Защитные механизмы эго 42 страница



 

Д-любовь (В-1оуе). Дефицитарная любовь, эгоистический тип любви, когда человек больш хочет получить, чем отдать любви другому.

 

Дефицитарные мотивы, Д-мотивы (ВеПс1епсу тоНуся, О-тоЫуев). Основные потребно сти, нацеленные на устранение напряжения организма, особенно те потребности, которы возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. По Маслоу дефицитарные потребности должны быть удовлетворены прежде, чем человек сможе двигаться к самоактуализации.

 

524 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

Гуманистическая психология (Ниташкс р8усЬо1о§у). Психология, в первую очередь сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей. Гуманистические психологи подчеркивают уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании. Также называется психологией третьей силы.

 

Иерархия потребностей (НюгасЬу о1 песя). Расположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или необходимости.

 

Измерение личностной ориентации (Рег5опа1 ОпепаНоп 01111011810118, РОО). Новый тест для измерения самоактуализации.

 

Инстинктоид (1п5<:тс<:о1(1). Термин, используемый Маслоу для описания врожденной основы потребностей человека.

 

Компетентность во времени (ТЧте сотреепсе). Главная шкала <Опросника личностной ориентации>, которая оценивает тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом или будущем.

 

Комплекс Ионы (.ТопаЬ сотр1ех). Страх и сомнение в своей способности достичь самоактуализации.

 

Метапатология (Ме<:ара<:Ьо1о§у). Термин, используемый Маслоу для обозначения психических расстройств (например, апатия, депрессия, цинизм), развивающихся в результате фрустрации метапотребностей.

 

Метаценности (Меа уа1че). Высшие аспекты жизни, достигаемые самоактуализирующи-мися индивидами. 'Включают такие ценности, как истина, добро, красота, справедливость и совершенство. Также называются метапотребностями.

 

Мотивы роста (ОгоЬ то<:1уе). Потребности высшего уровня (метапотребности), связанные с врожденным побуждением актуализировать свой потенциал. Мотивы роста возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. Они увеличивают радость жизни. Также известны как бытийные, или Б-мотивы.

 

Направленный на других (ОЛет-йиесЪеА). Главная шкала <Опросника личностной ориентации>, которая оценивает тенденцию индивида зависеть от других людей и от социальных норм как основы для суждений и действий.

 

Направленный на себя (1ппег-(11гсс<,е(1). Главная шкала <Опросника личностной ориентации>, которая оценивает тенденцию индивида зависеть от собственных принципов и мотивов как основы для суждений и действий.

 

Опросник личностной ориентации (Рег8опа1 Опепюп 1пуеп1огу, РОТ). Личностный опросник самоотчета, разработанный для измерения степени самоактуализации индивида.

 

Потребность в безопасности и защите (8аГе<,у-8есип1у пее<1). Основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения.

 

Потребность в принадлежности (Ве1оп8т§пе88 пее(1). Основная потребность, которая мотивирует человека к близким взаимоотношениям с другими. Удовлетворение этой потребности находят в друзьях, семейной жизни и членстве в группах и организациях.

 

Потребность в самоуважении (5е1'-е8<:еет пее(1). Основная потребность, которая мотивирует человека достигать признания и уважения других.

 

Психология третьей силы (ТЬ1Г(1 Гогсе р8усЬо1ойу). Направление в психологии, которое Маслоу и другие рассматривали как жизнеспособную альтернативу психоанализу и бихевиоризму (также называется гуманистической психологией). Акцент на способности человека к личностному росту является определяющей чертой психологии третьей силы.

 

Самоактуализация (8е1Г-ас1иа11га1оп). Процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит - жить осмысленно и совершенно.

 

Самоактуализирующиеся люди (8е1Г-асиаН2ег8). Люди, которые удовлетворили свои де-фицитарные потребности и развили свой потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 525

 

Становление (Весоппп). Процесс развития, в котором индивид берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала.

 

Феноменологическое направление (РЬепотепо1о81са1). Утверждение, что единственная <реальность>, известная кому-либо, это реальность субъективная или личная, но не объективная.

 

Физиологические потребности (РЬу81о1о§1са1 пес(1). Основная и наиболее сильная группа из всех потребностей человека, включает в себя потребность в воде, пище, кислороде, сне и т. д.

 

Шкала вершинных переживаний (Реа 8са1е). Шкала самоотчета, используемая для измерения тенденции к вершинным переживаниям.

 

Экзистенциальная философия (Ех18Ьеп<:1а1 рЫ1о8орЬу). Философская точка зрения, состоящая в том, что каждый человек сам ответствен за свою жизнь. Акцент на человеке как на <сущем-в-мире>.

 

Эупсихея (ЕчряусЫа). Гуманистическая утопия Маслоу, общество, характеризующееся свободным выбором, социальной гармонией и психическим здоровьем.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

АЬтНат Н. МазЬш: А тетопа1 уо1ите. (1972). Моп1егеу, СА: ВгооЬ5/Со1е. Ваип., Ала Р. (1968). 1п1егсогге1айоп5 Ьеееп 1Ье Рег5опа1 ОпепШюп 1пуеп1огу апс1 1Ье

 

СогДоп Рег5опа1 1пуегЛогу зсогез. Р5усЬо1о§1са1 Керог15, 23, 1197-1198. СоорептМ 5. (1967). ТЬе ап1есес1еп15 оГ 5е1Г-е51еет. Ме\у УогЬ Ргеетап. СтпйаП К., МсСо-кт В. А., КоЪЬ 2. (1988). ТЬе еес оГ акзегЯуепезз 1:гатш§ оп хеП-асШаНга-Ноп. §та11 Сгоир ВеЬауюг, 19, 134-145. ВатеЪ М. (1982). ТЬе с1еуе1ортеп1 оГ 1Ье сопсерС о{ <е-асШаНгайоп т <:Ье луп1:ш§5 о{ АЬга-Ьат МавЬлу. СиггегЛ Р5усЬо1о§1са1 Кеу1е\у, 2, 61-76. ОатеЬ М. (1988). ТЬе ту1Ь о{ зе-асиаНгайоп. ип оГ Ниташвйс Р5усЬо1о§у, 28, 7-38. 08атапIе5-АIре50_п Е., Мет11 К. (1980). СгоЬ е<?ес15 о{ ехрег1еп11а1 тоуетеп1 рвусЬоЬег-ару. РвусЬоЬегару: ТЬеогу, КехеагсЬ ап(1 Ргасйсе, 17, 63-68. 0итп{ ]У. (1977). Ниташвт ш Ыз1опса1 регзресйуе. ТЬе Ниташзапиагу/РеЬгиагу. 37, 24-

 

26. Еау А. Н. (1987). §ех (Пегепсе т 8ос1а1 ЬеЬауюг: А 50С1а1-го1е т1егргеи<:юп. Н1Н8(1а1е,:

 

ЕНЬаит.

 

Рох., Кпарр К., МкНае1 \У. (1968). А55е55теп1 о{ 5е1ас<:иа112а<:1оп о{ рзусЫа1пс райепЬ: Уа11с11<:у о{ 1Ье Рег5опа1 ОпепаНоп Тпуепогу. Ес1иса11опа1 ап(1 Р5усЬо1о§}са1 Меаэиге-теп1,28,565-569. СгохасЬ М., АттЛтщ Т., Ьшяеу С. (1966). Согге1а1е5 о{ 5е1Г-ас1иа112а11оп. оита1 о{ Нитап-15110 Р5усЬо]о§у, 6,87. На11 М. Н. (1968). А СопуегеаНоп тЬ АЬгаЬат Н. Ма81о. Р5усЬо1о@у Тоау, 2, 35-37, 54-

 

57. Нагйетап М. (1979). А с11а1о§ие тЛ АЬгаЬат Ма51о\у. }оигпа1 о{ Нитап1511с Р5усЬо1о§у, 19,

 

23-28. Наутая М., Сгееп. (1982). ТЬе авветеп о{ тоНуаНоп ууЬт Ма51о\у'5 ГгателуоЛ. оигпа1

 

о{ КевеагсЬ 1п РегвопаЬу, 16, 179-192. Нотап Е. (1988). ТЬе п§Ь1 1о Ье Ьитап: А Ыо@гарЬу о{ АЬгаЬат Ма51олу. Ьов Ап§е1е5:егету

 

Р. ТагсЬег. НагЛ К. Ь., Мау \У. Т. (1968). А геЬаЬНЯу вШу о{ §Ьо51гот'5 Рег5опа1 0пеп1а11оп 1пуеп1огу.

 

}оитпа1 оГ НитапвИс РвусЬо1о§у, 8, 68-72.

 

]атеп О. С., Кпарр К. К., МкНае1 V/. В. (1979). Соп81гис1 уаИДайоп о{ сопсерй о{ ас{иа1121п§ теавигеЯ Ьу 1Ье Регвопа1 0пеп1а1юп 01теп51оп5. Ес1иса1:1опа1 ап Р5усЬо1о§1са1 Меавиге-теп1,39,505-509.

 

526 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

]опе& А., СтапЛай К. (1986). Уа11с1аНоп оГ а 5110 1п(1ех оГ зе-асиаНгаиоп. Рег5опа1Я:у апЯ

 

§ос1а1 Р5усЬо1обу ВиНеЧп, 12, 63-73. Ке11у К. В., СНотп V. (1985).?е1 апо1Ьег етр1г1са1 <:ез1 о{ 1Ье ге1аНоп5Ыр Ье1\уееп 5е1-ас1иа1-

 

12.Мюп апс1 тога! с1§теп1. Р5усЬо1о§1са1 Керог15, 56, 201-202. Кеу5 А., ВогеЬ., НепзсМ А., МкМзоп Н. (1950). ТЬе Ью1о§у о1 Ьитап яагуаЧоп. М1ппеар-0115: ишуегзНу оГ М1ппе501а Ргевв. Кпарр К. К. (1965). К.е1а<:юпзЫр оГ а теазиге о{ 5е1-ас1иа112а11оп 1о пеиго11с1зт атД ехгауег-51оп. и1-па1 о! Соп5иК1п@ Р5усЬо1о@у, 29, 168-172. Кпарр К. К. (1976). Напс1ЬооЬ Гог 1Ье Регзопа1 ОпепаНоп 1пуеп<:огу. §ап 01е§о, СА: Е(11Т5

 

РиЫ15Ьег5.

 

Кпарр К. К., Кпарр. (1978). Сопсер1иа1 ап(1 81а115<:1са1 гейпетеп1 ап(} ех1:еп51оп о?1Ье теазиге-теп<; о{ ас1иа1121п@ сопсиггеп1 уа11(}1(:у о{ 1Ье Регзопа) 0пеп1а11оп 01теп5{оп8 (РОО). ЕД-иса1юпа1 ап(} Р5усЬо1о§1са1 МеавигетегЛ, 38, 523-526.

 

Ьеопагй С. (1983). АЬгаЬат Мав1о\у апс1 1Ье пелу веН". Е5и1е, ОесетЬег, 326-336. ЬеМау М., Ватт V. (1968). ТЬе Рег5опа1 0г1епа11оп 1пуеп1огу а5 а теазиге оГзеН-асиаИгаНоп

 

о?ип(1егасЬ1еуег5. МеавигетепС апД Еуа1иа11оп 1п Сшс1апсе, 110-114. ЬеЛег В., НVе2сIа., ЗиИюап 5., Р1оигс1е К. (1983). Ма51о'5 Ь1егагсЬу оС пеез ап(1 р5усЬо1о§1са1

 

Ьеа11Ь. ТЬеита) о{ Сепега1 РвусЬо1о§у, 109, 83-85. МаМ 5. К. (1988). Рег5опа1Ну 1Ьеопез: А сотрагаНуе апа1у51з (51Ь ее).). СЫса§о: Оогзеу Ргевз. МаМ 8. К., Сола Р. (1972). Ниташзт ш рег5опо1о§у: А11рог1, Мао, апй Миггау. СЬюао:

 

А1с11пе-А1Ьег1оп. Мозю А. Н. (1950). 5е1Г-ас1иа11г1п§ реор1е: А 51ис1у о{рзусЬо1о§1са1 Ьеа1<:Ь. Регеопа111у зутро-з1а: §утр05шт #1 оп уаЬез (рр. 11-34). е\V УогЬ: Сгипе & §1гаиоп. МозЬи) А. Н. (1956). А рЫ1озорЬу о(р5усЬо1о§у. 1п. Ра1гсЬ1Ы (Е.). Регзопа1 ргоЫетз ап(1

 

рзусЬо1о@1са1 ГгопНегз. еV Уог: 5Ьег1йап Ноизе. МозЬти А. Н. (1964). КеНюпа, уа1иез апс1 реаЬ ехрепепсез. еV УогЬ: У11{1п§ Ргезз.. МазЬш А. Н. (1965). ЕирзусЬ1ап тапа§етеп(:: А]оита1. Нотеоо, 1Ь: 1г\у1п-0ог5еу. МазЬти А. Н. (1966). ТЬе рзусЬо1о§у о! зс1епсе: А гесоппа1ззапсе. Ме УогЬ: Нагрег апс1 КОУУ. МазЬъц А. Н. (1967). А 1Ьеогу оГ те1ато<:1уа1{оп: ТЬе Ью1о§1са1 гоо11п§ о? <:Ье уа1ие-Н?е. }оигпа1

 

о{ НиташзИс РзусЬо1о§у, 7, 93-127.

 

Маоп) А. Н. (1968). То\уагс1 а рзусЬо1о§у о1 Ьеш§ (2пс1 ей.). еV УоЛ: Уап оз<:апс1. Маол) А. Н. (1969). ТоагД а ЬиташзЫс Ыо1о§у. Атепсап РзусЬо1о§1з<:, 24, 724-735. Ма$1о№ А. Н. (1970). МоИуайоп ап(1 регзопа1Ну (2пД ей.). Ке\у УогЬ: Нагрег апс1 КОЛУ. Маош А. Н. (1971). ТЬе?аг1Ьег геасЬез о{ Ьитап па<:иге. еу УогЬ: У11ап@ Ргезз. МазЬш А. Н. (1987). МоНуаНоп апй регзопа1йу (3г(} ей.), еу УогЬ: Нагрег апй Ко\у. МаЛеч Е. ]У., 2еуоп М. А., Ко1ег Р. М.оетег 8. М. (1982). РеаЬ ехрепепсе 1епйепс1ез: 5са1е

 

йеуе1ортеп1 апй СЬеогу 1ез1ш§. }оигпа1 о НитатзИс РзусЬо1о§у, 22, 92-108. МайосЬ А.., еV; С. (1974). Сотраг1зоп оГ 5е1?-ас1:иа112а11оп 1еуе1з апй асииз1теп1 зсогез о1

 

1псагсега<:ей та1е?е1оп5. оигпа1 о{ Ес1иса11опа1 апй РзусЬо1о§1са1 Меазигетеп, 34, 69-74. МсС1ат Е. (1970). ЕигСЬег уа11с1а11оп оЬе Рег5опа1 0пеп1а<:}оп 1пуеп1:огу: Аззеззтеп): оГзе-асСиаНгаНоп о{ зсЬоо1 соипзе1огз. }оигпа1 о{ Сопзи111п§ апс1 С11п1са1 РзусЬо1о§у, 35, 21-22. Ктига К. (1977). РеаЬ ехрепепсез т зрогС. оита1 о{ Нитап1з11с Р5усЬо1о§у, 17, 35-40. 5апе. Р. (1957). Ех1з<:еп11а115т апй Ьитап етоНопз. Ке\у УогЬ: \У15(1от иЬгагу. ЗНоЛтот Е.. (1964). Ап туеп1:огу Гог 1:Ье теазигетеп<: о{ зе1-ас1иа112а11оп. Ес1исаСюпа1 апй

 

РзусЬо1о§1са1 Меазигетеп, 24,207-218. ЯоЛтт Е. Ь. (1974). Мапиа1 Гог 1Ье Рег5опа1 ОпетаНоп 1пуеп1огу. §ап В1е§о, СА: ЕЙ1Т5

 

РиЫ1зЬегз.

 

ЯоЛтт Е. 1. (1975). Регзопа1 ОпеШайоп Штепзюпз. 5ап п1е@о, СА: Е(ПТ§ РиЫ1зЬегз. ЗНоЛтт Е. Ь. (1977). Мапиа1 Гог сЬе Регзопа1 0пеп1а14оп В1тепз1опз. 5ап П1е§о, СА: Ес11Т5

 

РиЫ1зЬегз. ЗНоЛтт Е. Ь., Кпарр К. К. (1966). ТЬе ге1а<-юпзЫр оГ а теазиге о{ зе1Г-ас<:иа112а11оп (РОТ) 1о а

 

теазиге оГ ра1Ьо1о§у (ММР1) апй 1о <:Ьегареи<-1с §го'<:Ь. Атег{сап оигпа1 о{ РзусЬо<-Ьега-г,ч оп о'_по

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 527

 

5(е№ап К. А. (1968). Асайетю регогтапсе апс1 сотропеп1:з оГ зеН'-ас<:иа112аоп. Регсер):иа1 апс1

 

МоЮг 5115,26,918. Таут С., 'айе С. (1984). ТЬе 1оп§ез1 \уаг: §ех Легепсез 1п регзресНуе. еVV УогЬ: Нагсоип:

 

Вгасе оVапоVIсЬ. \УЛоп С. (1972). еV ра(:Ь\уауз т рзусЬо1о§у: Маз1о апй 1Ье роз1-Егеис11ап геуо1и1юп. Меу

 

УогЬ: Тар11п§ег РиЫ1зЬ1п§.

 

2ассапа. 8., У/еп К. ]У. (1967). А сотрапзоп оГ а1соЬоНсз апй зе1ес1е(1 затр1ез оГ поп-а1соЬо11С5 т 1егтз о{ а розШуе сопсер1 оГ теп1;а1 ЬеаЬ. оигпа1 оГ §ос1а1 РзусЬо1о§у, 71, 151-157.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Ся!гзгеп1:тЛа1у1 М. (1982). То\уагй а рзусЬо1о§у оГ орйта1 ехрег1епсе. 1п Е. \УЬее1ег (Ей.).

 

Кеу1е\у оГ рег5опа111у апй зос1а1 рзусЬо1о§у (Уо1. 3, рр. 13-36). ВеуеНу Н1115, СА: 5а§е. Т)ес1 Е.., Кауп К. М. (1985). 1п1ппз1с то11уа1:1оп апй зе1Г-йе<:егтта11оп ш Ьитап ЬеЬауюг.

 

еVV УогЬ: Р1епит.

 

СоЫе Р. (1970). ТЬе 1Ыгй Гогсе: ТЬе рзусЬо1о§у оГ АЬгаЬат Маз1о\у. елV УогЬ: РосЬе1 Вооз. Коусе. К., Мох?. Р. (1981). Ниташзйс рзусЬо1о§у: Сопсер1з апй сп11с4зтз. еV УогЬ: Р1е-пит. Уа11е К. 5., Кеппес1у. Р., На1Ип§ 5. (Ейз.) (1989). Ех1з1еп11а1-рЬепотепо1о§1са1 регзресПуез 1п

 

рзусЬо1о§у: Ехр1опп§ 1Ье ЬгеайЬ оГ Ьитап ехрепепсе. е\у УогЬ: Р1епит. УаЬН К., ЗНаруо Т>. (ЕЙ5.) (1983). Веуопй Ьеа11Ь апй погтаБу: Ехр1ога11оп5 оГ ехсерЧопа1

 

рзусЬо1о§1са1 луе11-Ьеш§. Ке\у Уог: Уап Мозгапй КетЬоЫ. \У1Шат8 О. Е., Рае М. М. (1989). А ти111й1тепз1опа1 теазиге оГ Маз1о\у'з ЬюгагсЬу оГ пеейз.

 

игпа1 оГ КезеагсЬ 1п РегзопаЬу, 23, 192-213.

 

УапЬеЬикН В. (1981). еVV ги1ез: §еагсЬ}п§ Гог зе1Г-Ги1й11теп1 1п а \уог1й 1игпей ирз1йе йо\уп. Ке\у УогЬ: Капйот Ноизе.

 

Глава II

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: КАРЛ РОДЖЕРС

 

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека - или субъективная способность постигать действительность - играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех. Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Этот тезис является краеугольным камнем феноменологического подхода к личности [ЛУаатсЬ, 1984].

 

Другой важный тезис, характеризующий феноменологическое направление, - идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Действительно, феноменологи полагают, что люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Убеждение в том, что самоопределение является существенной частью природы человека, приводит, в свою очередь, к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. К сожалению, некоторые стремятся жить так, как будто не воспринимают себя в качестве основного контролирующего фактора своей жизни. Подобно разменной пешке на шахмат-ипл пг\ги

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 529

 

то силы, которым они не могут сопротивляться, <движут> ими. В соответствии с феноменологической позицией, так происходит только потому, что эти люди потеряли из виду свободу самоопределения, которая заложена в их природе.

 

Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистичный взгляд на человечество.

 

Следы трех основных тезисов, связанных с феноменологическим направлением в персонологии, прослеживаются в теориях Маслоу и Келли, представленных в двух предыдущих главах. Тем не менее, общепризнано, что концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо выражены в работах Карла Роджерса. Его теория включена в эту книгу потому, что в ней делается попытка понять, как человек воспринимает мир. Теория Роджерса представлена также и потому, что она уделяет пристальное внимание концепции самости и переживаниям, связанным с самостью, а также потому, что в ней подчеркивается важность тенденций, способствующих росту, присущих всем людям. Влияние трудов Роджерса общеизвестно и ни в коем случае не ограничено сферой теоретической психологии. Он играл ключевую роль в развитии групп встреч как средства помощи людям из всех слоев общества достичь улучшения и обогащения своих межличностных отношений. К тому же его идеи имели поразительное влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, групповая динамика и образование. Трудно переоценить огромное влияние Роджерса на формирование терапевтических и образовательных стратегий, используемых сегодня профессионалами,

 

КАРЛ РОДЖЕРС: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

Карл Рэнсом Роджерс (Саг1 Капает Ко§ег5) родился в Оук-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс, в 1902 году. Он был четвертым из шести детей, пять из которых были мальчиками. Его отец был инженером и подрядчиком, добившимся определенного финансового успеха, потому в ранние годы жизни Роджерса в экономическом отношении семья была благополучной. Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму на западе от Чикаго, и в этой сельской местности он провел юношеские годы. Члены семьи были уверенными в себе, хотя неявно зависели друг от друга, но не производили впечатления действительно радостных и довольных собой и друг другом людей. Роджерс вспоминал, что его отрочество проходило в строгой и бескомпромиссной религиозной и нравственной атмосфере [Ко§ег5, 1973]. Он описывал своих родителей как людей чувствительных и любящих, но, тем не менее, искренне и догматично приверженных фундаменталистским оелигипяным нягттяттам.

 

530 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

Карл Роджерс (1902-1987).

 

Не имея близких друзей вне семьи, Роджерс проводил много времени в одиночестве, с удовольствием читая книги о приключениях. Фактически он читал все, что попадется под руку, включая словарь и энциклопедию. В школьные годы Роджерс тоже жил в социальной изоляции и одиночестве. Он посещал три разные школы, каждую не более двух лет, тратя много времени на дорогу, так что ему никогда не удавалось участвовать вместе с другими школьниками во внеклассной деятельности. Однако Роджерс учился отлично. Почти по всем предметам у него были высшие оценки, особенно он отличался в английском языке и в естественных науках. Летние каникулы он проводил на ферме, работая там до изнеможения.

 

Я управлял культиватором весь день, обычно меня посылали на кукурузное поле в дальнем конце фермы, которое поросло пыреем. Это был урок независимости, умения справляться одному, без кого-либо другого... Это был опыт личной ответственности, который сегодня переживают немногие молодые люди [Коегэ, 1967, р. 347].

 

В юношестве Роджерс проявил страстный интерес к природе и занял научную позицию в занятиях сельским хозяйством, делая подробные записи своих наблюдений за растениями и животными. Он собирал и выращивал определенный вид ночных бабочек и прочитал о них все, что мог найти. Он также читал книги по сельскому хозяйству, которые приносил отец, и о применяемых в этой области научных методах.

 

После окончания школы Роджерс намеревался стать фермером. В 1919 году он поступил в Висконсинский университет, семейную а1та та1ег, и в качестве предмета изучения выбрал научное земледелие. Однако на втором курсе он активно занялся религиозной деятельностью и посещал студенческую религиозную конференцию, имевшую своим лозунгом: <Наставляйте в христианской вере мир нашего поколения>. В результате он решил готовиться к пасторской деятельности. В следующем, 1922 году произошло событие, которое перевернуло его жизнь. В числе десяти американских студентов колледжа он был избран для поездки на конференцию Всемирной студенческой христианской сЬелепании п Пекине.

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 531

 

Он провел более шести месяцев за рубежом, где наблюдал религиозные и культурные отношения, совершенно отличные от тех, к которым он привык. Жизнь на Востоке не только сделала его взгляды на жизнь более либеральными, но и заставила усомниться в божественности Иисуса. Эта поездка также сделала Роджерса независимым от интеллектуальных и религиозных уз родителей. После путешествия на Восток Роджерс возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра по истории в 1924 г. Он прошел только один курс по психологии - заочно!

 

После окончания университета Роджерс женился на Хелен Элиот, соученице по Висконсину, с которой он был знаком с детства. Тем же летом новобрачные отправились в Нью-Йорк на автомобиле <Форд-Т> в либеральную Объединенную теологическую семинарию. Роджерс нашел жизнь в Нью-Йорке возбуждающей и волнующей: <Я приобрел друзей, нашел новые идеи и совершенно влюбился в жизнь> [Ко§ег5, 1967, р. 353]. В Объединенной семинарии Роджерс впервые осознал, что пастыри и профессионалы в области психического здоровья имеют общую цель - помогать обездоленным людям. Однако постепенно он освободился от чар академического курса по религии - разочарование, подкрепленное растущим скептицизмом по поводу схоластических установок религиозной работы. В конце второго года учебы он сменил семинарию на Учительский колледж Колумбийского университета, чтобы получить образование в области клинической и педагогической психологии. Роджерс получил степень магистра в 1928 году и степень доктора клинической психологии в 1931 году.

 

В 1931 году Роджерс занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк. В течение следующего десятилетия Роджерс активно занимался работой с делин-квентными и неблагополучными детьми. Он также играл важную роль в создании Рочестерского центра направляющей помощи и был его директором, несмотря на' уверенность, что организацию должен возглавлять психиатр. После опубликования очень успешной работы под названием <Клиническое лечение проблемного ребенка> в 1939 году Роджерсу предложили работать на кафедре психологии Университета штата Огайо в качестве профессора. В 1940 году Роджерс вернулся в Колумбийский университет, чтобы начать новую карьеру. Переход в академическую среду принес Роджерсу широкое признание в области зарождающейся клинической психологии. Он привлек много талантливых аспирантов и начал публиковать многочисленные статьи, подробно излагая свои взгляды на психотерапию и ее эмпирическое исследование. Эти идеи были выдвинуты в его книге <Консультирование и психотерапия>, опубликованной в 1942 году.

 

В 1945 году Роджерс перешел в Чикагский университет, где занял должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Это положение давало ему возможность основать консультативный центр для студентов старших курсов, где профессиональный персонал и аспиранты работали на равных. Самыми продуктивными и творческими были для него 1945-1957 годы, проведенные в Чикаго. В этот период он завершил свою главную работу <Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория> (1951) - книгу, разрабатывающую теорию, лежащую в основе его подхода к межличностным отношениям и изменению личности. Он также провел несколько исследований процесса и результатов психотерапии. Это был период лич-НЫУ ттрупяч Тпттгугтттипуя пчрнь тп>-рмутп ПЯПНРНТК-У Рогтжргн-ьтгт ппглптпен ее

 

532 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

патологией. Будучи почти на грани срыва, он буквально бежал из консультативного центра, взял трехмесячный отпуск и вернулся для терапии, которую проводил с ним один из его бывших студентов. Позже он вспоминал: <Я часто был благодарен, что к тому времени, когда мне нужна была помощь, я подготовил психотерапевтов, которые вели свои собственные дела, не зависели от меня и даже были способны предложить мне помощь, в которой я нуждался> [Ко§ег5, 1967, р. 367].

 

В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вел работу в отделениях психологии и психиатрии. Впоследствии он начал интенсивную программу исследований, используя психотерапию для лечения больных шизофренией в Государственном психиатрическом госпитале. К сожалению, эта исследовательская программа столкнулась с некоторыми проблемами и оказалась не столь успешной, как ожидал Роджерс. Некоторые члены коллектива были против терапевтического подхода Роджерса, данные таинственным образом исчезали, и оказалось, что у больных шизофренией, которых лечили по этой программе, были лишь самые незначительные улучшения по сравнению с пациентами, которых лечили привычным образом.

 

В 1964 году Роджерс уволился из университета и стал сотрудником Западного института бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния -благотво- рительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. Четыре года спустя он оставил это место и занял пост в Центре по изучению человека, также расположенном в Ла-Джолле. Здесь он трудился до самой смерти, последовавшей от сердечного приступа во время операции на сломанном бедре (1987 год). В последние годы Роджерс ездил по всему миру с семинарами, на которых он демонстрировал психологам и другим работникам сферы психического здоровья, а также педагогам и политикам, как принципы клиент-центрированной терапии могут быть использованы для облегчения напряжения в мире и достижения мирного сосуществования. <Проблема предотвращения ядерной бойни - самая главная для моего ума, сердца и работы> [Ко§егз, 1984, р. 15].

 

Роджерс получил много наград за свой вклад в психологию и был активным членом многочисленных научных обществ. Его избирали президентом Американской психологической ассоциации в 1946-1947 годах, и в 1956 году он первым получил награду Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку. Он также получил награду Американской психологической ассоциации в 1972 году за выдающиеся профессиональные достижения. В обращении к съезду Американской психологической ассоциации в 1972 году он подытожил свой вклад в психологию, сказав: <Я выразил идею, для которой пришло время, как будто камень был брошен в воду и поднял рябь. Идея была в том, что индивид имеет широкие внутренние возможности для изменения своей жизни, и эти возможности можно мобилизовать при соответствующих условиях> [Ко§егз, 1973, р. 4]. Если о теории судить только по тому, как она повлияла на профессиональную психологию, то работу Карла Роджерса следует оценить очень высоко. Никто со времен Фрейда не имел большего влияния на практику консультирования и терапии, чем Роджерс.

 

Роджерс является автором нескольких интересных книг по консультированию и личности, включая: <Психотерапия и изменение личности> совместно с Р, Даймондом (К. Вутопс1) (1954); <Становление личнш-тн-иягпягт пгиуптрпя-Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 533

 

певта (1961); <От человека к человеку: проблема человеческого бытия> совместно с Б. Стивенсом (В. §<:еуеп5) (1967); <Свобода учиться: чем может стать образование> (1969); <Карл Роджерс о группах встреч> (1970); <Партнерство: брак и его альтернативы> (1972); <Карл Роджерс о человеческих возможностях> (1977); <Способ бытия> (1980) и <Свобода учиться: 80-е годы> (1983). Его автобиография появилась в <Истории психологии в автобиографиях> [Ко§ег5, 1967, Уо1ите5, рр. 341-384].

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ РОДЖЕРСА НА ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА

 

Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: <Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности> [Ко§ег5, 1959, р. 188].


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!