Производство общественной жизни
первобытных земледельцев и скотоводов:
возникновение, структура, содержание
Согласно данных археологии, констатируемых Т.Л. Карром, Ф. Энгельсом, С.А. Семеновым и др., следующий этап развития общественного производства был связан с появлением шлифованных и сверленных орудий (неолит), приручением и одомашниванием животных, доместикацией растений свайными постройками и гончарными изделиями (26,29). Наряду с усовершенствованием унаследованных от прошлого состояния появились орудия, связанные с новыми видами производства: мотыга, серп, жернова, боллас и пр., свидетельство очередной технологической революции и становления скотоводства с земледелием как ведущих видов производства средств существования. Переход к земледелию и скотоводству занял несколько тысячелетий (10, 163, 179), а весь данный период антропосоциогенеза от 40 до 250 т. л. по разным данным.
Скотоводство, или одомашнивание животных, и земледелие с садоводством и огородничеством, или доместикация растений, означали начало преобразования людьми, помимо физического и химического, охотниками и собирателями, биологического уровня материальной действительности. Они ограничили миграции человека и закрепили элементы оседлости. Наличие постоянных жилищ и оседлости уже у неандертальцев в мустье отмечают Ефименко и другие исследователи (4, 122). С их становлением необходимость поиска естественных источников питания непосредственно для человека, но не для домашних животных, не исчезая, конечно, полностью, отступила на второй план. Пропитание людей обеспечивалось с этого времени продукцией вновь возникших производств, носящих характер не присваивающей, как у предшественников, а преобразующей деятельности. Зачатки скотоводства возникают уже на высшей ступени дикости и носят характер приручения животных для потребностей охоты. Низшая ступень варварства характеризуется разведением скота для получения мяса и молока. На средней ступени варварства у отдельных народов скотоводство становится основным видом производства продуктов питания (11, 34). Земледелие, аналогично, происходит из предшествующих способов производства. Так, первоначально сбор плодов дополняется уходом за деревьями (89). Затем появляется культивирование растений, их посадка на обработанной земле (12, 92). В эпоху дикости люди не были ещё преобразователями природы в полном смысле этого слова 11, 61). Земледельцы и скотоводы перешли от простого потребления природных продовольственных ресурсов к производству основных продуктов – мяса и хлеба (10, 179). Для них присущ образ жизни с "полностью производящим хозяйством" (195). В результате развития неолитического хозяйства к V тысячелетию до н.э. 80% потребляемого, например жителями Средиземноморья, мяса давали домашние козы и овцы (10, 187), лошадь, корова, свиньи … Определённую роль в жизни скотоводов и земледельцев, получив даже некоторое доразвитие (11, 190) продолжали играть охота и собирательство. Однако, несмотря на усовершенствование материально – технической базы этих видов жизнедеятельности, они уже не были в состоянии обеспечить социальный прогресс и заняли в системе производящего производства земледельцев и скотоводов подчинённое место (16, 370).
|
|
|
|
В условиях оседлости, совершенствования производства средств производства и продуктов питания, получило дальнейшее развитие производство предметов потребления. Об этом говорит рост их номенклатуры и появление таких видов деятельности как гончарное дело, выделка украшений, ткачество и т.д. (26, 29-30).
Скотоводческие и земледельческие производства обеспечили человека высококачественными продуктами питания регулярными источниками энергии (физика) и строительных материалов (химия) организма. Теперь он сам контролировал пищевые ресурсы, регулировал и планировал их наличие в зависимости от потребностей и возможностей, перемещал растительный и животный мир планеты из одной местности в другую (Ф.Энгельс), концентрируя их около своего жилища и более интенсивно создавая вокруг себя искусственную (Нп) среду, меняя естественное равновесие биомассы планеты в своих интересах. Одомашнивая наиболее пластичные и продуктивные виды диких животных и растений, используя для их выращивания вначале естественные, а затем искусственные пастбища и возделанные поля, охраняя их от врагов, человек создал не только постоянные запасы пищи, но виды растений и животных, преобразованную биологию, уже через несколько поколений не способные существовать без людей, поскольку в их среде один из основных законов жизни – закон естественного отбора – перестал действовать в прежних формах (17, 71). Отбирая из естественных образцов наиболее пластичные и продуктивные формы минерального, растительного и животного мира, человек превращал их в постоянные источники своего существования – транспортные, пищевые, энергетические и пр., в средства дополняющие и заменяющие энергозатраты собственного организма. Естественное тело природы (Не) всё эффективнее модифицировалось в "неорганическое тело" человека, в очеловеченную, преобразованную им природу (Нп), меняя, очевидно, и самого преобразователя, его биологию (Нв) и формирующиеся социальные (В) свойства.
|
|
|
|
Переход к земледелию и скотоводству обеспечил последующее как интенсивное, так и экстенсивное расширение площади приложения труда. Границы производства раздвинулись при этом настолько, что превратили практически все континенты, за исключением разве что Антарктиды (сегодня есть данные, что и она не миновала этой участи – Ч.) в зону обитания человека. Последовательность и границы заселения материков человечеством представлены в книге Ю.Г.Решетова "Природа Земли и происхождение человека". Там, где земель не хватало, человек начал отвоёвывать их у природы, расчищая под пашни и пастбища лесные массивы, осваивая поймы рек, горные долины и склоны. Земля, естественный фундамент существования, в результате интенсификации труда подвергалась всё более широкому и глубокому преобразованию, превращаясь в благоприятные искусственные условия обитания человека. Результатом процесса было то, что размеры необходимой для жизни одного индивида территории сократились примерно в 20 раз (22, 25). Этим обеспечивалась возможность существенного возрастания численности человечества примерно во столько же раз. В результате развития скотоводства и земледелия "сложившиеся человеческие общности получают новую материальную основу существования и развития" (11, 89).
Развившись в преобразователя природы, человек освободился от прямой зависимости от неё. Однако, "плотью и кровью" принадлежа природе, он оставался от неё в косвенной зависимости. Эта зависимость с расширением природного фундамента его существования сохранялась. Ею было обусловлено, например, образование регионов с преимущественным развитием скотоводства и областей, где распространение получило земледелие, зависящее от местных условий, плодородия почв, климата, рельефа местности и пр. Специализация на земледельческие и скотоводческие районы, сосуществовавшие с охотничьими и собирательскими, стимулировала, как мы обнаружим далее, возникновение постоянного экономического (и не только, очевидно,) обмена между ними, способствующего накоплению трудового опыта и распространению его среди населения мира.
С развитием скотоводства и земледелия, ткачества и гончарного дела усовершенствовалась, очевидно, деятельность по формированию человека, по преобразованию им своей собственной природы. Многопрофильность и сложность производственных процессов сделали не возможным овладение отдельным индивидом всеми существовавшими к тому времени видами труда. Человек уже не был в состоянии усвоить всего многообразия трудовых навыков и знаний. Появилось специализированное обучение отдельным видам производств – скотоводческих, земледельческих, ткаческих, гончарных... Чтобы освоить трудовой опыт "теоретически" и практически, необходимо стало затратить на обучение подрастающих поколений массу энергии, времени, жизненных средств. В ряде производств сроки социализации, формирования социальной зрелости, значительно переросли рамки биологической зрелости индивида. Если неандертальский мальчик – охотник из Тешик – Таша в 10 лет был уже способен осуществлять труд, каковым он был в его время, и в этом, и только в этом отношении, являлся полноправным членом коллектива охотников, то у земледельцев и скотоводов подросток едва – ли мог считаться зрелым членом коллектива, хотя, безусловно, мог выполнять и выполнял определённые работы.
Появление новых и развитие унаследованных от прошлого видов труда, который развивается, таким образом, подчиняясь всеобщему закону развития объективной реальности, потребовало возросшего приложения рабочих сил реализуемого с одной стороны за счёт увеличения населения (Дж. Кларк отмечает в этот период антропосоциогенеза "значительный всеобщий прирост населения" Земли) и повышение его трудоспособности (10, 180), с другой - использования в производстве естественных и преобразованных сил природы: огня, воды, тягловой силы животных... Энергетические, минеральные, растительные и животные ресурсы планеты, т.е физические, химические и биологические явления природы использовались человеком всё более эффективно и полно. В создавшихся условиях адаптивность биологии человека во вновь сложившихся условиях (общественных, денатурированных и естественных), очевидно, не только не снизилась, по сравнению с прежней, но напротив, должна была существенно возрасти. Организм человека и его сообщества (Нв) принуждёны были адаптироваться к социальному (В), расширяющейся под воздействием потребностей общества естественной (Не) и модифицируемой трудом среде (Нn), представленной, наряду с прежними, новыми орудиями, пищей, жилищами и т.д. Большая адаптивная способность обусловила, в свою очередь, внеэкономическое воспроизводство репродуцирующее еще более "широко специализированные" (Ф.Энгельс) организмы с пластичными механизмами регуляции биологической жизни вместо "жёстко" заданных в генотипе программ животного поведения.
Усложнение социально-экономической деятельности не могло не отразиться на соответствующем доразвитии общественного управления, культуры, и отражения (сознания), а, следовательно, и материальных носителей этих видов человеческой активности – доорганизменных, организменных, надорганизменных.
В управлении, сменяя институты управления первобытного коллектива охотников и на основе, получившей определенное доразвитие и приращения сложности с их ведущей ролью женщины-матери и материнским правом наследования собственности и детей фиксируемых этнографией начинает складываться организация регулирования общественной жизни во главе которой, очевидно, не безболезненно, оформляется ведущая роль мужчин, основных производителей материальных благ данного этапа антропосоцтогинеза.
Фиксирующая достижения в земледелии и скотоводстве, а в этот период истории созданы практически все известные современные виды домашних животных и сельскохозяйственных растений (27), новый качественный скачек фиксирует культура в том числе средства общения, накопления и передачи информации. Возникает развитая речь и ее биологический носитель – речевой аппарат современного человека, способный транслировать и накапливать сложнейшую информацию. Танец, пантомима, жест, живопись, скульптура, музыка первобытности, наследуемые от прошлого, прогрессирует далее (См. об этом, например, работы Ю.Д. Петухова, Н.Р. Гусевой, В. Макаренко и др.)
Первобытный анимизм на данном этапе антропосоциогенеза сменяет мифологическое сознание. Выражением его служат сказки, легенды и мифы народов мира, в которых человек, преобразователь природы, зачастую уравнивается с богами. Это проявления разума с элементами глубоких познаний в самых разных сферах жизнедеятельности – астрономии, математике, природоведении – продукция развитого мозга, которым наделен земледелец и скотовод. (Материальными артефактами этого уровня развития человека служат, например, Сунгирь, Аркаим, Триполье, Фрески Тассили-Анжера…). В скотоводстве и земледелии начало трудового процесса удалено от момента его реализации в продукте на месяцы и годы, что косвенно характеризует степень абстракции, планомерности, управляемости и сознательности человеческой активности, позволяя сравнить её с прошлым…
Сложившееся производство общественной жизни во всех его составляющих и на этом этапе антропосоциогенеза не отрицает биологического самосохранения (адаптации, питания, размножения, рефлексии и т.д.), а продолжает развивать его в качестве необходимой основы. И здесь "перемены в социально-экономическом развитии становятся очевидными лишь при изучении материальных предметов в их связи с экологическими и биологическими факторами" (10, 212–213). В целом общественное производство, осуществляемое скотоводческими и земледельческими народами, обмен веществ, более совершенен, нежели предшествующий, и социально и биологически. Его базой, условиями, является более широкая, нежели у охотников и собирателей, естественная и преобразованная трудом природа.
Закономерным следствием развития труда было усложнение общественной организации (системы связей и отношений) скотоводов и земледельцев. Новые виды материального производства в сфере экономики вели к образованию "новых видов собственности", в частности, " на возделанные поля и огороды" (2, 44), стада (26, 57), прочее имущество. " Разнообразие и размер собственности " становятся при этом "значительно больше, чем в период дикости " (2, 44), т.е. у собирателей и охотников.
Появление новых видов собственности обусловило, по К.Марксу, дальнейшее развитие форм собственности на средства, предметы и продукты труда. При этом прежде всего возросла собственность отдельного индивида (48) и затем семьи (48). В результате роста собственности отдельных семей в коллективном владении рода, племени и т.д., остаются только земельные угодья (48). Однако и здесь, чем дальше, тем больше проявляется тенденция к закреплению их за отдельными лицами и семьями. "Хотя земля оставалась в общей собственности племени, отныне признавалось за отдельным лицом или за группой лиц право владения на обработанную землю, которая становилась объектом наследования" (44).
С ростом объёма собственности, её видов и форм в способе распределения жизненных благ возникает и в дальнейшем господствует стремление к устранению из него многочисленных сородичей, приводящее к распределению богатств преимущественно в рамках семьи (но не прежней, а вновь оформляющейся, о чём речь пойдёт ниже...), а земель – между отдельными семьями, патриархальными общинами (сменившими материнский род...) и племенами.
Накопление имущества в рамках отдельной семьи, появление с ростом производительности труда некоторых его излишков (и невозможность отдельной семьей производить всё необходимое для жизни вызывает расцвет как внутреннего (межсемейного), так и внешнего (межплеменного) обмена. "Подсчитано, что до 50 и более процентов животных оказывается при содержании стада избыточным..." для семьи того периода (10, 195). Результатом этого является упрочение и пролонгация экономических отношений меж коллективами. "Скотоводческие племена, производившие продукцию иных видов, чем продукция иных племён, и в количествах значительно больших, чем необходимо для удовлетворения собственных потребностей, положили начало регулярному обмену. Разделение труда ради обмена стимулировало возникновение частной собственности, а присвоение прибавочного продукта означало эксплуатацию человека человеком" (26, 113). В этих новых отношениях "заключался зародыш всего последующего переворота" (158), связанного уже с антагонистическим классовым обществом.
В целом экономическая организация данного этапа антропосоциогенеза была прочнее и шире соответствующей организации предшественников Доказательством этого может служить возросшая до 200 и более тысяч человек численность земледельческих и скотоводческих племён (145), выход экономических связей за их пределы. Организация представляла более развитую совокупность отношений по поводу производимых скотоводами и земледельцами, а также наследуемых от прошлого состояния продуктов.
Будучи более развитой, нежели соответствующая организация предшественников, экономическая система данного периода предполагала и более сложные связи по поводу готовых средств и условий существования человека. Её связи также получили доразвитие, распространившись на более широкий круг явлений "готовой" природы – выросшие территории обитания и более разнообразные естественные средства существования. Территории обитания некоторых скотоводческих и земледельческих племён увеличились до 10 тыс. квадратных км (сравните с 10-16 квадратными милями животных предков) (145), собирателей.
Одновременно с совершенствованием экономических отношений и под их влиянием развилась организация воспроизводства рабочей силы. В новых экономических условиях старые формы брака и семьи становились громоздкими, неуправляемыми, неприемлемыми. С освоением человеком биологической формы материальной действительности в процессах одомашнивания животных и доместикация растений стало известно "откуда берутся дети", ненужность обрядов чурингования, а вместе с тем стал доподлинно известен отец. Его стремление обеспечить именно своих детей средствами существования, а не племянников, как в материнском роде и при материнском праве, обусловило смену матриархата патриархатом, группового дислокального брака – дислокальным парным браком и парной патриархальной семьей, связи которой стали, естественно, прочнее, определённее, эффективнее. Накопление жизненных благ в рамках семьи, возросшие требования трудового воспитания и передачи общественного материального и духовного опыта обеспечили более благоприятные и, вместе с тем, сложные условия воспитания подрастающих поколений, формирования человека, преобразования его природы. Стремление к сохранению и приумножению материальных ценностей, необходимость наследования богатств и социального опыта в процессах воспроизводства человека способствовали распаду группового брака и стабилизации существования брачной пары изменившей форму семьи. Под влиянием социальных потребностей "цементировались" её естественные кровно-родственные связи: подлинно известный муж и отец пришёл в семью, обеспечивая благоприятные условия биологического и социального воспроизводства человека. Как и предшествующий, присущий охотникам, вновь возникший способ социальной жизни в её внеэкономической составляющей продолжал стимулировать возможности генетического обмена между разными экзогамными производственными образованиями, объясняя нарастающий аутбридинг. Это немедленно должно было отразиться на конечном продукте внеэкономического производства – человеке, его социальных, антропологических и антропометрических параметрах.
Социально-экономическая организация скотоводов и земледельцев соответствующе усложнила связи управления общественной жизнью. Разделение населения на отдельные семьи и роды, скотоводческие и земледельческие племена, обмен продукцией меж ними, порождали необходимость постоянного регулирования внутренних и внешних отношений. Очевидно, именно результатом этой необходимости явилось появление должности сахема, вождя, жрецов и военных дружин, призванных охранять территории и имущество, то есть естественные и преобразованные условия существования членов коллектива (26,141). Сложность регулирования социально-экономической жизни обусловила превращение этой функции и ее связей в постоянный " производительный " труд (15, 422) определенной части общества, а отношений при этом возникающих, в постоянные производственные отношения, образующие организацию регулирования социальной жизни скотоводческих и земледельческих исторических общностей. Основными органами этой организации были старейшина племени и одновременно председатель народного собрания (сахем); совет старейшин, состоящий из родовой знати, передающей по наследству свои должности; народное собрание всех членов племени (достигших социальной зрелости), решающие наиболее важные вопросы жизни и, одновременно, являющиеся высшим судом; военный вождь, выбираемый " " по пригодности " для руководства военной дружиной; жрец, шаман, маг, колдун, волхв, либо группа жрецов... (26,142), осуществляющих функции идейного руководства и культа. Рост численности этой организации обусловил необходимость выделения на ее содержание части земель и имуществ общества (2,48). "Это была наиболее развитая организация управления, которая вообще могла развиться при родовом устройстве..." (26,142).
Обусловленная производящим способом хозяйствования, сложившаяся общественная организация скотоводов и земледельцев, взятая в совокупности всех ее сторон, представляла интеграцию общественных (экономических, внеэкономических, управленческих, культурных и идеологических) производственных отношений и. лежащих в их непосредственной естественной основе биологических связей самосохранения (адаптация, размножения, регуляции, отражения). Эта организация обладала определенными социальными и биологическими преимуществами перед предшествующими, выразившимися в существенном упрочении и пролонгации связей и отношений ее образующих. Результатом сложившегося производства и "готового" общества с их биологическими аналогами и условиями существования естественными и модифицированными был, согласно антропологии, новый материальный субстрат социального, представленный и его элементарной единицей – человеком, и совокупным продуктом изменившейся социальной жизни-человечеством.
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!