Вероубеждения шейха Мухаммада ат-Тамими



Предисловие

Хвала Аллаху, Господу миров, Его мы восхваляем, у Него просим помощи и прощения, прибегаем к Нему от зла наших душ и плохих дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Благословение и мир господину посланников, святому пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам!

Данная книга посвящена таухиду, то есть утверждению единственности Аллаха в господстве, поклонении и обладании прекрасными именами и атрибутами. Таухид является основой религий всех пророков, и именно поэтому мусульмане убеждены, что религия всех пророков едина. Они не делают различия между пророками и говорят:

«…Мы не делаем различия между тем или иным из посланников…» (аль-Бакара 2:285).

В основе таухида Аллаха лежит свидетельство «Ла илаха иллаллах» («нет божества, кроме Аллаха»), утверждающее, что нет никого, достойного поклонения, кроме Единого Аллаха.

Не приобщать равных к Господу в поклонении – это обязанность всех рабов Всевышнего. Только так можно заслужить довольство Аллаха.

Аллах показал в Коране ошибки предыдущих поколений, сбившихся с ясной дороги таухида. Потомки Ибрахима обратились в отвратительное язычество, начав поклоняться идолам. Иудеи не устояли перед искушением мирских благ, отказались от дороги Мусы и других пророков и последовали за своими раввинами и монахами в то время, как они знали истину, чем вызвали на себя гнев и проклятия Аллаха. Христиане слишком преувеличили свою любовь к святому пророку Исе ибн Марйам и стали поклоняться ему наряду с Аллахом. Подобные заблуждения постигли и многих мусульман. Шайтан не слишком усердствует в выборе средств для обращения людей в неверии!

Всевышний повелел:

«Скажи: "О обладатели Писания! Давайте держаться одинакового слова для нас и для вас: не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не считать других господами помимо Аллаха". Если же они отвернутся, то скажите: "Будьте свидетелями, что мы – покорные Аллаху (мусульмане)"» (Аль ‘Имран 3:64).

Эти слова обращает каждый мусульманин-муваххид к иудеям, христианам, буддистам, кришнаитам, атеистам и просто ищущим истину, ведь никто не может вести людей лучше Аллаха.

Все пророки с большим трудом проводили в жизнь свой призыв, преодолевая сопротивление неверующих и невежественных людей. Нелегким является путь познания истины и для любого человека сегодня. Многим приходится делать выбор между дорогой Всемогущего Господа и обычаями дедов и отцов, между райскими благами и мирскими прелестями. Всевышний Аллах сказал:

«Обольстительна для людей страстная привязанность к женщинам, сыновьям, полновесным талантам золота и серебра, прекрасным коням, стадам скота, полям; это – наслаждения ближней жизни, но прекраснее жилище у Аллаха» (Аль ‘Имран 3:14).

Только тот, кто познал таухид, в сердце которого утвердились искренняя любовь к Господу и повиновение Ему, обретает подлинное счастье в этом мире и райское наслаждение в жизни будущей. Он поклоняется только Аллаху и не нуждается в других покровителях, он достигает гармонии души и разума, так как душа человека неизбежно стремится к поклонению Единому Аллаху. Аллах испытывает приверженцев таухида трудностями в начале их пути, но это только добавляет им сил и уверенности.

 

 

Вероубеждения шейха Мухаммада ат-Тамими

Его убеждения – это убеждения правоверных салафов, основанные на том, что завещал нам посланник Аллаха, как этого придерживались его сподвижники, их последователи и праведные имамы, такие как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, Суфйан ас-Саури, Суфйан ибн Уйейна, Ибн Мубарак, аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, а также такие крупные ученые в области мусульманского права, как аль-Аш’ари, Ибн Хузейма, Таки ад-Дин ибн Теймийа, Ибн аль-Каййим, аз-Захаби и другие.

В одном из своих писем, написанном жителям Аль-Касима, шейх изложил свои вероубеждения. Начав именем Аллаха, он писал:

«Призываю Аллаха и присутствующих ангелов, а также вас в свидетели того, что мои убеждения, как и убеждения всех последователей Сунны, основаны на вере в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, воскресение после смерти и предопределение с его добром и злом.

К вере в Аллаха относится вера в то, как Он охарактеризовал Себя в Своей Книге, и как охарактеризовал Его посланник Аллаха, без изменения или непризнания. Я убежден, что «нет ничего, подобного Ему; и Он – Слышащий, Видящий» (Аш-Шура 42:11). Я не отрицаю того, чем Он охарактеризовал Себя, не искажаю истинный смысл этого и не раскольничаю о Его именах и знамениях. Я не задаю вопрос «как?»[1] о них и не уподобляю их качествам Его творений, так как Он – Всевышний, нет равных Ему, и нельзя задавать вопрос «как?» о Нем, ведь нет подобных Ему, и не сравним Он со Своими творениями, ибо Аллах, Свят Он и Велик, лучше всех знает о Себе и о других. Его речь самая правдивая, Его повествования самые красивые, и Он Сам отверг то, что приписывают Ему противоречащие истине приверженцы описания и уподобления Аллаха Его творениям, и то, что отрицают от Него приверженцы изменения и непризнания. Ведь сказал Всевышний:

«Свят твой Господь – Господь Могущества, и превыше Он того, что Ему приписывают. И мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!» (Ас-Саффат 37:180-182).

И спасшаяся группа[2] в своих воззрениях относительно деяний Аллаха находится между убеждениями кадаритов и джабритов[3], относительно наказания Аллаха – между взглядами мурджиитов и ва’идитов[4], относительно веры и религии – между убеждениями харуритов и му’тазилитов с одной стороны, и мурджиитов и джахмитов[5] - с другой. А в отношении к сподвижникам посланника Аллаха – между рафидитами и хариджитами[6].

Я убежден, что Коран – это ниспосланное Слово Аллаха, он не сотворен, от Аллаха принесен и к Нему вернется, и что Аллах действительно произнес его и ниспослал его Своему рабу, посланнику, доверенному в откровении и Своему послу между Ним и Его рабами – пророку Мухаммаду.

Я верую, что Аллах делает, что пожелает, и ничего не происходит без Его желания, и ничто не выходит из-под Его воли, и ничто не отклоняется от Его предопределения, и ничто не свершается без Его управления. Для каждого неизбежно Его предопределение, и ничто не избежит предписанного для него в Хранимой Скрижали.

Я верую во все события после смерти, о которых сообщил нам пророк Аллаха. Я уверовал в искушение в могиле и в ее блага, в возвращение душ в тела, в то, что люди предстанут перед Господом босыми, нагими, без обрезания крайней плоти. Солнце приблизится к ним и будут воздвигнуты весы, на которых взвешены будут дела рабов: «Тогда на чьих весах взвешиваемое будет тяжело, те будут блаженны. А на чьих весах взвешиваемое будет легко, те нанесли убыток самим себе и вечно останутся в геенне» (Аль-Му’минун 23:102-103). И будут развернуты два списка, и будут те, которые получат книгу справа, и те, которые получат книгу слева.

Я верую в бассейн пророка Мухаммада в День воскресения, и что вода его белее, чем молоко, и слаще, чем мед, а число бокалов около него равно числу звезд на небе. Тот, кто выпьет один глоток ее, не будет испытывать жажду вовеки.

Я верую в то, что Путь (араб. «ас-сират») проложен на спине ада, и люди пройдут по нему на основании своих деяний.

Я уверовал в заступничество пророка Мухаммада и в то, что он – первый из заступников и первый, кто получит право на это. И отрицают заступничество пророка только приверженцы ереси и заблуждения. Заступничество будет даровано ему лишь после разрешения и довольства Аллаха, как сказал об этом Всевышний:

«Они ходатайствуют только за того, за кого Он благоволит» (Аль-Анбийа’ 21:28).

Он также сказал:

«Кто может ходатайствовать пред Ним без Его изволения?» (Аль-Бакара 2:255).

И Он сказал:

«И сколько ангелов в небесах, заступничество которых не поможет, пока не разрешит Аллах для тех, кому Он пожелает и кем доволен» (Ан-Наджм 53:26).

А Он, хвала Ему, доволен только таухидом и позволит заступаться только за его приверженцев. И для многобожников не будет доли в этом заступничестве, так как сказал Всевышний:

«И не принесет им пользы ходатайство ходатайствующих» (Аль-Муддасир 74:48).

Я также верую в то, что рай и ад – это творения Аллаха, что они существуют и сегодня и что они никогда не исчезнут, а также в то, что верующие увидят Господа своими глазами в День воскресения, как видят луну в ночь полнолуния без препятствия для этого.

И верую в то, что пророк Мухаммад – последний из пророков и посланников, и не станет вера правильной, пока раб не уверует в его миссию и не засвидетельствует его пророчество. Лучший в его общине – это Абу Бакр ас-Сиддик, затем Умар аль-Фарук, затем Усман Зу-н-Нурейн, затем Али аль-Муртада, затем оставшиеся из десяти[7], затем участники Бадра[8], затем принесшие присягу у дерева – Присягу Довольства[9], - затем оставшиеся сподвижники. И я люблю сподвижников посланника Аллаха, вспоминаю их благие дела, прошу для них прощения у Господа, воздерживаюсь от обсуждения их ошибок, молчу о том, что возникало между ними. Я убежден в их превосходстве и следую слову Всевышнего:

«Те, которые пришли после них, говорят: - Господи наш! Прости нам и братьям нашим, которые опередили нас в принятии веры, и не утверждай в сердцах наших затаенной неприязни к верующим. Господи наш, Ты – Мягок, Милосерден» (Аль-Хашр 59:10).

Я доволен матерями правоверных, очищенными от всего плохого. Я признаю чудеса благоверных, но они не имеют ничего из права Аллаха. И я не предвещаю ни одному мусульманину рай или ад, кроме тех, о ком сообщил посланник Аллаха, но я прошу добра для благодетельствующих и боюсь за грешников. Я не называю неверующим ни одного мусульманина за его грехи и не утверждаю о его выходе из исламской общины.

Я также считаю, что джихад должен продолжаться за любым правителем, хорош он или плох, и намаз за ним допустим. Я считаю обязательным подчиняться мусульманским правителям, если они не приказывают не подчиняться Аллаху, независимо от того, справедливы они или нет.

Я убежден, что всякая ересь должна быть отвергнута, и убежден, что вера – это не только произнесение языком, но и убежденность в сердце и выполнение в делах. Она возрастает при подчинении Аллаху и ослабевает при неповиновении Ему. И она делится на семьдесят с лишним степеней. Самая высшая степень – это свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, а самая низшая – убирание препятствия с дороги.

Я считаю обязательным повелевать праведное и запрещать прегрешения на основании чистого шариата Мухаммада…»

 

 

Книга таухида

Всевышний Аллах сказал:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись [10] Мне» (аз-Зарийат 51:56).

Он сказал также:

«Мы отправили к каждому народу посланника с повелением: "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута [11]

Всевышний сказал:

«Господь твой повелел не поклоняться никому, кроме Него, и проявлять благодеяние к родителям. Если один из них или оба достигнут при тебе старости, то не говори им "уф!", и не кричи, а говори с ними словами почтительными. И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: "Господи! Будь милостив к ним, ведь они воспитали меня, когда я был маленьким"» [12](аль-Исра’ 17:23-24).

Всевышний Аллах сказал:

«И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего, делайте добро родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, соседу близкому по родству и соседу чужому, другу по соседству, путнику и тому, кем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделив, тщеславен!» (ан-Ниса’ 4:36).

Он сказал также:

«Скажи: "Придите, я возвещу вам, что запретил вам Господь ваш: не приобщайте к Нему ничего и делайте добро родителям; не убивайте ваших детей по причине бедности – Мы прокормим их и вас; не приближайтесь к мерзостям, ни к явным из них, ни тайным; не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву. Это завещал Он вам, - может быть, вы будете рассудительны! И не приближайтесь к имуществу сироты, иначе как с тем, что лучше, пока он не достигнет зрелого возраста; соблюдайте справедливость в мере и весе. Мы не возлагаем на душу ничего, кроме того, что ей по силам. А когда вы говорите, то будьте справедливы, даже в отношении родственников. И будьте верны завету с Аллахом. Это завещал Он вам, - может быть, вы размыслите! Это есть мой путь, прямо ведущий; следуйте же по нему и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, - может быть, вы будете богобоязненны!"» (аль-Ан’ам 6:151-153).

 

Ибн Мас’уд сказал: «Тот, кто хочет взглянуть на завещание Мухаммада, на котором есть его печать, пусть прочтет слова Всевышнего «Придите, я возвещу вам, что запретил вам Господь ваш: не приобщайте к Нему ничего…» до слов «…Это есть мой путь, прямо ведущий».

Му’аз ибн Джабаль рассказывал: «Как-то я сидел позади пророка верхом на осле, и он спросил меня: "О Му’аз, знаешь ли ты, в чем состоит обязанность рабов перед Аллахом и в чем – обязанность Аллаха перед рабами?" Я ответил: "Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше". Пророк сказал: "Обязанность рабов перед Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего, а обязанность Аллаха[13] перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не приобщает к Нему ничего". Я спросил: "О посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?" Пророк ответил: "Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся"».

 

Некоторые из рассматриваемых вопросов:

1. Поклонение представляет собой таухид.

2. Миссия посланников охватила все народы.

3. Религия всех пророков едина.

4. Допустимость скрывать знание в общих интересах.

5. Похвальность передачи мусульманину доброй вести, которая обрадует его.

6. Боязнь самоуспокоенности обширностью милости Аллаха.

7. Долг человека, осознающего, что он не знает ответа на вопрос, сказать: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше»[14].

8. Допустимость передачи знаний только части людей и сокрытия их от других[15].

9. Скромность пророка, ехавшего на осле и позволившего своему спутнику сидеть позади него.

10. Позволение сажать позади себя седока на верховое животное.

11. Превосходство Му’аза ибн Джабаля.

12. Огромное значение вопроса о таухиде.

 

Здравое слово о главе первой

 

Абсолютный таухид представляет собой знание и убежденность в единственности Господа в Его атрибутах совершенства, утверждение Его единственности в обладании атрибутами величия и великолепия, а также обращение поклонения Ему Одному.

Таухид имеет три составляющие:

Первая – единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами (таухид аль-асма’ уа-с-сифат). Данное положение подразумевает единственность Господа – беспредельное величие Его – в Его абсолютном совершенстве во всех аспектах божественных качеств величия, великолепия и красоты, и что Ему нет равных в обладании ни одним из этих качеств. Эти имена и качества, их значения и сущность сообщил нам Сам Аллах в Своей Книге, и сообщил о Нем Его посланник в Сунне. Все это изложено соответствующим Его величию и великолепию образом, и недопустимо даже малейшее отрицание, непризнание, искажение или уподобление божественных качеств.

Отрицается только то, что отвергнуто Самим Аллахом или Его посланником в отношении каких бы то ни было недостатков или пороков, противоречащих Его совершенству.

Вторая – единственность Аллаха в господстве (таухид ар-рубубиййа). Суть этого заключается в убежденности раба в том, что Аллах является единственным Творцом, Кормильцем и Управителем всего сущего, который одарил благами все Его творения, а выдающихся людей, то есть пророков и их последователей, наградил истинными вероубеждениями, прекрасной моралью, полезными знаниями, а также стремлением творить праведные дела. Подобное воспитание полезно для сердец и душ и обеспечивает счастье как в этом мире, так и в будущей жизни.

И третья – единственность Аллаха в божественной природе, иначе говоря, в поклонении (таухид аль-улухиййа или таухид аль-‘ибада). Суть этого заключается в знании и убежденности в божественности только Одного Аллаха, обращении поклонения Ему Одному и преданности религии Одного Аллаха. Эта последняя составляющая таухида подразумевает и включает в себя первые две, поскольку божественность, как атрибут, охватывает все качества совершенства и все качества господства и величия. Аллах обожествляется и является объектом поклонения в силу присущих Ему атрибутов величия и величественности, а также дарованных Им Своим творениям достоинств и добродетелей. Единственность Всевышнего в Его атрибутах совершенства и Его единоличность в господстве исключает обожествление и поклонение чему-нибудь еще помимо Него.

Цель призыва всех посланников, от первого и до последнего, заключается в призыве всех людей к таухиду на этой основе[16].

Таухид представляет собой неотъемлемое право Аллаха в отношении Его рабов, обязательное для всех них. Это величайшее повеление религии, основа всех основ и платформа всех дел.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!