Защитные механизмы эго 44 страница



 

рением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Иначе говоря, позитивное внимание к себе соотносится с удовлетворением при одобрении и неудовлетворением при неодобрении себя. Как будто Я-структура стала для самой себя <значимым социальным другим>. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Следовательно, человек вряд ли поведет себя не в соответствии с Я-концепцией, так как это не будет удовлетворять потребность в позитивном внимании к себе.

 

Условия ценности. Учитывая тот факт, что у детей есть непреодолимая потребность в позитивном внимании, неудивительно, что они очень впечатлительны и подвержены влиянию значимых для них людей. Говоря точнее, для процесса социализации типично, что дети учатся тому, что какие-то вещи можно делать, а какие-то нет. Чаще всего родители позитивно относятся к желаемому поведению ребенка. То есть если дети ведут себя желаемым образом, у них появляется опыт позитивного внимания, в противном случае он отсутствует. Таким образом создается то, что Роджерс назвал обусловленное позитивное внимание, или условия ценности, которые уточняют обстоятельства, при которых дети будут переживать позитивное внимание. Условия могут быть очень разнообразными в разных ситуациях, но основной принцип сохраняется: <Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть>. Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу, внимание, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которого от них ожидают значимые другие, особенно родители. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то их не будут ценить и любить.

 

Пример обусловленного позитивного внимания: отец говорит сыну, что если он закончит полугодие на одни пятерки, то не только получит больше денег на карманные расходы, но также будет освобожден от обязанности мыть автомобиль и подстригать траву. Обусловленное позитивное внимание также прослеживается во многих других видах человеческих взаимоотношений, когда кого-либо лишают одобрения и поддержки или дают их. Учителя средней школы часто награждают ученика, который был наиболее внимательным или работоспособным в классе, золотой звездой (прикрепляя ее к классной доске объявлений, чтобы все видели). Президент колледжа продвигает или не продвигает по службе сотрудников факультета, основываясь на качестве их преподавательской или научной деятельности. В каждом примере то, как человек оценивает свою ценность (самоуважение), зависит от выполнения требований, предъявляемых ему другими. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других - нет.

 

Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. В таких условиях ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Ребенок чувствует, что в каком-то отношении

 

544 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

его ценят, а в каком-то нет. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности.

 

По Роджерсу, условия ценности действуют подобно слепому на лошади, отсекая часть доступного опыта. Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать реальность, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление. В результате этой защиты такие люди не могут взаимодействовать полно и открыто с окружением. Например, ребенку, который на организмичес-ком уровне боится нырнуть с вышки, сверстники могут сказать: <Не будь "девчонкой". Иди и прыгни>. Тогда ребенок может скрыть страх, чтобы получить похвалу от сверстников.

 

Безусловное позитивное внимание. Хотя очевидно, что никто не может полностью быть свободным от условий ценности, Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо <если>, <и> или <но>. Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Неважно, насколько предосудительными или невыносимыми могут быть поведение и чувства ее ребенка, она все же хвалит его и считает достойным любви.

 

По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации ребенка - это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то:

 

тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать [Ко§ег5, 1959, р. 224].

 

С точки зрения Роджерса, в поведении ребенка нет ничего такого, что дало бы родителю повод сказать: <Если ты поступаешь так или чувствуешь так, то я больше не уважаю и не люблю тебя>. Признаемся, что обычному родителю очень трудно придерживаться этого принципа, если трехгодовалый ребенок пинает ногами новый цветной телевизор. Однако - и это важно понять - безусловное позитивное внимание не означает буквально, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит. Разумеется, ребенку не следует позволять делать все, что ему вздумается, не приучая его к дисциплине и не наказывая. Если бы это было так, немногие дети пережили бы детство, поскольку они были бы не защищены от реальных опасностей. В действительности это означает создание семейного окружения, в котором ребенка хвалят и признают именно за то, кем он является - растущим индивидом, который порой может быть несносным, но, тем не менее, любимым. Родители могут выразить ребенку свое неодобрение за определенные поступки - например, разбрасывание еды по обеденному столу, избиение младшей сестры или брата, пачкание краской только что отремонтированной стенки, дерганье собаки " ""т-- ттчптомииг> ттпгп-гимяя гЬакт того. что он хочет поступать именно

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности

 

Дети, получающие безусловное позитивное внимание от других, начинают думать о себе одобрительно и чувствуют, что их принимают. (Зрепсег 0гап1 ТЬе Р1с1иге СиЬе)

 

таким образом. Иначе говоря, Роджерс полагал, что наилучшей родительск стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образе будет сказать ему: <Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас поэтому лучше бы ты этого не делал>. Ребенка всегда следует любить и уг жать, но не следует терпеть его плохое поведение.

 

Можно видеть, что акцент Роджерса на безусловном позитивном вниман как на идеальном подходе к воспитанию ребенка не подразумевает отсутств дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведены Подобный подход означает создание атмосферы, в которой ребенка ценят и л бят просто за то, что он есть. Когда дети воспринимают себя так, что никак самопереживание не является более или менее стоящим позитивного внимани они переживают безусловное позитивное внимание к себе. Это, в свою очеред позволяет им развивать свои собственные ценности и удовлетворение в соотве ствии с их реальными переживаниями, независимо от <одобрения> других. Хо они осознают существование определенных ожиданий относительно того, что 1 <следует> делать, они будут доверять себе и своим суждениям, а не поддавать требованиям, существующим вне их самих. Говоря коротко, Роджерс полагал, ч воспитание детей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу д. их становления как полноценно функционирующих взрослых. Безусловное п зитивное внимание к себе раскрывает естественную тенденцию самоактуализаци присутствующую в каждом человеке.

 

Переживание угрозы и процесс защиты

 

Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с е: Я-концепцией. Другими словами, человек стремится сохранить состояние соглас ванности самовосприятия и переживания. Отсюда следует логический вывод, ч'

 

546 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с <Я> и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Следует отметить, что человеческая концепция себя является критерием, по которому переживания сравниваются и либо символизируются в осознании, либо символизация отрицается.

 

Предположим, родители убедили молодого человека в том, что вступать в половые отношения до брака - грех. Однако посещая колледж, он обнаружил установки и ценности, которые одобряют интимные отношения, особенно если между людьми существует настоящая любовь. Он остается верным привитым ему ценностям, но почти готов жениться на женщине, для которой интимность не является нравственной дилеммой при условии, что она и молодой человек чувствуют глубокую привязанность друг к другу. Он уступает, но на эмоциональном уровне эти переживания для него весьма мучительны. По Роджерсу, этот опыт является прямым насилием над образом его <Я> -он считает, что подобное поведение для него безнравственно и совершенно не согласуется с тем, какой он есть в действительности. Следовательно, половые отношения при таких обстоятельствах представляют для него угрозу. Они просто не вписываются в его Я-концепцию.

 

В теории Роджерса угроза существует, когда люди осознают несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и каким-то аспектом актуального переживания. Переживания, не соответствующие Я-концепции, воспринимаются как угрожающие; они не допускаются к осознанию, поскольку в противном случае личность индивида не будет единым целым. Так, если человек считает себя честным, но совершит какой-то нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. В предыдущем примере молодой человек, считающий, что не следует вступать в интимные отношения до брака, но все же сделавший это, также находится в состоянии угрозы. Реакцией человека на состояние несоответствия Я-концеп-ции обычно бывает напряжение, замешательство и чувство вины.

 

Несоответствие между <Я> и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Роджерс постулирует, что весьма вероятна ситуация, когда человек чувствует угрозу, не осознавая этого. Когда существует несоответствие между Я-концепцией и переживанием, и человек не осознает этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. Тревога, таким образом, является эмоциональной реакцией на угрозу, которая сигнализирует, что организованная Я-структура испытывает опасность дезорганизации, если несоответствие между ней и угрожающим переживанием достигнет осознания. Тревожный человек - это человек, который смутно сознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к радикальному изменению его теперешнего образа <Я>. Таким образом, осознание глубокого чувства агрессии и враждебности потребует значительной реорганизации Я-концепции человека, который считает себя любящим и мягким. Этот человек будет испытывать тревогу всякий раз, когда почувствует и осознает свои гнев и враждебность.

 

По Роджерсу, если человеку долгое время ничто не угрожает, он открыт для переживаний и ему не нужно защищаться. Однако, когда он осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, воз-Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 54

 

никает угроза, за которой, в свою очередь, следует защитная реакция. Роджер1 определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главна цель которой - сохранить целостность Я-структуры: <Эта цель достигается осознанным искажением переживания в сознании, чтобы уменьшить несоответ ствие между переживанием и структурой "Я", или отрицанием любого пережива ния, и, таким образом, любой угрозы "Я"> [Ко§егз, 1959, р. 204-205]. Иначе говоря защита усиливает самоуважение человека и защищает его от надвигающейся опасности угрожающих переживаний.

 

Механизмы защиты. Роджерс предложил только два механизма защиты, ко торые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутр] <Я> или между <Я> и переживанием: искажение восприятия и отрицание. Сле дует отметить, что угрожающее переживание, по Роджерсу, не допускается к сим волизации в сознании не потому, что оно <грешно> или противоречит нравствен ным нормам, как полагал Фрейд. Его символизация в сознании отрицается, пото му что оно несовместимо с Я-структурой. Следовательно, защитное поведены сохраняет существующую структуру <Я> и не позволяет человеку потерять само уважение.

 

Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживай допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым < каким-то аспектом Я-образа человека. Предположим, студент колледжа считае себя способным человеком, но вдруг получает, совершенно заслуженно, двойк; на экзамене. Он может сохранить свою Я-концепцию, исказив символизирован ную концептуализацию этой неудачи объяснением: <Профессор несправедливы ставит оценки> или <Мне не повезло>. Роджерс иногда объясняет такое выбороч ное восприятие, или искажение, как рационализацию. В этом примере пережива ние воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятым В случае отрицания, менее часто встречаемой защитной реакции, человек сохраня ет целостность своей Я-структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается всякий раз, когда человек отка зывается признаться себе, что переживание в принципе имело место. Примером знакомым многим по курсовым экзаменам, является студент, который неодно кратно <заваливал> промежуточные экзамены, но появляется утром перед за ключительным экзаменом и просит, чтобы ему зачли курс. Студент отрицае' очевидность того, что чисто математически нельзя зачесть ему курс, так как эт(не сочетается с его Я-концепцией. Ясно, что если отрицание доведено до крайно сти, могут иметь место психологические последствия более тяжелые, чем несдан ный экзамен. Роджерс указывал, что отрицание может привести к паранойе, бред и ко множеству других психических расстройств.

 

Психические расстройства и психопатология

 

До сих пор в нашем освещении теории личности Роджерса мы описывали поня тия, применяемые в большей или меньшей степени к каждому. Даже самьп психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое уг рожает его Я-концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицат) переживание. Аналогично, большинство людей обладают адекватной защитой

 

548 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги и поступать так, чтобы свести ее к минимуму. Однако, когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют <невротиком> (хотя сам Роджерс избегал использовать подобные диагностические ярлыки). В подобных случаях уровень внутреннего дискомфорта человека таков, что он, вероятно, нуждается в помощи психотерапевта. Тем не менее, защита невротика все же отчасти может предотвратить символизацию угрожающих переживаний в сознании. В результате Я-структура невротика остается почти невредимой, однако такой человек не может сознательно оценить неустойчивость своего состояния; он очень уязвим в психологическом смысле.

 

По Роджерсу, если между <Я> и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита <Я> может стать неэффективной. В таком <беззащитном> состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается. Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда <Я> не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Людей с такими расстройствами обычно называют <психотиками>. Их поведение для объективного наблюдателя кажется странным, нелогичным или <безумным>. Роджерс полагал, что психотическое поведение часто соответствует отрицаемым аспектам переживания, а не Я-концепции. Например, человек, который строго контролирует агрессивные импульсы, отрицая, что они являются частью его Я-образа, может вести себя явно угрожающе по отношению к тем, с кем сталкивается в реальности в психотическом состоянии. Иррациональное и саморазрушительное поведение часто связано с психозом.

 

Роджерс предположил, что личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении большого периода времени. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между <Я> и переживанием, защита человека перестает работать адекватно, и ранее целостная Я-структура разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым для тревоги и угрозы и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между <Я> и переживанием. Значительность несоответствия между осознанным <Я> и переживанием определяет тяжесть психологической дизадаптации.

 

ПОЛНОЦЕННО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК

 

Как и большинство персонологов, ориентированных на терапию, Роджерс [Ко-§ег5, 1980] высказывал определенные идеи о конкретных личностных характеристиках, которые определяют <хорошую жизнь>. Такие представления были большей частью основаны на опыте его работы с людьми, решающими жизненные проблемы в соответствии с организмическим оценочным процессом, а не с условиями ценности.

 

Роджерс начинает рассматривать хорошую жизнь с оценки того, чем она не является. А именно, хорошая жизнь - это не фиксированное состояние бытия

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 549

 

(то есть не состояние добродетели, удовлетворенности, счастья) и не состояние в котором человек чувствует себя адаптированным, совершенным или актуализированным. Используя психологическую терминологию, это и не состояние уменьшения напряжения или гомеостаза. Хорошая жизнь - это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе.

 

<Полноценно функционирующий> - это термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей [Ко§егз, 1961]. Ниже мы перечислим и кратко обсудим их.

 

1. Первая и главная характеристика полноценно функционирующего человека - это открытость переживанию. Открытость переживанию полярно противоположна беззащитности. Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они тонко осознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их. Фактически все переживания, будь то внутренние или внешние, точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь.

 

Например, полноценно функционирующий человек может, слушая скучную лекцию, вдруг почувствовать желание публично упрекнуть профессора в том, что он такой скучный. Если у него есть хоть капля здравого смысла, он подавит в себе это желание - подобная выходка сорвет занятия и в конечном итоге не будет способствовать его тенденции актуализации. Но дело в том, что это чувство не будет представлять для него угрозу, поскольку у него нет внутренних барьеров или тормоза, мешающих сознательному восприятию своих чувств. Полноценно функционирующий человек достаточно благоразумен, чтобы осознавать свои чувства и действовать рассудительно в любой данный момент времени. Если он что-то чувствует, это еще не значит, что он будет поступать сообразно этому чувству. В приведенном примере человек, вероятно, осознает, что не следует поддаваться своему желанию, поскольку это причинит вред ему и другим (в частности, профессору, который, сам того не зная, стал <мишенью>), и поэтому откажется от этой мысли и переключит свое внимание на другое. Следовательно, для полноценно функционирующего человека нет внутреннего переживания или эмоции, которые угрожали бы ощущению собственной правоты - он действительно открыт для всех возможностей.

 

2. Вторая характеристика оптимально функционирующего человека, отмеченная Роджерсом, - экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Таким образом, согласно Роджерсу [Ко§ега, 1961], то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий. Экзистенциальный образ жизни предполагает, что скорее <Я> человека и его личность проистекают из переживания, а не переживание преобразовывается, чтобы соответствовать какой-то заранее заданной

 

550 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

жесткой Я-структуре. Следовательно, люди, живущие хорошей жизнью, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания.

 

3. Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является то, что Роджерс назвал организмическим доверием. Это качество хорошей жизни лучше всего можно проиллюстрировать в контексте принятия решения. А именно, в выборе действий, предпринимаемых в какой-то ситуации, многие люди полагаются на социальные нормы, заложенные какой-то группой или институтом (например, церковью), на суждения других (от супруга и друга до ведущего теле-шоу) или на то, как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Короче, на их способность принимать решение оказывают сильное, если не абсолютное, влияние внешние силы. И наоборот, полноценно функционирующие люди зависят от орга-низмических переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать. Как писал Роджерс: <Доказано, что внутренне ощущение типа "я поступаю правильно" является значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения> [Ко§ег5, 1961, р. 190]. Организмическое доверие, следовательно, означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения.

 

4. Четвертой характеристикой полноценно функционирующего человека, отмеченной Роджерсом, является эмпирическая свобода. Этот аспект хорошей жизни заключается в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов. Субъективная свобода - это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. В то же время Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор. Действительно, Роджерс строго придерживался положения о том, что понятие абсолютной свободы не применимо к объяснению возможностей выбора человека. В то же время, он считал, что полноценно функционирующие люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих. Эмпирическая свобода, следовательно, относится к внутреннему чувству: <Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам>. Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать!

 

5. Последняя, пятая, характеристика, связанная с оптимальной психологической зрелостью, - креативность. Для Роджерса продукты творчества (идеи, проекты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако, добавляет Роджерс, такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности

 

Роджерс пытался объединить эти качества полноценно функционирующ(ловека в целостную картину, когда писал:

 

Хорошая жизнь включает в себя более широкую сферу, большую ценность, че; ничейный образ жизни, который ведет большинство из нас. Быть частью это; цесса значит погрузиться в часто пугающее и часто удовлетворяющее переж более осознанного образа жизни с большим диапазоном, большим разнообр большим богатством.

 

Я полагаю, стало достаточно очевидным, почему для меня такие прилагате. как счастливый, довольный, блаженный, приятный, оказываются не совсем по щими к какому-то общему описанию процесса, который я назвал хорошей ж хотя иногда человек испытывает эти чувства. Мне кажется, что больше по, такие прилагательные, как обогащенный, волнующий, поощряемый, интересны чимый. Хорошая жизнь, я уверен, не подходит для человека малодушного, она ет расширения и роста в направлении раскрытия собственного потенциала. Д, го необходимо мужество. Это означает, что нужно быть в потоке жизни [Коегв р. 195-196].

 

Очевидно, что Роджерс, как до него Маслоу и, в некоторой степени, Олпорт, чтобы человек обращал взор к тому, чем он может быть. По Роджерсу, это о ет жить насыщенно, полностью осознанно, полностью ощущать человеческ тие - короче, <полноценно функционировать>. Роджерс был уверен, что пол; но функционирующие люди будущего сделают очевидной и умножат прж природе человека доброту, которая столь существенна для нашего выживаш

 

Теперь обратим наше внимание к основным положениям о природе чел которые подчеркивают позитивный и оптимистичный взгляд Роджерса на ч чество.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОДЖЕРСА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕ1

 

Без сомнения, Скиннер и Карл Роджерс являются одними из самых влияте. американских психологов нашего времени. У них обоих было много послед лей. Как главные фигуры, символизирующие глубокий раскол в соврем американской психологии на бихевиоризм и феноменологию, Скиннер и Ро расходились по многим важным вопросам, но нигде различие не было глубоким, как в их точке зрения на человеческую природу. Это различие большей очевидностью проявляется в их основных положениях, касающихс роды людей. Если вы сравните основные положения Роджерса (представл на рис. 11-1) с положениями, которых придерживался Скиннер, вы обнар что практически по каждому пункту их позиции диаметрально противопол

 

Свобода-детерминизм. Обсуждая свое несогласие с бихевиоральной ] логией вообще и со Скиннером в частности, Роджерс [Ко§егэ, 1947] замеча клинический опыт убедил его в невозможности отрицания реальности и знг сти выбора человека. На протяжении многих лет он наблюдал различных Л1 ходе индивидуальной терапии и в группах встреч. Все эти люди стреми.) личностному росту и, оказываясь перед лицом трудных жизненных реше) конечном итоге принимали свои решения. Выбор, который делает человек,

 

552 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

Сильная Умерен-Слабая Средняя Слабая Умерен-Сильная ная ная

 

Свобода Рациональность \ Холизм Конституционализм Изменяемость 1

Детерминизм

Иррациональность


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!