О необходимости бояться ширка



Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:

«Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему равных, но прощает все, что помимо этого, кому пожелает…» [28] (ан-Ниса’ 4:48, 116).

И сказал пророк Ибрахим:

«…И отдали меня и моих детей от поклонения идолам!» [29] (Ибрахим 14:35).

В одном из хадисов пророк сказал: «Самое страшное, чего я боюсь от вас, так это малый ширк». Когда его спросили, что это такое, он ответил: «Показуха».

Ибн Мас’уд рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадет в Огонь». Этот хадис передал аль-Бухари.

Муслим приводит хадис Джабира о том, что посланник Аллаха сказал: «Кто предстал перед Аллахом, не приобщая к Нему ничего, попадет в рай; а кто предстал перед Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадет в Огонь».

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Необходимость бояться ширка.

2. Показуха является разновидностью ширка.

 

Здравое слово о главе четвертой

 

Ширк представляет собой диаметральную противоположность таухиду и противоречит поклонению Аллаху. Ширк имеет две разновидности: явный – великий ширк, и скрытый – малый ширк.

Великий ширк состоит в приобщении к Аллаху сотоварища и обращение молитвы к нему так, как к Самому Аллаху. Тем же самым является страх перед ним, любовь или обращение к нему с просьбами так, как к Аллаху, а также обращение к нему других обрядов поклонения. Совершающий такие действия никоим образом не может быть муваххидом. Это – самый настоящий мушрик, которого Аллах никогда не введет в рай, ибо Огонь есть место его обитания.

При этом не имеет значения то название, которое мушрик дает обряду поклонения, посвящаемому не Аллаху – называет ли он его собственно поклонением, тавассулем или чем-либо еще. В любом случае все это будет великим ширком, так как в любом деле важна суть происходящего, а не та словесная форма, в которую это облекается.

Малый ширк представляет собой все слова и действия, которые приводят к приобщению к Аллаху кого-нибудь, например возвеличивание творения Аллаха, не достигающее уровня поклонения ему, клятва не именем Аллаха, мелкая показуха и т.п.

Если ширк идет вразрез с таухидом, то он обязательно влечет за собой попадание в Огонь, а великий ширк к тому же приводит к вечному пребыванию в нем и запрещению рая, и если возможность счастья зависит от того, уберегся ли человек от ширка или нет, то, следовательно, любой раб Аллаха должен бояться ширка больше всего на свете, всячески стремясь избежать его, причин, способствующих ему, а также всего того, что может привести к этому. Каждый раб Аллаха обязан испрашивать у Него избавления от ширка, подобно тому, как это делали пророки, а также другие чистые и наилучшие люди.

Раб Аллаха должен упорно и неустанно воспитывать искреннюю преданность в своем сердце и укреплять ее, совершенствуя свою духовную связь с Аллахом, будучи преисполненным раскаяния, страха, душевного трепета, надежды и стремления к благосклонности Аллаха и Его награде во всех своих делах, как явных, так и скрытых. Ведь сущность искренности такова, что она отталкивает великий и малый ширк. Если же кто-то допускает какое-либо проявление ширка, то это происходит из-за слабости его искренности.

 

 

Призыв к свидетельству «нет божества, кроме Аллаха»

Всевышний Аллах сказал:

«Скажи: "Это есть путь мой: я призываю к Аллаху с твердым видением – я и те, кто за мной последовали. Хвала Аллаху, я не из числа мушриков!"» [30] (Йусуф 12:108).

Ибн Аббас рассказывал: «Посылая Му’аза в Йемен, посланник Аллаха сказал ему: "Ты придешь к народу, который является обладателем Писания. Пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха (в другой ривайе говорится: «Призови их к таухиду Аллаха»). Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять молитв. Если они покорятся тебе и в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу их бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетенного, ибо между ней и Аллахом нет преграды"»[31].

Сахль ибн Са’д рассказывал: «В день Хайбара посланник Аллаха сказал: "Завтра я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника, и которого любят Аллах и Его посланник. Аллах ниспошлет посредством его победу". Люди шумно спорили всю ночь, пытаясь догадаться, кому из них будет вручено знамя. Утром, встретившись с посланником Аллаха, каждый был преисполнен желания получить знамя. Пророк спросил: "Где Али ибн Абу Талиб?" Ему ответили: "Он жалуется на воспаление глаз". За ним послали, и когда Али прибыл, пророк поплевал ему в глаза, а затем взмолился за него Аллаху. Али тут же исцелился, как будто ничем и не болел. Посланник Аллаха вручил ему знамя и сказал: "Действуй на их территории с осторожностью. Сначала призови их к Исламу и сообщи им то, что они обязаны делать, соблюдая право Всевышнего Аллаха в отношении их. Клянусь Аллахом, если Аллаха наставит посредством тебя хотя бы одного человека на путь истинный, то это будет для тебя лучше, чем красные верблюды»[32].

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Призыв к Аллаху – это путь тех, кто последовал за посланником Аллаха.

2. Обращается внимание на искренность, ибо многие люди, призывая к истине, делают это ради собственных интересов.

3. Одной из безобразных черт ширка является то, что он представляет собой оскорбление Аллаха.

4. Религия начинается в первую очередь с призыва к таухиду, даже прежде молитвы.

5. Одной из закономерностей таухида являются те трудности, голод и массовые беды, которым подвергались господин всех посланников и любимцы Аллаха.

6. Призыв к Исламу перед началом боевых действий.

7. Необходимость этого даже для тех, кого раньше уже призывали и с кем воевали.

 

Здравое слово о главе пятой

В данной главе автор указал на необходимость способствовать обретению полного таухида другими путем призыва к свидетельству «нет божества, кроме Аллаха». Таухид не может стать полным, пока раб Аллаха не пройдет все его этапы и затем не станет стремиться сделать муваххидом другого. Именно таким был путь всех пророков. Первым, к чему они призывали свои народы, было поклонение только Одному Аллаху и отказ от придавания Ему сотоварищей. Тем же путем шел господин и имам всех пророков – посланник Аллаха Мухаммад. Он идеальным образом исполнял этот долг, мудростью, добрым увещеванием и наилучшим рассуждением призывая людей встать на путь его Господа. Он упорно и неустанно делал это, не ослабляя своих усилий, пока Аллах не утвердил посредством его Свою религию и не обратил в нее большое число людей. Благодаря благословенному призыву пророка, религия Аллаха воцарилась на огромных территориях во всех концах Земли. Пророк лично осуществлял призыв, а также повсюду направлял своих посланников и последователей, чтобы они прежде всего призывали людей к Аллаху и Его таухиду, поскольку правильность и приемлемость всех действий зависят от таухида.

Наряду с тем, что раб Аллаха сам стремится к таухиду Аллаха, он должен также призывать к Аллаху других самым лучшим способом. Человек, наставивший на путь истинный других, обретает такую же награду, как и они, без всякого уменьшения этой награды для обращенных.

Учитывая то, что призыв к Аллаху и к свидетельству «нет божества, кроме Аллаха» является обязательным предписанием для каждого, каждый обязан выполнять этот долг в меру своих возможностей. И на ученом ответственность за разъяснение этого, призыв, наставничество и наставление на истинный путь больше, чем на неученом человеке.

Человек, способный вести призыв благодаря своим физическим силам, средствам, высокому положению и красноречию, выполняет гораздо более серьезную задачу, чем тот, кто лишен подобных возможностей.

Всевышний сказал: «Бойтесь же Аллаха по мере своих возможностей…» (ат-Тагабун 64:16). Аллах милостив к тем, кто помог религии хотя бы на полслова, однако гибель ждет того раба, который не использовал своих возможностей для призыва людей к этой религии.

 

 

Смысл таухида и свидетельства «нет божества, кроме Аллаха»

Всевышний Аллах сказал:

«Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к своему Господу – кто из них ближе, - надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа следует остерегаться!» [33](аль-Исра’ 17:57).

Всевышний также сказал:

«И вот сказал Ибрахим отцу своему и народу: "Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, кто создал меня. Поистине, Он поведет меня по прямому пути!"» (аз-Зухруф 43:26-28).

Он сказал также:

«Они взяли книжников и монахов своих за господов, помимо Аллаха…» (ат-Тауба 9:31).

Всевышний сказал:

«Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных; они любят их так, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха» [34](аль-Бакара 2:165).

В «ас-Сахихе» Муслима приводится следующий хадис пророка: «Неприкосновенны имущество и жизнь того, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха" и отрекся от поклонения всему, кроме Аллаха. Он будет держать ответ перед Аллахом, Всемогущ Он и Велик».

 

Данная глава содержит самые крупные и важнейшие вопросы: смысл таухида и свидетельства с приведением наглядных примеров.

Аят из суры аль-Исра’ содержит ответ мушрикам, которые взывали к праведникам. В аяте разъясняется, что подобные действия являются величайшим ширком.

В аяте из суры Бара’а (ат-Тауба) говорится о том, что обладатели Писания приняли своих книжников и монахов за господ наряду с Аллахом. Разъясняется, что им было повелено поклоняться только Одному Богу, а несложный для понимания смысл этого аята состоит в том, что ученым и верослужителям следует подчиняться в повиновении Аллаху, но не отвечать на их призыв к неповиновению.

К этому же относится и высказывание пророка Ибрахима, обращенное к неверным: «Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, кто создал меня…» Тем самым он исключил из объектов поклонения все, кроме его Господа. Всевышний упомянул, что такое отречение и преданность представляют собой смысл свидетельства «нет божества, кроме Аллаха». Всевышний сказал: «И сделал он это словом, пребывающим в потомстве его, - может быть, они вернутся!» (аз-Зухруф 43:28).

Приводится также аят из суры аль-Бакара, в котором Аллах сказал о неверных: «…и не выйдут они из Огня» (аль-Бакара 2:167). В нем сказано, что они любят свои предметы поклонения так, как любят Аллаха. Это означает, что они любят Аллаха великой любовью, но Он не допустил их в Ислам. Что же тогда говорить о тех, кто возлюбил свои предметы поклонения сильнее, чем Аллаха? И что можно сказать о том, кто любит свой предмет поклонения и не любит Аллаха вовсе?

Сюда же относится и высказывание пророка: «Неприкосновенны имущество и жизнь того, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха" и отрекся от поклонения всему, кроме Аллаха. Он будет держать ответ перед Аллахом…». Ее произнесение само по себе не обеспечивает неприкосновенности жизни и имущества; также не обеспечивает этого ни понимание смысла свидетельства наряду с его произнесением, ни его подтверждение, ни обращение в молитвах к Одному только Аллаху, у которого нет сотоварища. Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда все указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека. Насколько велика и грандиозна эта проблема! И насколько же убедительно и красноречиво данное разъяснение, и насколько неопровержимы аргументы для любого спорщика!

 

Здравое слово о главе шестой

Понятия «таухид» и «свидетельство» одинаковы по смыслу и употребляются как синонимы. Как сказал автор, да смилостивится над ним Аллах, это является крупнейшим и важнейшим вопросом.

Истинный смысл таухида – это знание и признание единственности Господа во всех качествах совершенства, а также преданность и искренность в поклонении Ему.

Особое значение здесь имеют два обстоятельства:

- во-первых, полное отрицание божественности всего, кроме Аллаха. Человек должен знать и быть убежденным в том, что обожествления и поклонения не заслуживает ни одна вещь и ни один из людей, будь то посланный Аллахом пророк, великий монарх, либо кто-нибудь еще. Такое качество не дано ни одному из людей и не может быть присущим никому;

- во-вторых, утверждение божественности только Всевышнего Аллаха, Одного, у которого нет сотоварища, Его единственности во всех смыслах божественности, представляющей собой предел совершенства. Чтобы раб Аллаха достиг подлинной искренности в свидетельстве веры перед Аллахом, одной убежденности недостаточно. Он должен быть преисполненным покорности, веры и чистосердечия, должен тщательно соблюдать права Аллаха и права Его творений, будучи устремленным тем самым к лику Аллаха, Его благосклонности и Его награде.

Человек должен знать, что для полного уяснения и достижения таухида человек обязан отречься от поклонения всему, кроме Аллаха. Ему должно быть известно, что приобщение к Аллаху равных, проявление к ним любви такой же, как к Аллаху, покорность им, как и Аллаху, а также труд во имя их, подобно труду во имя Аллаха, полностью противоречит смыслу формулы «нет божества, кроме Аллаха».

Необходимо поклоняться только Одному Аллаху и подчиняться только Ему и Его повелениям. Необходимо также отречься от всего того, что противоречит этому в решениях, словах и делах.

Это же может быть достигнуто лишь любовью к исповедующим таухид Аллаха, преданностью им и оказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой по отношению к неверным и мушрикам. Здесь бесполезны голые слова и пустые утверждения, поскольку необходимо сочетание знания, убежденности, слова и дела. Все эти аспекты неотъемлемы один от другого, и когда недостает одного из них, все остальные также становятся недействительными. Хотя Аллаху это ведомо лучше.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!