Защитные механизмы эго 43 страница



 

В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, - убежденностью в том, что человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно.

 

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого ид и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализирова-ны, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой [Ко§ег5, 1980]. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал, что его заключения основаны на почти 30-летнем опыте психотерапевта. Он заявлял:

 

Я не придерживаюсь точки зрения Полианны' на природу человека. Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально

 

Полианна - героиня романа американской писательницы Элеонор Портер, воплощение неистреби-534 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас [Ко§ег5, 1961, р.27].

 

Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к <конструктивной реализации> свойственных им врожденных возможностей. <Поэтому, когда такой фрейдист, как Карл Меннингер (Каг1 Меппшег), говорит мне (в дискуссии по этому вопросу), что он воспринимает человека как "врожденное зло" или, более точно, "врожденное деструктивное", я могу только покачать головой в изумлении> [цит. по К4г5сЬепЬаит, 1979, р. 250]. Итак, Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативнос-ти и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии.

 

Хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия. Прежде всего, Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу, с другой стороны, придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. В отличие от Роджерса, Маслоу не подчеркивал феноменологию человека. Во-вторых, теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими психологические проблемы. В самом деле, Роджерс сконцентрировал внимание на терапевтических условиях, которые способствовали самоактуализации человека и перенесению того, что он извлек из терапии, в общую теорию личности. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы психология переключила внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей. И наконец, Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к совершенствованию врожденного потенциала, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, фактически игнорировались. Работы Мас-лоу посвящены почти исключительно взрослым, хотя он все же признавал, что люди подвержены фрустрации потребностей в определенные <критические стадии> жизненного цикла. Несмотря на эти явные теоретические различия, и Роджерс, и Маслоу полагали, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.

 

РУКОВОДЯЩИЙ МОТИВ В ЖИЗНИ: ТЕНДЕНЦИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ

 

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Он представляет собой <свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 535

 

сохранять и развивать личность> [Роджерс, 1959, р. 196]. Таким образом, важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. Действительно, Роджерс чувствовал, что ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность, и используя эти гипотетические мотивы для объяснения причин поведения [Ко§ег5, 1980]. Возьмем в качестве примера голод. Традиционно психология рассматривала его как отдельное влечение, или мотив, вещь в себе. В системе взглядов Роджерса голод является только одним из специфических выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а именно - он необходим, чтобы <сохранить> человека. Если вы в это не верите, прекратите есть. Меньше чем через неделю вы в это поверите или умрете. Или рассмотрим половое влечение как мотив-оно служит для <интен-сифицирования> человека. Это понятно и без пояснений. Или потребность достижения - желание отличиться, выполнить трудную задачу. С точки зрения Роджерса, данную потребность можно трактовать как одно из выражений тенденции актуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала.

 

Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Далее некоторые существенные признаки определяют тенденцию актуализации как <один центральный источник энергии в организме человека> [Ко§ег5, 1980, р. 123]. Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция актуализации действует на психические процессы, относящиеся к самости, имеет еще большее значение. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

 

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того, чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни - она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни!

 

Роджерс не считал нужным давать конкретные примеры проявления тенденции актуализации в поведении, но ее можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной

 

г

 

536 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

Маленький ребенок, делая свои первые шаги, проявляет тенденцию актуализации, которую можно наблюдать не только у людей, но у всех живых существ. (Кау?1115. РЬо1о КехеагсЬегя)

 

и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым, помогать людям, больным СПИДом). Другие многочисленные примеры также иллюстрируют действие принципа актуализации Роджерса. Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством - он действительно <зациклился> на этом и актуализируется. Он падает назад или вперед, ударяется головой и расквашивает нос. Но в конце концов он идет. Также и игрок в теннис стремится улучшить свой удар справа и слева, игрок в гольф - прицел и удары по мячу, профессор колледжа - свои статьи, а подросток - свою идентичность. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче, Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.

 

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмическии оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 537

 

от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмическии оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимаемых иначе. Роджерс предположил, что даже маленькие дети, если есть для этого возможность, будут действовать в соответствии с организмическим оценочным процессом: <Самый простой пример - это ребенок, который ценит пищу, пока голоден, и испытывает к ней отвращение, когда насыщается; в какой-то момент он оценивает стимуляцию, а вскоре оценивает только остальное; он удовлетворяется диетой, которая в конечном итоге максимально интенсифицирует его развитие> [Ко§ег5,1959, р. 210].

 

Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы,

 

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным. Мы более подробно поговорим о тенденции самоактуализации, когда будем описывать полноценно функционирующего человека в следующем разделе этой главы.

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ РОДЖЕРСА

 

Как мы видели, теория Роджерса иллюстрирует феноменологический подход к личности. Феноменологическое направление считает реальным для индивида (то есть реальным для его мыслей, понятий, чувств) то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий. Говоря

 

8 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

гноменологически, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, [к мы субъективно воспринимаем их. Например, человек, изнывающий от ажды в пустыне, бросится к луже воды, являющейся миражом, так, как если бы

 

0 была настоящая вода. Еще пример: два человека, оказавшиеся в одних и х же обстоятельствах, могут впоследствие описывать две совершенно разные;туации, это часто бывает с рассказами <очевидцев> появления неопознанных

 

_тающих объектов, дорожно-транспортных происшествий и других неожидан-)1Х событий.

 

Феноменологическая психология отстаивает в качестве своей основной докт-1ны положение, что психологическая реальность феноменов является исключи-льно функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не ть прямое отражение мира реальности; действительная реальность - это ре-юность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм. Следова-льно, по Роджерсу, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии

 

1 своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере досту-_н только ему самому [Ко§ег5, 1959]. В заключение можно добавить, что Род-5рс, в отличие от Келли, избегал делать какие-либо заявления о природе)бъективной> реальности. Его интересовала только психологическая реаль-кть (то есть то, как человек воспринимает и интерпретирует любую информа-1ю, получаемую посредством чувств), а объективную реальность он оставлял илософам [Ко§ег5,1961].

 

Большое значение для феноменологического направления теории личности чеет то, что понимание поведения человека зависит от изучения его субъективно восприятия реальности. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, ъствует и ведет себя данным образом, нам необходимо постичь его внутренний 1р. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. По-ому наиболее важным аспектом психологического исследования является изу-ние субъективных переживаний человека - ведь в конечном счете только эти

 

_реживания ответственны за поведение. Это и есть феноменологическая реаль-ть, которую персонолог, по Роджерсу, должен попытаться проанализировать и <нять.

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 539

 

или правильнее, чем у кого-то еще; никто не имеет права противопоставлять свою реальность реальности других.

 

Роджерс отвергал в большей ее части теорию Фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения являются первичными факторами, лежащими в основе личности. Поведение не определено прошлыми событиями. Роджерс подчеркивал, что необходимо понять, каким человек воспринимает свое окружение сейчас. Наша актуальная интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства, влияет на наше настоящее поведение. Если бы Роджерса, например, спросили: <Что заставляет человека поступать так враждебно?>, - то могли бы получить ответ: <Он рассматривает мир как опасное место и считает, что его не любят и не могут полюбить>. Роджерс не сказал бы: <Он терпел лишения и оскорбления, когда был ребенком>.

 

С этой неисторической точки зрения необязательно прослеживать давнее прошлое, чтобы узнать, почему человек ведет себя так сегодня. Разумеется, Роджерс признавал, что прошлый опыт влияет на восприятие настоящих событий. Однако он настаивал на том, что на поведение данного момента всегда влияет актуальное восприятие и интерпретация. Более того, Роджерс полагал, что на поведение существенно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее (обратите внимание на сходство с теорией личностных конструктов Келли). Например, если молодая женщина считает, что она не умеет общаться с мужчинами, она находится в затруднении не из-за прошлых неудач, а из-за того, что боится неудач будущих. Ею управляет самоисполняющееся предвидение, а именно то, что она не сможет заинтересовать мужчину, потому что лишена социального шарма. Изменение негативного представления, которое она создала о себе, вероятно, способствовало бы ее успеху в будущих сексуальных отношениях. Таким образом, Роджерс отдавал предпочтение идее о том, что личность следует изучать в контексте <настоящее-будущее>.

 

И наконец, Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять только если обращаться к целостному человеку. Другими словами, он поддерживал холисти-ческую точку зрения на личность - представление о том, что человек ведет себя как интегрированный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности. Приверженность Роджерса холистическому направлению видна практически в каждом аспекте его теоретической системы.

 

1СПОДСТВО субъективного опыта

 

зязь опыта с поведением является существенным тезисом в феноменологиче-ой теории Роджерса. Он настаивал на том, что поведение человека нельзя по-;ть, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий. Говоря о прогно-ровании поведения, Роджерс заявлял, что человек действует в соответствии со оим восприятием событий, происходящих в данный момент. Таким образом, он вступал против утверждения Скиннера о том, что поведение можно объяснить акцией человека на объективную стимульную ситуацию; по его мнению, скорее дует говорить об интерпретации ситуации и ее персональном значении, кото-регулирует поведение. Критическое значение имеет восприятие явлений: что енно для меня представляет собой напиток из взбитых яиц с сахаром и ромом, и чувства любви и гнева, или данный человек. Следовательно, никто с полным рованием не может утверждать, что его чувство реальности непременно лучше

 

Я-КОНЦЕПЦИЯ: <ВСЕ-ТАКИ КТО Я?>

 

Из предыдущего обсуждения должно быть ясно, что Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса. Фактически конструкт самости является столь неотъемлемой частью роджерсовской теории, что некоторые психологи определяют ее как <теорию Я> [Райегвоп, 1973]. Но, удивительно, Роджерс начал создавать свою' теорию отнюдь не с признания важности собственного <Я> в переживаниях человека. Скорее он начал с представления самости как <неясного, двусмысленного, научно бессмысленного термина>, который больше не в моде у уважающих себя психологов [Ко§ег5, 1959, р. 200]. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах самости, и постепенно он осознал что самость была значительным элементом в опыте человека и что

 

540 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

целью пациента было достичь своей <реальной сущности>. Самость, или Я-кон-цепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как:

 

Организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств <Я>, или <меня> и восприятий взаимоотношений <Я>, или <меня> с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый [Ко§ег5,1959, р. 200].

 

Таким образом, <Я> - это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека (определенного как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного восприятия и ценностей <Я>. Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Для примера, человек может воспринимать себя так: <Я умный, любящий, честный, внимательный и привлекательный>. С точки зрения феноменологического направления, Я-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Эти ролевые образы формируются в результате все более усложняющихся транзакций между людьми. Следовательно, Я-концепция может включать некий набор образов <Я> - родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста. Легко заметить, что <Я> человека может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические <роли> в различных жизненных контекстах [Маг1ш5, Мипиа, 1986].

 

Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент <Я> называется Я-идеальное. По Роджерсу, Я-идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это <Я>, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

 

Роджерсовское понятие <Я> можно также понимать в терминах различных свойств и функций. Для начала Роджерс постулировал, что Я-концепция исходит из общих законов и принципов восприятия, установленных в научной психологии [см, Ераеш, 1973]. Это означает, что структура <Я> действует в терминах таких процессов восприятия, как фигура-фон, завершение и сходство. Во-вторых, Роджерс полагал, что Я-концепция пространственна по природе, и считал, что она представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия <Я>. Так, например, хотя <Я> постоянно меняется в результате нового опыта, оно всегда сохраняет качества целостной системы, гештальта. Неважно, насколько люди изменяются со временем, у них всегда сохраняется внутреннее чувство, что они в любой момент времени остаются все теми же людьми. Далее Роджерс предположил, что Я-концепция - это не гомункул или <маленький человечек в голове>, который контролирует действия человека. <Я> не регулирует поведение; наоборот, оно символизирует главную часть сознательного опыта индивида. И наконец, панорама опыта и восприятия, известная как <Я>, принимается и признается сознанием. Роджерс полагал, что для Я-концепции, в которую включены бессознательные процессы, нельзя дать рабочее определение, и, следовательно, она не поддается научному исследованию.

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 5

 

Развитие Я-концепции

 

В отличие от таких теоретиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс не создг вал специальную схему критических стадий, через которые проходят люди в прс цессе формирования Я-концепции. Он сосредоточивался на том, как оценка т дивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детстве способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

 

Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененж будь то ощущения тела или внешние стимулы, такие как движение игрушег подвешенных над кроваткой. Младенец не осознает себя как отдельное суще(поэтому он не делает различий между тем, что есть <мое> и что - <не мое Следовательно, для новорожденного самость является фикцией (не существует присутствует только целостное, всеохватывающее и недифференцированное ф< номенальное поле. Тем не менее, вследствие общей тенденции к дифференциацш которая является частью процесса актуализации, ребенок постепенно начинае отличать себя от остального мира. Этот процесс дифференциации феноменально го поля в такое, которое признается и ощущается как отдельный объект, объясню ет возникновение Я-концепции человека в теории Роджерса.

 

Роджерс выдвинул теорию, что когда <Я> только формируется, оно регулир ется исключительно организмическим оценочным процессом. Иначе говоря, мл. денец или ребенок оценивает каждое новое переживание с позиции того, спосо(ствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации. Наприме{ голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопа ность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развэ тию организма. В некотором смысле организмический оценочный процесс явл ется контролирующей системой, которая способствует правильному уловлю творению потребностей младенца. Младенец оценивает свои переживания соответствии с тем, нравятся они ему или не нравятся, доставляют ему удовол) ствие или нет и так далее. Такое оценивание проистекает из его спонтанной реа] ции на непосредственные переживания, будь то сенсорные, висцеральные ил эмоциональные стимулы.

 

Структура <Я> впоследствии формируется через взаимодействие с окруж' нием, в частности, со значимыми другими (например, родители, братья и сестрь другие родственники). Иначе говоря, по мере того, как ребенок становится соц] ально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные спосо1 ности, его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется. След вательно, в значительной степени содержание Я-концепции является проду] том процесса социализации. И отсюда вытекают условия, важные для развита Я-концепции.

 

Потребность в позитивном внимании. По Роджерсу, для любого челове1 важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивно внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознаш возникновения <Я>, она всепроникающа и устойчива. Впервые она проявляете как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда и

 

542 _ Глава 11. феноменологическое направление в теории личности

 

Я-концепция формируется посредством взаимодействия со значимыми другими. (5репсег Огеп1:/РЬо1о КехеагсЬегх)

 

недовольны. Роджерс указывал, что позитивное внимание является либо приобретаемым, либо врожденным, но, хотя он предпочитал первое объяснение (то есть полагал, что это вторичный, приобретенный мотив), он не считал происхождение этого мотива существенным для своей теории. Интересным аспектом позитивного внимания является его двойная природа - если человек считает, что он удовлетворяет потребность позитивного внимания у других людей, то он непременно чувствует удовлетворение своей собственной потребности.

 

С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует орга-низмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания. Например, если родитель настаивает, чтобы ребенок вел себя как <хороший мальчик>, а то его не будут любить, он будет оценивать переживания с позиции родительского образа <хорошего поведения>, а не в терминах своей собственной организмической реакции. Вместо того, чтобы узнать, что почувствуешь, если скажешь <гадкое> слово, положишь лягушку в кровать сестры или украдешь игрушку у приятеля, ребенок сразу определяет подобное поведение как <плохое> и отказывается от него. Таким образом, поведение ребенка управляется не вероятностью того, что его переживания сохранят или интенсифицируют его Я-кон-цепцию, а вероятностью получить позитивное внимание от значимых для него людей. Роджерс считает это состояние несоответствия <Я> и опыта наиболее серьезным препятствием в развитии психологической зрелости.

 

Роджерс также предположил, что людям необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе - это приобретенная потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетво-Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 54


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!