Феноменология смысла 5 страница



7. Необходимость диалога определяется тем, что в опыте осмысления себя человек имеет дело не с объективной данностью своего внутреннего мира, но скрытым и в этом плане бессознательным измерением его сознания, которое раскрывается в своих объективированных характеристиках лишь в пространстве текста. Сам же текст объективируется в качестве такового только перед «взглядом» Другого, в качестве которого может выступать как натуральный другой человек, так и феноменальный Другой или «другой во мне». В диалоге с Другим появляется возможность отделить текст сознания от объективированных характеристик им полагаемых, то есть объективной ситуации, смысл которой он выражает, и сделать его предметом отдельной работы. То есть Другой, объективируя текст сознания позволяет человеку иметь дело не с объективным миром, но с собственными пониманиями, в которых он осмысливает свою жизненную ситуацию. Это позволяет ему выступить в качестве условия феноменологической рефлексии, которая таким образом, выступает не как индивидуальный интроспективный взгляд человека в самого себя, но как событийный диалог, в котором человек открываясь Другому, выражая себя для Другого, открывается самому себе. Причем принципиальным является не само общение, в котором разворачивается диалог, но феноменологическая рефлексия, в которой происходит превращение форм самосознания человека. То есть диалог рассматривается нами не только как общение между людьми, но как распределенная между двумя субъектами форма феноменологической рефлексии. В этой связи не только символ предполагает текст, выстраиваемый в диалоге, но и сам диалог выступает как опосредованная символом рефлексия, позволяющая человеку переживать наличные формы самосознавания и конституировать новые.

8. Переживание себя, осуществляемое опосредованно осмыслением символа, мы назвали интенциональным или инициальным переживанием и различили его с эмоциональным или натуральным переживанием. Собственно единицей анализа человека как сознательного существа или как личности, выступает интенциональное переживание. Можно выделить следующие феноменологические критерии отличия интенционального и эмоционального переживаний: а) если первое имеет своим предметом самого человека и выступает как переживание себя, то второе выступает как переживание ситуации; б) интенциональное переживание направлено на реализацию еще не случившегося, эмоциональное же переживание связывается с уже случившимся в жизненном мире человека и направленно на переживание этого уже случившегося; в) интенциональное переживание предполагает преодоление сложившихся жизненных отношений и порождение новых (будущее), в то время как эмоциональное переживание связано с восстановлением жизненных отношений (прошлого); г) интенциональное переживание осуществляется в пространстве самосознания, в то время как эмоциональное в пространстве объективной жизненной ситуации; д) интенциональное переживание является высшей психической функцией, а эмоциональное – натуральной (такое рассмотрение позволяет применить неклассическую методологию отечественной психологии для исследования интенциональных переживаний). Обозначенные переживания не являются отдельными психическими объектами, но соотносятся как натуральный и высший психический процессы. Включение в эмоциональное переживание понимания себя, опосредованного символом, превращает это переживание в высшую форму, делая его осмысленным и конституирующее его в рефлексии как субъективную механику, а не ситуативную эмоциональную динамику.

9. Рассматривая феноменологическую рефлексию как метод исследования сознания, мы рассмотрели ее и как особую практику инициального опыта, опыта само-пере-живания человека, опосредованного символом. Особенность этого опыта состоит в том, что он конституируется самим человеком в опыте понимания себя. Это понимание выступает процессом замысливания смысловых оснований жизни и их реализация, в которой происходит трансформация жизненного мира человека. Таким образом, его жизнь выступает не пространством для достижения внешне задаваемых целей, но как свершение замысла, как возможность самоосуществления, что и делает ее в полном смысле этого слова осмысленной. Единицей же анализа такой жизни выступает инициальный опыт или опыт инициального переживания, в котором человек изменяет себя в своей субъективности и жизнь в ее смысле. И еще раз повторим, что отсюда исходит и наша позиция в проблематике смысла жизни: смысл жизни может быть понят только как понимание смысла, при котором через инициальные переживания конституируется субъект человеческого способа существования, то есть личность с ее внутренним, субъективным и всегда недоступным для непосредственного наблюдения самому человеку, феноменальным миром духовности, который, выражаясь в тексте, становится действительной субъективной реальностью человека.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!