Защитные механизмы эго 37 страница



 

476 _ Глава 9. Когнитивное направление в теории личности

 

Личностный конструкт (Рег8опа1 соптс). Категория мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. По крайней мере три элемента необходимы для формирования конструкта - два из них должны восприниматься как схожие, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух.

 

Личность (Рег8опа11<:у). По Келли - термин <личность> относится к конструктам, используемым человеком для прогнозирования будущих событий.

 

Основной постулат (Ршм1атеп<,а1 р08<:и1а<:е). Термин, который отражает веру Келли в то, что поведение человека определено личностными конструктами, используемыми для прогноза будущих событий.

 

Очерк фиксированной роли (р1хе<1-го1е яЬесЬ). Описание личности вымышленного индивида, разработанное с целью помочь клиенту интерпретировать себя иначе, так, чтобы он мог лучше обращаться с различными жизненными ситуациями.

 

Подчиненнный конструкт (8иЬог(1та1е сопгчс). Личностный конструкт, который включается в категорию более общего конструкта.

 

Подчиняющий конструкт (8чрегог(1ша<:е сопгос). Личностный конструкт, который контролирует и включает в себя много разных конструктов.

 

Предполагающий конструкт (Ргор081иопа1 сопгис). Тип конструкта, который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.

 

Прогностическая эффективность (РгесИсуе еКШепсу). Диапазон, в котором конструкт пригоден для осуществления человеком правильного прогнозирования какого-то события в своем окружении.

 

Проницаемость-непроницаемость (РеппеаЫНу-ипреппеаЬЯКу). Величина, относящаяся к вопросу о том, будут или не будут признаны новые элементы в пределах конст-рукта. Проницаемый конструкт принимает новую информацию в свой контекст; непроницаемый - нет.

 

Репертуарный тест ролевого конструкта (Ко1е Сопите*: Керегогу Те81). Тест, разработанный Келли для оценки системы личностных конструктов индивида; также известен как Реп-тест.

 

Терапия фиксированной роли (Р1хе(1-го1е <:Ьегару). Метод психотерапии, разработанный Келли и направленный на то, чтобы помочь клиентам по-новому интерпретировать себя и свои жизненные ситуации. Клиентов побуждают жить и действовать' в соответствии с новой ролью, как в терапевтическом окружении, так и вне его.

 

Тревога (Апх1е<,у). Чувство страха и дурных предчувствий от осознания того, что конструкт для объяснения событий отсутствует.

 

Угроза (ТЬгеа). Осознание человеком того, что его конструктная система на грани решительных изменений.

 

Упредительный конструкт (РгеетрНуе соптс). Тип конструкта, который стандартизирует (<упреждает>) свои элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне; например, использование этнических ярлыков.

 

Фокус применимости (Росия о{ сопуешепсе). Точка или зона внутри диапазона применимости конструкта, в которой он максимально полезен для интерпретации определенных событий; всегда специфичен для человека, применяющего конструкт.

 

Цикл ориентировка-выбор-исполнение (С1гсиш5рес1оп-ргеетр<:1оп-сопго1 сус1е). Процесс, в котором человек рассматривает несколько конструктов прежде, чем решить, как интерпретировать непривычное или неясное событие.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Ваппи1етВ. (Е<Д.) (1977). еV регересНуев ш регеопа1 сопгшЛ 1Ьеогу. еVV УогЬ: Асас1епис Ргеяв. ВаппЫет В. (1985). 155ие5 апс1 арргоасЬез 1п рег5опа1 соп51гис1 СЬеогу. Ьопоп: Асас1еппс Ргеэ ВаппЫег О., Айатз-еЪег. К., Репп \У. Ь., КаМеу А. К. (1975). Кеуег5№@ 1Ье ргосева о1 1Ьои§Ь1-<Д150г(}ег: А вег1а1 уа11с1а11оп ехрептегЛ. ВпЫзЬ игпа1 оГ 5ос1а1 апс1 С1т1са1 РУ' сЬо1о§у, 14,169-180.

 

Джордж Келли: когнитивная теория личности _ 477

 

Ваппк1ег В., РттеИа Р. (1966). А §пс1 1051 оГэсЫгорЬгешс <:Ьои§Ь<: сИвогег. ВпИзЬигпа} о{

 

§ос1а1 апс1 С11п1са1 Р5усЬо1о@у, 5, 95-102. ВаппЫет В., 8а1топ Р. (1966). ЗсЫгорЬгешс <:Ьои§Ь<: сзогег: 5рес1йс ог Дизе? Вп1:18Ь.1оиг-па1 о{ Меа1са1 РзусЬоу, 39, 215-219. В1вп]. (1955). Со§ш11уе сотр1ех1(:у-51тр1}с11:у апс1 ргесКсйуе ЬеЬаVIО.оигпаI оГАЬпоп11а1 ап(}

 

§ос1а1 Р5усЬо1о§у, 51,263-268.

 

йгеп]. (1961). Сотр1ех}1у-51тр]1с1<;у аз а рег5опа111у уапаЫе 1п со§п{11уе апс1 ргеегеп(:1а1 Ье-Ьау4ог. 1п О. РЬе, 5. Ма(31 (?(15.). РипсНопв о? уаг{е(1 ехрег1епсе. Нотеоос1, 1Ь: Оогвеу Ргевв.

 

Вопапш. (1965). КезеагсЬ 1п 1Ье рег8опа1 соп51гис1; Ьеогу оГ Сеог§е А. Ке11у: Ко1е сопйгис гереПогу 1051 апс1 Ьазс Ьеогу. 1п В. МаЬег (Ес1.). Рго§ге55 1п ехрептеп1а1 рег5опа1{<:у гевеагсЬ (рр. 1-46). еV УоЛ: Асас1ет1с Ргезз. Вопапиз]., Но11ап(1 К., КоаепЬегЗ. (Ес15.) (1980). Рег8опа1 сопкшс 1Ьеогу: Кесеп1: а(}уапсез 1п

 

1.Ьеогу апс1 ргасИсе. Ьопоп: Маст111ап. ОисЬ 5. ]У. (1973). Рег5опа1 ге1а11оп5Ь1р5 апс1 рег5опа1 соп5<:гис{5: А 5<.и(1у оГ пеп(}5Ь1р огта-Поп. Ьопоп: \У11еу.

 

ОисЬ 5. У/. (1977). ТЬеогу ап(1 ргасНсе 1п 1п<:егрег5опа1 аШасйоп. Ьоп(1оп: Аса(1ет1с Ргеаз. ОисЪ 5. \У. (1979). ТЬе рег5опа1 апс1 1п1егрег5опа1 1п соп51гис1 <:Ьеогу: §ос1а1 а.пй т<1М<1иа\ а5рес15 оГ ге1аНоп5Ырз. 1п Р. §1г1п§ег, О. Вапшег (Ев.). Соп81гис1:5 оГ 50с1а1Ну апс1 1пс11у1(1иа11<:у (рр. 279-297). Ьопйоп: Аса(1ет1с Ргеаз. ВисЬ 5. ]У., АИкоп В. (1978). 1 1Ле(1 уои Ьи1 1 сап'1 1}уе дуНЬ уои: А 51и(1у о{ 1ар5ес1 й-1еп(15Ь1р8.

 

5ос1а1 ВеЬау}ог апс1 Рег5опа111:у, 6, 43-47. ВисН 8. \У., Стщ С. (1978). Рег5опа11Ьу а1т11аг11у ап 1Ье с1еуе1ортеп1 оГ й-1епс15Ь1р: А 1оп§11и-(11па1 81ис1у. ВпйвЬ оипа1 оГ 5ос1а1 ап С1ш1са1 Р5усЬо1о§у, 17, 237-242. ЕрЫп§ Р. К. (1980). Рег5опа1 сопз1гис1 СЬеогу рзусЬо1Ьегару. еV УогЬ: УНеу. ЕрИпР. К. (1984). Рег5опа1 соп51гис1 соипзеПп ап(} рзусЬоЬегару. СЬ1сЬе51:ег, Еп§.: \У11еу. РкЬе 5. Т., Тау1ог 5. Е. (1991). 5осш1 со§пй1оп. еV УогЬ: МсСга-НШ. РттеИа р., ВаппЫет В. (1977). А тапиа1 {от гереПогу §п(1 1есЬп1дие. Ые УогЬ: Асаетю

 

Ргезэ. СоНеатап 1. 1., ЗЫеМп]. (1982). 5сЫгорЬгеп1а: ТЬе ерепеНс ригг1е. СатЬпс1§е, МА: Сат-Ьпс1§е ип1уег511:у Рге55. №§§т5 Е. Т., Ктё С. А., Маут С. Н. (1982). 1пс11У1(1иа1 соп51:гис1 ассезяЬПЯу ап(1 эиесНуе

 

1тргез51оп5 ап(1 геса11. оигпа1 о{ Рег5опа1Ну ап 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 43, 35-47. ап!{отг А. В. (1987). \УЬа1еуег Ьесате оГ Сеог§е Ке11у? Арр11саиопз ап(1 {трЦсаиопз. Ате-псап Рзус1ю1о§{51,42,481-487.

 

Ке11у С. (1955). ТЬе рзусЬо1о§у о рег5опа1 сопз<:гис1:5 (?015. 1 апс1 2). елV УогЬ: 1ог(:оп. Ке11у С. (1958). Мап'5 соп51гис1юп оЫ5 аетайуез. 1п С. Ьтгеу (Е(1.). А55е55теп1 оГЬитап

 

тоуев (рр. 33-64). ОНатДо, ЕЕ: Нагсоиг1 Вгасе }оуапоу1сЬ, 1пс. Ке11у С. (1961). А попрагате1пс те1Ьос1 оГ {а.с1от апа1у515 {ог (1еаЬп§ ЛУЬ <:Ьеоге11са1 155005.

 

иприЫ15ЬеД тапи5спр1. М1тео@гарЬ, ОЬю 51а1е ип4уег5Ну. Ке11у С. (1962). Еигоре'5 та1г1х оГ (1ес151оп5. 1п М. К. опе5 (ЕЙ.). еЬа5Ьа 5утр05шт оп

 

тоНуаНоп (Уо1. 10). Ыпсо1п: ип1уег5Ну оеЬгазЬа Рге55. Ке11у С. (1963). А 1Ьеогу оГ рег5опа1Н:у: ТЬе р5усЬо1о§у о{ рег5опа1 сопвгисй. Ме\у УогЬ:

 

Копой. Ке11у С. (1969). С11п1са1 р5усЬо1о§у апй рег5опа1Ну. 1п В. МаЬег (Е(1.). С11п1са1 р5усЬо1о§у апД

 

рег5опа111у: ТЬе 5е1ес1е(1 рареге о{ Сеог§е Ке11у. Ке\у УоЛ: У/Неу. Ке11у С. (1970). А ЬпеГ 1п{:го(1исПоп 1о регвопа) соп51гис1 <:Ьеогу. 1п Т). Вапм51ег (Ес1.). Рег-5рес11уе5 1п рег5опа1 соп51гис1 Ьеогу (рр. 1-29). еу УогЬ: Аса(1ет1с Рге55. мпеМ А. \У., ЬеИпег Ь. М. (Ес15.). (1980). Регзопа1 соп51гис1: р5усЬо1оеу. Неу УоЛ: \У11еу.- 1-оп1 С. С. (1982). Ргес11сНп§ ЬеЬау1ога1 сопаепсу (тот ап 1пс11ук1иа1'5 регсериоп оНиаНоп-а1 51т11апие5. оигпа1 о{ Рег5опа1Ну ап(1 8ос1а1 Р5усЬо1о§у, 42, 1076-1088. МксНе1 ]У. (1980). Сеог§е Ке11у'5 ап1:1с1ра11оп о{ р5усЬо1о@у: А регзопа1 1:пЬи1:е. 1п М.. Ма-Ьопеу (Ее).). РвусЬоЬегару ргосезх. Ме\у УогЬ: Р1епит.

 

478 _ Глава 9. Когнитивное направление в теории личности

 

етеуе С.]. (1984). Со@шНуе сотр1ех11:у апй тап1а1 ваивСасНопоита} о{ 5ос1а1 ап(} С1т{-

 

са1 Р5усЬо1о§у, 2,258-263. етеуе К. А. (1985). ТЬе (1еуе1ортеп1: о{ рег5опа1 соп51п1С1: р5усЬо1о§у. Ь1псо1п: ип1уег511:у о

 

еЬа5Ьа Ргева.

 

етеуе С.]., Метеуег К. А. (1981). Регеопа1 сопвгисС регересйуев оп сошНуе азкезэтеп. 1п Т. V. МеНиип, С. К. С1а55, М. Сепей (Ейз.). Со§пН1уе аваезвтет (рр. 188-232). е\V УоЛ: СиНогй Рге55.

 

Зтет М. Т., \Ууппе. С., ТооНеу М.. (1978). Соттитсаоп сИвогДега ап сЬе {ат111е5 о? 5сЫ20рЬгеп1с5. 1п Ь. С. Ууппе, К. Ь. Сгот\уе11, §. МаиЬувзе (ЕДв.). ТЬе паШге о{ хсЫго-рЬгеп1а: еVV арргоасЬев 1о геяеагсЬ апЯ 1:геа1теп1. е\V УогЬ: УПеу Ме(11са1. ЯетаЛ V., ЛетаН А. (1982). Вившеаз аррИсаНопэ оГ гереЛогу §п(1. Ьопс1оп: МсСгауу-НШ. ТоЬасуI{.., Воппз А. (1986). Рег5опа1 соп5<-гис1 1Ьгеа1 апД 1гга11опа1 Ье14е ав собтйуе рге(11с-1ог5 о{ }псгеа5е5 ш ти51са1 регГогтапсе апх1е1у. оипа1 о{ Регеопау ап(} §ос1а1 Р5усЬо1о-§у, 51,779-782.

 

ТпапсИз Н. С., Нш Н., А1ЬеЛ К. О., Ьеип§ 5., &апЛу., Пшг-Ьотп§ К., Р1ахепс1а Ь., Мапп С., ВеСапсоиН Н., Ьоуо1а-ап1тп. (1984). 1пс1тс1иа1 то(1е15 о{ зос4а1 ЬеЬау1ог. ип1а1 о{ Рег5опа1Ну апй 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 46, 1389-1404.

 

"Муег К. 5.,., ЗтИ Т. К. (?(15.) (1984). НапйЬооЬ о{ 8ос1а1 соепШоп (Уо1з. 1-3). Н111а1е,: Ег1Ьаит.

 

Глава 10

 

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: АБРАХАМ МАСЛОУ

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

А(ат5-]VеЬе. (1979). Рег§опа1 соп51гис(: 1Ьеогу: Сопсер апс1 аррИсаНопв. Ме\у УоЛ: \УЯеу-1п(;егзс1епсе. ВаМтп А. С., СпЫЪ]. ТУ., 8е_оеп5 Ь. С., КизжИ 8. (1986). Ап(1го§упу ап(} вех го1е теазигетеп:

 

А регзопа1 соп51п1с1 арроасЬ.оипаI оГРег5опа1Ну апс1 5осй1 Р5усЬо1о§у, 51, 1081-1088. ЕрИпё Р. К., е_теуе К. А. (ЕсЬ.) (1984). Рег8опа1 теап1п§8 о{ с1еа1Ь: АррИсайопз о{ рег5опа1

 

0011511-401: Леогу 10 с}1п1са1 ргасИсе. елV УогЬ: Нет1зрЬеге/МсСга-Н111. а_п<{е1(1 А. }У., ЕрИщ Р. К. (1987). Регеопа1 соп51п1С<: рзусЬо1о§у: С11п1са1 апс1 рег5опа11<:у

 

аххеаатеп):. Ме\у УогЬ: Нитап §с1епсе5 Ргезз. етеуе К. А., Кетеуег С. (Ез.) (1987). Рег5опа1 соп51гис1 Ьегару сазеЬооЬ. Ме УоЛ:

 

Зрппег.

 

ТНотрюп С. С. (1968). Сеог§е А1ехап(1ег Ке11у: 1905-1967. оипа1 о{ Сепега1 РзусЬоЬбу, 79, 19-24.

 

Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами. Эта мрачная концепция человеческой природы вытекает из изучения Фрейдом людей, имеющих психические расстройства, и подчеркивает бессознательные и иррациональные силы в качестве управляющих факторов поведения. Второе направление в психологии личности, бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды. Как мы убедились на примере Скиннера, бихевиористы рассматривают научение и опыт в качестве основных строительных блоков того, что мы определяем как личность. Гуманистическая психология - третье и самое новое направление персонологии - предлагает радикально противоположную трактовку человеческой природы. Ученые, причисляющие себя к этому течению (также рассматриваемому как <третья сила> или <развитие потенциала человека>), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой

 

480 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

 

Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

 

Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления <наверх>) сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию [Маз1о, 1987, р. XX]

 

Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие потенциала саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре внимания этой главы.

 

АБРАХАМ МАСЛОУ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

Абрахам Харольд Маслоу (АЬгаЬат Наго1с1 Ма51о\у) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование, и содействовали этому, хотя, по его собственному признанию, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства: <Удивительно, что, имея такое детство, я не заболел психозом. Я был маленьким еврейским мальчиком среди соседей неевреев. Это немного напоминает ситуацию, когда первый негр поступает в школу для белых. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей> [На11, 1968, р. 37]. Позже он узнал практическую сторону жизни, работая в летние месяцы в компании по производству бочек, принадлежавшей его семье.

 

Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью-В недавно опубликованной биографии [Нотап, 1988] автор пишет, что сильная ненависть Маслоу к матери сохранялась до конца ее дней. Мать Маслоу были очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие проступки. В результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомневаться в Боге.

 

Он даже отказался присутствовать на ее похоронах. Он характеризовал Розу Маслоу как жестокую, невежественную и враждебную женщину, которая настолько не любила своих детей, что это почти доводило их до душевного расстройства. Ни в одном его высказывании о матери - некоторые из них сделаны публично, хотя она еще была._.. """"" """ """и гнотяп. 1988. о. 71.

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 481

 

Абрахам X. Маслоу (1908-1970).

 

Маслоу вспоминал отца как человека, который <любил виски, женщин и драки> [\УП5оп, 1972, р. 131]. Более того, отец внушил ему, что он уродлив и глуп. Позже Маслоу примирился с отцом и часто говорил о нем с любовью. Однако он никогда не простил матери того, как она обращалась с ним, когда он был ребенком и юношей.

 

Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом, поэтому он стал посещать более эклектичный курс в Корнелском Университете. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Наггу Наг1о\у), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян!

 

Незадолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман, своей школьной возлюбленной. Его родители были против брака, так как жених и невеста были кузенами, и они боялись, что у них могут родиться дети с генетическими дефектами. Тем не менее брак с Бертой и учеба в Висконсине были очень важными событиями в жизни Маслоу. Однажды он сказал: <Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин> [На11, 1968, Р. 37].

 

После получения докторской степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк Для работы с известным теоретиком в области научения Э. Л. Торндайком в Колумбийском университете. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где оставался в течение следующих 14 лет. Маслоу описывал Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х - начало 1940-х годов) как центр психологической вселенной. Именно здесь он познакомился с элитой европейских интеллектуалов, которые были вынуждены спасаться от Гитлера. Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен

 

482 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер - вот только некоторые из тех, к кому Маслоу обращался в своем стремлении постигнуть поведение человека. Неформальные беседы и волнующий опыт общения с такими выдающимися учеными помогли сформировать интеллектуальную основу дальнейших гуманистических взглядов Маслоу. В этот период он также занимался психоанализом.

 

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис, он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Этот неакадемический пост давал ему полную свободу в удовлетворении его интереса к философии демократической политики, экономики и этики. Но в 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа, явившегося результатом хронического сердечного заболевания.

 

Маслоу был членом ряда профессиональных и почетных обществ. В качестве члена Американской психологической ассоциации он был президентом Отделения личности и социальной психологии, а также Отделения эстетики, и был избран президентом всей Ассоциации на срок с 1967 по 1968 год. Он также был редактором-основателем <Журнала гуманистической психологии> 0оигпа1 о? НиташвПс Р5усЬо1о§у) и <Журнала трансперсональной психологии> оигпа1 о{ Тгап5рег5опа1 Р5усЬо1о§у) и являлся консультирующим редактором многочисленных научных периодических изданий. Маслоу живо интересовался возрастной психологией и в конце своей жизни поддерживал Институт Исален в Калифорнии и другие группы, включенные в изучение потенциала человека.

 

Большинство книг Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни. Это: <По направлению к психологии бытия> (1968); <Религии, ценности и вершинные переживания> (1964); <Эупсихея: дневник> (1965); <Психология науки: рекогносцировка> (1966); <Мотивация и личность> (1987, 3г(1 есНИоп) и <Новые измерения человеческой природы> (1971, сборник статей, ранее опубликованных Маслоу в различных психологических журналах). Том, составленный при участии его жены и названный <Памяти Абрахама Маслоу> (АЬгаЬат Н. МазЬ: А Метопа! Уо1ите), был опубликован посмертно в 1972 году.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой - лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления [Оигап, 1977]. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, раз'

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 483

 

работанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьерке-гор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.

 

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как <сущий-в-мире>, осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: <Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма> [Загге, 1957, р. 15]. Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов - мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда <жизнь есть то, что мы из нее делаем>. Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

 

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди - мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр - <Я есть мой выбор>.

 

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, - это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное

 

484 _ Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

 

существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Как я могу реализовать мою человеческую природу, даже если я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, и о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью (он неаутентичен).

 

Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными - чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает <мужества быть> - уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь - свою собственную. Избегать свободы и ответственности - значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

 

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная <реальность>, известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или <здесь-и-сейчас> направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: <Ничто не заменит опыт, совершенно ничто> [Ма51о, 1966, р. 45].

 

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности _ 48

 

В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как вскоре станет совершенно очевидно, его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма. Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.

 

Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом. Пользуясь избитой метафорой, психологи изучали деревья, а не лес. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Эта холистическая точка зрения, сформулированная в часто цитируемом метком выражении гештальт-психологии: <Целое - больше чем и отлично от суммы его частей>, с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!