартам, принятым в обществе

 

Я не вижу необходимости всегда подчиняться правилам и стандартам, установленным в обществе

 

Я делаю то, чего от меня ожидают другие

 

Я не чувствую необходимости делать то, чего от меня ожидают другие Люди должны всегда контролировать свой гнев Люди должны выражать обоснованное негодование а) Для меня важно, как я живу здесь и сейчас б) Для меня не очень важно, как я живу здесь и сейчас

 

5. а) Я чувствую себя виноватым, когда замечаю у себя эгоистические побуждения б) Я не чувствую себя виноватым, когда замечаю у себя эгоистические побуждения

 

1. а) б)

 

2. а) б)

 

3. а) б)

 

4.

 

Источник: 5Ьо5<:гот, 1964, р. 207-218.

 

оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары утверждений респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует. Примеры вопросов теста представлены в табл. 10-3.

 

РОТ состоит из двух основных шкал и десяти субшкал. Первая основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не направленным на других в поисках ценностей и смысла жизни. Люди, направленные на себя, стараются использовать собственные принципы и мотивы в качестве основы для своих суждений и действий. Их жизнь отмечена автономностью, само-поддержкой и свободой. И наоборот, люди, направленные на других, стремятся зависеть от мнения других и от социальных норм как основы для своих суждений и действий. Их жизнь отмечена зависимостью, конформизмом и потребностью в одобрении и приятии. Очевидно, никто не может функционировать эффективно в обществе без чувства направленности на других, но тем не менее от самоактуали-зирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от людей, которые самоактуализируются в меньшей степени.

 

Вторая основная шкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем. Считается, что люди, компетентные во времени, могут размышлять о том, как прошлое относится к настоящему, и реалистично связывать долгосрочные планы с текущими задачами. У них есть чувство непрерывности этих трех аспектов времени. И наоборот, люди некомпетентные во времени отделяют свое прошлое и будущее от настоящего. Их жизнь в настоящем основана на сожалениях и чувстве обиды, связанных с прошлым, и идеализированных целях или страхах, связанных с будущим. Они также испытывают трудности в связывании своих прошлых достижений с надеждами на будущее. Самоактуали-зирующиеся люди в основном компетентны во времени.

 

В дополнение к двум основным шкалам Р01 существует 10 дополнительных субшкал, предназначенных для измерения концептуально важных элементов са-Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 51

 

моактуализации. Субшкалы включают в себя ценности самоактуализации, экзи стенциальность, эмоциональную реактивность, спонтанность, заботу о свою интересах, самоприятие, природу человека, синергизм, приятие агрессии и спо собность к близким отношениям. Интерпретация РОТ включает в себя обследо вание системы показателей, полученных по двум основным шкалам и 10 субшка лам. Следует также заметить, что РОТ имеет встроенную шкалу определения лж1 для оценки того, фальсифицируют респонденты ответы или нет.

 

РОТ - наиболее часто используемый инструмент для исследования само актуализации. Тест демонстрирует ретестовую надежность в различных пробах хотя коэффициенты для определенных субшкал в определенных исследования? были получены от низких до средних [Т1агс11, Мау, 1968]. Что касается валидности исследования показывают, что тест действительно дифференцирует людей, отне сенных персонологами в различные группы по критерию самоактуализации ил> несамоактуализации. Исследование Макклэйна [МсС1а1п, 1970] доказало, чт(РОТ оказался валидным для измерения уровня позитивного психического здоро вья человека. Он обследовал 30 ведущих адвокатов, которые посещали летний институт адвокатуры. Показатели по РОТ, записанные в течение первой неделя пребывания в институте, показали, что они являлись психически здоровой груп пой. Затем сочетанные показатели самоактуализации по каждому обследуемому были получены из оценок трех экспертов - людей, которые знали его наиболее близко. Один из них был супервизором практикума, который наблюдал только шестерых адвокатов. Он просмотрел видеозаписи сессий совета, где участвовал1 эти адвокаты, и смог оценить каждого в смысле его личностной динамики и спосо ба поведения в различных ситуациях общения. Второй был лидером группового процесса, у которого в группе было также шесть адвокатов. Сессии группы кон центрировались на тренинге сенситивности, что позволяло лидеру хорошо узнат; членов его группы. Третий был клиническим психологом, который изучал каждо го из 30 обследуемых с помощью самоотчетов и проективных методик.

 

В конце 9-недельной сессии эксперты пересмотрели длинный список характе ристик самоактуализирующейся личности, полученный из работ Маслоу. Осно вываясь на этих характеристиках, каждый эксперт оценил каждого адвоката п(6-балльной шкале самоактуализации. Оценки трех экспертов по каждому обсле дуемому были суммированы, и затем был вычислен коэффициент корреляция между этой суммарной оценкой и шкалами РОТ. Корреляции между значениям? РОТ и оценками поведения, сделанными экспертами, приведены в табл. 10-4 Из 12 общих корреляций девять были статистически значимыми в ожидаемо> направлении. Эти данные предлагаются как свидетельство того, что РОТ действительно измеряет самоактуализацию среди нормальных взрослых.

 

Из некоторых исследований видно, что РОТ можно использовать для различения нормальных и аномальных групп. Так, было обнаружено, что значения показателей самоактуализации в группах психиатрических пациентов были ниже фактически по всем шкалам РОТ, чем в группах людей, которых опытные клинические психологи считали самоактуализирующимися [Рох е1 а1., 1968]. В других исследованиях приводились отрицательные корреляции между значениями высокой самоактуализации по шкалам РОТ и алкоголизмом [2ассапа, е1г, 1967], депрессией и ипохондрией [ЗЬоагот, Кпарр, 1966] и невротичностыс [Кпарр, 1965]. Дополнительное исследование показало, что значения по шкалам

 

512и Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

Таблица 10-4. Результаты корреляции между значениями по шкалам <Опросника личностной ориентации> и суммарными экспертными оценками

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ ' Таблица 10-5. Краткая шкала измерения самоактуализации

 

Шкала Р01 Компетентность во времени Внутренняя опора Ценность самоактуализации Экзистенциальность Эмоциональная реактивность Спонтанность Забота о себе Самоприятие Природа конструктивного человека Синергия Приятие агрессии Способность к близким отношениям

 

г Р 0,40 0,05 0,69 0,01 0,41 0,05 0,43 0,05 0,45 0,05 0,53 0,01 0,36 П5 0,56 0,01 0,23 П5 0,32 П5 0,42 0,05 0,42 0,05 Р 0,05 0,01 0,05 0,05 0,05 0,01 П5 0,01 П5 П5 0,05 0,05 Я не стыжусь ни одной из своих эмоций Я чувствую, что должен делать то, чего ждут от меня другие (М) Я верю, что по существу люди хорошие и им можно доверять Я могу сердиться на тех, кого люблю Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю (М) Я не принимаю свои слабости (М) Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять Я боюсь неудач (М)

 

Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (М) Лучше быть самим собой, чем популярным В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (М) Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к нежелательным последствиям

 

Я не обязан помогать другим (М) Я устал от страхов и неадекватности (М) Меня любят, потому что я люблю

 

Источник: адаптировано из МсС1ат, 1970, р. 22.

 

РОТ улучшались после того, как испытуемые принимали участие в нескольких сеансах групповой терапии [Оо5атап<:е5-А1рег8оп, МегпН, 1980].

 

Р01 также изучался в связи с некоторыми другими стандартизованными параметрами поведения или личности. Например, большинство шкал РОТ позитивно коррелируют с данными самоотчетов по автономии [СгозаасЬ е1 а1., 1966], творческим способностям [Вгаип, Ааа, 1968] и эмоциональной адаптации [МаИоск, еV, 1974]. Далее, шкалы РОТ позитивно коррелируют с академической успеваемостью студентов колледжа [ЬеМау, Оатт, 1968; 5<-елуаг1, 1968]. Эти и другие исследования позволяют считать валидность РОТ доказанной [МайсН, 1988].

 

Хотя, как оказалось, РОТ обладает адекватными психометрическими свойствами, была сделана попытка усовершествовать тест, расширив концепции актуализации, измеряемые с его помощью. Это привело к созданию теста, называемого <Измерение личностной ориентации> (Рег5опа1 ОпепаНоп В1теп51оп5, РОВ) [§1го5Ьгот, 1975, 1977]. РОС состоит из 260 вопросов вынужденного выбора, относящихся к двум главным шкалам, - ориентации во времени и стержневой центрированности. Некоторые эмпирические исследования показывают, что РОО имеет приемлемую надежность и валидность иапвеп е\- а1., 1979; Кпарр, Кпарр, 1978]. Однако вполне вероятно, что исследователи будут использовать РОТ, пока они не убедятся, что РОВ имеет лучшие психометрические свойства.

 

Кратная форма <Опросника личностной ориентации>

 

Единственным серьезным ограничением для использования РОТ, имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях является его длина. Джоунс и Крэн-далл [.Топеа, СгапсТаН, 1986] разработали краткий индекс самоактуализации. Шкала, состоящая из 15 пунктов, представлена в табл. 10-5. Проведя исследование с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунс и Крэндалл обна-Примечание. Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-значную шкалу: 1 - не согласен, 2 - не согласен отчасти, 3 - согласен отчасти и 4 - согласен. Значок <М>, следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценка по этому пункту будет инверсной (1=4, 2=3, 3=2, 4=1). Чем выше общее значение, тем более самоактуализированным считается респондент.

 

Источник:.101165, Сгап(1а11, 1986, р. 67.

 

ру жили, что значения индекса самоактуализации положительно коррелируют всеми значениями гораздо более длинного РОТ (г=+0,67) и с измеренньи величинами самоуважения и <рационального поведения и убеждений>. Шка имеет приемлемую ретестовую надежность и, вероятно, не восприимчива к вы ру ответов <социальной желательности>. Также было показано, что студен-колледжа, принимавшие участие в тренировках уверенности в себе, значитель повысили степень самоактуализации, измеренную по этой шкале [Сгапс1а11 е\- а 1988]. Повышенные показатели сохранялись больше года.

 

Исследование вершинных переживаний

 

Маслоу утверждал, что самоактуализирующиеся люди часто переживают моме ты благоговейного трепета, восхищения и экстаза. В такие моменты очень сильн' самоактуализации, которые он назвал вершинными переживаниями, люди и столько погружаются в определенную деятельность, что теряют чувство време) и места. По наблюдениям Маслоу, люди, испытавшие вершинные переживани часто полагают, что произошло нечто очень значительное и ценное.

 

Некоторые эмпирические исследования подтвердили концепцию Масл' о вершинном переживании. Например, интервьюирование спортсменов, достг тих выдающихся результатов в 12 различных видах спорта, показало, что <звез ные моменты> рекордов очень напоминают описание вершинного переживани

 

514 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

сделанное Маслоу [Кау1гга, 1977]. Были обследованы 20 спортсменов, об отсутствии страха сообщили 100%, о полном внимании или погружении, чувстве совершенства, почти божественном чувстве контроля и самоценности - 95%, о чувстве исключительной легкости - 90%. Однако, в отличие от описаний Маслоу, переживания спортсменов скорее ограничивались важностью ближайших обстоятельств, чем послужили орудием достижения серьезных перемен в их жизни.

 

Для измерения склонности к вершинным переживаниям наиболее часто используют <Шкалу вершинных переживаний> [МаЬеэ е1 а1., 1982]. В исследовании с использованием этого теста из 70 пунктов были получены некоторые данные в поддержку взглядов Маслоу. Например, люди, получившие высокие показатели по шкале, сообщали о случаях трансцендентных, мистических переживаний и ощущении большого счастья. Высокие показатели также соответствовали образу жизни, ориентированному на <бытийные> ценности, такие как истина, красота и справедливость [МаЬез е1 а1., 1982].

 

В заключение можно сказать, что поскольку интерес к гуманистической теории Маслоу продолжает расти, весьма вероятно, что дальнейшие эмпирические исследования прольют значительно больше света на его центральные теоретические конструкты [Наутав, Огееп, 1982]. В настоящее время мы не в состоянии дать определенную оценку эмпирического статуса теории.

 

ПРИМЕНЕНИЕ: ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!