Защитные механизмы эго 47 страница



 

Защита (ВеГспсе). Попытка человека изменить или модифицировать угрожающее переживание с помощью отрицания или искажения. Идеал-сортировка (1<1са1-8ог1). Утверждения, которые выбирает испытуемый, описывая

 

человека, которым он хотел бы быть.

 

Искажение восприятия (Регсер<:иа1 (118<:ог<:1оп). Тип механизма защиты, используемый, чтобы трансформировать угрожающие переживания в форму, соответствующую или согласующуюся с актуальным Я-образом человека.

 

Креативность (СгеауНу). Характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем. Несоответствие (1псоп§п1епсе). Состояние дисгармонии, имеющее место, когда существует

 

несоответствие между переживанием человека и его Я-концепцией.

 

Обусловленное позитивное внимание (Соп(1Шопа1 рояШуе гедаг). Ситуация, когда человек получает похвалу, внимание и одобрение за то, что ведет себя в соответствии с тем, чего от него ожидали другие. Иначе говоря, обусловленное позитивное внимание зависит от определенных действий или мыслей.

 

Организмический оценочный процесс (Огашяппс уа1ит§ ргосевя). Роджерсовский принцип, согласно которому переживания, которые воспринимаются как сохраняющие или развивающие человека, оцениваются позитивно, в то время как переживания, которые воспринимаются как негативные или противоречащие сохранению или развитию человека, оцениваются негативно или их избегают.

 

Организмическое доверие (0г§аш8т1с гавт). Способность полагаться на наши внутренние переживания и чувства как на основу для принятия важных решений. Открытость переживанию (Ореппевя 1о ехрепепсе). Способность человека переживать то,

 

что происходит внутри него, без чувства угрозы; противоположное понятие - защита. Отрицание (0еп1а1). Защитный механизм, посредством которого человек защищает себя

 

от неприятных аспектов действительности, отрицая их существование. Полноценно функционирующий человек (Ри11у ГипсИотп регяоп). Термин, используемый Роджерсом для определения человека, который функционирует в соответствии со

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 571

 

своим организмическим оценочным процессом, а не с интернализованными условиями ценности.

 

Потребность в позитивном внимании (ее< Гог рояНуе гедаг). Приобретенная потребность человека получить приятие, уважение и любовь от значимых людей в его окружении.

 

Потребность в позитивном внимании к себе (ее<?ог ровШуе ве-геап)). Приобретенная потребность, которая развивается из ассоциации Я-переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании. Удовлетворение при одобрении и неудовлетворение при неодобрении человеком самого себя, Соответствие (Сопдгиепсе). Состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия между переживанием человека и его Я-концепцией.

 

Тенденция актуализации (АсиаНгтд 1еп(1епсу). В теории Роджерса - основной мотив в жизни людей. Заключается в стремлении сохранять и интенсифицировать себя, стать настолько хорошим, насколько позволяет присущая им природа. Тенденция самоактуализации (8е1Г-ас<:ча1121П§ <:еп(1епсу). Тенденция человека к развитию

 

в направлении возрастающей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности. Терапия, центрированная на человеке (Рег8оп-сепЬге<1 1Ьегару). Форма психотерапии, разработанная Роджерсом на основе принятия и безусловного внимания к клиенту. Особо подчеркиваются взаимоотношения между психотерапевтом и клиентом как средство достижения личностных изменений.

 

Техника -сортировки (-801 <:есЬпие). Метод самооценки, используемый для того, чтобы измерить, в какой степени действительная и идеальная Я-концепция человека соответствуют или не соответствуют друг другу.

 

Тревога (Апх1е<:у). Эмоциональная реакция на то, что человек осознает переживание как несоответствующее или несообразное с его Я-структурой и ее интернализованными условиями ценности. Угроза (ТЬгеа). Любое переживание, которое воспринимается как несогласующееся с

 

Я-структурой человека. Феноменальное поле (РЬепотепа1 Пе1<1). Всеобщность переживания человека (также

 

определяется как поле восприятия).

 

Феноменология (РЬепотепо1о§у). Подход в персонологии, подчеркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и себя.

 

Экзистенциальный образ жизни (Ех18<:еп11а1 НУ№§). Образ жизни, характеризующийся существованием <здесь и сейчас> так, что каждый момент жизни нов и отличается от всего, что было ранее.

 

Эмпирическая свобода (ЕхрепепНа) <тее<1от). Субъективное чувство, что можно жить свободно, как хочешь, например, <Я один ответствен за свои действия и их последствия>.

Я-идеальное (Меа1 5010. Человек, каким, индивид полагает, он сможет или должен стать

 

(включая стремления, нравственные идеалы и ценности).

 

Я-концепция (8е1-сопсер<:). Всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: концепция человека о том, каков он.

 

Я-сортировка (ХеК-яог*:). Утверждения, которые испытуемый сортирует при описании человека, которым он в данное время является.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

АсНепЬасН Т., 7.щ1ет Е. (1963). 5ос1а1 сотре1:епсе апс1 зе1-1та§е (}15рап1у т рзусЫапс ап<3

 

попр8усЬ1а1пс раНеп. игпа1 о{ АЬпогта1 ап(1 5ос1а1 Р5усЬо1о@у, 67, 197-205. Вег§ег Е. (1955). Ке1аНоп5Ыр5 атоп@ ассерапсе о{ зе1?, ассерапсе оГ оеге ап(1 ММР1 эсагея..1оигпа1 о{ Сочп5е1т§ Р8усЬо1о@у, 2, 279-284.

 

572 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

Вет А. Е. (1979). ТЬе еуа1иа<,юп о{ 1,ЬегареиЧс ои1соте5. 1п А. Ве㧹, 5. СагйеИ (Ейз.).

 

НапйЬооЬ оГ рвусЬоСЬегару апй ЬеЬауюг сЬапе (2п(3 е(}.). Ме УогЬ: \У41еу. Вегёт А. Е., Ятрр Н. Н. (1972). СЬап§т§ гоп11ег5 {п <:Ье 5с1епсе о(рзусЬоЬегару. Ке\у УогЬ:

 

А1(11пе-А<:Ьег1оп. СаМцУК. (1969). Не1р1п@ апс1 Ьитап ге1а11оп5 (?015. 1 апс1 2). е\V УогЬ: Но11, КтеЬап ап(}

 

У1п51оп.

 

СооретпИН 8. (1967). ТЬе агЛесес1еп<:5 о{ ве-езгеет. еVV УогЬ: Ргеетап. Ермет 8. (1973): ТЬе 5е1-сопсер1 геу18Н:е(1: Ог а 1Ьеогу о{ а 1Ьеогу. Атепсап Р5усЬо1о§151" 28,

 

404-416. ЕужпсЪ Н.]. (1952). ТЬе ейес18 о{ р5усЬо1:Ьегару: Ап еуа1иа11оп. оигпа1 оГ Соп5и111п§ РвусЬо-1о@у, 16,319-324.

 

ЕухпсЪ Н.]. (1966). ТЬе ейес1з о? рвусЬоЬегару. еV УогЬ: 1п1егпа<:1опа1 5с1епсе Ргевз. РпсЬ V/. (1971). Ниташзйс р8усЬо1о§у: 1п1егу1е\У5 ЛУНЬ Ма51о\у, МигрЬу, ап(1 Ко§ег5. Со1ит-Ьиз, ОН: МегпН.

 

Рттт Е. (1956). ТЬе аг1 оГ 1оу1п§. Ме\у УогЬ: Нагрег ап(1 Ко\у. На1е5, 8. (1979). Веуе1ортеп1:а1 ртосеваев оГ 5е1Г-е5[еет. Рарег ргеаепей а1 <:Ье 8ос1е(:у Ьг

 

К.е5еагсЬ 1п СЬ11(1 0еуе1ортеп1, §ап Ргапс15со. Шт Е. Т. (1987). 5е1{-Д45Сгерапсу: А Ьеогу ге1а<:ш@ 5е1Гап(1 йИес\.. Р5усЬо1о§1са1 Кеу1елу, 94,

 

319-340. НоШосЬ Т. Ь., Коёеп С. К. (1977). Рег5оп-сеп1егес1 1Ьегару. 1п К.. Сог51п1 (Е(1.). Сиггет

 

рег5опа1Ну Ьеопез. 11а5са, 1Ь: РеасосЬ РиЫзЬегэ. КтсНепЬаит Н. (1979). Оп Ьесотш§ Саг1 Ко§еге. елV УогЬ: Ое1асоПе Ргезв. ап(тап. Т., Ваюез К. М. (1982). РвусЬоЬегару оиЮотез. Атепсап Р5усЬо1о@15<., 37, 504-516. еVа_пI К. Е., 5с11еп. М. (ЕДз.) (1984). С11еп<:-сеп1:егес1 Ьегару ап(1 1Ье регеоп-сеШегеЯ ар-ргоасЬ: Мелу сНгесйопз 1п Ьеогу, гезеагсЬ, апс1 ргассе. Ме\? УогЬ: Ргае§ег. МаНопеу., НатгСпеп]. (1973). 5е1?-асиа112а1юп апс1 5еН'-сIеаI (115сгерапсу. оигпа1 о{ Р5усЬо1-

 

оеу, 85,37-42.

 

МаЛш Н. (1983). 8е1?-1шо1ес1§е: Ап ехрап(1ес1 у1е\у. оипа1 о! Рег5опа1Ну, 51, 543-565. МаЛш Н., Шпш Р. (1986). РояЫе 5е1уев. Атепсап Р5усЬо1о§151:, 41, 954-969. Мейтпш С., СитИз Е. (1963). ТЬе ге1а1юп Ьеееп та1егпа1 5е1?-ассер1:апсе ап(1 сЬ11(1 ассер-1:апсе. оипа1 оГ Соип5е11п§ Р5усЬо1о§у, 27, 542-544. Райепоп С. (1973). ТЬеопех осоип5е11п@ апД р5усЬо1Ьегару (2пД ес1.). Ме УогЬ: Нагрег ап(3 Ко. Ко§еп С. К. (1939). ТЬе с1т1са1 <:геа1теп1 оГ 1Ье ргоЫет сЬ1Ы. Вовоп: Нои§Ь1оп М1й11п. Коёеп С. К. (1942), Соип5е1т§ апс1 рзусЬоЬегару: Ме сопсер<.5 1п ргасйсе. Вооп: Нои§Ь1оп

 

М1т1п. Ко§еп С. К. (1951). С11еп1-сеп1:егес1 (:Ьегару: 115 сиггеп1 ргасИсе, }тр11са(:1оп5, ап(1 <,Ьеогу. Вов-<:оп: Нои§Ь1оп М1й1п.

 

Ко§еп С. К. (1954). ТЬе Саае о{ Мгх. ОаЬ: А гевеагсЬ апа1у545. 1п С. К. Ко@ег5, К. Р. Вутопс1 (?(15.). РзусЬо1Ьегару апс1 рег5опа111у сЬап§е: Со-огс1}па1е(1 ге5еагсЬ 51ис11е5 1п 1Ье с11еп1- сетегеЯ арргоасЬ. СЬюао: ип1уег5Ну о{ СЫса@о Рге55. Ко§еп С. К. (1955). Рег5оп5 ог 5с1епсе? А рЬНо50рЫса1 диевоп. Атепсап Р5усЬо1о@151, 10,

 

267-278. Ко§еп С. К. (1956). §оте 155ие5 сопсегп1п§ 1Ье соп1го1 о{ Ьитап ЬеЬауюг (5утр05шт \у1<:Ь

 

В. Р. §1иппег). 5с1епсе, 124, 1057-1066. Ко§еп С. К. (1957). ТЬе песемагу апс1 5и№с1еп1 сопсНйоп5 о{ 1Ьегареи<:1С рег5опа11<:у сЬап@е.

 

оигпа1 о(Соп5и11т§ РвусЬоЬбу, 21, 95-103.

 

Коеп С. К. (1959). А 1Ьеогу о{ <:Ьегару, рег5опа1Я:у апс1 1п1егрег5опа1 ге1а11оп5Ь1р5, ав с1еуе1- ореЯ т 1Ье с11еп1-сеп1егес1 {татеууогЬ. 1п 5. КосЬ (Ес1.). Р5усЬо1о§у: А 51ис1у о{ а 5с1епсе (Уо1. 3, рр. 184-256). Ме УогЬ: МеСга-НШ. Ко§еп С. К. (1961). Оп Ьесот1п@ а регвоп: А 1:Ьегар151'5 у1елу о{ р5усЬо1Ьегару. Во5<:оп: Нои@Ь-<:оп М1Й1п.

 

Ко§еп С. К. (1963). ТЬе ас1иа11г1п§ 1еп(1епсу ш ге1а11оп 1о <тоНуеа>; ап(1 <:о соп5с1ои5пе55. 1п М. опс5 (Ес1.). МеЬга51<а 5утро51ит оп тоНуаНоп (Уо1. 2, рр. 1-24). Ыпсо1п: ишуегвИу о{ КеЬгавЬа Рге55.

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 573

 

Коцеп С. К. (1967). Аи1оЬ1о§гарЬу. 1п Е. Вог1п§, С. Ыпгеу (Е(}5.). А Ы5Согу о р5усЬо1о§у 1п

 

аи1:оЫо§гарЬу (Уо1. 5, рр. 341-384). Меуу УогЬ: Арр1е1оп-Сеп1игу-СгоА8. Коеп С. К. (1969). Ргеес1от 1о 1еагп: А у1е\у о{ ууЬа<: е(1исаС1оп т1§Ь1 Ьесоте. Со1итЬи5, ОН:

 

МеггШ.

 

Коцетз С. К. (1970). Саг1 К.о§ег5 оп епсоипег §гоир5. Меду Уог1с: Нагрег апс1 Ко\у. Ко§еп С. К. (1972). Весот1п§ рагпегв: Магг1а§е апс1 Ив аКегпайуев. Ме\у УогЬ: 0е1асог(:е

 

Рге55. Коёетз С. К. (1973). Му рЬ11о50рЬу о{ 1п1егрег5опа1 ге1а11оп5Ь1р5 ап(1 Ьоу 11 §ге\у. оигпа1 о{

 

Нитап1511с Р8усЬо1о@у, 13,3-15.

 

Ко§еп С. К. (1974). 1п ге1го5рес1: Рог1у-з1х уеагв. Атег1сап Р5усЬо1о§151, 29, 115-123. Ко§етз С. К. (1977). Саг1 К.о§ег5 оп рег5опа1 родуег. Ме\у УогЬ: Ве1асог1е Рге55. Коеп С. К. (1980). А \гау о{ Ье1п§. Во51оп: Нои§Ь1оп М1М1п. Ко§еп С. К. (1983). РгеесЬт 1о 1еагп {от 1Ье 805. Со1итЬи5, ОН: МеггШ. Ко§еп С. К. (1984). Ко@ег5 са115 реасе гевиНв <5игрг151п§>. АРА МопНог, МоуетЬег. Коёеп С. К. (1986). С11еп1-сеп1еге(1 <:Ьегару. 1п 1. Ь. Ки1и5Ь, А. о\{ (Е(15.). Р5усЬо-1Ьегар151'5

 

савеЬооЬ. 5ап Ргапс15со: 055еу-Ва55. Коеп С. К., Вутопс1 К. (Ес15.) (1954). Р5усЬо1Ьегару апс1 рег5опа1Яу сЬап§е. СЬ1са§о: ишуег-511у о{ СЬ1са§о Рге55. Ко§еп С. К., ЗСеиепз В. (1967). Рег5оп 1о регэоп: ТЬе ргоЫет о{ Ьеш@ Ьитап. Ме\у УогЬ: 51топ

 

апс15сЬи51ег. ЗтИН М. 1., С/аи С. V., МШет К. Ь. (1980). ТЬе Ьепей15 о{ р5усЬо1о§у. Ватоге: Ьп5 Нор-Ь1п5 ип1уег5Ну Рге55. 81ерНетоп }У. (1953). ТЬе 51и(1у о{ ЬеЬауюг: -1есЬп1яие ап(1 115 те1Ьос1о1о§у. СЫса§о: ип1-

 

уег5Яу о{ СЬ1са@о Рге55. 8итп К. (1961). ТЬе ге1а1юп5Ыр Ье1дуееп 5е1Г-ассер1апсе апс1 ассер1апсе о{ о1Ьег5: А 1еагп1п§-

 

1Ьеогу апа1у515. оигпа1 о{ АЬпогта1 ап(1 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 63, 37-42. 8иЬ., СгееппиаМ А. С. (Ес15.) (1983). Р5усЬо1о@1са1 рег5рес11уе5 оп 1Ье 5е1 (Уо1. 2). Н1Н5(1а1е,

 

: ЕНЬаит. Титет К. Н., УапйегИрре К. Н. (1958). 5еК-1с1еа1 соп§гиепсе а5 ап 1п(1ех о{ а(ии51теп1. оигпа1

 

о{ АЬпогта1 ап(1 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 57, 202-206. \Уа1г1атс1{ Р. (Ей.) (1984). ТЬе 1пуеп1ес1 геа1Ну. Мелу УогЬ: МоПоп.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Еуапз К. 1. (1975). Саг1 Ко§ег5: ТЬе тап апс1 Ь15 1(1еа5. Ме УогЬ: ВиИоп. СепДт Е. Т. (1988). Саг1 Ко§ег5 (1902-1987). Атепсап Р5усЬо1о§151, 43, 127-128. Натп0оп О. М., В1ос1г. Н., В1осЪ}. (1987). Те5Нп§ а5рес15 о{ Саг1 Ко§ег5' 1Ьеогу о{ сгеаИуе епу1гоптеп15: СЫ1с1-геаг1п§ ап1есес1еп15 о{ сгеаНуе ро1еп11а1 1п уоип§ ас1о1е5сеп15. оип1а1 о{ Рег5опа1Яу апс1 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 52, 851-856.

 

ие1аег С. (1984). ипсопс1111опа1 рокШуе ге§агс1: А соп1гоуег51а1 Ьаз1с а1111и(1е 1п с11еп1-сеп1егес1 1Ьегару. 1п К. Р. Ьеуап1,. М. 5сЫ1еп (Е(15.). С11еп1-сеп1егес1 1Ьегару ап(1 1Ье рег5оп-сеп1егес1 арргоасЬ: Мелу (1}гес11оп5 1п 1Ьеогу, ге5еагсЬ ап(1 ргасИсе. Мелу УогЬ: Рга§ег. 01те В. М. (1987). ТЬе ипс1е51гес1 5е1Г: А пе§1ес1е(1 уапаЫе 1п рег5опа1Ну ге5еагсЬ. игпа1 о{

 

Рег5опа111у апй 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 52, 379-385. У/ех1ег О., Шее Ь. (1974). 1ппоуа11оп5 1п с11еп1-сеп1егес1 1Ьегару. Мелу УогЬ: УУПеу.

 

Глава 12

 

ПСИХОЛОГИЯ личности:

 

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

Итак, мы подошли к концу длинного и иногда непростого путешествия по целому ряду теоретических представлений о природе человеческой личности. Читатель, завершивший путешествие, возможно, согласится, что изучение личности - самая волнующая, но и самая трудная и фрустрирующая область в психологии. Мы надеемся, что предмет обсуждения показался вам заслуживающим пристального внимания.

 

На этом пути мы увидели богатство уникальных концепций и формулировок, с помощью которых персоноло-ги пытались объяснить сложность и разнообразие поведения человека, как в норме, так и в патологии. Ни одно из теоретических направлений, представленных в этой книге, не подавляет другое, но в каждом можно увидеть нечто, заслуживающее внимания и одобрения. Фактически каждое направление содержит ценные соображения, которые можно добавить к общей картине, чтобы получить <более полное> представление о том, чем является человеческая личность. Тем не менее, читатель, возможно, почувствовал необходимость разработки новых концептуальных моделей для углубления нашего понимания поведения человека. Если так, значит, наш учебник сумел обрисовать то состояние, в котором данная область находится сегодня. Старые и более современные теории, рассмотренные в совокупности, создают фундамент для понимания причин поведения человека. Тем не менее, возникает отчетливое осознание того, что дальнейший прогресс в этой области зависит от способности нового поколения персонологов создать адекватное теоретическое поле для понимания всей невероятной сложности человеческого существования.

 

Новые направления _ 575

 

В этой заключительной главе остается подытожить все, что мы изучили, и определить некоторые аспекты, тенденции и проблемы, которые, вероятно, должны повлиять на будущее развитие персонологической теории и эмпирических исследований. Важно понять существующие тенденции и критические моменты, чтобы знать, в каком направлении будет двигаться психология личности в будущем. Сразу хотим предостеречь: наши предположения не нужно понимать как <последнее слово> в данной области, с уверенностью можно допустить только одно - новые и спорные вопросы будут появляться постоянно, по мере того как персонология будет развиваться и изменяться. Наши попытки определить новые тенденции и критические моменты направлены только на то, чтобы разработать гипотезу о дальнейшем развитии теории личности. Мы также считаем нужным обсудить, в какой степени различные направления, рассмотренные в этой книге могут влиять на развитие персонологических теорий и исследований.

 

Но сначала немного поговорим о том, что дал подход, который мы использовали в этой книге для изучения и сравнения направлений персонологии. Мы убеждены в том, что философские положения, касающиеся природы человека, представляют убедительную и полезную модель для оценки широкого спектра теоретических воззрений, существующих в современной теории личности. Эти положения представляют собой концептуальную опору психологии личности; они формируют основу для понимания того, как психологи пытаются дать адекватное объяснение поведению, мышлению и чувствам людей.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В РЕТРОСПЕКТИВЕ

 

Центральным, объединяющим тезисом этой книги является то, что основные положения о природе человека определяют рамки, в которых различные направления психологии личности формулируются и, в конечном итоге, проверяются. Они также позволяют увидеть фундаментальные положения, с которыми личностные теоретики соглашались или не соглашались (на рис. 12-1 можно видеть, какой философской позиции придерживался тот или иной теоретик, взгляды которого обсуждались в этой книге). В заключительной главе уместно поднять некоторые новые вопросы и поразмыслить о природе этих основных положений и их роли в настоящем и будущем развитии личностной психологии.

 

Для начала вернемся к вопросу о сущности основных положений, который мы уже поднимали в главе 1. Будет полезно вкратце вспомнить его здесь. Авторы полагают, что фундаментальные положения о человеческой природе частично отражают собственные личные переживания теоретика. Чтобы понять положения, которых придерживался тот или иной персонолог (выяснить, <откуда они взялись>), необходимо в какой-то степени понять его религиозный и социоэкономи-ческий статус, число членов семьи и порядок рождения, отношения с родителями, образование и профессиональный опыт. Мы уверены, что биографические очерки помогли читателю разобраться, как обстоятельства личной жизни теоретика влияли на его исходные положения и теорию личности.

 

К тому же мы полагаем, что условия (время и место), в которых протекала жизнь ученого, значительно влияли на его основные положения и вытекающие из них концепции человечества. Например, взгляды Фрейда были сформулированы

 

576 _ Глава 12. Психология личности

 

Новые направления _ 577

 

Сильная Умерен-Слабая Средняя Сла-ная бая

 

Умерен-Сильная ная

 

Свобода

 

Рациональность

 

Холизм

 

Конституционализм

 

Изменяемость

 

Субъективность

 

Проактив-ность

 

Гомеостаз

 

Познавае-Адлер Маслоу Роджерс Олпорт Бандура Келли Эриксон Фрейд Скиннер Олпорт Бандура Келли Маслоу Роджерс Адлер Эриксон Фрейд

Фрейд Адлер Эриксон Маслоу Роджерс Фрейд Олпорт Келли Бандура Скиннер

Фрейд Келли Маслоу Роджерс

Адлер Олпорт Бандура Эр Адлер Олпорт Бандура Эриксон Скиннер Эриксон Скиннер Бандура Маслоу Роджерс Олпорт Келли Фрейд Адлер Адлер Келли Маслоу Роджерс Фрейд Олпорт Бандура Эриксон Скиннер Адлер Олпорт Маслоу Роджерс Фрейд Эриксон Бандура Скиннер Фрейд Фрейд Скиннер Бандура

 

Э Эриксон Олпорт Ад

Эриксон Адлер Оппорт Маслоу Роджерс

Адлер Маслоу Роджерс Эриксон фрейд Скиннер Детерминизм

 

Иррациональность

 

Эпемента-лизм

 

Бандура

 

Эриксон Инвайрон-Скиннер ментализм

 

фрейд Адлер Неизмен-Объектив-Реактивность

 

Адлер

 

Оппорт Гетеростаз Маслоу Роджерс

 

Адлер

 

Маслоу Непозна-Роджерс ваемость

 

Рис. 12-1. Обзор позиций ведущих теоретиков по основным положениям, касающимся

 

природы человека.

 

в то время, которое историки назвали викторианским веком Европы. Викторианское общество характеризовалось очень рациональным и моралистическим взглядом на человека. В этом обществе на сексуальность смотрели как на пугающий и непристойный аспект человеческой природы. Фрейд шокировал и оскорбил многих современников, заявив, что люди, даже в младенчестве, мотивированы сексуальными и агрессивными побуждениями. Другие интеллектуалы того времени, такие как Шопенгауэр и Ницше, также утверждали, что поведение человека

 

регулируется мощными бессознательными и иррациональными силами. В отличие от Фрейда, Абрахам Маслоу разрабатывал свои концепции и положения в 1950-1960-е годы - период, когда внимание многих американских психологов было привлечено к экзистенциальному и феноменологическому направлениям. На взгляды Маслоу также повлияло то, что он был близко знаком с выдающимися персонологами, которые иммигрировали в Соединенные Штаты из-за обострившейся политической ситуации в Европе. Альфред Адлер, Эрих Фромм и Карен Хорни в значительной мере повлияли на мировоззрение Маслоу, так как они подчеркивали в человеке сознательное, ценности и становление. Если бы Фрейд, Маслоу или какой-то другой теоретик жили в другом социальном, культурном или историческом окружении, их положения, касающиеся природы человека, могли бы значительно отличаться от тех, что нам известны.

 

Второй вопрос касается роли основных положений в формировании теоретической системы, а именно, их влияния на построение теории на начальных стадиях. С нашей точки зрения, осознавал их на начальном этапе персонолог или нет, философские положения теоретика о природе человека одновременно расширяли и сужали его взгляды на личность. В качестве примера рассмотрим положение свобода-детерминизм. Любой теоретик, придерживающийся положения свободы, будет, по определению, придавать особое значение тем аспектам функционирования человека, которые предполагают, что люди способны контролировать собственное поведение. Далее положение свободы в соединении с творческой мыслью теоретика способно открыть для него какие-то новые направления, в русле которых он будет стремиться объяснить сущность природы человека.

 

Таким образом, положение свободы значительно расширяет взгляды теоретика на личность. Теоретик стремится детально изучать определенные области функционирования человека и изобретать теоретические концепции для их описания и объяснения. В то же время, однако, неимоверная сложность поведения и переживаний человека предполагает, что перспективы также и сужаются. Теоретик игнорирует или сводит до минимума те аспекты поведения человека, которые хорошо объяснимы в терминах детерминизма. Например, теоретик, провозглашающий идею о том, что люди имеют неограниченную свободу, несомненно, не будет придавать большого значения или даже будет отвергать важность физиологических, генетических и ситуационных детерминант поведения. Хотя эти аспекты поведения человека тоже следует как-то объяснить, теоретик не принимает во внимание никакие соображения или, по крайней мере, снижает их роль. Следовательно, положение свободы направляет персонолога по определенным теоретическим тропам, открывая ему глаза на какие-то аспекты поведения человека, которые, возможно, до него не рассматривались, и в то же время заставляя его <в упор не видеть> другие важные составляющие психологического портрета человека.

 

Конечно, все это относится также и к ученому, стоящему на позиции детерминизма. Данное положение ведет его по другим теоретическим тропам, заставляя сосредоточивать внимание на тех аспектах поведения человека, которые демонстрируют влияние среды, и игнорировать или не придавать большого значения действиям человека, которые отражают свободный выбор. Тем не менее, сложность и неоднозначность поведения человека заставляют признать, что свобода также является характеристикой человека. Если теоретик придерживается узкого взгляда и допускает только детерминизм, в результате получается довольно

 

578 _ Глава 12. Психология личности

 

односторонняя картина человечества. Таким образом, становится ясно, что является теоретик непоколебимым детерминистом или стойким последователем свободного выбора, его позиция по этому положению в определенной мере ограничивает объяснение природы человека.

 

Положение свобода-детерминизм - только одно из девяти, обсуждавшихся в этой книге. Мы считаем, что остальные восемь основных положений оказывают точно такое же влияние на создание и разработку теорий личности. Хотя каждое из них может иметь большее или меньшее значение по мнению данного теоретика, (например, положение субъективность-объективность является центральным в теориях Роджерса и Скиннера и периферическим в позициях Олпорта и Бандуры), все девять положений влияют на персонолога, когда он создает свою теорию. Ни один теоретик не строит концепцию в вакууме, он собирает данные и в рамках существующих философских представлений размышляет о природе человечества. Из того факта, что основные положения отражают различия в восприятии поведения человека разными теоретиками, следует, что можно рассматривать личность с разных точек зрения.

 

И третий вопрос: являются ли исходные положения о природе человека единственным фактором, влияющим на построение теории личности? Конечно же, нет. Философские воззрения персонолога постоянно подвергаются множеству других воздействий при построении или пересмотре теории. Кроме основных положений, на мнение теоретика влияют такие факторы, как исторический период, в котором он живет, объем психологического знания, объем его знаний о психологии и других дисциплинах, академическое образование и другие контакты с миром идей, общение с коллегами (и в некоторых случаях с пациентами) и, в целом, жизненный опыт теоретика. Никогда не следует забывать, что теоретики, исследующие личность, сами являются людьми, перед которыми стоит задача создать теорию о людях. Как и у всех нас, их сознание подвержено влиянию множества жизненных обстоятельств, происходящих во времени и в социальном контексте. Следовательно, мы должны помнить, что каждая теория личности каким-то образом отражает биографию, а также основные положения создателя этой теории.

 

В качестве примера этого эффекта взаимодействия вновь рассмотрим положение свобода-детерминизм. И Фрейд, и Скиннер были непоколебимыми детерминистами; они были совершенно уверены в том, что все действия человека абсолютно детерминированы и такой возможности, как свободный выбор, не существует. Но на вопрос, что конкретно определяет поведение человека, эти два теоретика отвечали совершенно по-разному, потому что положение детерминизма взаимодействовало с другими факторами в жизни каждого из них. Фрейд, например, был врачом, жил в такое время и в таком обществе, где сексуальность фактически была под запретом, и средством к существованию для него было лечение пациентов. Следовательно, он искал детерминанты поведения внутри человека, в его биологии, в каком-то локусе причинности, не осознаваемом его пациентами в себе, в том, что связано с сексуальностью, которую пациенты не могли выразить в своей повседневной жизни и которая так беспокоила их. Ид во всей его бессознательности, иррациональности и сексуальной силе и славе было конечным результатом поиска Фрейдом детерминант поведения.

 

А Скиннер, который обожал механические приспособления даже в молодые годы, был академически воспитан на точности, интересе к животным, поглошенно-Новые направления _ 579

 

сти процессом научения и беззаветной преданности инвайронментализму в американском бихевиоризме. Скиннер зарабатывал на жизнь в научных лабораториях, работая с испытуемыми - животными и людьми, изобретая и конструируя оригинальные экспериментальные приборы, разрабатывая и проводя эксперименты по научению и вообще манипулируя переменными окружения. Совершенно не удивительно поэтому, что внимание Скиннера было сосредоточено на детерминантах поведения, находящихся вне человека. Разумеется, он преуспел, найдя их в окружении, что отражено в его центральной и хорошо сформулированной концепции подкрепления.

 

Когда мы представляем себе позицию каждого теоретика по всем девяти основным положениям и то, как они взаимодействуют с его уникальными жизненными обстоятельствами, мы начинаем понимать, из чего образуется формальная структура теории личности. Говоря так, мы ни в коей мере не хотим преуменьшить роль основных положений в теоретическом построении; мы просто помещаем эти положения в определенную систему координат. Как указывалось ранее, сам процесс создания теории о человечестве основывается на определенных философских положениях. Однако различия взглядов и концепций, сформулированных теоретиками, также обусловлены различием их личного опыта.

 

Остается один заключительный вопрос: какова будет роль основных положений в теории личности будущего? С осторожностью мы отвечаем, что так как они имеют отношение к основному вопросу - что есть человечество, их роль будет оставаться неизменной. Основные положения, касающиеся человеческой природы, будут являться основой для всех будущих теорий личности, независимо от их специфического содержания или формы. А вот теории, гипотезы, методология и эмпирические исследования, которые образуют психологию личности как дисциплину, изменятся. Появятся новые теоретики, которые по-другому соотнесут свои переживания и уникальные особенности личности с основными положениями. Вероятно, они получат новые данные о поведении человека, относящиеся к психологии и другим смежным дисциплинам. В то же время можно ожидать, что изменившиеся условия в мире повлияют на их теории так же, как они повлияли на теории их предшественников. Все ученые, о которых мы писали в этой книге, испытали на себе воздействие событий, происходивших в то время, когда они жили. Влияние первой мировой войны на концепцию Фрейда об агрессивности человека - только один из примеров. Тем не менее, мы полагаем, что философские положения будут оставаться той структурой, на основе которой личностные теории будут создаваться в обозримом будущем.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!