О запрещенности выражений «мой раб» или



«моя рабыня»

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал: «Пусть никто из вас не говорит (своему слуге): "Накорми своего господа", либо: "Соверши омовение своего господа". Следует говорить "…своего господина" или "…своего государя". Пусть никто из вас не говорит: "Мой раб или моя рабыня". Следует говорить "мой юноша", "моя девочка" или "мой мальчик"».

 

 

О том, что нельзя отказывать

Испрашивающему именем Аллаха

Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Если кто-то попросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил у вас о помощи именем Аллаха, то помогите ему; если кто-то позвал вас, то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдете чем отблагодарить, то прочтите за него молитву, пока не посчитаете, что вы его отблагодарили». Достоверный хадис, переданный Абу Даудом и ан-Наса’и[155].

 

 

Ликом Аллаха можно испрашивать только

Рай

Джабир ибн Абдуллах рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Ликом Аллаха можно испрашивать только рай». Этот хадис передал Абу Дауд[156].

Рассматриваемые вопросы:

1. Запрет испрашивать что-либо ликом Аллаха, кроме наивысшей цели – рая.

2. Утверждение атрибута лика[157].

 

Здравое слово о главах пятьдесят пятой и пятьдесят шестой

Первая глава, о которой идет речь в данном разъяснении, касается тех, к кому обращаются с просьбой. Если человек обращается с просьбой, сопровождая ее самым великим средством, то есть именем Аллаха, то ее необходимо удовлетворить из уважения к праву Аллаха и ради возвеличивания Его, а также для соблюдения права своего брата, прибегнувшего к такому великому средству убеждения.

Следующая глава касается испрашивающего, который обязан уважать имена Аллаха и Его атрибуты и не обращаться с мирскими просьбами посредством лика Аллаха. Ликом Аллаха допускается испрашивать только самое главное и наивысшее устремление – вечное райское блаженство.

Ликом Аллаха можно испрашивать благосклонности Господа, блаженства увидеть Его лик и насладиться общением с Ним. Это является самой главной потребностью раба Аллаха, и ее можно просить исключительно обращаясь к лику Господа.

Что же касается мирских просьб и других мелких дел, то их следует испрашивать у Господа, но только не Его ликом.

 

 

О выражении «Если бы…»

Всевышний Аллах сказал:

«Они говорят: "Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь"…» [158] (Аль ‘Имран 3:154).

Всевышний сказал также:

«Те, которые сказали про братьев своих, сами оставшись дома: "Если бы они послушались нас, то не были бы убиты"…» [159] (Аль ‘Имран 3:168).

 

В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал ему: «Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся (перед трудностями). Если же с тобой что-то случилось, то не говори: "Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то". Скажи лишь: "Это предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно", – поскольку "если бы…" открывает возможность для козней шайтана».

 

Рассматриваемые вопросы:

 

1. Явный запрет на произношение выражения «если бы…» в случае какой-либо неприятности.

2. Причиной этого является то, что при употреблении этого выражения открывается возможность для козней шайтана.

3. Прекрасные слова, которые необходимо произносить в таких случаях.

4. Повеление настойчиво стремиться к полезному, испрашивая при этом помощи у Аллаха.

5. Запрет на то, что противоположно этому, то есть на проявление слабости и бессилия перед трудностями.

 

Здравое слово о главе пятьдесят седьмой

Следует уяснить, что использование рабом Аллаха выражения «если бы…» может иметь две разновидности: порицаемую и похвальную.

В порицаемом смысле это употребляется тогда, когда происходит какая-нибудь неприятность и человек говорит: «Если бы я поступил так-то, то случилось бы так-то». Это и есть козни шайтана, поскольку человек совершает сразу два нарушения:

- во-первых, его охватывает сожаление, гнев и печаль, что недопустимо, так как в этом нет никакой пользы;

- во-вторых, человек проявляет неучтивость по отношению к Аллаху и Его предопределению, ибо абсолютно все события, как крупные, так и мелкие, происходят по предустановлению и предопределению Аллаха. То, что случилось, должно было обязательно случиться и было совершенно неотвратимо. В словах «если бы было так…» или «если бы я сделал так…» проявляется слабость веры в предустановление и предопределение Аллаха и своего рода несогласие с этим.

Совершенно очевидно, что раб Аллаха сможет обрести истинную веру и совершенный таухид только в случае отказа от этого.

В похвальном же смысле выражение «если бы…» употребляется тогда, когда раб Аллаха желает добра.

Например, пророк сказал: «…Если бы я знал это раньше, то не подгонял бы хадйа[160] и совершил бы малое паломничество». Пророк также передал слова человека, желающего доброго дела: «Если бы у меня было столько же денег, как у такого-то, то я бы распорядился ими так, как это сделал такой-то».

Другое его высказывание: «Если бы мой брат Муса проявил терпение, то Аллах ниспослал бы нам весть о них». Речь идет о притче с аль-Хидром[161].

Таким образом, если желающий добра скажет «если бы…», то это похвально, однако если это скажет сожалеющий о чем-то неприятном, то это порицается.

Использование выражения «если бы…» также зависит от конкретной ситуации, в которой находится говорящий. Если это влечет за собой досаду, печаль, ослабление веры в предустановление и предопределение Аллаха, либо не имеет благих намерений, то это возбраняется. Приветствуется же использование выражения «если бы…» при стремлении к добру, наставлению и просвещению. Именно поэтому здесь рассматриваются две разновидности использования этого выражения.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!